Галина Подольская
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ – ИЗРАИЛЬ
Израильское изобразительное искусство в собрании Чувашского государственного художественного музея
23 августа в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее открывается фондовая выставка «Земля обетованная - Израиль», на которой будет представлена коллекция из собрания Чувашского государственного художественного музея – живопись и графика израильских художников.
В 2019 году столице Чувашии исполняется 550 лет и 80 лет – Чувашскому государственному художественному музею. Коллекцию «Земля обетованная – Израиль» составляет 33 произведения живописи и графики. Это подарок Чебоксарам и Чувашскому государственному художественному музею в преддверии этих событий.
На территории Государства Израиль находятся святыни мировых религий, устои которых во многом влияют на формирование культуры и духовных ценностей той или иной страны. Составившие коллекцию произведения дают общее представление об Израиле – стране, созидающей мир. В нее подбирались работы, по содержанию созвучные и ментальности Чувашской Республики, где проживают чуваши, русские, татары, евреи и представители многих других национальностей.
Работы созданы нашими современниками – выходцами из СССР, стран постсоветского пространства, в том числе и Чувашии, – но ныне являющимися носителями культуры Израиля. В проекте приняли участие художники Марина АНДРЕЕВА, Виктор БРИНДАЧ, Борис ГЕЙМАН, Андриан ЖУДРО, Анна ЗАРНИЦКАЯ, Иосиф КАПЕЛЯН, Борис КОТЛЯР, Аркадий ЛИВШИЦ, Вадим МАКАРОВ, Дмитрий МОГИЛЕВСКИЙ, Анатолий МЕТЛА, Сергей МОСКАЛЕВ, Герман НЕПОМНЯЩИЙ, Аркадий ОСТРИЦКИЙ, Макс СТУЧЕВСКИЙ, Илья ХИНИЧ, Лилия ШОШАН, Александра ИЛЬЯЕВА, Вячеслав ИЛЬЯЕВ, Вениамин РАЙХЛИН. Работы Аарона АПРИЛЯ и Шломо ИЕГУДАЯНА подарены доктором Галиной ПОДОЛЬСКОЙ из личной коллекции. Работы Александра ВОЖИКА посмертно переданы его женою Мариной АНДРЕЕВОЙ.
Среди людей, инициировавших международный культурный проект «Земля обетованная – Израиль», немало волжан. Исторически Волга сплотила в своем русле разные этнические группы и народы. Это объединяющее начало с поразительной естественностью заявило о себе в настоящем проекте. Мне, дочери капитана туристического судна «Аркадий Гайдар», родившейся в Астрахани, на Волге, не раз бывавшей в Чебоксарах, эмоционально было легко работать с людьми, ощущая за плечами не только воротничок матроски, но духовную мощь Волги, которая подспудно сплачивает волжан независимо от того, на какой земле они проживают, – даже в Израиле.
Не случайно сама инициатива создания коллекции для Чувашского государственного художественного музея, – принадлежит тем, чьи корни или дорогие сердцу моменты жизни связаны с этим краем, а именно: Галине Галембо - сотруднику библиотеки Еврейского университета в Иерусалиме – и ее семье; членам Объединения профессиональных художников Израиля, уроженцам Чувашии – художникам Вадиму Макарову, Марине Андреевой; Виктору Бриндачу – художнику и скульптору, участнику выставки «Большая Волга» 1985 г. в Чебоксарах; автору проекта «Земля обетованная - Израиль» - доктору филологических наук Галине Подольской, неоднократно бывавшей в Чебоксарах в 1970-1980-е гг., когда по Волге еще ходили теплоходы «Афанасий Никитин», «К.А.Тимирязев», «Капитан Рачков», «Валентина Терешкова».
Участникам этого проекта было далеко не семнадцать, когда волею обстоятельств они оказались в Израиле... И осталась на том берегу – судьба, что была обретенной, и снега, и хлеба, и Волга... А на новом берегу – жизнь неведомая, но такая, в которой «страдная пора» у каждого по-своему перешла в новое течение и жизни, и творчества.
