РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
«Эта книга не придумана, она остро пережита…»
Поэзия
Памяти Минского гетто
Публицистика
Судьба еврейского солдата с русским именем Федор…
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
Интервью с Ефимом Златкиным

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ и СТРАНА КУСТОДИЯ

К 100-летию Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина

К 140-летию со Дня рождения Б.М.Кустодиева
Галина ПОДОЛЬСКАЯ


Памяти Б.М.Кустодиева и астраханцев-субботников
ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ!


«Землю, полученную даром, развеет ветер», – говорил один из легендарных первопоселенцев Эрец-Исраэль Андрей Кириллович Дубровин, чье имя известно каждому школьнику Израиля из учебников истории родной страны как Йоав Дубровин.
Израиль бережно хранит память о первопроходцах. Истории первопоселенцев посвящены отделы крупных комплексных музеев и частные музеи-усадьбы, связанные с конкретными именами пионеров земли Сиона. Среди них особое место занимает музей первопоселенцев в Галилее – «Усадьба Дубровиных». Это ферма крестьян-субботников, перешедших в иудаизм и прибывших в Эрец-Исраэль в 1903 году. Они поселились в еврейском поселении ха-Есод, где основали образцовое хозяйство. Несмотря на тяжелые климатические условия, разбой арабов, малярию и желтую лихорадку, выкашивавшую самых близких, Дубровины сумели выстоять, оставшись преданными земле, которую возделывали.


Так сложилось, что XXI век начался для меня с этого музея-заповедника. Но тогда, очарованная красотой места и вкусными блюдами местного ресторанчика, я и не подозревала, что этот райский уголок воссоздан на гиблом месте, орошенном кровью людей, родившихся «на Волге-матушке, реченьке широкой, реченьке глубокой, где стружок атаманушки Степанушки ходил» (из астраханского фольклора).
Только в этом году, в день, когда культурная общественность страны отмечала трогательный для русскоязычной алии праздник – один год открывшейся в Иерусалиме площади Шагала в Иерусалиме, я неожиданно узнала о том, что в «Усадьбе Дубровиных» заключена судьба моих земляков. Мне рассказал об этом Рав Йонатан Фрид, сотрудник Музея Рава Кука, с которым я познакомилась в этот день. Потом он пригласил меня посетить музей, в котором он работает, а когда мы подошли к стенду о Первом всемирном конгрессе сионистов в Базеле (1897 г.), мой гид неожиданно напомнил, что после конгресса другой астраханец – Агафон Иванович Куракин – сразу приехал в Палестину, поселился в Галилее, занявшись сельским хозяйством. От Авраама Куракина (с этим именем он вошел в историю первопоселенцев) и начался род Куракиных на Земле Израиля. Генеалогическое древо семьи ныне составляет около полутора тысяч человек. Среди них – герои всех войн Израиля.


Найдя в моем лице заинтересованного слушателя, Рав Йонатан Фрид сел за компьютер и показал мне публикации на иврите по теме, а затем с восхищенным огнем в глазах добавил: «Астраханцы – одна из самых потрясающих страниц истории Израиля!»
Произошедшее глубоко запало мне в душу, и я принялась изучать этот вопрос.
Можно по-разному относиться к существованию сект субботников в Российской империи – принимать или не принимать этот свершившийся факт, но в свете исторической ретроспективы крепостной России очевидно, что сам феномен перехода православных крепостных в иудаизм появился как некое противодействие равное действию, как следствие кризиса института государственной власти в обществе того времени. Начало распространения движения субботников в России восходит ко второй половине XVIII века – эпохе царствования Екатерины II. В народившемся иудеохристианстве его сторонников привлекала идея запрета пожизненного рабства и единобожия (отсюда отрицание Троицы и соблюдение субботы).


