Графика Иосифа Капеляна - YouTube
О переданной коллекции
В серии «Израильское изобразительное искусство в музейных собраниях» вышел в свет альбом-каталог «Графика художника. Иосиф Капелян», подготовленный доктором Галиной Подольской. Издание дает представление о новых поступлениях в собрание Дома-музея Б.М.Кустодиева - филиала Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина.
В мае 2017 г. в Дом-музей Б.М.Кустодиева поступило 77 графических листов, выполненных современным израильским художником Иосифом Капеляном. Работы были переданы им д-ру Г.Г. Подольской, и по обоюдному решению подарены одному из художественных музеев Астрахани. И это не случайно. В фондах Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина уже находится 4 линогравюры И.Капеляна по мотивам повестей Шолом-Алейхема. В Доме-музее Велимира Хлебникова – 5 экспрессионистических палитр по мотивам прозы Веры Хлебниковой. И вот - Дом-музей Б.М.Кустодиева – ученика святая святых русской школы изобразительного искусства И.Е.Репина.
В переданной коллекции представлена уникальная и печатная графика И.Капеляна. Это графика художника, по жизни не выпускавшего из рук карандаша. Это впечатления от путешествий, вылившиеся в 35 видовых путевых рисунков-набросков гелевой ручкой, 4 работы тушью на тему пророков. Это академическая графика -10 работ обнаженной натуры (уголь, карандаш, акварель). Это оттиски печатной графики – 2 портрета в шелкографии, 1 линогравюра. Это книжная графика – 25 иллюстраций и заставок в супрематическом стиле.
Не секрет, что многие мифологемы искусствоведения порождены информационными лакунами, деформирующими представление о художественном наследии автора.
Новая коллекция в собрании Дома-музея Б.М.Кустодиева имеет ценность для будущих исследований. Само наличие фактического материала, организованного в хронологическом порядке, помогает фактографии стать фактологией и составить наиболее объективное суждение о творчестве художника.
Ныне графика И.Капеляна (род. в 1936 г.) уже сама по себе является свидетельством истории культуры, поскольку перед нами – графика 1970-х – 2010-х гг., когда по цвету бумаги и изобразительным средствам можно судить о «возрасте» переданных работ как овеществленного следа художника во времени.
Работы систематизированы в каталог, сформированный доктором филологических наук Галиной Подольской, коллегой И.Капеляна по Объединению профессиональных художников Израиля, автором многих публикаций о его творчестве, соавтором по книжным изданиям, другом и, что сыграло свою роль в судьбе настоящей коллекции, уроженкой Астрахани.
Автор проекта – доктор филологических наук Галина ПОДОЛЬСКАЯ.
Графика художника
Крупнейшие художники мира через рисунок фиксировали свои визуально-пространственные впечатления, которые становились основой для крупных замыслов. Но в графических рисунках сохранилось этюдное предчувствие того, чему еще суждено появиться. Это предощущение настолько притягательно, что графический рисунок можно рассматривать бесконечно, поскольку видение будущего полотна художником и зрителем не всегда совпадают. Важно, что в этот момент завязывается диалог.
В середине 1970 гг. в Астрахани, на улице Советской, располагался маленький специализированный магазин «Искусство», в котором продавались альбомы, учебники, ноты, клавиры. Мне было 16 лет. Я училась в музыкальном училище, пришла покупать учебник по музыкальной литературе. И вдруг… На полке с изданиями по изобразительному искусству увидела альбом «Графика Нади Рушевой» - графику, поразившую меня как вид искусства, - графику, подобную скрипичной струне, по которой звучащее слово переходит не в пропись - линию рисунка, становясь трогательным образом. Альбом не давал мне покоя. Несколько раз специально приходила в магазин, чтобы взять и полистать его. А когда наступила долгожданная стипендия, пришла, чтобы купить. Но альбома не оказалось на прилавке. Он был уже куплен, как потом выяснилось, моей сокурсницей, которая, как и я, ожидала стипендии. Через некоторое время она «поделилась» со мною своим сокровищем. И я уже дома погрузилась в блаженное созерцание.
Это было совершенно новое для меня состояние… Сегодня мне самой это кажется странным… но тогда… тогда у нас дома не было ни одного художественного альбома - только книги! С этого «некупленного» альбома я стала собирать издания по изобразительному искусству и, конечно же, с него появилась необъяснимая тяга к графике - интерес, начавшийся не из залов в картинной галерее, а с книги, как параллельный визуальный текст.