Содружество – восприятие друг друга - диалог между странами и народами, взаимообогащение – созидание нового. Таковы звенья в цепи нынешнего «рассеянного племени». Это для наших детей Израиль обрел цельность. Нам же историческая родина не заменила малой. Это и нормально. Невозможно перечеркнуть свою жизнь. Времена не выбирают – в них рождаются. У Н.К.Рериха есть слова: «В даянии мы получаем» — таково таинство дарения, в котором заключен «синтез действенного Блага», направленного на культурный диалог между народами. Выставки-дарения – это наш духовный мост между Израилем и странами диаспоры. То, что раньше пришло в Израиль из диаспоры, сегодня возвращается в новом качестве. Это мы, состоявшиеся в новой стране. Это мы, не отрекшиеся от малой родины. Нити множества малых родин пронизывают культуру Израиля, делая ее живой и толерантной.
Выставка-дарение произведений, созданных членами Объединения профессиональных художников Израиля Чувашскому государственному художественному музею – знак культуры нашего времени, в векторе которого читается роль выходцев из стран постсоветского пространства в представлении позитивного и доброжелательного образа Израиля на мировой арене. Это то, что может заронить зерна добра в эмоциональное ощущение Израиля подрастающим поколением в странах, откуда мы вышли. Это то, что мы можем сделать реально.
Остановлюсь более подробно на главных виновниках этого события – чебоксарцах.
Чебоксарец в Городе Солнца
Вадим МАКАРОВ родился в Чебоксарах. С 2004 г. – в Израиле, проживает в Бейт-Шеане – одном из древнейших городов на севере страны, расположенном в Иорданской долине в 20 километрах от озера Кинерет. Когда-то через эти места проходил путь из Египта в Месопотамию. Название города происходит от местного языческого бога солнца Шеана или Шана, поэтому Бейт-Шеан называют еще «Городом Солнца». Бейт-Шеан упоминается в Торе при описании вступления народа Израиля в Землю Обетованную.
Волга с рождения вошла в его душу, наделив широтой как особенностью восприятия предметного мира, эмоционально омытого живой водою. Отец художника – скульптор Валериан Макаров – брал сына повсюду, где ему приходилось выполнять заказы на темы чувашского фольклора. Об этих уроках искусства, в котором должен быть заключен мир, израильский художник рассказывает: «Отец всегда обращал мое внимание на форму предмета, объясняя, каким станет в скульптуре то, что я вижу. Главное в искусстве – глаз, в скульптуре – пальцы. У художника рука, как река, она наполняет жизнью материал, дает возможность создавать произведения, отвечающие нашему индивидуальному взгляду и чувствам. При этом мы должны думать, в каком материале должна быть закончена скульптура. Если в камне – не утопать в мелочах. Если в бронзе и дереве – то с подробностями, эскизно. Все было интересно. Но с детства я не хотел ни камня, ни дерева, ни бронзы. Я хотел цвета. Придешь на Волгу. В любую пору она полна отражений всех цветов утра, дня, вечера и ночи. И лодки, и теплоходы, что причаливают к дебаркадерам. И ветлы отражаются. Мужики на пристани – с рыбой, бабушки – с грибами, ягодами, медом и яблоками ведрами. И хотелось делать что-то такое же широкое и привольное, как мир на Волге, – такое, чтобы передать эту красоту в цвете».
Вадим Макаров закончил Чебоксарское художественное училище, работал в Художественном фонде Чувашии, участвовал в создании монументальных мозаичных панно, среди которых наиболее значительное – на фасаде Тракторного завода (270 кв. м) – на мотив мухинской скульптуры «Рабочий и колхозница», но в окружении тракторных деталей завода-изготовителя.
