РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
«Эта книга не придумана, она остро пережита…»
Поэзия
Памяти Минского гетто
Публицистика
Судьба еврейского солдата с русским именем Федор…
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
Интервью с Ефимом Златкиным

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Памяти Н.А.Кошелева (1840–1918 гг.)

Галина Подольская


ДАР с ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ. Памяти Н.А.Кошелева (1840–1918 гг.)


27 июля в 16.00 в Беларуси, в Барановичах, в Выставочном зале Барановичского краеведческого музея открывается фондовая выставка «Земля Обетованная», на которой будет представлена новая коллекция живописи и графики из собрания Барановичского краеведческого музея – работы израильских художников.


Это первый международный культурный проект Объединения профессиональных художников Израиля с Беларусью и проект необычный, поскольку отражает культурный пласт, возникающий не в связи с Марком Шагалом (то, что сразу приходит на ум при упоминании Израиля и Беларуси), а в связи с храмовым духовным пространством.


Земля Израиля – земля трех религий, утверждению которых на этой земле немало способствовало изобразительное искусство, привлекались выдающиеся мастера своего времени. Культовая живопись считалась богоугодным делом. Лучшие художники мира в своем творчестве обращались к библейским и евангельским сюжетам. Их творения остались достоянием культуры. Путеводный свет этих маяков и ныне притягивает и волнует человечество. Во все времена гуманистическое искусство было и остается дополнительным объединяющим стимулом культур разных государств, особенно, если их объединяют рукотворные следы одного мастера и к ним относятся с уважением идущие к алтарю храма в Иерусалиме и взирающие на мозаики собора в Беларуси. Их притягательный дух воодушевляет на поиск собственных путей в творчестве. Наверное, это и стало истинным истоком проекта Объединения профессиональных художников Израиля и Барановичского краеведческого музея, посвященного 100-летию со Дня Памяти крупнейшего русского художника Николая Андреевича Кошелева (1840–1918 гг.).

Коллекция живописи и графики «ДАР с ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ. Памяти Н.А.Кошелева (1840–1918 гг.)» появилась в собрании музея в 2018 году как результат проведения совместного международного проекта Барановичского краеведческого музея и Объединения профессиональных художников Израиля.

Работы в коллекции, подобраны так, чтобы в произведениях живописи и графики дать целостное представление о Земле Израиля, ее библейских ландшафтах, природных и архитектурных особенностях, религиозных святынях, привлекающих поколения людей увидеть своими глазами Землю Обетованную. Проект посвящен памяти крупнейшего русского художника Николая Андреевича Кошелева (1840–1918 гг.), судьба наследия которого неожиданным образом соединила Иерусалим и Барановичи.

Летом 1891 года профессор Императорской Академии художеств Н.А.Кошелев побывал в Палестине, где много работал с натуры. Созданные им этюды Святой Земли с мест узловых событий библейской истории, и произведения на евангельские сюжеты ныне находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской картинной галереи в Москве, Нижегородского художественного музея. Н.А.Кошелев.

Цикл «Крестный путь» из 18 картин (350 х 210 см) – вершина творчества Н.А.Кошелева в станковой живописи. Эти работы можно увидеть в Иерусалиме, в церкви Александра Невского, в комплексе Александровского подворья, располагающегося в непосредственной близости к Храму Гроба Господня.

На протяжении десяти лет эта серия картин выполнялась художником в Санкт-Петербурге. К тому времени в творческом багаже Н.А.Кошелева уже были росписи Храма Христа Спасителя в Москве и Храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, что и позволило художнику получить такой заказ в Иерусалиме. Страстной цикл «Крестный путь» в церкви Александра невского Иерусалиме, по единодушному мнению специалистов, является вершиной станковой живописи Н.А.Кошелева.

Имя Н.А.Кошелева причастно и к творению крупнейшего памятника зодчества в Беларуси – Покровского собора в Барановичах. Но это уже история бытия художественного произведения в пространстве времени, поскольку эскизы мозаик были выполнены Н.А.Кошелевым не для Барановичей, а для Варшавского Александро-Невского собора, ставшего жертвой шовинистических взглядов в политике.

В середине 1920-х гг. православный храм был уничтожен польскими властями, не желавшими, чтобы храм напоминал о России, Доме Романовых и юбилее победы в Отечественной войне 1812 г. Но то, что в истории случилось, то уже случилось. Итак, Варшавский храм был разрушен. Убранство и стройматериалы самого грандиозного по тем временам собора были переадресованы на строительство усыпальницы маршал Пилсудского в Кракове и церкви Марии Магдалины на правобережной части Варшавы.