В основе вероучения субботников был Ветхий завет, Христос признавался одним из пророков. Соответственно этому субботники стремились строго выполнять еврейские обряды: обрезание, празднование субботы и еврейских праздников, пищевые запреты, что по форме сближало их с иудаизмом. Причины появления субботничества в разных местах были разными и имели свои региональные особенности. Что же касается Астраханской губернии, то не лишне заметить, что веками Астраханский край был одним из центров рыбного промысла, прибежищем для разноплеменного вольного люда. Сюда стекались беглые каторжане и крестьяне, страдавшие от безземелья, нищеты, поборов властей и духовенства. По понятиям того времени это были люди рискованные, непокорные, трудившиеся на самых тяжелых работах. В их среде личности, способные облегчить жизнь бедняков и взвалить на себя чужую нужду, считались героями. Одна из центральных тем астраханского фольклора – очищенный от всего наносного, идеализированный образ Степана Разина, к которому шла и жалилась «голь астраханская»:

Ой, да восплакалась она Степанушке
На свою нужду вот – нужду, горе, бедность.
Ой, да выслушивал ее вот атаманушка,
Принимал он к сердцу нужду тяжкую,
Ой, да приказывал тут Степанушка
Своим добрым молодцам не жалеть добра,
Ой, да не жалеть добра того ли заморского,
Оделить им ту ли голь астраханскую.
Ой, да одеть ее во шелка и бархаты,
А обуть-то ее во цветны сапоги сафьяновы,
Ой, да накормить-то ее досыта, до отвала,
Напоить –то все винами виноградными.
Ой, да одарял-то он вот, Степанушка,
Всех рукою своей он да щедрою.
Из народной песни «Как Степан Разин
оделял голь астраханскую».


Но это осталось в песне – все знали, что последовало за народным восстанием… В этой связи понятно, почему лидеры субботников смогли повести за собою людей даже в земли, весьма отдаленные от Астраханской губернии – в данном случае – Эрец-Исраэль. Сегодня реальные Дубровины и Куракины кажутся образами русского эпоса, ворвавшегося в Пятикнижие Земли Обетованной. Но так началась новая книга Земли Израиля.


Астраханские субботники являют собой пример тех личностей, которые олицетворяют возможность духовного и нравственного преобразования общества через построение государства свободных и равноправных крестьян на Земле Израиля. Дубровины и Куракины ознаменовали новый этап общественного самосознания, соединив духовные устремления, способность организации крестьянского хозяйства, бесстрашие перед трудностями избранного пути, физическую выносливость. Время невозможно повернуть вспять. Это страницы истории, волнующие и сегодня.


Для меня, человека, проживающего в Иерусалиме, но всей душою любящего свою малую родину, сама возможность прикоснуться к следам своих земляков на Земле Израиля стала стимулом для создания настоящего проекта. Мы выросли на плечах крестьян. Мои бабушка и дедушка покоятся в Астрахани. Они родились крестьянами. Идея создания «крестьянского проекта» для Астрахани захватила меня по содержанию. Но решающей точкой в концепции проекта, посвященного богатырям духа, для меня стал проект «ЛЮБЛЮ ЖИТЬ!» Дома-музея Б.М.Кустодиева – филиала Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина. В 2018 г., в год 140-летия со Дня рождения Б.М.Кустодиева, проект «ЛЮБЛЮ ЖИТЬ!» (автор – М.Емелина) выиграл грант В.Потанина в номинации «Сетевые партнерства».


Жизнь – единственная ценность, дарованная нам Всевышним, но ее самоценность зависит от личности. Вопрос о роли личности в истории никто так и не отменял. На личностях учатся новые поколения общества. Б.М.Кустодиев – символ великой воли к любви, к жизни, радость которой человек может чувствовать, только живя!
Богатыри земли астраханской. Их объединяет немыслимая любовь к жизни. Они – носители могучей харизмы, в гармонии которой соединились духовность и деятельность, направленные на самосовершенствование и созидание мира своим трудом.
Члены Объединения профессиональных художников Израиля передают в дар Дому-музею Б.М.Кустодиева коллекцию живописи и графики, вдохновленную астраханскими богатырями и их созидательным отношением к жизни. Многие участники проекта – выходцы из СССР, России и других стран постсоветского пространства – выросли на наследии Б.М.Кустодиева, воплотившего чувство бесконечного оптимизма и всепобеждающей любви к миру.