Потом – Санкт-Петербург, ставший настоящей художественной школой жизни для В.Макарова. И дело здесь не только в посещении музеев. Это работа в реставрационных проектах по изготовлению копий старинного оружия в миниатюре (вот где понадобились уроки отца, когда для отливки нужно было лепить художественную деталь), роспись гигантских щитов с изображением реставрируемых зданий, выставки-продажи на Невском проспекте у памятника Екатерине Великой (чем не питерская школа Арбата?). Тесное общение с художниками Северной столицы, дружба с преподавателем Художественно-промышленной академии имени Штиглица - Сергеем Ивановичем Даренковым. Вот судьба: вместе учились на одном курсе в Чебоксарском художественном училище, а теперь сокурсник стал наставником!
В Израиле в творчестве Вадима Макарова особое звучание обрели историко-культурные темы, связанные с эмоциональным ощущением Земли Израиля – библейские ландшафты, национальные портреты, историко-архитектурные памятники. Рука, как река, как дышим, так и пишем.
Для проекта «Земля обетованная – Израиль» Вадимом Макаровым созданы две картины, посвященные свято-троицким памятникам в Иерусалиме и в Чебоксарах. Это Свято-Троицкий собор, находящийся на территории Русского подворья на площади Москвы. Художник изобразил его со всеми характерными приметами времени. Здесь тебе и стоянка автомобилей, и дорога, по которой ортодоксальные евреи любят ходить к Старому городу Иерусалима.
В другой работе оживает знакомая картинка детства. Устроился на трамвайчике, идет он себе по реке, а ты не в силах оторвать взгляда от удаляющегося побережья. На берегу Волги располагается Свято-Троицкий монастырь. Его зеленые купола видны отовсюду. История монастыря восходит к 1566 году. В летописях тех времен было отмечено: «Царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич храм сей пожаловал, велел в Чебоксарах устроити манастырь Живоначальные Троицы». Христианизация присоединенных земель отвечала духу политики Ивана IV Грозного. Потом было не до самодержца: крестьяне и казаки сами и разоряли храм, и жгли, и настоятелей не щадили. Но наступали другие времена, и человечество вновь устремлялось к духовным ценностям. После Второй мировой войны монастырь вошел в список памятников архитектуры, охраняемых СССР, начались реставрационные работы. Но жизнь есть жизнь. И в разное время в зданиях монастыря располагались разные организации, в том числе первый театр юного зрителя. В 1992 г. решением правительства Чувашской Республики архитектурный комплекс был передан Чебоксарско-Чувашской епархии и является действующим монастырем.
Работы Вадима Макарова – импрессионистические, яркие. В них Волги свет и свет Иерусалима светят на палитре бытия мира, которым любуется художник.
Иерусалим и малая родина
Галина ГАЛЕМБО родилась в Ленинграде. В Израиле с 1990 г., сотрудник библиотеки Еврейского университета в Иерусалиме, проживает в Иерусалиме. Летом прошлого года она навестила город истории своей семьи. Посетила Чувашский государственный художественный музей, предложив его директору – Геннадию Васильевичу Козлову – проект Объединения профессиональных художников Израиля «Земля Обетованная – Израиль», а, получив его поддержку, неожиданно написала эссе.
Из эссе Галины Галембо «Моя семья»
Наша семья жила в большом бывшем доходном доме в Ленинграде. Детская память услужливо подсказывает номера квартир, вид из окон во двор-колодец или на прекрасный Таврический сад. Летом можно перемещаться в домашних тапках по лестнице, улавливая запахи пирожков, грибного супа, запах духов (тетя ушла на репетицию), так несочетаемых с обшарпанными стенами… И, конечно же, музыка. Мама – преподаватель Ленинградской Консерватории, бабушка закончила ту же консерваторию в классе у самого А.К.Глазунова, тетя и дядя – артисты оперетты, многочисленные двоюродные, троюродные и прочие родственники, кто учился, а кто уже окончил театральный институт. Жизнь в доме начиналась ближе к полуночи, когда все возвращались с работы. Между взрослыми был только один ребенок, которому так хотелось послушать, а глаза слипались и только одно слово, не очень понятное, пробуждало – Чебоксары.
