РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Памяти Минского гетто
Публицистика
Судьба еврейского солдата с русским именем Федор…
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
Интервью с Ефимом Златкиным

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Израиль - Новосибирску

 Израиль – Старая новая земля

https://www.youtube.com/watch?v=7SOgpUuX27w  
https://www.youtube.com/watch?v=Zl3nP_sly_g  

 

 

Влечет к себе Сибирь великая   

   90 лет назад через Новосибирск пролегал путь крупнейшей в XX веке Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928), возглавляемой академиком Н.К.Рерихом. Пораженный открывшимся ему краем, всемирно известный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель, Н.К.Рерих записал: «Влечет к себе Сибирь великая. Здесь будет оплот эволюции».                                                                      

   Новосибирск – третий по численности населения город в России. Новосибирск – гостеприимный город. В 2012 году – в год 125-летия со Дня рождения Шагала - в Выставочном центре Сибирского отделения РАН экспонировалась выставка «По следам Шагала в Израиле» Объединения профессиональных художников Израиля, посвященная израильским датам и местам пребывания Марка Шагала на Земле Израиля… А были времена, когда еврейский юноша из Витебского местечка Российской империи, выросший в Мастера, которому было суждено образно объединить евреев мира, был для мира никем

   В 1907 году Шагал приехал в северную столицу России, где поступил в школу Общества поощрения художеств, директором которой был Николай Константинович Рерих. Мошку Шагала приняли сразу на третий курс, назначив стипендию, которая позволила ему продержаться на плаву в Санкт-Петербурге, чтобы в будущем вырваться в цвет мировой культуры. И не суть важно, в каком стиле он состоялся, важно другое: образ его малой родины остался на палитре мира, став художественным символом национальной принадлежности евреев – даже тех, кто родился на своей исторической родине!

   В течение этого времени в Израиле произошло событие, значимость которого в культурной жизни русскоязычной алии трудно переоценить: в 2017 году в центре Иерусалима открылась площадь, носящая имя Марка Шагала, тем самым зафиксировав исконную связь наших культур. Впрочем, обычному человеку это и без того понятно: в Израиле проживает более миллиона выходцев из СССР и стран постсоветского пространства. Это пятая часть населения Израиля, как две трети населения Новосибирска.

О коллекции для Новосибирска

   Искусство объединяет человечество, но оно становится еще более действенным, если людей связывают историко-культурные воззрения и сотрудничество.

   «Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного блага, очаг просвещения и созидательной красоты», - писал Николай Рерих.

   Отсюда и функциональная предрасположенность изобразительного искусства к созданию мостов мира между государствами через очаги просвещения и созидательной красоты. Живопись и графика коллекции «Израиль - Старая новая земля» дают целостное представление о собирательном образе Израиля, побуждая к диалогу о точках соприкосновения в наших культурах, которых немало, поскольку современный Израиль территориально совпадает с библейской Святой Землею, бывшей для России на протяжении веков важной духовной субстанцией.

   Коллекция «Израиль – Старая новая земля» создана израильскими художниками, получившими профессиональное образование в СССР и странах постсоветского пространства, усвоившими традиции русской школы изобразительного искусства. Однако уровня профессиональной зрелости они достигли в Израиле – стране репатриации, ставшей для них второй родиной. Сама возможность оказаться на исторической родине, появившаяся в России благодаря политике «открытых границ», способствовала созданию очагов русской школы изобразительного искусства в Израиле.

   Новосибирский государственный художественный музей – музей гостеприимный, известный своей богатой коллекцией и многообразием представленных в ней идей и желанием открывать своему зрителю мировое искусство с неожиданной стороны.

   Музей открыт для сотрудничества с творческими организациями на международном уровне, поддерживая качественные и актуальные проекты, ориентированные на запросы широкой зрительской аудитории и одновременно соответствующие профессиональному уровню.

   Проект «Израиль – Старая новая земля» в известной степени носит просветительский характер, поскольку приоткрывает дополнительную грань в уяснении роли русской школы изобразительного искусства в процессе мировой культуры. В этой связи показателен и настоящий проект, впервые представляющий коллекцию Израильского изобразительного искусства с русскими корнями в рамках выставочной деятельности Новосибирского государственного художественного музея.

Малая-большая родина

   Общеизвестно, что «малая родина» - понятие далеко не маленькое в жизни каждого человека. Н.К.Рерих замечал: «Истина – в действительности». Судьбы по сути всех участников проекта «Израиль - Старая новая земля» связаны с Россией. Это естественно и закономерно для проекта, партнерами которого выступают Израиль и Россия. Напомним факты из биографии художников.