Свет и тень, ночь и день, белое и черное, линия, пятно, штрих, точка!
Иллюстрации?..
Предвкушение!..
С графики «заводится» все!
Путевые впечатления
Согласно современной музейной классификации, к графике причисляют акварель, гуашь, пастель, другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе, и печатную графику, поскольку для печатной графики сначала создается основа, при помощи которой и получаются авторские оттиски.
В переданной коллекции представлено 35 видовых рисунков, которые можно назвать путевыми впечатлениями художника от путешествий в период от 2002 до 2008 гг. Перед нами города Земли Обетованной - Иерусалим, Цфат, Нагария, Бейт-Шеан. Это места природных заповедников, среди которых окрестности Галилейского моря, как в прошлом называли Кинерет - самое крупное пресноводное озеро в Израиле. Это пейзажи Мертвого моря - соляного озера, расположенного на территории Израиля и Иордании.
Зрительные наблюдения и точность, с которой художником зафиксированы ландшафты Израиля, чрезвычайно высока, хотя и кажется свободой, рефлекторным фиксажем объектов изображения. Рисовальщик ориентируется на конкретную природную среду, простую и «естественную», что характерно для традиционного пейзажа в мировом искусстве. По датам видно, где и когда находился рисовальщик, не выпуская из рук карандаша, в данном случае, - гелевую ручку и фломастер. Ничего не поделаешь – хроническая привычка художника!
Несмотря на внешнюю аскетичность «путевых рисунков», И.Капелян органичен в избранном жанре. Напомним, что более четверти века художник работал графиком на кафедре археологии Тель-Авивского университета, зарисовывая открывающиеся на глазах страницы истории земли Израиля. Линии – без отрыва руки - словно перетекают одна в другую. А если разместить рисунки один за другим, то чувствуешь, как меняются углы зрения, как перемещаются ракурсы предметов, трансформируются их формы, как создается впечатление движущихся дорог, а локальный фон переходит в беспредельность… Это то, что удаляется по ходу движения, но волнует нашего современника, заставляя всматриваться в очертания тающих пейзажей как в ускользающее мгновение. Природа не обманет. Только миг. Завтра – не сегодня. Сегодня – не вчера. Мир вокруг нас… Он остался в рисунке! Остался как целостное движение, в линиях которого внешнее пространство наполнилось состоянием сиюминутного настроения художника.
Женская красота спасет мир
Красота действительно спасет мир, если в ней заложен эстетический и этический посыл. И Капелян – мастер академической графики. 10 графических листов художника посвящены красоте человеческого тела. Графические листы с обнаженной натурой подкупают поэзией изысканной наготы. Художник передает характер моделей, особенности освещения, благодаря которым женские формы словно светятся изнутри. Тонкие, грациозные и аппетитные, пышные – они равно интересны художнику. И те, и другие гармоничны и прекрасны в работах при минимуме линий и растушевке.
Рисунки выполнены карандашом, углем, тушью, акварелью, в размер ватмановского листа, на белой и тонированной бумаге разной текстуры и плотности. Думаю, что некоторые виды бумаги нынче уже и не найти… Первый из графических листов датируется 1986 г., последний – 2012 г. Временная вилка в четверть века показывает устойчивый интерес художника к обнаженной натуре, хотя – в силу сложившихся традиций израильского изобразительного искусства - жанр обнаженной натуры отнюдь не самый популярный в Израиле.
Вариации на тему пророков
Еще в СССР, до переезда в Израиль, И.Капелян живо интересовался еврейской культурой и истоками иудаизма. Некоторые из работ художника достаточно ясно демонстрируют выражение его национальной принадлежности через обращение к культурным идеалам своего народа.
Работы, отражающие эту ипостась творчества И.Капеляна, также имеются в настоящей коллекции. Таковы датированные 1979–1981 гг. 4 графических листа, представляющие вариации тушью на тему рисунка «Скрижали Завета».
