РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Мелитополь

Галина ПОДОЛЬСКАЯ


ЗЕМЛЯ, ТЕКУЩАЯ МОЛОКОМ и МЕДОМ
Израиль – Украине

Израильское изобразительное искусство в собрании Мелитопольского краеведческого музея

МЕДОВЫЙ ГОРОД НА МОЛОЧНОЙ РЕКЕ

 

 

Цветущим садом, плодородным краем была земля, обещанная Всевышним евреям, в которую, миновав Синайскую пустыню, и привел свой народ Моисей. И сказали ему иудеи: «Пришли мы в землю, в которую ты послал нас..., и течет она молоком и медом», «страна от гор и долин, от дождя небесного пьет она воду». Здесь радуга, как мост меж небом и сушей. Это будет наш край и имя ему – Эрец-Исраэль. Так для евреев, а для всего мира – Святая Земля, Земля Обетованная – земля, к которой человек приближался лишь в мечтах как к идеалу сказочного благополучия.
Мелитополь – не Ближний Восток – город Запорожской области. Официальными языками здесь являются украинский и русский языки, но в историческом названии неоднозначно заявляют о себе греческие корни: Мелитополь («μέλιτος» – «мелитос») дословно означает – «медовый город».
«Город меда» раскинулся на Молочной реке, впадающей в Молочный лиман. Во времена Владимира Мономаха половцы называли Молочную реку матерью-кормилицей. А как иначе? Русло реки пролегало по засушливым степям Приазовья – одаряла Сютень-матушка водою живою.
Согласно ногайским сказаниям, испив воды из Молочной реки, стада скота, прибавляли в весе и давали целительное молоко, что было слаще меда.
Тюрки связывали секрет молочных вод с тем, что Молочную реку питают чудодейственные источники, бьющие из недр кристаллических пород Синей горы, называемой ими Токмак-Могилой. Этот уникальный геологический карьер по добыче гранита и сегодня виден издалека, поражая глубинной мощью. А после дождя «умывшийся» гранит сияет разноцветными отблесками «вечного камня», словно цветами радуги.
Как прекрасна дарованная нам земля и многолик мир с его многонациональной культурой! Мы живем на разных концах земли, стараясь сохранить для поколений традиции своего народа и заведенный предками уклад, обусловленный этническими особенностями мест нашего проживания, и одновременно вырваться в новый мир, в котором не поспеваешь за современностью. Но в сказках наших бабушек, мифах и преданиях мы остаемся связанными общими представлениями о мире, сотворенном Всевышним, и заложенных в нем этических ценностях. Человек есть человек. И если что-то и не сложилось, виною тому – мы сами, потому что изначально дарованная человечеству земля была цветущим раем – раем на земле. И кормила земля своими плодами человека, и человек возносил ей хвалу, глядя на радугу, соединявшую землю с небом.
По весне Синяя гора Мелитопольщины напоминает один из пейзажей Святой Земли, что «от дождя небесного пьет она воду» и напоена ароматами ожидающей пчел медуницы. Сине-бирюзовая – от всевозможных полевых цветов – лишь с алыми огоньками пылающих маков. Изумрудно-зеленая – от и упругих трав и кустов. Сизо-голубая – от ковыля, что волнуется то волною морскою, а то плывет как перистые облака на небу. Вот по этим медово-кисельным холмам и проложила свое русло Молочная река, обретя великую силу для дальнего пути по Приазовью.
В прошлом Молочная река была судоходной. Иордан тоже был полноводен. Это не предания, не поликультура, а «полидействительность», по-своему не менее объединяющая народы.


ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА БЫТИЯ ВСЕМИРНОЙ КУЛЬТУРЫ


Толерантность – основа развития и созидания мира, доброжелательных отношений между людьми, показатель степени цивилизованности общества.
В этой связи показательна идея толерантности, заложенная в символике Иерусалима как социально-духовного понятия, связанного с представлением человечества о Святом городе мира.
Земля Израиля как Святая Земля, как Земля Обетованная является хранительницей истоков культур, появившихся ввиду духовного развития общества и его этического отношения к своим религиозным святыням. Израиль – еврейское государство на Ближнем Востоке, в общей культуре которого каждая из его составляющих опирается на свои традиции. Они, словно на перекрестке, сосуществуют, не врастая одна в другую. Кроме всего, это связано и с тем, что религиозные святыни разных конфессий на территории Государства Израиль располагаются здесь в непосредственной близости друг от друга. Как бы то ни было, но совершенно очевидно, что сложившаяся толерантная культура – более гибкая модель мира и имеет больше точек соприкосновения с культурами разных государств и народов.
Современный Израиль и его столица Иерусалим – город, за плечами которого стоят тысячелетия, – само существование которых дает надежду на возможность бытия острова мира в море войн. О роли и значимости Иерусалима для иудейства, христианства и ислама можно рассуждать до бесконечности, удивляясь тому, как на территории этого по сути небольшого города пересеклись чаяния народов мира история всего мира. Не случайно одно из этимологических значений, заложенных в названии столицы Израиля, означает «город мира».
Для иудеев признание Иерусалима как столицы еврейского государства – это многовековая мечта, уже ставшая явью. В этом смысле позицию Трампа по отношению к Иерусалиму как столице современного Израиля на международной арене и впрямь можно рассматривать шагом историческим.
Но и для христиан Иерусалим – место распятия и воскресения Иисуса Христа, а для мусульман Кудс (а именно мусульмане называют Иерусалим) также является священным местом, третьим по значению после Мекки и Медины.
Вот так Иерусалим, по мнению не всех, но многих, и призван не разделять, а объединять мир, являясь общей святыней для иудеев, христиан и мусульман.
Не менее показательна с точки зрения создания модели толерантного города история Мелитополя.
Мелитополь был основан в 1784 году по инициативе князя Георгия. Импульсом к его развитию послужило строительство железной дороги. В начале ХХ века в Мелитополе уже работали первые предприятия легкой промышленности, машиностроения и металлургии. Климат Мелитополя мягкий, с большим количеством солнечных дней в году. Крепкое сельское хозяйство (фрукты, овощи, зерно, мясо, рыба, мед) дают городу быть уверенными в завтрашнем дне.
Население Мелитополя относительно невелико – всего 158 тыс. жителей, но среди них около 100 национальностей, народностей, и этнических групп. Город молодежный, студенческий.
В 2016 году самая протяженная в Мелитополе улица, пересекающая его с востока на запад, в прошлом – Торговая, Троцкого, Дзержинского, – стала именоваться Интеркультурной. В свете произошедших перемен это не случайно.
Исторически многонациональный город, в новом тысячелетии избрал модель интеркультурализма, апробированную в европейских городских сообществах, сочетая ее с устоявшимися традициями собственного региона. Это обстоятельство и стало определяющим фактором для включения Мелитополя в общеевропейскую программу «Интеркультурные города», принятую Советом Европы в 2008 году.
Толерантность – основа не только межнационального согласия в отдельно взятом городе и шире – государстве, но и важнейшая предпосылка успешного сотрудничества между странами.
«Соприкасаясь с Культурой, мы менее всего нуждаемся в словах и более всего обязываемся к просвещенному действию», – утверждал Николай Рерих.
Комплексная культурно-просветительская программа «Дни Израиля в интеркультурном Мелитополе», организованная ОО «Земляки» и еврейской общиной Мелитополя, при поддержке мэрии Мелитополя и Запорожской областной государственной администрации, по сути, опирается на заветы выдающегося созидателя мировой культуры. Не случайно в составе делегации из Израиля – представители разных областей культуры из Иерусалима, Тель-Авива, Кирьят-Бялика, Ашдода, Бат-Яма, Афулы, запорожцы, киевляне, представители городов-побратимов Мелитополя.
По своему содержанию «Дни Израиля и еврейской культуры в интеркультурной Мелитопольщине», проводимые в Мелитополе с 3 по 10 мая 2019 года, можно сравнить с историко-культурным мостом между берегами Скорби и Победы – от Дня памяти павших в войнах Израиля и жертв террора до празднования Дня Независимости Израиля. В этой связи понятна и обширность намеченной программы. Это открытие мемориала «Помним Холокост. Жертвы и праведники», презентация изданного Мелитополем для англоязычной аудитории двухтомника о Холокосте в Украине. Это концертные программы коллективов Мелитополя, Запорожья, Ашдода, проведение украинско-израильского фестиваля «Співоча Україна». Это лекционные курсы «Уроки Израиля для Украины» в агротехнологическом университете, «Особенности медицинской службы в Израиле» в медицинском колледже, «Израильское изобразительное искусство в музейных собраниях Украины» в педагогическом университете. Эту программу дополняют мероприятия Израильского культурного центра в Днепре.
Красота объединяет мир, пространство и время. В рамках «Дней Израиля» состоится премьера спектакля «Галилейская Мона Лиза» (Мелитополь – Израиль). Героев пьесы – молодых людей из Израиля и Украины, встретившихся на раскопках в Ципори, – сближают любовь к искусству, созиданию мира и вспыхнувшее чувство. Мир пропитан и движим любовью – любовью без мер и половины. Поколению новых романтиков – наших детей-студентов, будет принадлежать будущее.
Значительное место в «Днях Израиля» отведено совместным проектам Объединения профессиональных художников Израиля с Мелитопольским краеведческим музеем, Музеем на еврейском подворье и Запорожским областным художественным музеем – проектам, благодаря которым произведения изобразительного искусства будут переданы в дар Украине, пополнив фонды музеев Мелитополя. Помимо выставок-дарений в Мелитопольском краеведческом музее состоится мастер-класс израильского художника – рисование модели в национальном костюме из коллекции этнографического отдела Мелитопольского краеведческого музея. А, кроме того, будет проведен пленэр со студентами Мелитопольского училища культуры, который возглавит мастер из Израиля.