   Марина Андреева родилась в Чебоксарах, профессиональное образование получила в Чебоксарах и в Москве, Арсений Годин - уроженец Беларуси, обучался в Москве, Андриан Жудро родом из Барановичей, обучался в Минске, а репатриировался в Израиль из Хабаровска, Анна Зарницкая родилась в Иркутске, профессиональное образование получила в Иркутске и в Москве, репатриировалась из Москвы, Иосиф Капелян родился в Бобруйске, профессиональное образование получил в Ленинграде и Минске, Борис Котляр родился в Украине, профессиональное образование получил в Днепропетровске и в Москве, Валерий Куров родился в Московской области, профессиональное образование получил в Абрамцево и в Москве, Аркадий Лившиц родился в Киеве, учился в Москве, Анатолий Метла родился в Крыму, в Ялте, обучался в Кривом Роге, Людмила Беренштейн родилась и обучалась в Ашхабаде, по роду работы была связана с Санкт-Петербургом, Сергей Москалев родился и обучался в Пензе, Герман Непомнящий родился в Иваново, профессиональное образование получил в Минске и Харькове, Григорий Фирер родился в Украине, обучался в Ленинграде и Смоленске, репатриировался из Москвы, Илья Хинич и Бениамин Райхлин родились и получили профессиональное образование в Витебске, Анатолий Финкель родился и обучался в Одессе, Лилия Шошан родилась и обучалась в Алматы.

   Некоторые из художников получили профессиональное образование еще и в Израиле. Вячеслав Ильяев родился в Баку, профессиональное образование получил в Баку и Тель-Авиве (Институт искусств и дизайна Авни).

 Кто-то из участников до репатриации успел окончить только художественную школу, а профессиональное образование получил в Израиле, но устои и притягательная сила страны исхода оказались таковыми, что все эти художники активно участвуют в художественных проектах стран постсоветского пространства и, прежде всего, России. Борис Гейман родился и репатриировался из Кишинева, окончил Институт искусств и дизайна Авни в Тель-Авиве, Дмитрий Могилевский родился в Киеве, окончил Институт искусств в Петах-Тикве, Александра Ильяева родилась в Челябинской области, окончила Институт искусств и дизайна Авни в Тель-Авиве. Аркадий Острицкий родился и получил профессиональное образование в Кишиневе, в настоящее время преподает в Институте искусств и дизайна Авни в Тель-Авиве.

   Коллекция «Израиль - Старая новая земля» отражает неформальное отношение ее создателей к проекту, личностную зрелость его участников на новом участке жизненного пути. Это состояние подобно мысленному возвращению в прошлое, связанное с малой родиной. Это детство, отрочество, юность. Это выбор профессии – решение стать художником. И вот – момент встречи с этим миром, но в новом профессиональном качестве, обретенном на новой земле – исторически единственной, но второй по времени обретения - завершающей каденцию их бытия в земном измерении, когда понимание истинных ценностей становится непреходящим.

   Марк Шагал, художник, глубоко любивший Израиль, создатель витражей «Двенадцать колен Израилевых», ставших визитной карточкой Старой новой Земли и Иерусалима ХХ века, в 1951 году в своем послании «Израилю» после выставки в Тель-Авиве, заметил: «Я – за интернационализм, который когда-нибудь да наступит. Но у каждого дерева должны быть корни в его собственной земле, и только такое дерево может дать плод, сколько-нибудь ценный для интернационализма».        

   У каждого исторического периода свои особенности, которые непременно сказываются на культуре, прорастающей новым откровением. Творчество открывает в человеке дополнительные возможности, помогая ему увидеть мир вокруг себя с позитивной стороны, эмоционально освоиться, оценить собственные профессиональные возможности, принять творческие решения.

   Так в Израиле появился новый пласт культуры, эмоционально не похожей на культуру носителей эмигрантских настроений, поскольку ее представители восприняли ментальность и свое бытие в Израиле как продолжение собственной судьбы, как шанс новой ипостаси творчества. Они впустили в себя страну, которая их впустила. Израиль - здесь выросли и построили свою судьбу их дети и внуки, которые говорят на иврите и русском языке как одинаково родных, служат в армии Израиля и считают Израиль своей единственной родиной.

   Произведения художников этого пласта израильской культуры отличает заложенное в России крепкое владение основами мастерства и понимание мира вечных ценностей, открывшееся в Израиле.

   Земля, текущая молоком и медом… Побывать на этой библейской земле – хранительнице святынь трех религий – мечтал по сути каждый человек. Святая Земля и матерь городов – Иерусалим – за них возносились и звучат поныне молитвы в русских храмах. Немало медалистов Российской Императорской Академии художеств приезжало сюда, чтобы своими глазами увидеть и зарисовать библейские пейзажи. Образный мир поэзии Золотого и Серебряного века пропитан параллелями с Землей Обетованной. Славянофильский образ Святой Руси выросла из мифологемы Святой Земли. Это то, что было заложено в русской культуре. Эта традиция прервалась – в силу исторических событий ХХ века.

   Но мир полон парадоксов. Земля Израиля возродилась как объект творчества в изобразительном искусстве выходцев из СССР и стран постсоветского пространства. Она возродилась как Старая новая земля – с трепетом любви и ощущением собственной причастности, как обретенная ими ценность – в сердце и творчестве. Этот образ израильские художники и несут миру. Их работы по этой теме востребованы в музейном пространстве и имеются в собраниях художественных музеев России – в Санкт-Петербурге, Астрахани, Чебоксарах, Саранске, Ижевске; в музеях стран постсоветского пространства - в Беларуси (Минск, Могилев, Витебск, Барановичи), Украине (Одесса, Киев, Харьков, Николаев, Бердянск, Чернигов, Черкассы, Черновцы, Тернополь, Мелитополь, Умань); в ведущих музеях Азербайджана (Баку) и Узбекистана (Ташкент). И впрямь, даже Ближний Восток «влечет к себе Сибирь великая» (Н.К.Рерих). Надеемся, что и проект «Израиль – Старая новая земля» Объединения профессиональных художников Израиля найдет своего зрителя и в Новосибирском государственном художественном музее.

   Итак, «Израиль - Старая новая земля» и ее мир - глазами наших современников – художников, творчество которых, базируясь на традициях русской школы изобразительного искусства, по содержанию вдохновлено Израилем. Таков феномен творчества представителей Израильского изобразительного искусства с русскими корнями в культуре Израиля.

Иерусалим

Сионские ворота и Московия в Иерусалиме

   Как и многие государства мира, Россия старалась оставить и умножить свой вклад в духовную и материальную сокровищницу Святой Земли, созидая на ней свои знаки присутствия. «Русской Палестиной» по праву называют инфраструктуру храмов и монастырей, земельных участков и подворий, выросших на Земле Израиля во второй половине XIX – начале XX веков на средства России.

   Работа Анатолия Метлы посвящена самому молодому по времени окончания строительства православному храму. «Храм Всех Святых, в Земле Российской просиявших», находящийся на территории Иерусалимской Московии, был завершен только в 2007 году. Сама история строительства храма неоднозначно напоминает об истории России ХХ века и роли Государства Израиль в судьбе русского храма. Строительство главного храма Горненского монастыря, начатое в 1910 году, было прервано в связи с событиями Первой мировой войны. В годы Октябрьского переворота связь Русской духовной миссии с Московским Патриархатом прервалась, едва не став роковою. Все русские храмы перешли в подчинение Русской Православной Церкви за границей. 1948 год – год появления на карте мира Государства Израиль – законодательно изменил ход судьбы Русской Духовной Миссии в Израиле в пользу Московского Патриархата. С середины 1950-х годов монастырь стал пополняться монахинями, приезжавшими из СССР. На протяжении многих лет Горненский монастырь был единственным женским монастырем Московского патриархата за пределами Советского Союза.

   В 1997 году Россия возобновила строительство собора. В 2007 году храм был открыт к 160-летию Иерусалимской Московии, а в 2007 году освящен в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших.

   Израиль – Старая новая земля… Для того, чтобы создать на этой земле Еврейское Государство, сделав его очагом национального возрождения на исторической родине, потребовались годы. Этот процесс начался с появления движения политического сионизма в 1897 году и завершился подписанием декларации независимости 14 мая 1948 года, победой в Войне за независимость и принятием Государства Израиль в ООН в середине 1949 года.

   Среди памятников архитектуры, запечатлевших этот исторический момент создания независимого Государства Израиль, являются Сионские ворота Старого города - ранее по сути не имевшие первостепенного значения, но ставшие едва ли не ключевыми в событиях Войны за Независимость. И сегодня на кладке Сионских ворот можно увидеть боевые отметины того времени - следы от пуль со времен боев израильской армии.