Согласно Книге Исхода, Моисей вывел еврейский народ из египетского рабства. Провозвестник иудаизма, он - самый главный из еврейских пророков, принявший от Всевышнего десять заповедей. Примечательно, что в христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа и, подобно тому, как через Моисея миру был явлен Ветхий Завет, так в Нагорной проповеди через Иисуса христианам был дарован Новый Завет. Как и Авраам, Моисей утверждал идею единого Бога. Не случайно икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса, и память о пророке Моисее отмечается Русской православной церковью.
Моисей И.Капеляна – образ собирательный. Художник изображает пророка в момент заключения союза между Богом и еврейским народом. Высоко над собою приподнял Моисей каменные скрижали с выбитыми на них заповедями.
Работы тушью выполнены с опорой на карандашный вариант 1979 г., в котором по сути заложены «графические пути» развития темы. Это «оттенки» экспрессии жеста, выражающего психологическую концентрацию героя-провидца. В рисунках черной тушью – с захватывающей дух простотой и уверенностью - воплощена личностная харизма пророка пророков, ставшего национальным символом объединения евреев.
Семейный альбом
Среди печатной графики И.Капеляна представлено 2 портрета в технике шелкографии. Это погрудный портрет женщины в шляпе и портрет маленького мальчика на детском стульчике. Образы на овальных портретах завораживают прямотой и правдивостью. Лица героев проступают из затемненного «фотографического» фона, волнуя прямодушием и романтической беспристрастностью. Изображения визуально отсылают нас к дагерротипии ХIХ века. Это ощущение подчеркивает избранная графиком техника шелкографии, в которой эффект «сердоликовых прожилок» усиливает ощущение фактурности старинного дагерротипа. Овальные шелкографии созданы И.Капеляном в 1990-е гг… Иначе говоря, художник вновь обращается к заветной теме, запечатленной им в 1980-х гг. в серии «Семейный альбом».
«Семейный альбом» И.Капеляна отсылает нас к романтической традиции воссоздания образов евреев разных возрастов и сословий, но в стилистике фотографий рубежа XIX-XX вв.
В отличие от современных экспериментаторов, раскрашивающих фотографии красками, «старинные портреты» выполнялись И.Капеляном исключительно живописными средствами. В 1987 г. «Семейный альбом» выставлялся в галерее «Сафрай» в Тель-Авиве, в 1989 году – в Арт-центре «Стефен С. Авайс» в Лос-Анжелесе. Оценивая эту серию как явление культуры, искусствовед М.Заборов писал: «И.Капелян любит образы, выходящие из сумерек прошлого на дневной свет, и не стесняется заявить об этой своей любви – действие, требующее мужества в наши дни...». Термин дагерромантизм по отношению к работам такого типа также введен М.Заборовым. Эта оценка и ныне не утратила своей эстетической и психологической точности, хотя в данном случае речь идет о повторе в шелкографии двух портретов из серии маслом. «Семейный альбом» периодически пополнялся художником. В 2006 г. новые картины из этого цикла выставлялись в галерее «Аль-Гацук» в Нетании. В преддверии открытия персональной выставки я брала интервью у художника для израильской газеты «Вести. Нон Стоп». Приведу фрагмент из этой публикации:
« – Почему дагерромантический портрет сегодня вам представляется интереснее реалистического?
– Тут нет противоречия. Мои «старинные портреты» тоже реалистические. Но «стилистика фотографии» отсылает к определенной эпохе. Эта серия задумана так. Другие – иначе.
– За 20 лет работы над «Большой семьей» эта тема стала по сути «сквозной» в вашем творчестве. Почему?
– В портретах меня привлекает «еврейская душа», с ее историей, трагизмом и юмором, философией, глубиной и жизненной практичностью, желание художественно осмыслить свои национальные корни».
Дагерромантические портреты – одна из несомненных вершин творчества И.Капеляна – вершина, напоминающая современному зрителю о том, что художнику нашего времени по силам овладеть мастерством предшественников, хотя он уже дитя своей эпохи, но желание передать ощущение уходящего времени – вневременная жажда художника, которую не утолить фотографическим кадром.
Для шелкографии художник выбирает форму овального портрета, чтобы максимально концентрировать внимание зрителя на лице и глазах, как зеркале души.
