РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Нести миру мир: "Израиль - Умани"

Ася Тепловодская

Нести миру мир: "Израиль - Умани"
Интервью с Галиной ПОДОЛЬСКОЙ

Как-то так сложилось, что мы, познакомившись с Галиной Подольской на одном из поэтических конкурсов, проводимых нашим журналом «Русское литературное эхо», создали своеобразный тандем, в сферу интересов которого помимо литературы входят живопись и музыка. Нас объединяет то, что мы ищем новые интересные формы работы, стремимся сделать порой невозможное. Пока Министерство иностранных дел пытается улучшить имидж Израиля на международной арене, Галина Подольская и израильские художники уже делают это, причем успешно и продуктивно. Они сотрудничают с музеями, передают в дар картины и проводят выставки своих работ. И «Позитивный образ Израиля» проникает в души и сердца людей в разных концах земли, давая ростки добра и любви к нашей стране в это очень непростое время. Такие акции уже прошли в Одессе, Астрахани, Ижевске. А сейчас – Умань.

- Галина, знаю, что вы только что вернулись из Умани, куда отвезли в дар музею картины израильских художников. Как на этот раз пришла к вам такая идея и как вы смогли ее осуществить?

- Изначально, идея проекта “Израиль - Умани” появилась летом прошлого года при встрече в Иерусалиме с профессором Наталией Цымбал, директором Украино-Израильского центра образования, науки, культуры как структурного подразделения Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины. Я предложила концепцию проекта и получила полную поддержку со стороны Натальи Цымбал. Началась работа. Важно, что теперь картины израильских художников в Умани, намечена выставка поступившей в собрание художественного музея коллекции.

- Нам известно, что вы поехали открывать выставку в Умани и откликнулись на предложение выступить перед студентами с лекцией об Израильском изобразительном искусстве. Расскажите поподробнее, как проходило это событие?

- Так и было. 28 марта 2015 года перед студенческой аудиторией факультета искусств Уманского госпедуниверситета мною была прочитана лекция «Современное израильское изобразительное искусство как положительный образ мира» и было представлено 20 работ известных израильских художников, переданных членами Объединения профессиональных художников Израиля в дар Уманскому художественному музею.
В этот же день состоялась передача израильской коллекции Уманскому художественному музею в помещении величественного католического костела Успения Богородицы (1826 г.) в стиле классицизма 18 века, в котором и располагается городская картинная галерея.

- Как вас встретила Умань?

- Хорошо встретила. Как и должно быть в цивилизованном мире. Понимаете, что такое Умань? Умань – колыбель хасидизма, одна из главных вех в истории его развития.
Цадик Нахман из Брацлава – правнук основателя хасидизма цадика Бешта – ныне один из духовных лидеров этого направления. Он бывал в Эрец Исраэль – в Цфате, Тверии, но в Иерусалиме не был, считая себя недостойным священного града. Значительная часть его жизни связана с Уманью, где он и умер в 1810 году. И его могила стала местом паломничества хасидов, как осколок Стены Плача в Иерусалиме. Я также первым делом посетила место захоронения … приложила руку к мировой святыне… Женщины с покрытыми головами и молитвенниками в руках... Не буду говорить о политике… Мир перевернулся, а человек жаждет мира, затем и идет к священным местам.
Вообще это удивительное место. Гигантская синагога – на десять тысяч человек! Вокруг все надписи на иврите, люди в традиционном еврейском облачении. Попадаешь, как в Меа-Шеарим. Даже не представляла, что так бывает…

- Изобразительное искусство – предмет извечных дискуссий. Какова его роль в вашем проекте «Израиль-Умани»?

- Умань – это особая страница истории евреев. Это не тот однодневный проект, который удобен «для галочки» в финансирующих культурные проекты структурах. Проект «Израиль – Умани» вырос из исторических предпосылок, как восполнение утерянного культурного звена, восстановление которого ныне и происходит. Это внутренний вектор движения. Он исходит от самих деятелей культуры, от их внутренней потребности участвовать в этом процессе. Отсюда возможность его осуществления на альтруистической – некоммерческой основе. В данном случае важны этическая и эмоциональная стороны. Это и определяет желание ярких художников участвовать в такого рода мероприятиях – в выставочных проектах и акциях дарения, хотя никто из дарителей, как и я, материальной выгоды не имеет.
В этой связи проект «Израиль – Умани» особенно привлекателен для израильских художников, поскольку связан со священным для евреев мира местом, куда ежегодно со всего мира приезжают десятки тысяч паломников. И вот теперь здесь, в Уманском художественном музее, наконец-то, появилась коллекция, представляющая изобразительное искусство государства Израиль.
В современном Израиле выходцы из стран постсоветского пространства завоевали свое прочное место, обогатив коренные традиции страны Сиона школой стран восточно-европейской диаспоры. Объединение профессиональных художников Израиля в полной мере подтверждает это явление.