Профессия «художник» – одна из самых нелегких в Израиле: «землю, полученную даром, развеет ветер». Только те, кто проживает здесь, знает, сколько труда, терпения и души нужно вложить в нее, чтобы то, что обретено в новой жизни, не развеял ветер! В коллекции представлен собирательный образ Израиля – страны, которая соединила членов Объединения профессиональных художников Израиля на своей земле, став, помимо места рождения, не менее любимой.

ДУША-ТО ПО ПРИРОДЕ АСТРАХАНКА… (Б.М.КУСТОДИЕВ И АСТРАХАНЬ)

 

Имя замечательного русского художника Б.М.Кустодиева бесконечно дорого для Астрахани. Здесь он родился, здесь были прожиты лучшие годы детства и юности будущего художника. Сюда он много раз возвращался. Всю жизнь Кустодиев гордо называл себя астраханцем и волжанином.
«Если бы ты знала, как мне хотелось в Астрахань, – писал художник своей сестре из Крыма, впервые оторвавшись от родных мест. – Я бы теперь и десять Ялт и столько же Черных морей променял бы на Астрахань... Думаю, что у меня и душа-то по природе астраханка».
Кто знает, были бы созданы такие жизнерадостные, переполненные любовью к России картины, как «Масленица» (1916), «Девушка на Волге» (1915), «Купчиха за чаем» (1920), «Красавица» (1915), если бы молодость художника не прошла в привольном солнечном городе на Волге? Особое кустодиевское восприятие быта и духа народа рождалось именно здесь, среди увиденной в детстве красочной толчеи базаров, среди сцен быта астраханского купечества, среди пестрой и многоликой народной толпы, в праздники заполнявшей городские улицы и площади.


В 1892 году Кустодиев начинает брать уроки у живописца П.А. Власова, который сыграл большую роль в становлении молодого художника. Под влиянием своего астраханского учителя Б.М.Кустодиевым были созданы портрет сестры Кати в интерьере флигеля, где проживали Кустодиевы в Астрахани («Заснула», 1896), портрет Николая Протасова («Мужчина у окна», 1896), с которым Б.М.Кустодиев обучался у П.А.Власова и, несмотря на разницу в возрасте, подружился на многие годы. В 1896 году Кустодиев был принят в Академию художеств, а через два года уже работал в мастерской И.Е.Репина.


Широкая известность пришла к художнику еще в то время, когда он учился в Академии. Портреты этой поры отличаются сдержанной цветовой гаммой и большим вниманием к сложной духовной жизни человека. О крепких нитях, связывающих молодого художника с портретным мастерством И.Е.Репина, свидетельствует «Портрет С.Л. Никольского» (1901). В нем Кустодиев предстал уже как мастер колорита, умелый рисовальщик, непринужденно компонующий фигуру в пространстве. Выполняя портрет дяди, человека ему близкого и приятного, Кустодиев с любовью передает одухотворенные черты лица с задумчивым и немного тревожным взглядом. Не менее красноречивы руки с длинными тонкими пальцами, они как бы подчеркивают душевную красоту и обаяние модели.
Среди академических портретов, принадлежащих астраханской коллекции, выделяется очаровательная «Голова девочки» (1897). Свежестью веет от этого раннего произведения, образ детства передан с большой теплотой. Мягкий, широкий мазок, изящество, гармоничность красочного аккорда – все это говорит о большой одаренности художника. Не менее интересен «Портрет А.Н.Протасовой» (1900), написанный в один из приездов Б.М.Кустодиева на летние каникулы.


Сравнительно недавно, в начале 1980-х годов, галерея приобрела «Портрет И.Б. Кустодиевой», дочери художника (1926). Ирина молода, элегантна. У нее красивые плечи, гибкие руки с длинными пальцами и миндалевидными ногтями, свежее лицо в обрамлении золотистых волос. В портрете художник с успехом решает сложную светотеневую задачу: свет льется справа, освещая обнаженное плечо, а лицо полузатемнено шляпой.