   Эти ворота расположены в юго-западной части стен и, оправдывая своё название, соединяют Еврейский и Армянский кварталы с горой Сион. Их характеризует узкий проход между стенами, делающий внутри их толщи типичный для многих крепостных ворот этого периода Г-образный поворот, что сдерживает атакующие войска при штурме. Стена вокруг ворот сложена из крупных блоков известняка, над воротами расположен защищенный крепостными зубцами парапет. С внешней стороны проем ворот обрамляет заостренная арка с тимпаном, внутри которого высечена арабская надпись, указывающая год их постройки: 1540 год по христианскому летосчислению и имя строителя - Сулейман Великолепный.

   Но именно этим воротам было суждено стать местом боевых событий во время арабо-израильской войны 1947—1949 годов. 6 июня 1948 года израильские силы предприняли трёхчасовой штурм Сионских ворот, пытаясь прорвать блокаду Еврейского квартала, но вынуждены были отступить. Многие камни кладки вокруг ворот до настоящего времени несут на себе следы пуль и осколков.

   На пастели Лилии Шошан изображены Сионские ворота. Но работа выдержана в умиротворяющей манере. Иерусалим, на иврите – Иерушалаим. В его звучании слышится «Шалом» - город мира, миссия которого вечно охранять духовные святыни мира во имя мира на всей земле.

         Мир тебе, Иерушалаим!

Духовная столица мира

 

   Для миллионов людей на земле Иерусалим – святой город, хотя и на земле – в отличие от Иерусалима Небесного. Первое упоминание об Иерусалиме относится к середине II тысячелетия до нашей эры. На протяжении многовековой истории город был не только столицей Иудеи, где его называли «Иерушалаим», но и входил в состав государств разных вероисповеданий. Лишь со временем Иерусалим стал считаться духовной столицей иудаизма, христианства и ислама, особенности которых оставили свой отпечаток на архитектуре города и своеобразии религиозных святилищ. Присутствие святынь авраамических религий в границах одного города и объясняет наличие в нем множества точек соприкосновения со многими культурами мира и интерес к теме Иерусалима и Святой Земли в истории искусства.

   В подборке живописи и графики, представленной в коллекции «Израиль - Старая новая земля», есть работы, которые позволяют судить о своеобразии еврейского, христианского и мусульманского начал в границах Старого города Иерусалима. В цикле шелкографий Бениамина Райхлина Иерусалим представлен фотографически точно – Еврейский район, Стена Плача, хоть никуда и не деться от ее вечного атрибута – шатра Мечети Купол Скалы! Но так уж распорядилась история…

   Серия гравюр Валерия Курова воссоздает обобщающий образ Иерусалима. Композиционно работы построены по принципу обобщающего коллажа – с вниманием к клише и символике святого города. Все дороги ведут в Иерусалим, покой которого охраняет мифический лев на гербе столицы Израиля, напоминая о Львиных воротах и львах, что пришли в вещий сон Сулеймана Великолепного, возвестив о его миссии в Иерусалиме.

   И построил султан на фундаменте старых стен города новые крепостные стены, чтобы защищали они святой Иерусалим от неправедных разбоев, и башню Давида – на месте его дворца и Мечеть Аль-Акса. Работы маслом Вячеслава Ильяева и Дмитрия Могилевского – яркие, декоративные, броские, как краски Ближнего Востока, - передают ощущение величественности этих памятников архитектуры и ощущение праздника, которое – независимо от национальности - испытывают многие, увидев святыни Иерусалима воочию. Только вот видела ли их девочка-бедуинка из Негева, как настоящая модель позирующая Александре Ильяевой?

   Иерусалим и Святая Земля занимают особое место в сакральной биографии человечества. Обращаясь к истории Ближнего Востока, мы невольно сталкиваемся с необходимостью погружаться в историко-культурные напластования, подобные геологическим породам.

   Там, где кончается Виа Долароса, крестный путь Христа, возле Коптского монастыря есть выход к восточному фасаду Храма Гроба Господня, значение которого трудно переоценить для мирового христианства.  С этого места открывается один из наиболее выразительных видов на это старинное и своеобразное сооружение. Со времен императора Константина I оно многократно достраивалось и перестраивалось, приобретя, в итоге, довольно причудливую форму. В работе Аркадия Острицкого, не раз обращавшегося в своем творчестве к теме храма, внимание художника обращено к восточному фасаду Храма Гроба Господня, по которому можно проследить архитектурное наслоение времен, которое переживал храм в течение столетий, будучи главной святыней христиан мира. «По количеству границ, - замечает Аркадий Острицкий, - храм также напоминает сложное,  многонациональное государство. Меня привлек большой выразительный эркер и вид на купол. При розовом утреннем освещении они выглядят довольно изящно. Тут же мечеть и минарет, проходящие монахи и арабы, но нет такой толчеи паломников и туристов, как буквально уже в сотне метров отсюда. Все эти элементы, несмотря на соседство неуклюжих пристроек, придают месту спокойствие исторических камней и возвышенной духовности. Вполне достойная тема для новой картины. Год назад я писал главный фасад храма ночью на Рождество. Вот и настало время нового взгляда».

   Иерусалим – центр земли и ментальный перекресток. Став столицей современного Государства Израиль, он был и остается столицей трех монотеистических религий. Священные книги иудеев, христиан и мусульман опираются на события, происходившие на земле Авраама. Они, что ветви единого духовного древа, корни которого питаемы Святой Землею. Крона этого чудесного древа объединяет нас духовно, хотя и разлетелась по миру. Но она стала духовной основой для развития культуры каждой отдельно взятой страны.

 

Иерусалим за пределами Старого города

   Графика Григория Фирера дает представление о еврейском Иерусалиме, выросшем за пределами крепостной стены Старого города в XIX-XX веков. Нахлаот - один из первых религиозных кварталов, появившихся в тот период. Нахлаот называют мистическим местом. А как иначе объяснить размещение на маленькой площади почти сотни синагог, принадлежащих более чем полусотне общин? Впрочем, объяснение есть: Нахлаот располагается вблизи «шука» Махане Иегуда – главного еврейского рынка, давно ставшего ныне не меньшей достопримечательностью, чем святыни Иерусалима. Это и понятно: израильская еда - часть бытия ближневосточной столицы и ее жителей. Здесь с первыми лучами солнца на его прилавках появляются ближневосточные травы-приправы и овощи-фрукты, которые выращивают в здешних кибуцах, перцы-светофоры - красные, желтые, зеленые - из теплиц Негева, маслины и оливковое масло, киви, бананы, помидорчики-черри, наконец, мясистые финики, идущие от «Земли, текущей молоком и медом», и атрибут современной «сладкой жизни» - клубника… А район Нахлаот, как и много лет назад, по-прежнему ведет к «шуку», отражая бытие нынешнего города.

   На другом рисунке Григория Фирера «А-Невиим» перед нами – здание «Бейт Тавор», спроектированное и принадлежавшее Конраду Шику – видному археологу, прибывшему в Иерусалим в составе молодежной группы протестантов. Ему принадлежит заслуга переводов с иврита и археологических статей в Иерусалиме в европейских журналах того времени. Со временем Конрад Шик стал главным архитектором Иерусалима XIX века. Это он спроектировал первые еврейские районы в Иерусалиме, что стоило немалых усилий, учитывая, что Земля Израиля в то время находилась под властью Османской империи. Свой дом, построенный в 1883 году, он назвал «Тавор» - по названию горы Тавор. Для архитектурного стиля Конрада Шика характерно соединение ориентального градостроения с элементами европейской замковой архитектуры.

   Нельзя не напомнить о роли Конрада Шика и в судьбе Александровского подворья с церковью Александра Невского и домом для паломников. Будучи помощником Архимандрита Антонина Капустина во время археологических раскопок у Храма Гроба Господня и зная о замыслах Антонина Капустина и об их цели – построении русского православного комплекса в непосредственной близости к Храму Гроба Господня, Конрад Шик, по просьбе Антонина Капустина, бывшего в то время главой Русской духовной миссии, придержал публикацию статьи о результатах археологических раскопок, грозившую запретом построения Александровского подворья в Старом городе. В 1891 году Конрад Шик был награжден орденом св. Станислава 2-й степени – в благодарность от правительства России за помощь в этом проекте.

   Примечательно, что на улицу Пророков (а-Невиим) выходят фасады зданий Дома Рава Кука - первого ашкеназского раввина, основателя религиозного сионизма, и Бейт-Тихо – дома, принадлежавшего знаменитой иерусалимской паре, приехавшей в 1920-е годы из Моравии. Дом художницы Анны Тихо и врача-офтальмолога Авраама Альберта Тихо стал центром светской культуры будущего Государства Израиль. Это место, где бывал Марк Шагал в каждый из своих приездов в Израиль. Это место, где сегодня открыта площадь, носящая его имя.

   Овальные портреты «Из семейного альбома», созданные Иосифом Капеляном, дают представление о типичных персонажах и особенностях одежды ассимилированных европейских евреев того времени. Работы выполнены в стиле, имитирующем фотографии начала ХХ века. Примечательно, что первоначально, в 1990-е годы, эта серия была создана художником маслом. В 2000-е годы некоторые из работ были переведены в печатную графику. «Портрет молодой женщины» и «Портрет мальчика», вошедшие в израильскую коллекцию работы, - в технике шелкографии.