В связи с темой национальных корней свое место приобретает и скромная линогравюра - экслибрис «Ицхак – Бейт Арье» (1996 г.), что в переводе с иврита обозначает «Ицхак – Дом Льва». Перед нами - вывеска (эмблема) синагоги Ари Ашкенази в Цфате, благодаря которому в быт евреев вошла торжественная церемония встречи начала Субботы. И.Капелян обращается к «жанру» книжного знака, «удостоверяя» имя создателя лурианского направления в Каббале (АРИ – Рабби Ицхак Лурия). Мысль И.Капеляна об использовании экслибриса совершенно оправдана, поскольку в Цфате появился первый печатный дом на Ближнем Востоке.
Напомним, что в собрании Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина имеются 4 линогравюры И.Капеляна, также связанные с темой национальных корней, но отражающие память о местечке как образе бытия евреев в эпоху Российской империи. Это линогравюры к произведениям Шолом-Алейхема, воспринимаемого выходцами из стран восточноевропейской диаспоры естественной составляющей, на которой выросла израильская культура. Это то, что в широком понимании можно также рассматривать страницами из альбома израильского художника.
Настоящие работы показывают отношение И.Капеляна к осмыслению национального бытия евреев через культуру и желание развивать ее в русле собственного творчества.
Крылья Света
В «Твердыне пламенной» Н.Рерих замечал: «Великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством». Н.К.Рерих как Великое древо культуры на протяжении многих лет остается объектом пристального внимания И.Капеляна. В переданной коллекции имеется и серия книжной графики, которую в контексте эволюции творчества художника можно рассматривать как один из первых подступов к художественному осмыслению «Живой Этики» Николая и Елены Рерихов, хотя в данном случае - через творчество своего израильского современника. Речь идет о книжной графике И.Капеляна к поэтическому сборнику «Крылья Света» (2000-е гг.) – эзотерическим стихам Аарона Котляра, музыканта, композитора, создателя необычных музыкальных инструментов.
Как и И.Капелян, А.Котляр - почитатель «Живой Этики», ставшей точкой золотого сечения, объединившей творчество израильских представителей культуры XX-XXI вв. В стиле, родственном эзотерике «Крыльев Света», И.Капеляном исполнены обложка издания и 25 иллюстраций с заставками. Воздушные линии, из которых создаются многочисленные геометрические фигуры, передают ощущение пространства и сияния - через супрематические образы. Свет – знание о мире. Свечение Света – в вершинах треугольников и производных от него геометрических фигурах. Круг – Духовное Царство – Благо Общего. В каждом секторе круга живет потенциальный Свет, который может стать Чудесным Самоцветом Огня Творчества. Иллюстрации И.Капеляна носят символический характер, отражая эзотерический характер духовности, как ниспосланной свыше «огненности духа». Для художника главное – «полезным быть на всех путях земли и выполнить свое предназначенье» (А.Котляр). Во имя претворения в жизнь этой миссии нам даруются «Крылья Света».
Работая над каталогом для Одесского дома-музея имени Н.К.Рериха из серии «Израильское изобразительное искусство в музейных собраниях», я спросила И.Капеляна: «Как рождаются эзотерические работы?» Иосиф ответил: «Творческий человек всегда стремится к самосовершенствованию. Эти поиски развиваются в разных направлениях. Символические темы можно выразить только символическим языком».
Штрихи к портрету
Творчество Иосифа Хаимовича Капеляна (род. в 1936 г.) обширно и представлено в собраниях многих музеев мира. Работы И.Капеляна имеются в северной столице России, где будущий художник проживал в годы обучения в Ленинградском художественно-графическом педагогическом училище, - в собраниях Государственного Эрмитажа, Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, Фонда печатной графики.
Живопись И.Капеляна имеется в музеях Израиля (Иерусалим, Тель-Авив), Хорватии (Загреб), Польши (Лодзь), Украины (Харьков, Чернигов, Умань), России - в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), в Доме-музее имени Велимира Хлебникова – филиале Астраханской государственной картинной галерее имени П.М.Догадина.
Значительная часть работ художника сосредоточена в Беларуси, где И.Капелян с отличием окончил Минский театрально-художественный институт (ныне Академия искусств Беларуси). Более 20 произведений живописи и графики находится в фондах Национального художественного музея Беларуси; 7 графических листов - в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны (Минск); 4 живописных работы - в Могилевском художественном музее имени П.Масленикова; более 80 произведений живописи – в родном городе – в собрании Бобруйского художественного музея.