ПАЛИТРЫ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ – В ДАР МЕЛИТОПОЛЮ


Николай Рерих писал: «Вспомнив о значении творчества, человечество должно вспомнить и о языке сердца. Разве не этим языком созданы Притчи Соломона, и псалмы, и Бхагавад-Гита, и все пламенные заветы отшельников Синаитских?»
Именно так – языком сердца, чтобы передать работы в дар Мелитопольскому краеведческому музею на память о «Днях Израиля» и создавалась израильскими художниками коллекция «Земля, текущая молоком и медом».
Тема Земли Обетованной и ее роли в духовном совершенствовании человека – одна из тем, которая во все времена волновала человечество своей этической значимостью, которая в данном случае и объединила израильских художников. В настоящем проекте приняли участие члены Объединения профессиональных художников Израиля: Марина Андреева, Татьяна Белякова, Людмила Беренштейн, Виктор Бриндач, Борис Гейман, Андриан Жудро, Анна Зарницкая, Александра Ильяева, Вячеслав Ильяев, Александр Ищенко, Иосиф Капелян, Борис Котляр, Аркадий Лившиц, Анатолий Метла, Дмитрий Могилевский, Герман Непомнящий, Аркадий Острицкий, Григорий Фирер, Илья Хинич, Лилии Шошан. Работы Анатолия Финкеля, Игоря Щетинина предоставлены автором проекта – доктором Галиной Подольской из личной коллекции.
Подборку составили произведения изобразительного искусства – жанровые портреты, ландшафтные и городские пейзажи, по которым можно судить об архитектурных особенностях мест религиозных паломничеств, важных для иудеев, христиан и мусульман.
Работы выполнены в разных изобразительных техниках, с использованием разных типов красок и материалов. Это масляные и акриловые краски, текстурные пасты, пастель, цветная тушь. Это холст, картон, декупаж на холсте с рисовой бумагой. Но это разнообразие изобразительных средств и материалов, в свою очередь, позволяет ощутить рукотворность изобразительного искусства в воплощении общей темы.
Участники – выходцы из Украины, художники, в чьей жизни знакомство с Украиной стало творческим импульсом, и их коллеги – выходцы из стран постсоветского пространства, решившие по зову сердца поддержать своих друзей по профессионально-художественному цеху. Земля, текущая молоком и медом, – это земля, которая, в свою очередь, на новом уровне нас здесь объединила. Эта земля реальна как обретенная родина и метафорична как объект художественного воссоздания.


