Галина ПОДОЛЬСКАЯ
ПАЛИТРЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Памяти И.И.Бродского (1884–1939)
https://www.youtube.com/watch?v=zyriepqGXAI
Израильское изобразительное искусство в собрании Бердянского художественного музея
имени И.И.Бродского
Издание «ПАЛИТРЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ. Памяти И.И.Бродского» в серии «Израильское изобразительное искусство в музейных собраниях» (автор - доктор филологических наук Галина ПОДОЛЬСКАЯ) дает представление о тематической коллекции произведений израильских художников, поступившей в фонды Бердянского художественного музея имени И.И.Бродского благодаря совместному проекту музея с Объединением профессиональных художников Израиля.
Главный эмоциональный посыл проекта – дань памяти основателю музея – Исааку Израилевичу Бродскому (1884–1939) - крупнейшему художнику ХХ века и выдающемуся коллекционеру.
В годы увлечения модернистскими течениями И.И.Бродский, выпускник Императорской Академии художеств, ученик И.Е.Репина, остался верен принципам своего учителя в искусстве. В 1930-е годы, став профессором и директором Всероссийской Академии художеств, он выступил последовательным продолжателем традиций И.Е.Репина как опорными в системе высшего профессионального художественного образования в России.
Открытие выставки-дарения коллекции живописи и графики израильских художников Бердянскому художественному музею имени И.И.Бродского состоялось 17 апреля 2019 года.
На территории Государства Израиль находятся святыни мировых религий, устои которых во многом влияют на формирование культуры и духовных ценностей той или иной страны. Коллекция «ПАЛИТРЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ» дает общее представление об Израиле – стране, созидающей мир. По содержанию работы, составившие коллекцию, созвучны культурным особенностям и религиозным предпочтениям населения Приазовского края.
Работы созданы нашими современниками - выходцами из СССР, стран постсоветского пространства, в том числе из Украины, но ныне являющимися носителями культуры Израиля.
В проекте приняли участие члены Объединения профессиональных художников Израиля - Виктор БРИНДАЧ, Татьяна БЕЛЯКОВА, Людмила БЕРЕНШТЕЙН, Борис ГЕЙМАН, Андриан ЖУДРО, Анна ЗАРНИЦКАЯ, Александра ИЛЬЯЕВА, Вячеслав ИЛЬЯЕВ, Иосиф КАПЕЛЯН, Борис КОТЛЯР, Аркадий ЛИВШИЦ, Анатолий МЕТЛА, Герман НЕПОМНЯЩИЙ, Аркадий ОСТРИЦКИЙ, Илья ХИНИЧ, Лилия ШОШАН, Григорий ФИРЕР. Работы Анатолия ФИНКЕЛЯ и Надежды ЩЕТИНИНОЙ подарены доктором Галиной ПОДОЛЬСКОЙ из ее коллекции.
Автор проекта «ПАЛИТРЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ. Памяти И.И.Бродского» –
доктор филологических наук Галина ПОДОЛЬСКАЯ.
В первое десятилетие XX века юный еврей из Таврической губернии, сын купца второй гильдии города Ногайска (ныне Бердянска), к тому времени выпускник Одесского художественного училища, учившийся у К.К.Костанди, Г.А.Ладыженского, Л.Д.Иорини, наконец, осуществил свою мечту – он стал студентом Российской Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Молодой человек поступил в мастерскую к самому Илье Ефимовичу Репину, со временем оказался в кругу его любимых учеников, по окончании Академии выпускник получил стажировку: с 1909 по 1911 гг. он ездил по Германии, Франции, Испании, Италии.
Все, наработанное им в жизни, И.И.Бродский считал заслугой своего учителя – Ильи Ефимовича Репина, от которого получил не только навыки художника, но и овеществленный дар – три этюда, с которых и началась уникальная коллекция Исаака Израилевича Бродского, считавшаяся в то время качественно второй после собрания Русского музея в Санкт-Петербурге.
Старая новая земля
Израиль – удивительная страна, на чьей палитре сохранились начала начал мировых религий – иудаизма, христианства, мусульманства, краски разных ментальностей, привнесенных сюда со всех концов вместе с паломничеством к святыням. Здесь живы цвета культур бывавших и ныне живущих здесь народов.
Культурологически и как символ Веры Святая Земля, вне всякого сомнения, принадлежит всему человечеству. Но, согласно политической карте мира, ныне Святая Земля является частью современного Государства Израиль, с 1948 года официально обозначенного на ближнем Востоке, – государства, хранящего святыни трех авраамических религий.