Чебоксары – это праздник, ведь приедет бабушкин друг Петр Николаевич Осипов. Самая красивая кукла – подарок из Чебоксар. Можно не спать, можно сидеть со взрослыми за огромным столом, слушая рассказы о великой реке Волге, о незнакомых художниках, о новых очень интересных спектаклях! Но всякий раз, когда звучали слова благодарности, я боялась, что мою любимую бабушку из Ленинграда увезут в неведомые Чебоксары!
Много лет спустя, перебирая старые фотографии и письма, я узнала, что бабушкин брат – Эдвин Давидович Фейертаг – и его жена – Маргарита Николавевна Фигнер, дочь великого тенора Николая Фигнера и племянница народоволки Веры Фигнер, – были основателями Чувашского ТЮЗа. Узнала и то, что моя бабушка всю войну не только преподавала в музыкальном училище Чебоксар, но и работала пианисткой на чувашском радио. Тогда из каждой радиоточки Чувашии звучало: «За роялем – Луиза Фейертаг». Преподавателем в том же училище был мой дед-скрипач - выпускник Ленинградской консерватории Родион Владимирович Молочников, скончавшийся в 1942 г. (похоронен в Чебоксарах). Там же преподавала бабушкина сестра – пианистка Эмма Давидовна Фейертаг. Там же преподавал мой дядя – Владимир Фейертаг, ставший впоследствии выдающимся историком джаза и организатором джазовых фестивалей.
Но вернемся в Чебоксары. Вот, что пишет мне сам дядя Володя:
«В сентябре 1941 г., вырвавшись каким-то чудом из уже блокадного кольца, мы приехали в Чебоксары, где на первом этаже деревянного двухэтажного дома по Ленинградской улице жили Родион с Лилей и с Димой. Это была двухкомнатная квартира и кухня в сенях. Был рояль. Тетя Лиля (моя бабушка Луиза Давидовна Фейертаг) терпеливо занималась на рояле со мной и, за что я ей очень благодарен. Она бесконечно меня образовывала. Например, помню шикарный альбом с картинами Третьяковки, и тетя Лиля про всех художников все знала. Я потом, когда посетил Третьяковку, был страшно удивлен – мои любимые картины оказались маленькими миниатюрами, спрятанными в каком-то малозаметном углу, а полотна Сурикова занимали всю стену».
Вернувшись в Ленинград после войны, бабушка поддерживала связь с друзьями из Чебоксар. В доме, оставшемся в ее памяти, тогда собирался весь цвет чувашской интеллигенции – врачи, учителя, музыканты, все, кому даже в страшные годы войны и репрессий невозможно было жить без прекрасного искусства. После строительства Чебоксарского залива ни дома, ни улицы, где он находился, давно нет. Вода жизни все поглотила. Это у меня осталась старая кукла, которая напоминала о людях и памятном для нашей семьи месте... Мне и в голову не могло прийти, что удастся посетить Чебоксары.
Уезжая в Израиль, я с грустью сжигала письма и открытки. Взять их собой было невозможно, оставить – некому. Сохранила несколько фотографий, записную книжку бабушки, все, что посчитала для себя особенно важным и памятным.
Прошли годы, и, кажется, совсем забылась чебоксарская история, как вдруг, после долгих лет работы на Крайнем Севере, именно в Чебоксары переезжает брат моего мужа с семьей. И снова теперь уже в иерусалимском доме зазвучало знакомое название, описание городских красот и настоятельное приглашение приехать в гости.