ОЛИВКОВАЯ ВЕТОЧКА КАК СПАСИТЕЛЬНАЯ СОЛОМИНКА


Как каждый мальчишка, выросший в Одессе, Анатолий Финкель с детства воспринял очарование морской стихии в любых ее состояниях – в штиль и шторм. В определенном смысле тема Ковчега-корабля, построенного человеком для дальнего плавания, – это тема родственная людям творчества. На картине Анатолия Финкеля потоп, ставший причиной гибели всего живого на земле, отступает. Ковчег, построенный Ноем по велению Всевышнего, наконец, приближается к спасительному берегу – это берег Святой Земли, на которую ступит Ной с членами своей земли, и выйдут из ковчега привезенные им животные. И жизнь начнется с чистого листа на песчаном берегу у моря (Илья Хинич). Таков еще один шанс, дарованный нам Всевышним. Так используй его во благо себе и миру!
Земля Обетованная – Святая … Здесь сыну Ноя – Яфету – будет суждено основать первый город, который нашему поколению известен как Яффо. «Ноев ковчег» – художественный образ надежды – на обретение человечеством новой жизни.
Из Библии известно, что вестником спасения был голубь, принесший в клюве веточку оливы. В работах Аркадия Острицкого и Анатолия Финкеля – масличные рощи, каких немало на Земле Сиона. Олива – «вечное древо». Оно бессмертно, поскольку живет от корневой поросли. И разве что по складкам и расщелинам коры ученые могут проверить возраст свидетельниц всемирного потопа. Но для художника мифы и легенды сильнее гипотез в науке. Это романтическое начало эмоционально захватывает на полотне Аркадия Острицкого.


ИЕРУСАЛИМ ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ


Иерусалим – в современном понимании своего бытия – это поликультурный город, в котором даже нынешняя Башня Давида, основателя Израильско-Иудейского государства, построена османами (работа Дмитрия Могилевского). В пределах столицы мира ничего нельзя нарушать, чтобы не вспыхнули мировые распри между религиями и не были попраны истоки истоков, ставшие опорой для развития каждой из культур. И соответственно каждая из них наложили свой отпечаток на архитектуру города. Одна из визитных карточек Иерусалима – площадь перед Стеною Плача. Но каждый, находящийся на площади не может не видеть соседствующий рядом с нею по левую руку – гигантский золотой шатер мечети Купол Скалы. В контексте темы проекта, связанной с бытием интеркультурализма, уместно напомнить, что, согласно Ветхому Завету – общему для христиан и иудеев, на этом месте Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Царь Давид построил здесь алтарь, а его сын царь Соломон воздвиг первый Храм иудейский, в котором хранился Ковчег Завета…
На полотне Анны Зарницкой – Стена Плача («Западная стена»), точнее, – часть древней стены, которая уцелела после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году нашей эры. Миллионы паломников называют ее Стеной Плача, связывая с обычаем приходить к этому месту и оплакивать разрушение Храма. Само название «Стена Плача» появилось от арабского «el-Mabka», то есть «Место Стенаний». Впрочем, здесь и впрямь можно выплакаться и, приложив руку к теплому в любое время года иерусалимскому камню, мысленно пройти все круги, предначертанные Всевышним…
В 1517 г. Палестина присоединяется к Османской империи. Завоеватель – турецкий султан Сулейман Великолепный – проявлял внимание к Иерусалиму, и в годы его царствования город преобразился. В 1536–1541 гг. вокруг Иерусалима была возведена новая крепостная стена, проложенная по остаткам древних стен города. Именно эти стены Иерусалима с восемью воротами, каждые из которых предназначались для определенного района города, мы и видим сегодня. К Стене Плача и в Еврейский квартал ведут Мусорные ворота. Эти самые иудейские с древнейших времен ворота, само направление которых обусловлено духовным единением евреев, и стали арт-объектом для Лилии Шошан. Рядом с вратами, под которыми мы мысленно должны пройти к Стене Плача, слева – олива, напоминающая о веточке надежды, соединяющей нас с миром, дарованным Всевышним, справа – финиковые пальмы. Мы в стране, «текущей молоком и медом» – финиковым медом... В творческой биографии Лилии Шошан – иллюстрации к притчам Рабби Нахмана. Не так давно в составе паломнической делегации из Израиля она приезжала в Умань.


В ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ – ИЗ МЕСТЕЧЕК РОССИИ


«Перемена места – перемена счастья», – утверждал один из героев «Блуждающих звезд» Шолом-Алейхема. Местечко на то и было задумано местечком, чтоб сидел и не высовывал носа из этого самого местечка! Не потому ли поколения наших предков выросли с мечтой об Эрец-Исраэль? Каждое новое поколение евреев вкладывало свое понимание в слова из Пасхальной Агады: «В будущем году, в Иерусалиме!» Правда, в те времена мало кому удавалось воплотить эту мечту в жизнь. Но ХХ век расставил свои точки над «и» в истории создания будущего Государства Израиль. Среди первопоселенцев в Эрец-Исраэль было немало евреев из местечек Российской империи. Жанровые персонажи, созданные Александром Ищенко и Борисом Котляром, напоминают о бытии евреев из местечек, привнесших славянско-ашкеназский менталитет на Землю Израиля.
Борис Котляр родился в Украине, до получения художественного образования в Москве, окончил Днепропетровское художественное училище, автор интересных характерных портретов. При всей реалистичности изображения герой его «диалога со Всевышним» не лишен романтических черт.
Александр Ищенко родом из Одессы, закончил художественно-графический факультет Одесского государственного педагогического института имени Ушинского. Жанровые картины, воссоздающие жизнь и обычаи евреев, проживавших за чертой оседлости, – тема, нашедшая наиболее яркое воплощение в творчестве художника. Как утверждал один из персонажей Шолом-Алейхема: «Лучше свой сапожник, чем чужой раввин!». Продолжая этот запал, добавим: «И кот лучше свой – ласковый, сытый да гладкий, чем чужой, который вместо того, чтобы мышь поймать, сладкий кусок стащить норовит». Стилизованные образы, колоритные характеры сапожников да портных, смоделированные ситуации традиционного быта евреев той эпохи, особенности интерьера воссоздаются художником тепло, с добрым юмором и симпатией к своим соплеменникам.
Миниатюра «Две козы», выполненная Татьяной Беляковой, органически дополняет тему местечка, начатую Александром Ищенко, и неоднозначно напоминает о Молочной реке, на которой стоит украинский «город меда». Вот такая она – поликультура: смотришь на козу, а думаешь о мировом рекорде надоя!


МОЛОЧНО-МЕДОВЫЙ ИМПРЕССИОНИЗМ


И все-таки… Израиль! Здесь солнце – цвета меда! И… белое, как молоко, – в палящий зной! Не потому ли и все, что ни есть на земле Израиля, в определенные моменты времени приобретает молочно-медовые оттенки цвета?
Впрочем, земля молока и меда – она и сейчас по самому соотношению цветовых оттенков – молочно-медовая. Ощущение этого колорита и попытались донести до зрителя израильские художники. Пейзажи Марины Андреевой (с. 15), Вячеслава Ильяева (с. 31), Бориса Геймана (с. 38), Германа Непомнящего (с. 40), Григория Фирера (с.30), Ильи Хинича (с. 24), Игоря Щетинина (с. 37) дополняют это целебное ощущение от соприкосновения с землею Израиля. Она открывается на их полотнах не только холмистыми равнинами и предгорьями, но и лесами, и золотистым, как крупинки меда, песком на приморских пляжах и песчаных дюнах, на которых еще не успели вырасти городские высотки, и Эйлатскими горами, что, как медовые соты, у чаши с водою морской. А бывает и так, что гребни волн рассыпаются медвяной росою…
Сами линии израильских пейзажей, зафиксированных в технике «сухой иглы» на офортах Иосифа Капеляна (с. 24), подобны тягучим медовым нитям, которые струятся и тянутся, переходя в округлые, как булки, формы. Таков он – мед от природы с душистых луговых цветов близ Кинерета.
Все оттенки светлого и темного меда кажутся уже само собою разумеющимися, когда речь идет о природе. Но вот что примечательно: под солнцем и камни, из которых здесь выстроены города, также приобретают отсветы меда, как мед авокадовый – прибрежный Яффо на полотне Людмилы Беренштейн. В работе Дмитрия Могилевского Башня Давида словно выстроена из сот малинового меда. И кажется, что медом облепиховым облиты крыши домов квартала Ямин Моше, неподалеку от мельницы Монтефиоре (Анатолий Финкель). И поглощаешь глазами сотни сот акациевого меда панорамы Иерусалима на полотне Андриана Жудро. И, глядя на картину Аркадия Лившица, уже просто не знаешь, какой и где мед сливается с молоком «матери городов», как называют Иерусалим в духовных книгах...
Вот такой «молочно-медовый импрессионизм» предпослало Израилю солнце, во многом предопределяющее и изобразительное цветоощущение! Художник идет за метафорой и внутренним ощущением себя, которое, чтобы не казаться пафосным, скрывает за будничностью одежды, как персонаж на полотне Александры Ильяевой, «восходящий» на осле в Иерусалим.
В иерархии вечных ценностей Земля Израиля и для нашего поколения остается художественным образом «Земли, текущей молоком и медом» – устойчивым образом сладкого изобилия. Не случайно в мультикультурном сознании человечества представления об Эдеме у иудеев, христиан и мусульман опирались, прежде всего, на образ «Земли, текущей молоком и медом».


ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ЖИВОНАЧАЛЬНАЯ ТРОИЦА


Коллекция «Земли, текущая молоком и медом», появившаяся в Мелитопольском краеведческом музее, эстетически и этически шире круга тем, характерных для еврейской культуры, поскольку в ней есть работы, отражающие проблемы общечеловеческие, например, связь с малой родиной. Пейзаж Анатолия Метлы «Осенняя ностальгия» неоднозначно перекликающаяся с золотом меда украинской осени. А картина «Свято-Троицкий собор в Иерусалиме», также Анатолия Метлы, напоминает о святынях православного мира, что, безусловно, созвучно бытию интеркультурного Мелитополя.
Среди многочисленных канонизированных святых и героев Священного Писания есть образы, которые приобрели символическое значение в мировой культуре во много благодаря изобразительному искусству. Известно, что олицетворением взаимной и самодостаточной любви в иерархии религиозных символов стал образ Святой Троицы, созданный Андреем Рублевым. По православному канону сами лики Пресвятой Троицы объединяет всеблагая воля, всемогущее действие, единая сила, власть и любовь – понятия, знаменующие созидательное начало мира. Не случайно в разных уголках земли возведено такое количество храмов в честь Живоначальной Троицы. «Бог есть любовь» – любовь объединяет мир миром.
Объектом изображения на картине Анатолия Метлы стал Троицкий собор – Величественная белокаменная церковь в неовизантийском стиле. Этот первый на Святой Земле православный храм был заложен в 1860 году в Иерусалиме, неподалеку от стен Старого города, на Мейдамской площади (ныне площадь Москвы). В 1863 году строительство храма было завершено, в 1872 году архимандрит Антонин (Капустин) освятил церковь. Троицкий собор и сегодня является главном русским православным храмом на Святой Земле.
В храме находятся почитаемые во всем православном мире чудотворные святыни — икона Благовещения Пресвятой Богородицы и икона Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Анатолий Метла – выходец из Украины, выпускник Криворожского педагогического института, долгое время проживал в Черновцах, неформально впитав ощущение толерантности во многих регионах Украины. Работа «Свято-Троицкий собор в Иерусалиме» выполнялась художником специально для Мелитополя.
Напомним страницы истории Мелитополя. В 1941 году – в период немецкой оккупации – местные жители взяли в аренду дом, в котором открыли Троицкую церковь – в поддержание православного духа, дарующего надежду победить в великом противостоянии. До 1960 года здесь проводились богослужения, хотя уже были запрещены в этом здании. Позже община попыталась арендовать другое помещение, но жители соседних домов выступили против, засвидетельствовав свой протест в коллективном заявлении.
Так общину и расформировали, но осталась в православных людях тоска по Троицкому храму, появившемуся в годы фашистской оккупации и пережившему Вторую мировую войну.
7 апреля 1997 года состоялось собрание официально зарегестрированной общины будущего Свято-Троицкого храма. В этом же году был подписан договор о передаче здания храма в собственность общины (ул. Ломоносова, 176). Настоятелем назначили иерея Юрия Попова. Троицкий храм начал жить на средства прихожан – жить так, словно и не было в его судьбе пощечин истории. 14 апреля 2009 года на колокольне Храма во имя Святой Живоначальной Троицы были установлены купол и крест. Получается, что «Свято-Троицкий собор в Иерусалиме» из Святой Земли приехал в Мелитополь, чтобы отметить 10-летие этого события, протягивая духовную нить между православными Троицкими храмами от Иерусалима до Мелитополя.
С аксиомой «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» пока еще никто не спорил. Ну, так это был не Мелитополь! «Дни Израиля в интеркультурном Мелитополе» – это дни открытых сердец деятелей культуры наших государств. Коллекция картин «Земля, текущая молоком и медом» из Израиля сама приехала в «Город меда на Молочной реке» – в дар Мелитопольскому краеведческому музею.