Примечательно, что в сионистском движении, при создании Государства Израиль, развитии его науки и культуры после 1970 года особую роль сыграли евреи из России (в том числе СССР, СНГ) и позже стран постсоветского пространства, в частности, Украины. Сегодня русскоязычные евреи составляют более 20 % еврейского населения Израиля. Среди них примерно 300 тысяч – неканонических евреев, то есть прибывших в Израиль по Закону о возвращении, но не по Галахе.
Израиль – страна социально-исторического детерминизма и контрастов природных заповедников. Солнечная Галилея не похожа на Эйлатские горы. Берег Мертвого моря никогда не спутаешь с берегом Средиземного моря. Лунный кратер Негева и возвышающийся, как потухший вулкан, Иродион различаешь сразу, как бы ни были обрублены их вершины.
Главное другое – Земля Израиля – это земля, в чьих недрах и складках ландшафтов и по сей день живет память о событиях библейских времен – память человечества об истоках своих культур, в формировании которых значительную роль сыграли религиозные воззрения народов, устремлявшихся в край обетованный.
Но Святая Земля на то и Святая Земля! Независимо от летоисчисления – во веки веков она остается библейской и вечно юной. Так, на протяжении тысячелетий по весне ее палитры обновляются красками живой природы. Это «цвета» солнца, воздуха и воды, немыслимое сочетание которых предопределяет колористическую гамму ежегодного обновления природы Израиля, наводя на мысли о бессмертии этой «Старой новой земли» (Т.Герцль).
НОВАЯ КЛАССИКА В РАЗГАР ЭПОХИ АВАНГАРДА
Во все времена во все страны мира из Святой Земли везли частицы мощей, растений, камней, чтобы увековечить память о событиях, происходивших на библейской земле, легших в основу представления об истории и бытии Святой Земли, а художники стремились запечатлеть ее на своих полотнах.
Но судьба распорядилось так, что Исаак Израилевич Бродский (1884–1939) никогда не бывал в наших палестинах. Даже заезжая на Капри к А.М.Горькому, палестинский маршрут остался разве что в планах художника на будущее. А потом – загудела жизнь, в которой было уже совсем не до палестин. Библейские темы и еврейский вопрос не трогали художника. Зачем? Есть вереница политических деятелей, которые все, как один, хотят иметь свой портрет, написанный И.И.Бродским. Выполнил государственный заказ – и пиши и делай то, что душа пожелает. Казалось бы, что за резон израильским художникам посвящать проект И.И.Бродскому? Не потому же, что тот – Израилевич? И тут выплывает ответ, после которого все, сказанное ранее, кажется словно незначительным, – это вклад И.И.Бродского в историю и организацию высшей школы художественного образования в России XX века, уровень профессионализма которой позволил участникам этого проекта – художникам репатриантам, реализоваться в Израиле, ну, а потом – и в других уголках мира.
Ученик И.Е.Репина, И.И.Бродский был убежденным сторонником консервативного обучения в Академии художеств. Современник русского авангарда и многих модернистских течений в западноевропейском искусстве, он был уверен, что прежде, чем позволить себе вольность, П.Пикассо, в мастерских которого он немало бывал, необходимо виртуозное владение навыками реалистической школы в искусстве. На протяжении всей жизни пример И.Е.Репина оставался для художника единственным мерилом высокого искусства, по которому можно обучать в рамках учебного заведения. Будучи директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, которой по его инициативе позже было присвоено имя И. Е.Репина, И.И.Бродский сделал все возможное и по сути невозможное в разрушенной системе художественного образования в Советской России, чтобы вернуть Художественной академии былой статус. Человек поразительно деятельный, И.И. Бродский добился этого результата.
Это то, что было воспринято в системе профессионального образования художниками, получившими образование в СССР и странах постсоветского пространства, ныне проживающими в Израиле, для которых имя Ильи Ефимовича и по сей день свято. Более того, полученные в этой системе образования профессиональные качества и позволили выходцам из СССР и стран постсоветского пространства, личностно и творчески состояться в Израиле – стране иной системы художественного образования.
Согласно завещанию И.И.Бродского, художника и коллекционера, в 1949 году в Ленинграде, в квартире художника, где он проживал последние 15 лет жизни, был открыт музей имени И.И.Бродского (площадь Михайловская пл., 3).
Однако первым музеем, который в полном смысле можно назвать детищем И.И.Бродского, стал художественный музей в городе на Азовском море – на родине художника. Для того, чтобы в Бердянске открылся художественный музей, в 1930 году И.И.Бродский передал в дар городу часть своей коллекции – около 230 работ, созданных мастерами русской классики.
До последних дней И.И.Бродский поддерживал родной музей материально и собственными работами, которые ныне уже сами по себе представляют феномен бытия новой классики в разгар эпохи авангарда в искусстве.
ИСКУССТВО КАК ДЕЛО ЖИЗНИ
Представление о благотворительности как основном источнике формирования музейных собраний сродни участникам настоящего проекта. Израильские художники передают в дар Бердянскому художественному музею свои работы, посвящая эту коллекцию памяти Исаака Израилевича Бродского.
У каждого из нас – свое время – не только рождаться и умирать, но и творить, и уметь разумно распорядиться судьбой своего произведения.
Подобно Исааку Израилевичу Бродскому, но в Израиле и в свое время члены Объединения профессиональных художников Израиля стремятся сохранить воспринятые ими в стране исхода традиции И.Е.Репина. И, подобно И.И.Бродскому-коллекционеру, пополнившему собрания многих музеев страны жемчужинами своей коллекции, которая в его время по репрезентативности собрания считалась второй после сокровищницы Русского музея, а также собственными картинами, участники этого проекта разделяют позицию И.И.Бродского. Речь идет не о первенстве, а о стремлении к идеалам искусства, созидающего мир, и моральных качествах участников проекта. Кроме того, и в этом случае связующим звеном неожиданно выступает И.Е.Репин.
В 1898 году во время паломнической поездки на Святую Землю художник подарил святому городу этюд «Несение креста», на котором запечатлел образ идущего на Голгофу Спасителя. Это единственная работа, которая была создана И.Е.Репиным в Иерусалиме. Ее и сегодня можно увидеть в сердце столицы Израиля – в Старом городе, в церкви Александра Невского, одна стена которой примыкает к Храму Гроба Господня. Она, как душа, материализовавшаяся в рукотворном этюде русского мастера, живет на Земле Израиля, подобно художественному мерилу истины в искусстве, объединяет культуры наших государств, помогает художникам – выходцам из стран восточноевропейской диаспоры. Энергетика, исходящая от репинской картины, помогает художнику, выросшему в системе российского академического образования, чувствовать себя увереннее в государстве общей истории религии, но иной культуры, потому что знать об исторической родине и жить на ней – совсем не одно и то же в жизни реальной.
Вспоминая о своем учителе, И.И. Бродский признавался: «От И.Е.Репина я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни». Это то, что объединяет и участников настоящего проекта и созвучно их отношению к искусству как делу жизни.
В проекте приняли участие члены Объединения профессиональных художников Израиля Виктор БРИНДАЧ, Татьяна БЕЛЯКОВА, Людмила БЕРЕНШТЕЙН, Борис ГЕЙМАН, Андриан ЖУДРО, Анна ЗАРНИЦКАЯ, Александра ИЛЬЯЕВА, Вячеслав ИЛЬЯЕВ, Иосиф КАПЕЛЯН, Борис КОТЛЯР, Аркадий ЛИВШИЦ, Анатолий МЕТЛА, Герман НЕПОМНЯЩИЙ, Аркадий ОСТРИЦКИЙ, Илья ХИНИЧ, Лилия ШОШАН, Григорий ФИРЕР. Работы Анатолия ФИНКЕЛЯ подарены доктором Галиной ПОДОЛЬСКОЙ из ее коллекции. Автор проекта – доктор филологических наук Галина ПОДОЛЬСКАЯ.
Проект «Палитры Святой Земли» Объединения профессиональных художников Израиля и Бердянского художественного музея имени И.И.Бродского посвящается памяти Исаака Израилевича. Выставка «Палитры Святой Земли» с переданными в дар музею произведениями израильских художников организована музеем в год 135-летия со Дня его рождения и 80-летия со Дня памяти Исаака Израилевича Бродского – крупнейшего художника и коллекционера своего времени, основателя Бердянского художественного музея, отмечающего свое 90-летие.
А еще – для выставки «Палитры Святой Земли» – кульминации совместного международного проекта Объединения профессиональных художников Израиля и Бердянского художественного музея имени И.И.Бродского – музеем выбраны дни, объединяющие человечество представлением об обновленном мире. Это дни Еврейского Песаха, когда выпекают традиционную мацу по рецепту иудеев. Это дни Православной Пасхи, когда Иерусалим полнится малиновым звоном, летящим со склонов Елеонской горы, и празднично сияют православные маковки золотых куполов Церкви Святой Марии Магдалины. И только оливы Гефсимании знают тайну моления о чаше, в которой иудейское и христианское стали едиными составляющими бытия мира.
Весь круг этих событий – от липовых аллей в усадьбе И.Е.Репина до олив на Масличной горе – и запечатлен в работах Бориса Геймана, Анатолия Метлы, Григория Фирера.
В эти дни Иерусалим принимает тысячи тысяч паломников. Каждый идет к своей святыне. Но все они собираются у Яффских ворот Старого города Иерусалима (Лилия Шошан, Анатолий Метла). И, наверное, это лучшее время для того, чтобы рассказать об Израиле и показать «Палитры Святой Земли», созданные израильскими художниками, тем, кому пока еще не посчастливилось побывать в дни пасхальных праздников в Иерусалиме.