По немыслимому стечению политических обстоятельств рукотворные частицы варшавского храма были переданы Барановичам для постройки Покровского собора. Среди работ Виктора Васнецова, Николая Бруни, Николая Врубеля, Виктора Думитрашко, Андрея Рябушкина – два мозаичных панно, выполненных по картонам Н.А.Кошелева (на картоне в зеркальном отражении фиксировалась смальта, а потом переносилась на бетон). На мозаичном панно «Христос с донатором» («Слава Александра Невского»), размещенном на внешней части собора, можно увидеть один из ключевых сюжетов Варшавского храма - в руках Спасителя – Библия, открытая на странице со словами «Мир вам» (собор был построен к 100-летию победы над Наполеоном). Донатором является коленопреклоненный перед Всевышним Александр Невский – все мы под Богом. В руках Александра Невского – модель стертого с лица земли варшавского собора. Так распорядилась история, в которой снесенный храм остался запечатленным в произведении искусства. Мозаичное панно и поныне украшает Покровский собор в Барановичах.

В церкви Александра Невского в Иерусалиме Н.А.Кошелевым разработан иной сюжет – путь Иисуса от места осуждения в доме Понтия Пилата до Голгофы и Воскресения. Дорога Скорби пролегала по булыжной мостовой Старого города Иерусалима, сохранившего станции этого трагического пути. Этот архитектурный аспект «страстного пути» и стал содержательным центром, объединившим ряд работ израильских художников в связи с проектом «Дар с Земли Обетованной».

Другим тематическим центром израильской коллекции для Барановичей стала Галилея. И это не случайно. Н.А.Кошелев создал немало этюдов, связанных с этими местами. Работы израильских художников также созданы на галилейском пленэре, куратором которого был Андриан ЖУДРО. Он же выступил и инициатором проекта «Дар с Земли Обетованной» Барановичам. И это также не случайно. Андриан Жудро – выходец из Беларуси, уроженец Барановичей, воспитанный на идеалах уважения к месту своих корней. Ощущение этой связи со страной исхода стало дополнительным стимулом творческой самореализации художника в Израиле. Андриана ЖУДРО поддержали коллеги по Объединению профессиональных художников Израиля – председатель Объединения Анна ЗАРНИЦКАЯ, художники Марина Андреева, Борис Гейман, Арсений ГОДИН, Андриан ЖУДРО, Александра ИЛЬЯЕВА, Вячеслав ИЛЬЯЕВ, Нахум ИЛЬЯШИМОВ, Иосиф КАПЕЛЯН, Борис КОТЛЯР, Юлия КРАСНОВА, Вадим МАКАРОВ, Анатолий МЕТЛА, Дмитрий МОГИЛЕВСКИЙ, Сергей МОСКАЛЕВ, Герман НЕПОМНЯЩИЙ, Аркадий ОСТРИЦКИЙ, Бениамин РАЙХЛИН, Илья ХИНИЧ, Лилия ШОШАН, Григорий ФИРЕР, Анна ХОДОРКОВСКАЯ.

Проект «ДАР с ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ» посвящен 100-летию со Дня памяти Николая Андреевича Кошелева. Помимо художественной ценности коллекции, переданной нашими художниками в дар музею, она важна с точки зрения штрихов к портрету Мастера, замыслы которого живут на мозаиках Покровского собора в Барановичах.

Николай Андреевич Кошелев – крупнейший представитель восточноевропейского искусства – родился крепостным. Но силой своего таланта и немыслимой работоспособности, преодолев социальную иерархию общества, он стал профессором Императорской Академии художеств по классу исторической живописи и истории искусства.

Храмовое пространство, в создании которого Н.А.Кошелев принял непосредственное участие, не может не поражать: Иерусалим, Москва, Санкт-Петербург, Арзамас, Казань, Нижний Нвгород, Мордва, Польша, Швейцария, Бразилия, Финляндия. Многие произведения Н.А.Кошелева не дошли до нас. Главный хранитель Харьковского художественного музея показала мне списки с описанием картин Н.А.Кошелева, которые находились в их коллекции. После Второй мировой войны следы картин обрываются. В Барановичах сохранилось то, что по политическим перипетиям времени, скорее всего, должно было исчезнуть. Но чудеса в истории пока еще не отменяли.