- Кто из художников принял участие в акции Объединения профессиональных художников Израиля?
- Прежде всего, те, кто по рождению или профессиональному образованию связан с Украиной: Виктор Бриндач, Вениамин Клецель, Анатолий Метла, Аркадий Лившиц, Герман Непомнящий, Григорий Фирер, Анатолий Финкель.
Примечательно также, что сама церемония дарения проходила на открытии выставки работ Виктора Бриндача "Камни Двенадцати колен Израилевых" из собрания Одесского Дома-музея имени Рериха. Но развеска работ была организована таким образом, что начиналась с "израильской жемчужины" в постоянной экспозиции Уманского художественного музея - работы Виктора Бриндача "Шаббат", в правом нижнем углу которой имеется трогательное посвящение: "Вере Моисеевне Уманской от внука. Виктор Бриндач". Бабушка художника родилась в Умани, где и проживала до замужества.
Кроме того, желание подарить свои работы выразили и те, чья жизнь до Израиля была связана с Литвой (Аарон Априль, Шауль Косман), Молдовой (Борис Гейман, Эдуард Гроссман, Аркадий Острицкий), Беларусью (Андриан Жудро, Иосиф Капелян, Любовь Минкович, Илья Хинич), Россией (Анатолий Баратынский, Анна Зарницкая, Вадим Макаров, Сергей Москалев), Рут Гроссман родилась в Иерусалиме. Искусство обнимает мир! Израиль объединяет нас здесь и личностно делает другими. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм изобразительное искусство обрело свою общественную функцию. Дарение работ Уманскому художественному музею – подтверждение тому.

- Объединение профессиональных художников Израиля – одна из самых активных творческих организаций. Но, насколько мне известно, Украино-Израильский центр (Уманский университет) связан и с другими творческими организациями…
- Я могу говорить только от имени тех, кто принял непосредственное участие в акции. Кроме картин, мною были переданы диски с записями песен на украинском языке, созданных иерусалимским композитором Михаилом Бендиковым, Заслуженным деятелем искусств УССР, а также песен на идиш и украинском языках в исполнении оперной певицы Светланы Бендиковой, лауреата престижной в Израиле премии имени Юрия Штерна. Оба они приехали в Израиль из Кривого Рога, Светлана родилась в Луганске. Художник Аарон Априль и витражист Леонид Крицун (родился в Харькове) прислали свои каталоги.
Израильская поэтесса Валентина Чайковская, член Союза писателей Израиля и Украины, победительница многих поэтических конкурсов журнала «РЛЭ» за два дня до мероприятий в Умани написала чудесные стихи к презентации картин израильских художников на украинском языке, которые звучали на открытии выставки.
Прочитанная мною лекция об израильском изобразительном искусстве перед студенческой аудиторией была благотворительной. Кроме того, мною были подарены книги-альбомы, созданные в соавторстве с художниками - "Марк Шагал и Иерусалим. Путешествие в историю культуры", где места пребывания Шагала в Израиле запечатлены Григорием Фирером, "Двенадцать колен Израилевых. Живописные аллегории" (с работами Аркадия Лившица), "Камни Двенадцати колен Израилевых", в которых Виктор Бриндач объединяет библейский сюжет пророчества Иакова с сюжетом драгоценных камней из нагрудника первосвященника, когда каждый из священных камней предназначен каждому из сыновей великого коэна. Было передано двуязычное издание (русский - иврит) - сказка в стихах "Осенняя баллада", иллюстрации к которой воссозданы Виктором Бриндачем в цикле станковой живописи. Это то, что необходимо для развития Украино-Израильского центра как функциональной структуры, развивающейся в Умани". Книгу-альбом «Современное Израильское изобразительное искусство с русскими корнями» для библиотеки Украино-Израильского центра я передавала директору центра проф. Наталии Цымбал в ее прошлый приезд на встрече в Иерусалимском пресс-клубе.