ИОАНН – ЗАРЯ
Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм. В иудео-христианском богословии, где пророки – провозвестники воли Бога, Иоанн стал пророком – провозвестником сверхъестественной воли.
Иоанн Предтеча родился на рубеже двух эпох: ветхозаветной и новозаветной. Им закончилась великая цепь пророческого служения Ветхого Завета и началась цепь новая – новозаветная. Христос говорит тем, кто ходил в пустыню к Иоанну Предтече и слушать его огненные слова: «Что смотреть ходили вы в пустыню? ...пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка».
Иоанн Креститель – один из самых популярных библейских сюжетов в мировом искусстве, поскольку само рождение Иоанна предвещало появление в мир Спасителя. Иоанну выпала миссия обратить многих сынов Израиля к Всевышнему, став провозвестником Иисуса Христа.
Иоанн Предтеча – связующая нить – последний пророк Старого Завета и самый почитаемый из пророков Нового Завета. В иконографии его нередко изображали рядом с Богородицей. А еще – с крыльями, называя Ангелом звенящей от зноя пустыни, первыми собеседниками которого были ангелы, приносившие ему манну небесную (работа Виктора Бриндача). Образ более чем символический для художественного творчества.
Кем же был Иоанн Предтеча? Сын священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида), он родился на полгода раньше Иисуса. В Евангелии от Луки рассказывается о том, как архангел Гавриил явился в храме к бывшему в преклонных годах отцу Захарии, возвестив, что тот станет отцом. И появился на свет у благочестивых супругов сын, названный ими Иоанном. Но по закону парных случаев произошло следующее: мальчику было всего полгода, когда у девы Марии родился Иисус. И тогда царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако среди тысяч убиенных младенцев, как и Иисус, Иоанн избежал смерти, но погиб Захария, не признавшийся, где искать его жену с сыном, укрывшихся от погони в одной из пещер пустыни, где и вырастила она свое дитя вдали от мира.
Облаченный в рубище из верблюжьего волоса, питаясь саранчой, медом и плодами рожкового дерева, до 30 лет Предтеча провел свою жизнь в пустыне, где непрестанно молился Всевышнему. Но, предчувствуя приход Спасителя, пророк вышел из своего убежища, став «гласом вопиющего в пустыне». Это случилось в тот момент, когда иудеи ожидали Избавителя, поскольку в их землях господствовали римляне, унижая достоинство евреев. И вот появился странный человек, который не кричал о борьбе с римлянами, но призывал покаяться и измениться, ибо близко царство небесное.
Всем своим существом Иоанн чувствовал приближение Сына Божия. И прорвались слова, что были «мычанием», потому как с ангелами, его собеседниками в пустыне, не требовалось слов человеческих. Теперь же – слова, что сдерживались все эти годы, прорвались, вылившись в речь, от которой в душах людей поселялась благодать.
Так в пустыне появляется источник, чтобы питать оазис в будущие времена. Так родился водопад духовный, поток которого привел Иоанна к Иордану – реке очищающей. С течением Иордана и Иоанн стал Предтечей. Тех, кто каялся, Иоанн окунал в воду и крестил. В иудаизме искони было принято омовение водою, но это было иное очищение, помогающее принять весть о новом мире и желание стать его частью.
В Евангелии от Марка говорится: «Сей есть сын возлюбленный <...>. Вот я посылаю Ангела Моего и станет он как заря».
ЦВЕТОВЫЕ ПАЛИТРЫ
На полотне Анны Зарницкой изображен Иордан наших дней. Но мотивы людей, решивших принять обряд крещения, перекликаются с легендарными событиями тех дней.
Пленэрные работы Татьяны Беляковой, Людмилы Беренштейн, Александры и Вячеслава Ильяевых, Германа Непомнящего, Аркадия Острицкого, Анатолия Финкеля, Григория Фирера, Ильи Хинича, Надежды Щетининой воссоздают места, связанные с историей бытия Предтечи на Земле Израиля.
По работам израильских художников можно судить о том, как по весне, словно от глубокой спячки, пробуждается эта Земля, становясь живым ковром, сотканным из библейских трав, нежных полевых цветов и несусветными букетами колючих кактусов. Можно увидеть, как вросшие в каменистую почву распускаются деревца миндаля, какими серебристо-белесыми пучками кажутся цветущие оливы. Пролетит весна, и они станут зелеными круглыми шапочками, разбросанными по разомлевшим от жары холмам и предгорьям. А потом все станет похожим на традиционное представление о пустыне, похожей на песчаную перину для раскаленного солнца…
«Великий в очах Гоподних», он был как заря! Чем не пленэрное сравнение? Со времен царя Давида Тель-Цуба, пейзажи которой стали объектом для израильских художников, – это место древнего еврейского поселения, которое не раз упоминается в Библии, связывая Ветхий и Новый Заветы.