   На полотне Анатолия Метлы «Меа Шеарим» запечатлен один из обычных дней бытия ортодоксального района современного Иерусалима. Меа Шеарим - один из старейших районов города, выросшего за пределами, очерченными крепостной стеною Старого города Иерусалима. Он был основан в 1874 г. представителями религиозной общины Зальманом Бахараном и Иосифом Ривлиным, которые приобрели у арабов земли деревни Лифтаи. Архитектор Меа Шеарима Конрад Шик спроектировал квартал в форме прямоугольника, состоящего из длинных домов, чтобы внешние стены служили защитой для жителей. Шесть ворот квартала до недавнего времени запирались на ночь.

   Примечательно название района, которое переводится как «сто крат» (дословно «сто ворот») и взято из Библии: «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь». В начале XX века Меа Шеарим был смешанным религиозно-светским районом, однако в 60-е годы религиозное население начало вести активную борьбу за закрытие улиц и всех учреждений по субботам. Со времени основания района вокруг Меа Шеарим выросло около 40 ортодоксальных кварталов. На субботы и праздники проезд через район перекрыт. К сожалению, основная часть населения Меа Шеарим известна жесткой оппозицией к сионизму и Государству Израиль, но это не мешает им оставаться гражданами Израиля. Нам представляется, что эта работа интересна как иллюстрация места ортодоксальных евреев в современном Иерусалиме.

   В контексте проекта «Израиль – Старая новая земля», думается, что столь развернутый комментарий к работам, запечатлевшим еврейский Иерусалим за пределами Старого города, весьма уместен. Он важен как визуальный ключ к пониманию атмосферы Иерусалима, позволяя проследить логику событий в культуры города, ожидавшего политических перемен в эпоху Палестины британского мандата.

 

Земля обновленная         

Альтнойланд. История и художественный образ

   После смерти Теодора Герцля В. Жаботинский писал: «И днём конца был день его расцвета, и грянул гром, и песня не допета — но за него мы песню допоем!»

   В 1902 году, через четыре года после Первого Всемирного конгресса сионистов, вышел в свет роман Теодора Герцля «Altneuland» («Альтнойланд»), в популярной форме разъяснявший многие из его идей.

   Утопический роман австро-венгерского еврея, написанный на немецком языке, был тут же переведен на идиш как «Старая новая земля», на иврите - как «Обновленная земля». Роман веером разошелся по местечкам Восточной Европы, заронив в юные сердца мечту об Эрец-Исраэль - еврейском государстве, с которым они могли бы связать свою жизнь. Эх, добраться бы до этой Палестины, а руки, запал строить и осваивать землю уже есть!

   Сюжет романа «Старая новая земля» был построен на путешествии скучающего молодого юриста из Вены, который из-за любовной тоски и профессиональной невостребованности присоединился к прусскому инженеру и миллионеру, разделив с ним тур в Тихий океан на один из островов Кука. Во время путешествия персонажи романа оказываются в Яффо, решая посетить и Иерусалим. Ужасающая отсталость и нищета Ближневосточного края отпугивает путешественников.

   Минуло 20 лет. И вновь путь героев пролегает через Палестину. Каково же удивление путешественников! После того, как европейские евреи заселили Палестину, страной руководит Еврейская организация (Новое общество для колонизации Палестины). Это содружество людей с равными политическими, экономическими, правовыми возможностями всех его членов, созданное согласно соглашению с Османской империей, которой ежегодно выплачивается определенный налог. Разговорные языки евреев - немецкий, идиш и иврит. Изменился и Иерусалим: из религиозной провинции он стал центром светской жизни – с еврейским конгрессом, академией наук, оперным и драматическим театрами. Теодор Герцль повествует о размышлениях героев над выборной системой Нового сообщества, месте всех национальных общин в ней. В результате бывший миллионер и юрист, за 20 лет путешествия изрядно подзабывший европейские законы юриспруденции, остаются в Палестине – стране будущего.

   Художественный образ сильнее политических догм. Герцль переложил основы политического сионизма в форму приключенческого романа, увлеченно рассказав об основах политического и общественного устройства еврейского государства в Палестине – национального государства, которое могли бы построить евреи…  

   Молодежь зачитывалась романом так, словно это был роман Жюля Верна. «Бородатый» и непопулярный в первую половину XIX века сионизм неожиданно обрел высоту и силу полета молодого орла. Эх, добраться бы до этой Палестины! А там, ну, разве не поможет еврей еврею, если они строят государство для евреев?