Трудно представить, какие чувства нахлынули на меня, когда на площади перед входом в Чувашский театр юного зрителя я увидела фотографии моих родных – таких молодых и красивых. Дом №15 на улице Бондарева с памятной доской – в этом доме жил Петр Николаевич Осипов, его именем названа городская больница и улица. Я ходила по бульварам, по набережной Волги, казалось, что я вернулась в детство, все напоминало пейзажи на открытках, которые получала из Чебоксар моя бабушка, рассказывая о каждом из переулков. И люди – добрые, радушные, гостеприимные, словно сошедшие со страниц старенькой записной книжки. Круг замкнулся. В палисадниках одуряюще пахли пеоны после дождя, осыпался жасмин, ромашки, колокольчики, незабудки, ярко зеленые краски на фоне голубой воды – такое родное, любимое, знакомое. Благодарность переполняла мое сердце – благодарность за эти часы возвращения, за любовь. Но что можно подарить чебоксарцам? Как соединить такой далекий Иерусалим, ставший моим домом, и то, что называется малой родиной?
Остается надежда, что этот проект, в котором мне довелось принять крохотное участие, проект, организованный Объединением профессиональных художников Израиля и доктором филологических наук Галиной Подольской, станет чудесным подарком городу Чебоксары и моим личным знаком продолжения семейной истории.
Родники у реки и моря
С1992 г. художница Марина Андреева в Израиле, проживает в городе-спутнике Тель-Авива Бат-Ям, метафорическое название которого – «дочь моря» – связано с расположением города на cредиземноморском побережье, но часто навещает столицу своей малой родины на Волге.
Марина Андреева родилась в деревне Ямбахтино (чуваш. Ямпах). В деревне было две улицы с красноречивыми именами эпохи – Колхозная и Гагарина. Но тот, кто ожидает своего часа появиться на свет, места рождения не выбирает, хотя потом ищет и находит свою стезю. «Я окончила шестой класс сельской школы, когда мы с родителями, наконец, переехали жить в Чебоксары, – вспоминает Марина Андреева, – понимаете, я так их уже замучила, что хочу учиться только на художника, что однажды… Стоял прекрасный сентябрьский вечер, я доила корову и вдруг… открываются ворота, заходит мама и сообщает, что завтра мы переезжаем в город и меня приняли в ту самую художественную школу, о которой я столько мечтала. У меня словно крылья выросли, помню, я радостно запела. Потом клялась маме, что никогда в жизни не покину Чебоксары, потому что я любила в Чебоксарах все. Любила школу. Любила наше художественное училище с замечательными педагогами. Любила бродить по уютным улицам города, которые зарисовывала даже зимой, хотя пальцы от мороза не хотели слушаться».
Но желание совершенствоваться в области изобразительного искусства не давало покоя. Марина едет в Москву, поступает в старейший вуз России – Московский государственный полиграфический институт, позже преобразованный в университет имени первопечатника Ивана Федорова. В свете судьбы Марины, ведущей к Израилю, уместна некоторая параллель. В 1560-е гг. на станке Ивана Федорова были отпечатаны шедевры книгопечатания того времени, в частности, «Апостол» и «Псалтырь» – с гравированным фронтисписом, изображающим Давида – царя-псалмопевца из Иерусалима.
Жизнь, что русло реки: печатная графика, книжные иллюстрации, религии с корнями Авраама и Святая Земля в придачу – все это отзовется в судьбе девочки из Чувашии. На вступительных экзаменах в «полиграф» Марина познакомится с Александром ВОЖИКОМ. Влюбились друг в друга с первого взгляда. Поступили на один курс. Поженились. Окончили институт. В 1992 г. приехали в Израиль. Работали как художники. Заветной областью Александра Вожика была печатная графика, особенно техники «меццо-тинто» и «ксилография». Интерес к печатной графике появился у Александра Вожика еще в Москве, когда он сотрудничал с издательством «Книга». В Израиле он преподавал книжную графику в художественных печатных мастерских в Иерусалиме.
За достижения в области ксилографии 2013 г. Александр Вожик был удостоен премии им. Якова Пинса, присуждаемой Музеем Израиля. Супруги были всегда вместе, в том числе и на последней выставке художника, проходившей в Иерусалиме в Музее Израиля в 2017 г.