С этих холмов открывается вид на предместья Иерусалима – угодья Эйн-Керем, пещеру, в которой Елизавета скрывала своего Иоанна – будущего святого апостола. Но легенды – легендами, а археология – наука упрямая. Так, постройки снаружи пещеры указывают на то, что пещера использовалась как резервуар для воды и место для омовения. Вода собиралась из долины и направлялась в пещеру с помощью системы сбора и фильтрации воды. Такого рода устройство позволяло направлять ее на орошение земельных угодий. Более того, археологи обнаружили пролет из 28 ступенек, ведущий к подземному резервуару, в котором находилось около 250 тысяч черепков небольших кувшинов для воды, используемой в ритуале крещения.
В жилище Предтечи находится небольшое возвышение, долгие годы служившее Иоанну ложем. На стенах пещеры – изображение святой Елизаветы, матери апостола, и самого Крестителя в малые годы. Кроме того, в пещере имеется изображение Христа и ягненка, неоднозначно намекающее на жертвенного Агнца.
С вершин Тель-Цубы можно увидеть и остатки древнего поселения Сатаф, поселок Эвен Сапир (то есть Камень Сапфир на мантии первосвященника в Храме), где находится францисканский монастырь Святого Иоанна в пустыне.
Каждая пять этой земли связана с тем или иным сюжетом из Библии, но это и земля современного Государства Израиль, у которого своя история, в которой стратегическое расположение Тель-Цубы перед въездом в Иерусалим сыграло свою роль.
В конце 1947 и начале 1948 гг. разрозненные силы Египетской организации «Братья-мусульмане», высаженные в Цубе, нападали на еврейские колонны на главной дороге из Тель-Авива в Иерусалим.
В октябре 1948 года группа ветеранов Пальмаха «Амелим» создала кибуц в 1 км к югу от старой Цубы, они хотели назвать его «Мисгав Пальмах», но комиссия по наименованию поселений рекомендовала сохранить историческое название Цуба, так появился компромиссный вариант «Пальмах Цуба».
Так земля библейских событий стала ареной боевых действий за создание Государства Израиль.
КРАСКИ ГАЛИЛЕИ
Образ в искусстве сильнее истории. Когда речь заходит о местах, связанных с явлением Христа и его деяниями, то, как правило, перед глазами возникает картина Александра Иванова «Явление Христа народу». Примечательно, что – в отличие от своего брата Сергея Иванова, чьи работы имеются в Церкви Марии Магдалины в Гефисимании, – Александр Иванов в Палестине никогда не был и написал свой шедевр в Италии, изобразив не галилейский, а итальянский пейзаж. Но полотно «Явление Христа народу» без лишних слов обращает нас к событиям и местам, на которых все происходило.
Часть работ в коллекции «Палитры Святой Земли» отражает краски Галилеи. И это не случайно. С Галилеей связаны места земной жизни Христа – это детство, отрочество, юность Иисуса. Это становление его мировоззрения и миссии в мире. Это встреча с Предтечей. Это Крещение в водах Иордана, которое осуществил Иоанн Креститель. Это обретение учеников-апостолов. Это первые чудеса, сотворенные на побережье Кинерета. Правда, в священных книгах израильский Кинерет, как правило, называют «Галилейским морем», «Тивериадским озером (морем)», «Геннисаретским озером», иногда просто «озером» или просто «морем». Но каждый, кто едва знаком с библейской географией, знает, что речь идет об «устойчивом образе» – озере Кинерет в Галилее, которое и ныне остается самым крупным пресноводным водоемом Израиля.
Но, находясь в пространстве библейского летоисчисления, напомним, что на берегах тивериадских, Иисус провел большую часть своего земного служения.
Итак, Капернаум – город на северном берегу озера Кинерет – библейского Галилейского моря. В истории христианства он занимает особое место. В те времена, по словам Иосифа Флавия, он был цветущим рыболовецким городком. В древности этот город был важным культурным центром, расположенным на перекрестке торговых путей. Во времена Римской империи в Капернауме стоял римский гарнизон. Сотник этого гарнизона, перешедший в иудейство, построил синагогу, в которой Иисус читал проповеди, исцелял и воскрешал. Это было место сбора податей, откуда был призван на апостольство мытарь Матфей. В этих местах рыбачили будущие апостолы Христа – Петр и Андрей Первозванный. Не случайно в Евангелии Капернаум называют «Его город». На «палевых офортах» Иосифа Капеляна скупыми штрихами, сухой иглою, как суровой правдой библейского бытия, обозначены очертания современного туристического города и маковки православного монастыря 12-ти апостолов.
Времена изменили этот некогда тихий и уютный уголок, словно предназначенный для уединения и молитв, с небольшим причалом с выходом в Кинерет. Паломники со всего мира посещают это место. Во дворике монастыря 12-ти апостолов живут павлины, цветут поразительные цветы, напоминая о цветовых палитрах Земли Израилевой. И мир вокруг наполнен добротой и спокойствием. Это то состояние, которое запечатлено на картине Бориса Котляра.
На рубеже 20–21 веков монастырь был расписан греческим художником. На фоне изображения 12 апостолов всеобщее внимание привлекает икона Иисуса с душой умершей матери на руках… Присутствие этой иконы в храме поразительно по сути, поскольку перед тем, как соединиться с душою своего сына, призвала Мария апостолов, напутствую идти в разные земли и нести учение своего Сына. Некоторые из них дошли до краев славянских, принеся в них Учение своего Учителя, которое сильно и в наши дни в странах золотой осени, пылающие цвета которой покоряют на полотне Аркадия Лившица, напоминая «об унылой поре очей очарованья», когда взгляд сам собою ловит «багрец и золото» увядающей листвы.
БИБЛЕЙСКАЯ РЕКА
Иордан – одна из самых крупных рек на Святой Земле. В Старом и Новом Завете она упоминается около двухсот раз и несет в себе особую духовную значимость. Согласно истории евреев, иудеи пересекли Иордан при входе в Землю Обетованную. По христианским источникам – у берегов Иордана пророк Илия был взят на небо на огненной колеснице. В Священных книгах рассказывается история военачальника сирийского царя Наамана, который окунувшись 7 раз в воды Иордана, излечился от недуга. Такова история святой реки до появления Христа. Примечательно, что через 900 лет после этих событий в Иордане во время крещения Иисус был помазан духом Всевышнего также в водах реки Иордан. Иордан – река, повернувшая земной путь Иисуса в русло судьбы небесной.
На одном из отрезков Иордана Израильским министерством туризма построен комплекс для паломников, являющийся официальным местом крещения. Здесь люди окунаются в священную воду. Более полумиллиона посетителей ежегодно посещают центр крещения в Галилее. Большая часть этих людей совершают повторное омовение, как осознанное приобщение к христианству. Некоторые проходят крещение впервые. Но для тех и для других – погрузиться в воды Иордана, в которых Иоанн крестил Иисуса, – это исполнение мечты духовной.
Иордан – святая река, чистейшие воды которой ныне переплывет и неопытный пловец, а во времена Предтечи ширина реки равнялась двум километрам. Из дальних и ближних мест Земли Израилевой к Иордану шли на крещение – шли воины, мытари, фарисеи. И вглядывался Иоанн в глаза каждому, чтобы узнать средь великого множества лиц образ Того, для Которого стал Предтечей. И узнал, став свидетелем великого откровения: Бог явил себя в Троице. Святой дух сошел на Иисуса в виде голубя, а голос Отца с небес подтвердил, что крестившийся в Иордане есть Сын Его. И обратился Иоанн к Незнакомцу с такими словами: «Мне ли надобно крестить Тебя? И не Ты ли приходишь ко мне?». И ответил ему Незнакомец: «Оставь теперь, ибо так надобно нам исполнять всякую правду». И исполнил смиренно пророк все предписанное. И отпустил Иоанн своих учеников вслед за Иисусом – с напутствием стать им апостолами Иисуса, сказав: «Ему надобно расти, а мне умаляться».
Крещением Христа пророк Иоанн завершил свое пророческое служение, войдя в библейскую историю провозвестником воли Божьей.
На полотне Анны Зарницкой воссоздана пасторальная красота библейской реки духовной, ее чистейших вод, течение которых сохранило память о крещении Иисуса и его апостолов. Это эпический гимн, в котором земная судьба обретает суть небесной.
ЛЮБОВЬ ОБИТАЕТ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ
Израиль – репатриантская страна – земля, на которую мы восходим, оставляя у ее подножия обломки прежней жизни, с мечтою раздвинуть границы своей малой родины, но не отрешиться от собственной судьбы… И, хотя не каждому человеку такое по силам, именно так случилось в жизни участников проекта – нынешних носителей культур стран диаспоры и исторической родины.
Проект «Палитры Святой Земли» построен на мировоззренческих точках соприкосновения, затрагивающих культуры Израиля и Украины. Зрительные впечатления художника стимулируют историко-интеллектуальное восприятие мира, питая друг друга.