   Юность и романтика - могучие крылья. Эти крылья новому поколению подарил Теодор Герцль - еврейский общественный и политический деятель, основатель Всемирной сионистской организации, провозвестник еврейского государства и основоположник идеологии политического сионизма. Был журналистом, писателем, доктором юриспруденции. Он был фельетонистом, автором философских рассказов, одним из ведущих австрийских драматургов. Некоторые из его пьес имели громкий успех на сценах Вены, Берлина, Праги и других театральных столиц Европы.

   В отличие от великовозрастных сионистов первой половины XIX века, еврей Теодор Герцль был молод, красив, артистичен, модно одет, выглядел преуспевающе и респектабельно… И еще он, Герцль, верил в возможность возрождения Земли Израиля... Можно ли было не увлечься таким кумиром?

   И поплыли корабли к Палестине – с разных концов земли. Многие приезжали под видом христианских паломников – на разведку. Подобно героям «Старой новой земли», они приплывали в Яффо.

   Шай Агнон, приехавший в 1907 году в Яффо с первопоселенцами, писал: «И если не была Яффа частью Святой Земли, зато удостоилась она чести стать воротами в Святую Землю, так все прибывающие в святой город Иерусалим, прибывают сперва в Яффу».

   Нынешний Яффо – излюбленное место пленэров Объединения профессиональных художников Израиля. Маринистские пейзажи Людмилы Беренштейн, Сергея Москалева, Ильи Хинича – гимн морским воротам в Святую Землю.

 

Жажда жизни      

   Но мало войти в ворота Эрец-Исраэль. Жизнь – не утопический роман, хотя идеи Герцля и проросли в жизнь. В автобиографическом романе «Вчера-позавчера» Шай Агнон рассказывает об ужасающем бремени, выпавшем на долю Второй алии романтиков «Альтнойланда». Не каждому было дано созидать этот край, люди погибали от непосильного труда, сам он в 1913 году больше, чем на десять лет, покинул в Эрец-Исраэль, куда так горячо стремился. Может, и впрямь прав был Тевье-молочник Шолом-Алейхема, приговаривая: «Палестина – в Палестине, а я, как видите, все еще здесь»?

   Как жить человеку на этой бесплодной земле? Мертвое дерево на полотне Аркадия Лившица подобно экзистенциальному символу бесплодия земли, на которой первопоселенцам предстояло жить…

   Предстояло разбудить бесплодную сушь. Ощущение пробуждающейся к жизни пустыни с поразительной эмоциональностью передано в пейзаже Германа Непомнящего. Пахарь разбивает комья и разрыхляет землю, чтобы ей было легче дышать. Человек с мольбертом на полотне художника словно заклинает все силы природы, прося спасительного дождя, чтобы земля, с которой он хочет срастись, стала матушкой-кормилицей и стелилась не перекати-полем да верблюжьей колючкою, а проросла библейской пшеницею, кормя всякого, кто подобрал колос, как Рут-моавитянка…  

   И ожила засушливая земля, слышно ее дыхание! По работам Бориса Геймана видно, как на ожившей земле появились какие-то кусты и, даря живительную тень, словно руки, распахнули свои ветви оливы – «вечные» деревья, обновляющиеся из собственных побегов. Значит, быть оливковому маслу и жить земле, на которой жажда жизни сильнее смерти!

   И выросли в оазисах пустыни деревья с говорящею кроною, в шуршании которой имена всех тех, кто возродил этот край к жизни. Взгляните на работы Андриана Жудро и Анны Зарницкой, вы почувствуете языческую силу воскрешенной природы...

 

Живая вода и время жатвы       

   И наступило время жатвы! О нем вещает гомон перелетных птиц на полотне Бориса Котляра, и пролетающие мимо Голанских высот журавли Анатолия Метлы.