МЕДОВОЕ МЕСТЕЧКО


У каждого города, как у человека, своя судьба. История распорядилась таким образом, что евреи сыграли не последнюю роль в судьбе Мелитополя.
В рамках программы «Дни Израиля в Интеркультурном Мелитополе» произошло очень важное для мелитопольских евреев событие – открытие Музея на Еврейском подворье, в экспозицию которого вошли историко-культурные экспонаты краевого значения и предметы иудаики. Открытие музея не случайно, поскольку процесс заселения Мелитополя евреями происходил параллельно с ростом и развитием города, который изначально формировался как многонациональный. Всех поселенцев ориентировали на сотрудничество с властями и латифундистами. Купцы брали подряды на снабжение армии, на обустройство и содержание почтовых станций и переправ, строительство дорог. Владельцы крупных поместий нередко назначали евреев управляющими имений, организаторами сбыта и переработки сельхозпродукции. Со временем появилось два еврейских поселения – Васильево (потом Васильевка) и Благовещенское – нечто вроде «местечек». Помещик Попов построил в Васильевке – местный «бет-га-мидраш» – молитвенную школу, которую очень скоро у него и выкупило еврейское общество. К 1897 году число проживающих в Мелитополе евреев достигло 6503 человек, что по тем временам составляло 42,4% от общей численности населения в городе.
Мелитополь – «медовый город»! И впрямь – «медовое местечко»!
История ХХ века не посчиталась ни с кем…
Только в конце 1980-х гг. в Мелитополе стали возрождаться национально-культурные сообщества. В 1994 году еврейская община получила в собственность здание бывшего Мелитопольского еврейского общества, в котором до 1930 года располагалась синагога, и прилегающие к ней дома.


ИЗРАИЛЬ – МУЗЕЮ НА ЕВРЕЙСКОМ ПОДВОРЬЕ и МИРНОМУ – ГОРОД МИРА


В настоящее время в музеях Украины находится более 500 работ живописи и графики, созданных членами Объединения профессиональных художников Израиля, среди которых портреты, жанровые работы, посвященные обычаям и традициям евреев, это пейзажи Земли Израиля.
В системе культурных ценностей человечества создание музея – это знак возросшего самосознания общества.
К открытию Музея на Еврейском подворье Объединением профессиональных художников Израиля была подобрана экспозиция с учетом национальной направленности музея – дать эстетическое представление о традициях и культуре народа и его лучших качествах, семейных отношениях, роли в создании материальных ценностей и духовном понимании мира. В галерее Музея на Еврейском подворье представлен ряд копий произведений, находящихся в музеях Украины, а именно: из Николаевского областного художественного музея имени В.В. Верещагина (Виктор Бриндач «В гостях у реббе», Андриан Жудро «Портрет еврея», Лилия Шошан «Портной»), Черниговского областного художественного музея имени Г.Галагана (Анна Зарницкая «Маленький скрипач»), Музея Шолом-Алейхема – филиала Музея истории Киева (Анатолий Метла «Юный скрипач», Анна Зарницкая «Скрипач в вечном городе»), Одесского Дома-музея имени Н.К.Рериха (Виктор Бриндач «Часовщик», «Портрет седого раввина»), Уманского художественного музея (Виктор Бриндач «Шаббат», Анатолий Метла «Читающий Тору», Аркадий Острицкий «Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон», Илья Хинич «Скрипач на крыше»).
Для экспозиции в Мирненском музее города подобраны работы, запечатлевшие архитектурное своеобразие Иерусалима: Мирному – мир Иерусалима. Иерушалаим (дословно «город мира»), художественный образ духа великого города, воплощенный израильскими художниками в своих произведениях, остается в Мирненской объединенной громаде на память о проекте «Земля, текущая молоком и медом». В подборке представлены копии работ Анны Зарницкой, Германа Непомнящего, Григория Фирера из собрания Тернопольского областного художественного музея и Лилии Шошан из фондов Харьковского художественного музея (с. 56-57).