Работы израильской коллекции объединяет стремление художников найти позитивные акценты во всем – независимо от легенд, преданий и исторических событий, с которыми связаны места, ставшие объектами изображения. Художник любой эпохи ищет в мире гармонию. И хотя не каждому дано подняться на эту высоту, в их произведениях остается порыв священный к совершенству. Аналогичное качество было присуще личности И.И.Бродского, судьбу которого определило эпохальное событие века – 1917 год. Но художник смог быть блестящим как в искусстве до Октябрьского переворота, так и при Советской власти. Его мастерство оказалось выше политики. Так, в годы всеобщего увлечения модернистскими течениями И.И.Бродский, выпускник Императорской Академии художеств, ученик И.Е.Репина, остался верен принципам своего учителя в искусстве. В 1930-е годы, став профессором и директором Всероссийской Академии художеств, он выступил последовательным продолжателем традиций И.Е.Репина как опорными в системе высшего профессионального художественного образования в России.
Главный эмоциональный посыл проекта «Палитры Святой Земли» – дань памяти основателю Бердянского художественного музея – Исааку Израилевичу Бродскому – крупнейшему художнику ХХ века, выдающемуся коллекционеру и меценату. Все эти качества в целом и предопределили судьбу коллекции И.И.Бродского – она стала достоянием человечества. Бердянский художественный музей имени И.И.Бродского отмечает свое 90-летие, и Исаак Израилевич Бродский считается его почетным директором.
На территории Государства Израиль находятся святыни мировых религий, устои которых во многом влияют на формирование культуры и духовных ценностей той или иной страны. Коллекция «ПАЛИТРЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ» дает общее представление об Израиле – стране, созидающей мир. По содержанию работы, составившие коллекцию, созвучны культурным особенностям и религиозным предпочтениям населения Приазовского края.
Известно, что птенцы вырастают и улетают из гнезда, чтобы увидеть новые края, но воспринятые на малой родине великие традиции гуманистического искусства помогли выходцам из стран диаспоры не только воспринять мир исторической родины, но и потребность поделиться этими впечатлениями через цветовые палитры, запечатлевшие пейзажи библейских мест Земли Израиля. Некоторые из участников проекта проживают в Израиле с 1970-х годов, другие – приехали с алиею 1990-х годов. Но всех их объединяет дружественное отношение к миру и стремление нести мир через культуру. Это те духовные качества, которые позволяют быть щедрыми и любить своего зрителя в любой стране мира.
Коллекция «Палитры Святой Земли» – это единый этюдный поток, рожденный от художественного восприятия мира. Подобно тому, как Бердянск был для И.И.Бродского городом, символизирующим духовную цельность, питаемую целебными водами Приазовья, так на полотне Андриана Жудро Средиземное море омывает берега Израиля и дарит людям тепло, силу природы и желание нести свой дар во благо миру.
Израиль – земля реальная и духовно объединяющая мир как Земля Обетованная, хранящая память о библейских событиях. Важно, что независимо от библейской суровости нынешнего бытия на Ближнем Востоке, «любовь обитает на этой земле, а там, где есть любовь, там есть величие и совершенство» (Марк Шагал).
Так было и так будет – отныне, присно и во веки веков!
Бердянский художественный музей и его основатель
История Бердянского художественного музея им. И.И.Бродского тесно связана с именем выдающегося художника первой пол. ХХ столетия Исаака Израилевича Бродского. Родился художник 6 января 1884 года в селе Софиевка, неподалеку от Бердянска в семье купца первой гильдии.
Годы, проведенные И.Бродским в Одесском училище, а потом в Академии искусств в Петербурге стали решающими в определении творческой позиции художника. Еще в студенческие годы он заинтересовался коллекционированием. Продолжая собирать и находя часто уникальные предметы, коллекция по значимости и уникальности не уступала собраниям больших музеев того времени.
Уже в советское время, осенью 1930 года И.Бродский, который в 1932 году стал Заслуженным деятелем искусств, а в 1934 директором Петербургской Академии искусства, вместе со своим учеником Петром Белоусовым привез и подарил родному городу Бердянск часть своей коллекции, которая состояла из 230 экспонатов живописи, скульптуры и графики. Местные власти с признательностью приняли дар и 8 ноября 1930 года торжественно был открыт художественный музей, а Исаак Израилевич стал Почетным директором.
Для музея был выделен верхний этаж бывшей городской управы одним из лучших двухэтажных сооружений с прекрасным интерьером, на первом этаже которого находился краеведческий музей.
Подаренная И.Бродским коллекция картин включала работы В. Беляшина, К.Горбатова, С.Колесникова, И.Мясоедова, Н.Фешина и др. Это то, что сегодня входит в «золотой фонд» музейного собрания.