Печатная графика И.Капеляна широко представлена в коллекциях музеев Украины: около 30 офортов и линогравюр И.Капеляна в Одесском Доме-музее имени Н.Рериха, 11 линогравюр - в Музее Шолом-Алейхема – филиале Музея истории Киева, 4 линогравюры – в Черкасском областном художественном музее.
Офорты и линогравюры И.Капеляна имеются в Национальном музее изобразительных искусств Азербайджана (Баку), в Государственном музее изобразительных искусств Узбекистана (Ташкент). В музейном пространстве России – в Удмуртском республиканском музее искусств, в Челябинском художественном музее, в Новосибирском государственном художественном музее, в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М.Догадина.
Поступившая в собрание Дома-музея Б.М.Кустодиева коллекция – это убедительные штрихи к творческому портрету И.Капеляна-графика. Сама подборка работ разнообразна с точки зрения тематики и изобразительных средств выражения. На ее материале можно судить о духовных приоритетах израильского художника, интересе к натурным, видовым, историко-культурным и литературным источникам. Это то, что, с одной стороны, дает возможность увидеть уникальную графику, которой было суждено перейти в живопись, с другой стороны, – это то, что позволяет познакомиться с образцами печатной графики, созданными на основе живописных картин, уже имеющихся в багаже художника.
В нынешний век иронии и всеобщего скепсиса для И.Капеляна мир не утратил гармонии. Художник жив доверием к жизни и увлечен ею. Вот почему объектом вдохновения для И.Капеляна остаются реальные впечатления, обретающие в творчестве метафорическую «жизнь лозы»: «О лоза, узнаю твой ускоренный пульс, /Тот пульс, что во мне, это только твое повторенье» (Б.Ахмадулина).
Послесловие
В конце 1970-х гг. в Астраханской картинной галерее была выставка японской ксилографии. Тогда я впервые увидела станковую и книжную графику К.Хокусая. Потом было еще много-много разных выставок, но они не стали знаковыми в «воспитании чувств» к графике.
И вот однажды в Ленинке мне в руки попал альбом, перевернувший мое сознание. Это было «Сказание о Старом мореходе» С.Т.Колриджа с иллюстрациями Г.Доре. Два гения - С.Т.Колридж и Г.Доре. Впечатление оказалось настолько незабываемым, что по сути стало началом моей будущей монографии - «Баллады С.Т.Колриджа в контексте русской культуры XIX – первой четверти XX в.» (1999 г.). Отксерокопированные в 1980-е гг. гравюры Г.Доре хранила до переезда в Израиль…
Шло время. Слово и линия чинно шли рядом. И вдруг вновь «пересеклись», когда в 2012 г. мне посчастливилось попасть на выставку графики М.Шагала в Эрмитаже с иллюстрациями художника к Ж.Лафонтену, Н.Гоголю, Лонгу. В 2016 году была на выставке офортов А.Дюрера в Музее Израиля в Иерусалиме… Казалось бы, дело обычное – для человека мира культуры. И все-таки…
Давно замечено, что в исследовательской деятельности и жизни людей искусства мысли непременно материализуются, просто всему свой черед. И вот, как само собою разумеющееся, настал момент, когда графика сама вошла в мою нынешнюю творческую жизнь, теперь уже связанную с музейным миром стран постсоветского пространства. Появились международные благотворительные проекты, благодаря которым офорты А.Постеля и И.Капеляна теперь находятся в коллекциях музеев Одессы и Ташкента. И по их линиям графики пролегает путь к миру между странами, очень значимыми в моей жизни…
Израиль подарил мне много творческих встреч и, прежде всего, с Иосифом Капеляном. Вместе с ним мы работали над книгами, в которых он выступил тонким иллюстратором моих текстов. Так сближаются разные виды искусства, а люди становятся родными.
В одном из писем Б.М.Кустодиев писал: «Думаю, что у меня и душа-то по природе астраханка». Жизнь показывает, что и у меня тоже! Я счастлива, что Иосиф с энтузиазмом поддержал мое предложение относительно выбора музея для передачи своей графики.
Так появился этот проект, состоявшийся благодаря дару израильского художника Иосифа Капеляна и оценившему этот дар - Дому-музею Б.М.Кустодиева – филиалу Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина.