РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Галия и Юрий Кармели


ПЕРСТЕНЬ С КАРНЕОЛОМ


Реликвия

Со школьной скамьи мы знаем портрет Пушкина работы В. Тропинина, с алым перстнем на указательном пальце поэта. И в сознание подростка словно впечаталось, что настоящий поэт, писатель, художник должен быть с перстнем, непременно ярким, необычным, индивидуально своим – таким, какого нет у других. И носить его должен так естественно, без подавления его яркостью себя, но чтобы по перстню было видно, что перед тобой не обыкновенный человек, а художник.
Уже потом я узнала о том, что Пушкин считал его своим караимским талисманом, получен он от одной из привлекательнейших женщин его времени – графини Елизаветы Воронцовой. Знаменитый перстень был изготовлен в 1823 году в Джуфт-Кале, в Крыму и был парным. Графиня Воронцова подарила его поэту, чтобы лишь у двоих людей в мире был такой. Второй перстень-близнец остался у графини, и Елизавета Ксаверьевна запечатывала им письма к Пушкину в Михайловское, велев их тотчас же сжигать. В стихотворении «Сожженное письмо» поэт восклицает: «Прощай, письмо любви! Прощай, она велела...». В нем есть и такие строки: «Уж перстня верного утратя впечатление, / Растопленный сургуч кипит...». Образ парного перстня, изготовленного мастером-ювелиром и подаренного женщиной звучит в вершинах любовной лирики Пушкина – стихотворениях «Талисман», «Храни меня, мой талисман», «В пещере тайной...», «Сожженное письмо». Со временем Пушкин стал приписывать перстню магические свойства, считая надпись на нем каббалистической, имеющей чудодейственную силу для творящего.
Не случайно сама история карнеолового (разновидность сердолика) перстня настолько вросла в психологию индивидуальности русского гения, что заложила магическую традицию индивидуального ювелирного произведения искусства на руке художника.
Опоэтизированным талисманом-печатью запечатано немало пушкинских писем. Оттиски перстня остались на многих его рукописях, а под стихотворением «Талисман» их целых пять... Пушкин не расставался с перстнем, а умирая, завещал его Василию Жуковскому – другу и «побежденному учителю». После смерти Жуковского его сын Павел передал перстень как драгоценную реликвию писателю Ивану Тургеневу, который в свою очередь завещал, чтобы после его смерти перстень передали Льву Толстому, и просил, чтобы тот в свое время, завещал его достойному продолжателю пушкинских традиций в литературе. Но наследница И. Тургенева Полина Виардо была не столь убежденной в магической силе перстня для художников слова и отослала его в Пушкинский музей Александровского лицея, где он и хранился. К сожалению, весной 1917 года среди других ценных предметов этого музея перстень был украден. На этом его история пока прерывается. Как знать, может, большевики и не переплавили его как лом драгметаллов? Может, след караимского перстня с алым карнеолом еще отпечатается где-нибудь новым стихом священным?
В музее остались лишь футляр, слепок камня и его оттиск на сургуче и воске. С точки зрения ювелирного дела, этого достаточно, чтобы идентифицировать находку, если человечеству выпадет возможность снова увидеть эту художественную реликвию. Кроме того, существует описание перстня одного из посетителей пушкинской выставки 1899 года в Санкт-Петербурге: «Этот перстень — большое золотое кольцо витой формы с большим камнем красноватого цвета и резной восточной надписью. Такие камни со стихами Корана или же мусульманской молитвой еще и сейчас часто встречаются на востоке...».
Но еще в 1888 году надпись на перстне была прочитана русским востоковедом, доктором философии, профессором восточных языков Санкт-Петербургского университета, автором научного перевода Библии на русский язык Д. Хвольсоном: «Симха, сын святого старца Иосифа, пусть будет благословенной его память». Надпись сделана караимским курсивом на языке Торы. В то время Крым входил в состав Новороссийского края, генерал-губернатором которого с 1823 года был Михаил Воронцов, имевший на полуострове свои владения. Чета Воронцовых, как известно, была в хороших отношениях с караимами, славившимися ювелирными мастерами. Скорее всего, от них графиня и получила в подарок или как плату за услуги эти парные перстни, а может, и заказала сама. Вопрос в другом, что такого рода значимые подарки могут изготовить лишь художники-ювелиры...


Выставка в Доме художников Кармели

...марта в Нетании, в Доме художников Кармели (адрес...) состоится выставка их авторских работ в самых различных художественных жанрах. Это прежде всего ювелирные изделия, керамика, мозаика, чеканка, настенная живопись, скульптура, станковая живись. Для своих изделий Галины и Юрий Кармели используют самые различные материалы: металл, камень, дерево, стекло, ткани.


Художники из Одессы

В справочнике одесситов в Израиле супруги Кармалюк – одни из первых репатриантов.
Галина и Юрий родились в Одессе. С 1972 года живут и работают в Израиле. Галина с отличием окончила Одесское художественное училище имени Грекова. Она член Союза советских художников (с 1961 года) и член Союза художников Израиля, член Объединения профессиональных художников Израиля.
Юрий – выпускник Одесского педагогического института, керамист и технолог.
Супруги Кармалюк (в Израиле – Галия и Йосеф Кармели) – участники многих выставок в бывшем СССР, в Израиле и в других странах. Оба санурцы. Произведения Галины и Юрия находятся сегодня в коллекциях граждан Украины, России, США, Болгарии, Германии, Австралии, Канады, Франции, Италии, Израиля.
В городах Украины и Израиля можно видеть немало монументальных работ этих мастеров.