ИНИЦИАТИВА


В статье «Переселение Искусства» Н.К.Рерих, говоря о росте культурных отношений между народами, замечал, «что эти отношения в большинстве случаев происходят не от правительства, но от общественно-частной инициативы. Таким порядком сами народы участвуют в широчайшем мировом строительстве, упрочивая основу культуры».
В январе 2019 года Михаил Владимирович Кумок приезжал в столицу Израиля. Мы договорились о встрече, на которой я подарила ему два каталога по итогам уже состоявшихся международных проектов с музеями Украины. М.В.Кумок загорелся мыслью о том, как нужен аналогичный проект для родного Мелитополя! По возвращении в Украину, позвонил мне, рассказал об открытии мемориала, посвященного жертвам Холокоста, и Музея на Еврейском подворье, добавив, что через пару месяцев вновь приезжает в Иерусалим как участник конференции в Яд Ва-Шеме, что, мол, есть у него задумки… На следующий день Михаил Владимирович прислал мне «примерный проспект» программы «Дни Израиля в интеркультурном Мелитополе», пригласив принять в нем участие с коллекцией израильских художников для Мелитопольского краеведческого музея. «Сам кандидат исторических наук, столько лет преподавал в Мелитопольском госпедуниверситете имени Богдана Хмельницкого… – нужен нашему городу кусочек Святой Земли – для молодежи, для их духовного воспитания…». Я почувствовала в Михаиле Владимировиче своего коллегу – человека деятельного, незамороченного формализмом энтузиаста, открытого к неформальному сотрудничеству. Это и был тот случай общественно-частной инициативы, зерно которой было заронено в Иерусалиме.
Я начала работу со своими коллегами по Объединению профессиональных художников Израиля, многие из которых откликнулись на «мелитопольскую инициативу».
Так сложился проект «Земля, текущая молоком и медом», продолжающий акцию «Израиль – Украине», претворяемую в жизнь Объединением профессиональных художников Израиля. Организация такого рода некоммерческих проектов помогает осуществиться благим намерениям людей творчества. Никто из дарителей, как и организатор акции, материальной выгоды не имеет, поскольку это дар от сердца. Значима этическая и эмоциональная стороны. Важна возможность донести до наших современников в другом государстве положительный образ Израиля как страны мира, запечатленный в произведении искусства.


ЖИВАЯ МЕДОВАЯ НИТЬ


У каждого народа есть земля, которую он называет своею. Все народы сформировались там, где родились. У евреев все случилось иначе. Земля Израиля изначально была тем местом, куда иудеи должны были прийти, будучи народом, так как народом евреи являются со времени исхода из Египта и получения Торы. Но только в 1948 году Земля Израиля стала Государством Израиль на политической карте мира. Оно сложилось как репатриантское государство, к которому устремились евреи из стран диаспоры, внеся в бытие новой страны особенности, воспринятые на малой родине, не отказавшись от вкуса материнской культуры.
«Репатриантские вкусы» прижились на новой земле. Так Израиль в известном смысле стал поликультурной моделью толерантности на Ближнем Востоке. Но есть земли, которым родившиеся на них евреи остались верны, – вопреки существованию исторической родины.
Проект «Земля, текущая молоком и медом» – живая медовая нить этих непростых отношений бытия человека в мире – оливковая ветвь в страну диаспоры. Это важно для Мелитополя – с точки зрения национального состава города, в частности для еврейской общины. В этой связи культурную и общественную значимость приобретает суть проекта – это дар с исторической родины в страну диаспоры – дар израильских художников, который, как в медовых сотах, останется в Мелитопольском краеведческом музее, став овеществленной метафорой «земли, текущей молоком и медом», в «городе меда». Так поросль старой оливы прорастает в новый мир, чтобы сплотить его Стеной Плача и христианской Троицей в поликультурном пространстве планеты.
Рабби Нахман, бывавший на Святой Земле, но чей прах покоится в земле Украины, в труде «Ликутей Моаран» писал: «Основное правило служения Всевышнему заключается в том, чтобы всем своим существом пребывать в сегодняшнем дне и думать именно о настоящем моменте… Все, что есть у человека, это один день и один миг. «Завтра» – это уже совершенно иная Вселенная».
Проект «Земля, текущая молоком и медом» Объединения профессиональных художников Израиля, Мелитопольского краеведческого музея и Музея на Еврейском подворье, осуществившийся благодаря организаторам ОО «Земляки», еврейской общине Мелитополя, при поддержке мэрии Мелитополя и Запорожской областной государственной администрации, – это наш сегодняшний день. Это момент, знаменующий «просвещенное действие» через культуру. Это шаг к утверждению поликультурного бытия мира. И пусть «завтра» – это уже совершенно иная Вселенная». Но у нас еще есть «один день и один миг», в котором – наше преимущество сегодня.

 

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.