- Весна, Песах и… Умань. Так вот сорвались с места и поехали?

- Не только Песах, но и День рождения Рабби Нахмана, и открытие в художественном музее выставки Виктора Бриндача «Камни Двенадцати колен Израилевых» - одного из самых удивительных современных иудаиков, с которыми когда-либо мне доводилось встречаться. Сегодня мало сюжетных художников. Мне кажется, что ему по силам разработать любой сюжет. Это художник – детально изучающий текст, виртуозно владеющий композицией. Не случайно он иллюстрировал «Пасхальную Агаду» Хаима Рабейну Пладжи, «Ценности субботы» Рабби Авигдора Шмедры, семь томов хасидских повестей Меира Барама, «поваренную книгу» еврейских рецептов П.Люкимсона «На кухне моей бабушки»…
К этой выставке я имею непосредственное отношение как один из организаторов и инициатор ее проведения в Уманском художественном музее. Посещение выставки включено в программу городских мероприятий для хасидов в связи с еврейскими праздниками.
Хочется поблагодарить проф. Наталию Цымбал, директора Украино-израильского центра Просвещения, Науки и Культуры (Уманский государственный педагогический университет), Тамару Гай, директора Уманского художественного музея, Татьяну Гейко, начальника отдел отдела по культуре и спорта Уманского муниципалитета, - всех тех, кто проявил участие в организации выставки и, конечно же, Елену Петренко, директора Одесского дома-музея имени Николая Рериха, предоставившую работы Виктора Бриндача из своих фондов и постоянной экспозиции. Замечательно, что на выставку пришло столько людей. Имен и фамилий многих я не знаю, но я чувствовала, что они со мною. Сегодняшний мир рациональный и холодный, поэтому для того, чтобы отозвались сердца твоих читателей, слушателей, зрителей, нужно или очень много отдать себя, или просто оставить эту стезю. Вопрос в том, что для ступившего на нее – это уже невозможно.

- А стоит ли так тратить себя, ведь все это очень непростое дело?
- Если ты хочешь донести до широкой аудитории положительный образ страны, в которой живешь (в этом – суть переданной израильскими художниками коллекции), ты сам должен быть заряжен позитивным началом так же, как и работа художника, выбранная им для дара, должна вызывать отклик у зрителей. Искусство - форма общественного сознания, эмоциональная составляющая человеческой культуры. То, что созидает мир, эмоционально возвращает к потребности в мире и к себе.
Это то, что нужно сегодня миру для его созидания, молодому поколению. Каким оно вырастет? Каким запомнится образ Израиля, вынесенный из детства и юности?
Этот художественный образ складывается через познание истории, восприятие традиций, эстетическое воссоздание национального колорита. И все это воплощено израильскими художниками в разных техниках и индивидуальной стилистике, поскольку переданные работы - это живопись и графика сложившихся авторов, чьи работы имеются в десятках музеев мира. И я считаю для себя честью передавать работы израильских художников, готовить сопровождения к ним (для музея передача работы без искусствоведческого сопровождения невозможна). Дар в искусстве – это залог мира. Искусство объединяет мир, точнее, обнимает его, создавая духовную броню.

Спасибо вам, мои дорогие художники, принявшие участие в этой благородной акции, – Аарон Априль, Виктор Бриндач, Андриан Жудро, Анна Зарницкая, Анатолий Баратынский, Борис Гейман, Рут Гроссман, Эдуард Гроссман, Иосиф Капелян, Вениамин Клецель, Шауль Косман, Аркадий Лившиц, Маргарита Левин, Анатолий Метла, Любовь Минкович, Сергей Москалев, Герман Непомнящий, Аркадий Острицкий, Григорий Фирер, Анатолий Финкель, Илья Хинич, потрясающий фотограф Владимир Боксер, Нелли Мерлин – автор фильма-презентации, после просмотра которого просто захватывает дух.
Спасибо за душевную щедрость и способность отдавать миру частицы себя.

- Спасибо вам за служение искусству, за то, что так любите страну Израиль, и за то, что несете людям мира любовь и красоту. В 38 номере журнала, презентация которого состоится 6 мая 2015 года, на обложке читатель увидит работы ашдодских художников, которые были преподнесены в дар Уманскому музею.

 

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.