Позволю себе некоторое лирическое отступление – в связи с ролью мировых шедевров, к которым нам довелось прикоснуться в детстве. Я выросла на дипломной картине Н.А.Кошелева, находящейся в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М.Догадина. Работа выполнялась Н.А.Кошелевым на заданную тему - «Аргус усыпляет Меркурия, чтобы похитить нимфу Ио». Это была первая картина мифологический сюжет, которую мне довелось увидеть на экскурсии «Мифы Древней Гренции и Рима» с классом. Прошли многие годы, но притягательная магия картины и запомнившаяся с детства фамилия художника, честно говоря, стимулировали и содержание этого проекта.

Покровский собор в Барановичах - хранитель уникальных произведений изобразительного искусства мирового уровня. И это счастье, поскольку художественное наследие прошлых поколений является этическим и эстетическим достоянием человечества. «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен!» – такова гуманистическая суть искусства воскрешающего - искусства непреходящего, которое соединяет прошлое, настоящее и будущее и воспитывает нравственное начало в человеке.

В 1991 г. Н.А.Кошелев приезжал в Палестину за высоким вдохновением и сбором материала для произведений на библейские сюжеты. Святая Земля остается предметом вдохновения размышления о мире, истории, культуре и для наших современников – не обязательно в связи с памятью о мастере прошлого, чье наследие ныне стало достоянием мира. Для художников, которым выпало счастье жить на Земле Израиля, тема Земли Обетованной, как правило, становится из главных в творчестве.

Произведения искусства обладают одной особенностью – рано или поздно наступает момент, когда прошлое становится неожиданной опорой в открытии настоящего. По-видимому, это время наступило. И в иерархии ценностей появилась еще одна ступень – желание, чтобы «ДАР с ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ» остался в Беларуси – в стране дружественной нам культуры. Коллекцию составляет 30 произведений живописи и графики.

Партнеры проекта – Объединение профессиональных художников Израиля и Барановичский краеведческий музей, в выставочном зале которого проходит выставка «ДАР с ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ. Памяти Н.А.Кошелева».

Автор проекта – доктор филологических наук Галина ПОДОЛЬСКАЯ, искусствовед, писатель, академик Израильской независимой академии развития наук, член правления Объединения профессиональных художников Израиля.

В белорусской газете "Суперово" от 25 июля 2018 года опубликована статья "Дар с Земли Обетованной" (впервые!). 30 израильских художников передают свои картины в дар жителям Беларуси. Приведем только один абзац из этой статьи:

"В сердце искорку от звезд не погасить" - эта метафора точно передает суть отношения к городу своего детства замечательного израильского художника, уроженца Барановичей Андриана Жудро. Он привез в Беларусь выставку-дарение "Дар с Земли Обетованной". И теперь лучшие произведения израильского изобразительного искусства будут храниться в коллекции Барановичского краеведческого музея."

Галина Подольская

100 произведений живописи и графики из Израиля в Барановичском краеведческом музее

27 июля в выставочном зале Барановичского краеведческого музея открывается выставка живописи и графики израильских художников "Земля Обетованная" из собрания музея и выставка живописи «Ретроспектива» Андриана Жудро – известного израильского художника, уроженца Барановичей.

Большой вернисаж израильского изобразительного искусства в Барановичском краеведческом музее - результат совместного проекта Объединения профессиональных художников Израиля и музея - хранителя историко-культурной памяти города, в экспонатах и архивных материалах которого зафиксировано каждое знаковое событие в судьбе Барановичей.

Работы, представленные в настоящей экспозиции, выполнялись членами Объединения профессиональных художников Израиля по проекту «Дар с Земли Обетованной» (автор проекта – доктор филологических наук Галина Подольская) и были переданы израильскими художниками в дар музею. Сейчас наступил день, когда музей представляет поступившую коллекцию жителям города и его гостям. По предварительным подсчетам музея только в первые два месяца выставку должно посетить не менее трех с половиной тысяч людей.
Инициатором этой акции-дарения выступил уроженец Барановичей – член правления Объединения профессиональных художников Израиля, куратор пленэров - художник Андриан Жудро - человек щедрой души и профессиональный лидер. Эти личностные качества Андриана Жудро и способствовали тому, что проект поддержало столько художников, сложившись в коллекцию, дающую целостное представление об образе Израиля как страны мира.


