«...Ты краски дал, что стали мне судьбою»
6 июля 2012 года Марку Шагалу исполнилось бы 125 лет. Именно исполнилось бы, потому что его творчество волнует миллионы умов, восхищает, заставляет задуматься, зовет в полет фантазии, любви и творчества.
Всеизраильское объединение художников решило отметить юбилей Марка Шагала фестивалем «По следам Шагала». Уже прошли две выставки в Ришон-ле-Ционе и Иерусалиме, и вот 21 ноября 2011 года в Ашдоде, в концертном зале "Аудиториум", открылась выставка "Диалог и пленэр", где были представлены и новые работы.
Открыла выставку координатор культурных программ центра «Аудиториум»Рашель Кацнельсон, организаторы выставки председатель Объединения Анна Зарницкая, куратор выставок Андриан Жудро, искусствовед, академик Галина Подольская , которая представила только что привезенную из типографии монографию «Современное израильское искусство с русскими корнями». Александр Александрович Крюков, директор РКЦ, профессор, приветствуя участников и гостей выставки, отметил большое значение таких мероприятий не только для Израиля.
Чем необычна и интересна эта выставка? Каждый из художников определил для себя, что значит Шагал в его жизни и, соприкоснувшись, отразил это в своем творчестве.
Журнал «Русское литературное эхо» уже несколько лет тесно сотрудничает с объединением художников Израиля. В журнале публикуются статьи о художниках, выставках. Страницы журнала украшают репродукции картин израильских художников. Не стал исключением и последний 31-й номер журнала, в котором помещена статья Галины Подольской о творчестве израильского художника с русскими корнями Сергея Москалева, а на обложке его картины, представленные на выставке.
Журнал, отмечая большой вклад художников в развитие современного израильского искусства, наградил дипломами «За уважение к памяти Марка Шагала и претворение в творчестве традиций выдающегося художника XX столетия» организаторов фестиваля «По следам Шагала» Анну Зарницкую, Андриана Жудро, Галину Подольскую и Сергея Москалева, поздравив его с Днем рождения и пожелав ему здоровья и творческих успехов.
Одна из картин Сергея Москалева, представленная на выставке - «Наедине. Художник», 2010 год. Эта картина была выставлена в Кнессете. На картине художник у Стены Плача в Иерусалиме, молящий о Божественном вдохновении. Возможно, как и сам Шагал в своем стихотворении:
...Ведь я твой сын. Я был рожден тобою
Здесь, на земле, чтоб ползать – не летать,
Ты краски дал, что стали мне судьбою,
А я не знаю, как тебя писать.
И что изображать мне на картинах,
Когда покрыты пеплом города,
Когда сгорают мертвецы в руинах,
И слез мои глаза полны всегда?
Куда бежать, к кому лететь отныне?
Как собственное сердце рисовать?
Нам кто-то жизни даровал святыню,
Нам кто-то смерть решил предназначать.
О, если б тот, кто предрешил все это,
Мне живопись наполнил счастья светом.
Думаю, что и великий художник, и Сергей Москалев, и художник на картине просят наполнить их творчество светом и любовью.
Журнал «Русское литературное эхо» поощрил в тот вечер ашдодских художников, хотя на выставке было представлено и много других интересных работ.
Аркадий Барнабов известен ашдодским любителям литературы как поэт, потомок Маршака. Аркадий считает, что Шагал – это «храм Божий, в котором горит свеча его таланта, та, что и есть частица Бога». Любовь была главной в жизни Шагала, ею он и наполнил свое творчество. Тема полета, воспарения, игра цвета в любви. Целый цикл «цветных» любовников Шагала вдохновил Аркадия. Его картина, представленная на выставке, «Фиолетовые любовники» продолжает чувственно-цветовую атмосферу знаменитого любовного дуэта Шагала.
Виктор Кинус представил на выставке картину «Последний полет Шраги», которая посвящена памяти его учителя В.Шраги, безвременно ушедшего из жизни в этом году. В картине явно ощущается "перекличка" c манерой Шагала - учителя Шраги. И призрачные контуры городов, в данном случае Иерусалима и Петербурга, над которыми совершает свой последний полет учитель с зажженной свечой в руке, и провожающая его пара возлюбленных с устремленными ввысь руками - все это дань восхищения великим Мастером.
Картина Бориса Геймана «Скрипач». На стертых камнях старой узенькой улочки Яффо играет скрипач в ожидании милости, "размытый" желто-коричневый мазок создает настроение безысходности, и как будто слышится печальная мелодия скрипки. Это уже современная и очень нам знакомая трансформация образа скрипача, когда-то вознесенного ввысь Марком Шагалом.
Герман Непомнящий и его картина «Зимний Витебск». Зимний Витебск, запорошенный снегом, в нежной розово-белой дымке ностальгических воспоминаний о городе великого художника.
Творчество Шагала – великого Мастера – Мир магии, волшебства любви, которые спасут мир, мир искусства, мир местечкового еврейства. Всегда молящийся еврей в разных ипостасях, сосредоточие, глаза молящегося, ушедшие в глубь Торы. Шагал никогда не забывал о белой козочке, о месте рождения, опоэтизированном им. Его парящая музыка, скрипка, любовь...
Художники, впитав в себя творчество великого Живописца, создали прекрасные полотна – дань уважения бессмертному Шагалу, сотворившему неповторимый мир, нарушившему все законы земного притяжения.
Пожелаем же художникам творческих удач, а Всеизраильскому объединению художников новых выставок, хороших и разных.
Выставка в Ашдоде открыта до 5 января 2012 года. А следующая будет в Иерусалимском культурном центре 18 января 2012 года.
Фотографии любезно предоставлены Андрианом Жудро.
Лора Дроми