   Как же перекликаются эти израильские пейзажи с пейзажами, ставшими русской классикой, хотя перед нами – натурные пейзажи! Одна из вековых «перелетных стоянок» этих курлычущих птиц – озеро Хула. Цикличность природы, заложенная в прилетах-отлетах серых журавлей, сродни творческим циклам в жизни художника. Это то, что связано с комплексом мотивов, утвердившихся в русской культуре, как символ осени, прощания и печали, и бренности земного бытия. Но по акварели Анатолия Метлы аллегорическое значение образа журавлей выходит за пределы традиционного символа. Журавли, парящие над Святой Землею, - это и память, и высокий дух, и полет. Журавль – душа, воскресение и преодоление, журавль – родина… Это ты - обновленный в своей продолжающейся жизни, в которой лишь светлым сном оживают воспоминания о парке детства и сумерках, грезящих предощущением любви. Это то эмоциональное состояние, которое испытываешь, глядя на печатную графику Марины Андреевой - офорты, выполненные в технике «сухая игла» и «муколито». Он будят воспоминания о пейзажах средней полосы России. Смешанный лес, сосны, сквозь хвою которых просвечивает свет. Край, в котором небесная высь, как глубина пространства, ощущаемая сквозь закрученные ветви вязов, охраняющих покосившиеся под тяжестью ночи хуторские домишки. Так в печатной графике соотношения выступающих и отступающих форм образуют феноменологическое пространство. Штрих и тон. Жизнь и сон...

   Земля Израиля – время жатвы и творческого обновления, которое подсказывают библейские места и святая вода Иордана – одной из самых крупных рек современного Израиля. На страницах Ветхого и Нового Завета Иордан упоминается около двухсот раз в значении реки духовного обновления.

   «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духов, как голубя, нисходящего на Него.  И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Это слова из Евангелия от Марка (1:9-11). Они процитированы на ста языках мира на керамических панелях, которые вместе образуют собой единую «Стену новой жизни» перед входом в «Ярденит» - комплекс для паломников, построенный Израильским министерством туризма. Здесь люди окунаются в священную воду, получая официальный «Сертификат крещения». Ежегодно «Ярденит» посещает более полумиллиона посетителей, среди которых немало христиан из России.

   Однако не мешает напомнить, что за 900 лет до крещения Иисуса иудеи пересекли Иордан при входе в Землю Обетованную. Существовала в иудаизме и традиция погружения в воду. Есть примечательные факты и о других персонажах библейской истории. У берегов Иордана пророк Илия был взят на небо на огненной колеснице. Сирийский царь Нааман, семикратно окунувшись в Иордане, излечился от недуга.

   Пейзажные работы Анатолия Метлы и Арсения Година воссоздают пасторальную красоту овеянной преданиями реки, чьи воды, как в далеком прошлом, так чисты и прозрачны, что и в наше время помогают человеку обрести свой духовный стержень.

Заключение. Искусство как почерк времени

   Бывавший в Новосибирске Святослав Рерих в одной из своих заметок утверждал: «Величайшее богатство России всегда составляла Сибирь. Мы должны всегда думать о молодом поколении, думать о том, как воспитать тех, кто придет к нам на смену. Вы в Сибири во многом так и поступаете».

   Международные проекты Объединения профессиональных художников Израиля в содружестве с музеями стран постсоветского пространства – это знак нашего времени во имя будущих поколений - для тех, кто придет нам на смену, потому что искусство, просвещение и творчество меняют жизнь людей к лучшему. Таков один из секретов открытия положительного знания о мире через восприятие  художественного произведения. Израиль – это гарантия мира – в свете сохранения истоков мировой культуры и понимания ее новых ракурсов.

   Библейская земля и сегодня – не сказка. Она не прячется за тридевять земель в тридесятом царстве-государстве, она по-прежнему находится там, где патриарх Авраам получил обетование. Ныне это территория Государства Израиль, основанного в 1948 году, которое, согласно Декларации Независимости ООН, является еврейским государством. Но, будучи государством, появившимся на карте мира в XX в., нынешняя Страна Сиона – это многонациональное, демократическое государство, в котором – вне зависимости от вероисповедания, – наряду с евреями, равные права имеют все проживающие в Израиле этнические группы. Это земля, которая дает силы жить, творить и иметь свой почерк в искусстве.

   Содержательная канва проекта «Израиль - Старая новая земля» оказалась созвучной многим израильским художникам, хотя, чтобы воплотить задуманное, каждому понадобилось покопаться в истории, поработать с собственным интеллектуальным запасом, обновить познавательную информацию, вновь выйти на пленэр, осмотреться по израильским городам и весям и выдохнуть пережитое эмоциональным потоком света на холст.   

   Изучать историю важно. Но для человека творчества в десятки раз важнее почувствовать себя в ней, чтобы творчески раствориться в этой атмосфере, воссоздав через себя мир обновленным. Коллекция «Израиль - Старая новая земля» – не мифологический завет – это наше сегодня, творцами которого выступают художники Израиля, посвящая этот проект Дню Независимости Израиля.

 

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.