Мы живем во времена скептического отношения к миру, однако роль личного примера в жизни и творчестве пока еще никто не отменял. Сам Андриан Жудро на открытии проекта «Дар с Земли Обетованной» в музее своего детства – помимо 30 работ живописи и графики своих коллег – представляет еще 70 своих работ, по которым можно проследить творчество художника в ретроспективе.
Когда весь мир говорит о дефиците духовных ценностей общества, такая инициатива очень важна в современном обществе, особенно для молодежи, оказавшейся на перепутье в поисках собственных жизненных ориентиров.


Важно и другое - проект "Дар с Земли Обетованной" посвящен 100-летию памяти Николая Андреевича Кошелева - крупнейшего художника своего времени, чьи монументальные работы объединили сакральное пространство разных стран мира.
В Барановичах фасад Покровского собора венчает полукруг фронтона с мозаиками Н.А.Кошелева (1840-1918 гг.). В Иерусалиме в Церкви Александра Невского в Александровском подворье находится цикл станковой живописи Н.А.Кошелева «Крестный путь» из 18-ти гигантских полотен.


Крепостной по рождению – ставший профессором Императорской Академии художеств, Н.А.Кошелев овладел по сути всеми жанрами изобразительного искусства, однако историко-религиозное направление стало для него областью, в которой ярче всего проявилось дарование художника. Особенно художника привлекали образы, ставшие для человечества символами нравственного начала.
Это судьба Христа на земле и его чудесное воскресение как торжество нравственного начала в мире.


Это подвиг Александра Невского - защитника родной земли, народа, семьи, веры – символа идеального государя в истории.
Это Покров Святой Богородицы - символ материнской защиты жителей города от иноземных захватчиков. Чудесный свет от ее Покрова одаряет человека духовной силой, становится его духовным стержнем, делая его в несколько раз сильнее.

Судьба распорядилась так, что мозаики Н.А.Кошелева неожиданно обозначили исторические вехи в судьбах государств. Из стертого с лица земли Александро-Невского собора в Варшаве мозаики были привезены в Барановичи и установлены в Покровском соборе. Счастье, что их не постигла участь других произведений искусства. И они обрели новую жизнь в Покровском соборе в Беларуси, не нарушив духовных предпочтений Н.А.Кошелева. Собор в Барановичах дополнил пространство бытия работ художника, в географии которого значатся Иерусалим, Москва, Санкт-Петербург, Арзамас, Казань, Нижний Новгород, Саранск, Астрахань, Донецк, Варшава, Женева, Буэнос-Айрес.

В 1894 г. Н.А.Кошелев вместе с художником А.А.Карелиным выступил с инициативой открытия художественного музея в Нижнем Новгороде, и передал в дар будущему музею выполненную им в Италии многофигурную картину "Погребение Христа" со всеми многочисленными эскизами к работе, а также выполненные им в Палестине библейские пейзажи. Почин Н.А.Кошелева поддержали И.Е.Репин, А.П.Боголюбов, А.П.Рябушкин, К.Е.Маковский, И.М.Прянишников, которые также подарили свои работы, позже к ним присоединились другие художники.

Для исследователя – проследить сакральный мост между Иерусалимом и Барановичами через бытие наследия Н.А.Кошелева - это та реальность, которую можно назвать воплотившейся мечтою, как очевидное – невероятное.

Посвятить проект памяти Н.А.Кошелева (1840-1918 гг.) - это профессиональная ответственность. Но члены Объединения профессиональных художников Израиля решились на нее, потому что только равнение на шедевры мирового искусства профессионально подтягивает современного художника, стимулирует к росту, расширяет общий кругозор и развивает.

Барановичский краеведческий музей назначил открытие выставки «Земля Обетованная» на 27 июля. По календарю Израиля - это 15 ава - День любви.

Наверное, это символично для открытия международного проекта Барановичского краеведческого музея и Объединения профессиональных художников Израиля.

Коллекция живописи и графики "Дар с Земли Обетованной" выполнялась израильскими художниками с любовью и с любовью принята Барановичским краеведческим музеем.

Мы убеждены, что это событие останется в памяти тех, кто придет на открытие выставки. Надеемся, что произведения наших художников проложит путь к сердцам новых зрителей и, прежде всего, молодых, потому что им предстоит жить и строить новый мир культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.