Дом Кармели

В их доме всё удивительно! Картины с прекрасными женщинами – в венках из тугих весенних трав и льющихся цветов, осенних сияющих листьев, в снежно-шиншилловых мехах и просвечивающих органзовых одеждах. Стилизованные расписные керамические кувшины и блюда с сюжетам из Торы. Раскидистая бирюзовая шикра, обласканная лунным светом, зеленый хамсин, опустившийся космической дымкой на ветви какого-то странного дерева, терракотовый закат – каким он станет потом? Ирреальные пейзажи, в которых всё так декоративно утонченно и закручено, что ты вдруг оказываешься в ином измерении. Так мастера-дизайнеры продумывают каждую деталь, начиная с вешалки, вводя в салон волшебной стилизации, двери которого распахнуты в сказочный двор с регулярным газоном, но уже других сюжетных решений. Это керамика совершенно иной направленности с узнаваемыми израильскими реалиями, мотивами штеттла с его колоритными героями, серия носатых типажей с всклокоченными остатками шевелюры. А вот традиционные сюжеты – «Лехаим», «Симхат Тора», «Песах», и тут же козы и курочки, горластые петухи и упрямые ослики. И всё – с юмором и любовью. Мол, если у нас, евреев, даже не совсем всё так, мы же всё равно от лучшей еврейской мамы! Не знаю, где еще в Израиле найдется такой заповедный художественный уголок, где художник живет и творит в этом созданном им мире, но словно рожденном для вдохновения. В дни ежегодных регулярных выставок в «Доме художников Кармели» это невозможно не ощутить!
Минуя стену из кактусов-сабр, мы с Галей прошли в помещение – экспозицию ювелирных произведений искусства из серебра и полудрагоценных камней.
У меня разбежались глаза.
Работы Галины и Юрия Кармели – это в первую очередь стиль. Претенциозные колье-галстуки из ярко-голубой бирюзы и эйлатского камня. Янтарный кулон классической прямоугольной формы в ажурном, словно подстаренном серебре. Эффектно асимметричное колье из красного агата и приглушенного лазурита. Столько романтизма в перламутровом кулоне со спрятавшейся жемчужиной, совершенная форма которой оттенена ришелье из матового серебра.
Ювелирные произведения искусства Кармели невольно овладевают вашим сознанием, очаровывая своей красотой, блеском и притягательностью. Так и кажется, что именно здесь и есть то, что для тебя, когда не ты – для моды, а то, что подчеркивает твою индивидуальность и твой внутренний мир.
Почему? Да потому что в их дизайне, стиле, композиции, выборе материала так складываются авторские предпочтения, что вкупе неожиданно совпадают с праисторией тех, кто желает прикоснуться и срастись с ними.
Они работают в художественной манере, сочетающей романтизм и классику, барокко и современность. В их произведениях – диалог с камнем, нередко диктующим пластику оправы и пристрастие к особой форме, диктующей стиль. Нередко это современные вариации исторических ювелирных украшений и драгоценностей.
То, что делают мастера-ювелиры Кармели – это стильный, современный дизайн, который сочетает в себе художественность исполнения и изысканный вкус, воплощая уникальность авторской работы. Это эксклюзивные произведения искусства – серьги и кольца, кулоны и колье, броши и браслеты. И пробуждается свое, женское – в той неповторимой красоте, которой женщина сама определяет свой стиль, то, что выделяет ее из всех. Я отчетливо вспомнила это чувство, когда ходила по ювелиркам в Доме творчества в Коктебеле, где, как все художественные натуры, заболела любовью к камням, приоткрывающим дополнительную грань мира, позволяя художественно обладать бытием и прикоснуться к его тайнам.
Так родилось мое стихотворение «Аквариум»:

Среди забот потерянного дня –
Аквариума сказочное царство –
Моей души целебное лекарство –
Сияет самоцветами маня.

Здесь моллинезия – раухтопаз –
Бросает в сумрак бархатные блики.
Вуалехвосты, словно сердолики,
В их пластике – и нега, и экстаз.

Здесь плавники готических скаларий
Пронзили полумрак и полустрах.
И гуппи халцедоновых вуали
Мерцают в кислородных пузырьках.

Тоскует глаз по красоте в веках.
Прозрачная, но всё ж стена меж нами.
А там плывет опаловый гурами
С жемчужною росою на боках.


Перстень-талисман

И вдруг... я увидела литое серебряное кольцо с шестигранным алым камнем. У меня чуть не перехватило дыхание.
– А надпись какая-нибудь на нем есть? – неожиданно для себя спросила я.
– Пока нет, – ответила Галя, – но мой Юра выгравирует любую и на любом языке...
– А это карнеол?
– Нет. Красный агат. Но карнеол у нас тоже есть. Можно сделать и с карнеолом, и с кораллом. И в зависимости от формы камня придумать свою оправу.
Ну что за навязчивая идея? Вдруг вспомнила перстень Пушкина! У каждого из нас – свой камень и своя Вселенная, свой перстень и свои способности к творению... И все-таки... Пора подумать и о талисмане!
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.