Огромное место в коллекции музея занимают также и произведения художников-реалистов, с которыми И.Бродский был лично знаком со студенческих лет и продолжал дружить в последующие годы.
Отдельные произведения из музейной коллекции принадлежат кисти известных российских живописцев второй пол. Х1Х – нач. ХХ ст., которых И.Бродский считал мастерами первого ряда. Среди них – И.Айвазовский, А.Бенуа, Н. Богданов– Бельский, К.Коровин, И.Крамской, А.Куинджи, В.Серов.
И.Бродский лично осуществлял комплектование коллекции музея, отбирая работы по своему вкусу. Некоторые полотна писались на заказ Исаака Израилевича. Часть работ для музея он покупал в антикварных магазинах, в частных коллекциях, на выставках, в мастерских художников.
Некоторые экспонаты бердянской коллекции имеют другие источники поступления, например, из музея Петербургской Академии искусств или из фондов государственного Русского музея, о чем свидетельствуют оттиски, штампы, надписи, шифры выставок.
До последних своих дней Бродский был обеспокоен судьбой коллекции, пополняя ее новыми произведениями, а также стараясь обеспечить материально.
14 августа 1939 г. этот выдающийся человек ушел из жизни.
К началу войны в музее насчитывалось около 500 экспонатов. Дальше события стремительно развивались. Музейное собрание было эвакуировано в Сталинградский (ныне Волгоградский) краеведческий музей. В 1942 году, во время бомбардировки Сталинграда, коллекция была переправлена на левый берег Волги и только в 1945 году собрание вернулось в Бердянск. Музейное здание было практически разрушено, два года коллекция хранилась в ящиках в небольших двух уцелевших комнатах. В 1947 году после сверки и работы реставраторов из Петербургской Академии искусств музей открыл свои двери.
В 1950-1960 –е годы фонды, как правило, пополнялись путем закупок, передавались из государственного архива Министерства культуры СССР или из производственно – художественного комбината имени В.Вучетича. Среди поступлений этого периода – работы С.Шишко, Д.Безуглого, О.Шовкуненко, Т.Яблонской и др.
Среди следующих музейных поступлений в 70-е годы особое внимание заслуживает значительный дар, включающий более 600 произведений, которые подарили родственники бердянского художника Я. Хаста (1873–1953). Во второй половине 1980-х годов в фонды музея поступают произведения из антикварных магазинов Москвы и Ленинграда, а также из частных коллекций художников и коллекционеров. Так в музейной коллекции оказались графические работы Р.Фалька, А.Кравченко, Л.Ортеги.
Значимым культурным событием для Бердянска в 1988 году стала выставка работ нашего земляка П. Белоусова (1912 – 1989), профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и графики им. И.Репина. Петр Петрович после завершения выставки подарил музею часть своих работ и на сегодняшний день музей располагает наиболее полным собранием работ этого мастера в Украине.
История музея тесно переплетается с историей страны. В начале 90-х годов распад СССР и становление Независимой Украины повлияло и на жизнь музея, но научная работа музея не останавливалась. Велась переписка с художниками, поддерживались контакты с музейными коллегами, хотя мизерное финансирование не способствовало новым закупкам.
Последнее поступление из государственного фонда датируется 1991 годом (Х.Силинш, А.Малдере, Г.Елебикян и др.). Музейные фонды начали пополняться за счет даров художников Приазовья, которые стали активно сотрудничать с музеем. К числу значимых поступлений относятся дары С.Семендяева, С.Ивенского, Л.Болбата.
В 2000-х годах приходит новое поколение музейных работников, наполненных оптимизмом и творческими идеями. Создается электронный каталог фондов музея, осуществляется много новых проектов.
Известность и значимость музея сегодня достигнута каждодневным коллективным трудом многочисленных поколений музейных работников, их стремление улучшить условия содержания и пополнение коллекции новыми экспонатами способствовало созданию и сохранению в городе Бердянске одного из лучших музейных собраний.
Сейчас музейный коллектив работает над пополнением коллекции новыми экспонатами, которые представят историю современной Независимой Украины, а переданная нашему музею в дар коллекция от Объединения профессиональных художников Израиля уже радует глаз нашего зрителя.
Коллекция живописи и графики «Палитры Святой Земли» (автор проекта – доктор филологических наук Галина Подольская), в определенном смысле для нас уникальна: она поступила в дар музею с исторической родины основателя и почетного директора нашего музея, выдающегося художника, коллекционера и просто нашего ангела-хранителя. Это «палитры Святой Земли», посвященные израильскими художниками памяти Исаака Израилевича Бродского. Это то, что особенно дорого нам.
Директор музея
М.Н.БУЧАКЧИЙСКАЯ