Через два месяца он ушел из жизни. «Вместе с Сашей мы неоднократно бывали в Чебоксарах, – вспоминает Марина Андреева, – он очень полюбил мой город, не раз бывал в художественном музее; и в старом здании – в том, что на Волге, и в нынешнем новом. Помню, как его поразила ширина Волги… Зимой мы ходили на тот берег по льду. Летом были с ним и в Казани, вернулись на теплоходе на подводных крыльях. Из Израиля тоже ездили в Чебоксары. Каждый раз посещали художественный музей – чудесный музей, о котором можно только мечтать. Вы не поверите, но, ни слова не понимая по-чувашски, Саша слушал чувашские песни и частушки, говорил, что они лечат от всего, как лучший антидепрессант».
Печатная графика Александр Вожика имеется в собрании Музея Израиля, информация о художнике представлена на сайте музея. Марине было предложено передать Музею Израиля и другие печатные миниатюры. Но Марина приняла решение быть рядом с мужем в проектах Объединения профессиональных художников Израиля и, прежде всего, в Чебоксарах.
Она передала три работы Александра Вожика – гравюры меццо-тинто «Ирисы» и «Натюрморт», выгравированные с бархатными, нежными переходами тонов и полутонов в «глубокой печати» и камерный «Пейзаж» – в ксилографии – от тени к свету…
А еще – свое «половодье цвета». На картине Марины Андреевой – лодки и яхты, словно приплывшие из Чебоксар, к яффскому берегу с водой живою. И дышит полной грудью яркая, радостная земля – «земля, текущая молоком и медом», на которой пробившиеся сквозь иноземные скалы ключи – по внутреннему течению души – стали морем. Так люди-родники исцеляют мир талантом жить и творят этот мир в своем творчестве.
Большая Волга
25 апреля 1985 г. в Чувашском государственном художественном музее открылась VI Зональная художественная выставка «Большая Волга», в которой принимал участие Виктор Бриндач. Это была самая крупная из всех региональных выставок того времени. В выставочном зале музея на проспекте Мира экспонировалось около трех тысяч работ 850 авторов: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Это был «город искусства», от которого захватывало дух.
На выставке Виктор Бриндач знакомится с искусствоведом Никитой Васильевичем Вороновым – Заслуженным деятелем искусств Чувашской АССР, с 1987 г. – Заслуженным деятелем искусств РСФСР. В октябрьском номере журнала «Художник» появляется статья Н.В.Воронова о «новом городе» на Волге - городе искусств. Среди наиболее интересных скульптурных работ Н.В.Воронов выделяет скульптурные композиции В.Бриндача, посвященные сормовской молодежи, ранее работа выставлялась в Горьком. Их отмечают и на страницах журнала «Искусство». Хочу обратить внимание на «экспертную стилистику», которая была характерной в искусствоведении, если речь шла о качественной работе: «Образно-пластический мир В.Бриндача, как правило, внешне безыскусен. Он редко обращается к распространенным сейчас аллегорическим, ассоциативным формам. Его муза скромна, она живет в его городе, и в его образах, нередко почти доведенных до состояния символа, всегда узнается первоисточник. Ощущением своей незаимствованной новизны характерна скульптура В.Бриндача “Сормовская молодежь”. Мир юности и ее мечтаний – таков смысл двухфигурной композиции. Но при всей условности замысла в работе нет ощущения ходульной плакатности. Позы юноши и девушки просты, но за ними, в самом характере лепки, мы видим их духовную сложность, разносторонность характеристик личности. Между ними как бы идет внутренний диалог. Выразительно использованы в этой работе цвет и фактура материала (цветной металл). К достоинствам Бриндача как скульптора нужно отнести и его свойство задумывать и исполнять свои произведения в долговечных материалах, как правило, металле, что придает его скульптурному мышлению определенную пластическую конструктивность» (О.Прохоренко).
Фотография скульптуры «Сормовская молодежь» публиковалась на страницах газеты «Советская Россия», позже композиция выставлялась в Москве - в Центральном доме художников на Крымском валу и в Манеже, где была приобретена торговым представительством посольства Югославии в СССР.
Таковы приметы времени в жизни наших художников, связанные с Чебоксарами.
В дар музею В.Бриндачем передана скульптурная композиция «Паниковский и Корейко», но словно обращена к сегодняшним Чебоксарам, в центре которых стоит памятник Остапу и Кисе Воробьянинову, в жизни которых были и Волга, и пароходы, и Чебоксары.
Переданная Виктором Бриндачем скульптура из была выполнена в СССР. На протяжении всего этого времени находилась в Израиле. В каком-то смысле работе повезло, поскольку произведения из бронзы вывозить запрещалось, а вот к произведениям из эпоксида относились иначе. На нижней части постамента скульптуры можно увидеть штамп Министерства Культуры РСФСР: «К вывозу разрешено».
Но сегодня, как в классике: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!». Скульптура Виктора Бриндача – уже в Чебоксарах. Слева – Корейко с обшарпанным чемоданчиком, в котором ютятся надежды Остапа на Рио де-Жанейро. Справа – Паниковский, позу которого можно определить его же словами: «Это опера, когда я иду на гуся! ”Кармен”!» Но товарищ Бендер любит жизнь во всех ее проявлениях, «даже если придется переквалифицироваться в управдомы».
Профессиональная жизнь «израильских чебоксарцев» показала, что в Израиле им не пришлось «переквалифицироваться в управдомы».
Земля Израиля и город-праздник
Проект «Земля обетованная – Израиль» отражает открытость Объединения профессиональных художников Израиля к культурному сотрудничеству и желание участников акции своим вкладом обратить взор на позитивный образ Израиля как страны мира – в год 70–летия образования Государства Израиль. Выбранная для проекта тема – «Земля обетованная – Израиль» – позволила каждому из участников раскрыть свой духовный багаж в художественном экскурсе по Земле Израиля в точках ее соприкосновения с культурой России.
В самом акте благотворительности есть нечто родственное метафорическому обновлению духа, за которым шли паломники в эту землю и, одухотворенные, несли миру Мир.
Работы наших современников передают ощущение эмоционального и духовного подъема, который позволяет испытать осознание этической стороны проекта. Важна возможность донести до наших соотечественников в другом государстве позитивный образ Израиля как страны мира. Это то, что созвучно гуманистическому представлению о созидательной функции искусства, объединяющего и членов Объединения профессиональных художников Израиля.
Чебоксары – древний город на раздольной русской реке. Подсвечены иллюминацией корабли на Волге. И к этому свету – наш свет – свет людей с Земли Обетованной, в чьих сердцах живет город-праздник, как ничем не омраченный мир.
Лирическая река
Когда придешь домой в конце пути,
Свои ладони в Волгу опусти…
Из песни «Течет река Волга»
Наверное, для меня этот день настал…
Волга… Она – полноводная и широководная.
Волга… Весною – в разлив - она кажется безбрежной и готова одарить каждого этой прибывающей живой водою.
Оттого и люди на Волге чаще натуры широкие.
И сколько бы потом суровый скульптор жизни ни рвался вырезать из тебя деревянного полумера, сила Волги остается в тебе.
Отсечены ветви, отодрана кора, обнажен до гладкости ствол древа, но крепок корень, несуетен дух, вскормленный Волгой...
Это не ностальгия – это чудо живой воды в тебе – в твоей памяти – от первого плеска весла…
В наших жилах течет Волга…
Автор проекта – доктор филологических наук Галина ПОДОЛЬСКАЯ, искусствовед, писатель, академик Израильской независимой академии развития наук, член правления Объединения профессиональных художников Израиля.
https://www.youtube.com/watch?v=3hooFE4wUBw