В последнее десятилетие Б.М.Кустодиев много времени уделяет работе над образом талантливого, творческого человека. Он создает глубокие, выразительные портреты музыкантов, ученых, художников, артистов. «Портрет композитора Д.В. Морозова» (1919) – один из немногих в русском искусстве изображений человека в момент творчества. Морозов собран, взволнован. Зрителю передается внутренняя напряженность композитора. Кажется, сейчас он дотронется до клавиш, и комната наполнится мелодичными звуками.
Кроме портретов, коллекция галереи обладает рядом других произведений художника, характерных для периода его расцвета. «Христосование» (1916), «Натюрморт с фазаном» (1914), «Летний праздник» (1923) – в этих работах нашли отражение патриархальный уклад русской провинции, типы людей, их одежда, привычки, нравы, русское провинциальное зодчество. Эти яркие, нарядные бытовые сценки привлекают неповторимой атмосферой подлинного народного праздника, удивительной достоверностью.
Летом 1925 года уже неизлечимо больной, прикованный к креслу художник совершает в последний раз свое излюбленное путешествие по Волге от Рыбинска до Астрахани, снова видит любимый город и друзей. После этой прощальной поездки Б.М.Кустодиев мечтал создать альбом рисунков и гравюр, посвященных Волге, однако болезнь помешала осуществлению замысла.
За год до смерти Б.М.Кустодиев писал П.А. Власову, своему первому учителю, с которым поддерживал дружеские отношения всю жизнь: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, – любовь к жизни…»*.
«Душа-астраханка»… Астрахань – город, в котором я родилась, личностно состоялась и который всем сердцем продолжаю любить – независимо от перипетий в собственной судьбе и политических настроений в мире. Проект «ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ и СТРАНА КУСТОДИЯ» – моя тропа любви к земле, «где Волга прянула стрелою» (В.Хлебников).

* По материалам Л.И.Ильиной и В.П.Ватаман.

ЭПОС ОБ АСТРАХАНСКИХ ГЕРАХ


Это не просто история – это эпос о землепашцах, родившихся на Земле Астраханской, впитавших ее силу и соль. Наделенные сакральной любовью к земле, они научились нести на себе «тягу земную». Люди пашни, они были преданы только земле, в какой-бы ее части ни оказались. Это песнь о крестьянстве. Сага о земле и мире.
Жизнь сильнее придуманного писателем романа. Как и здесь, где речь пойдет о русских людях, родившихся православными, но, вследствие немыслимых поворотов судьбы и личных потрясений, принявших иудаизм и ставших евреями. Они прибыли на Землю Израиля не как паломники к святыням. Их алия в Эрец-Исраэль – религиозный сионизм в чистом виде.


УСАДЬБА В СЕРДЦЕ ДОЛИНЫ ХУЛА
Андрей Кириллович Дубровин родился 12 октября 1831 года в селе Заплавное Астраханской губернии, в семье помещика, но землю любил как истовый крестьянин. В 27 лет овдовел, остался с тремя малолетними дочками. Тяжело переживая утрату, поверил в Бога единого, начал изучать Тору, соблюдать Субботу, принял иудаизм в Царицыне, взяв библейское имя Йоав. Женился на сестре покойной супруги из субботников Гришиных, родил детей. Власти не раз пытались вернуть семью Дубровиных в лоно православия, угрожая погромом его родового поместья. История одного из субботних налетов на Заплавное могла бы стать благодатным материалом для оперного либретто: помещик Дубровин со своими крестьянами, одетыми в праздничные иудейские одежды, вышел навстречу погромщикам, держа в могучих руках свиток Торы: «Они пошли по центральной улице, им навстречу скакали казаки. Всадники немного замедлили ход в ожидании приказа главаря, но продолжали двигаться к центральной площади деревни, на которой раздавались песнопения псалмов. Волнение нарастало... И неожиданно раздался громкий голос командира: На-зад!!! Немедленно отряд казаков развернулся и исчез. Как будто страх Господний прогнал их».


В 1903 году Дубровин продал свое крепкое хозяйство в Астраханской губернии и вместе с семьей приехал в Эрец-Исраэль – с женой, 4 сыновьями, невестками, внуками и другими родственниками. В это время нарастала алия русских крестьян, принявших иудаизм. Им предлагали селиться в Галилее, на землях, купленных Ротшильдом – в то время гиблых, малярийных местах, которые поднять было под силу только таким, как Дубровин, – могучим, истовым крестьянам от самой земли-матушки.
Вначале Дубровины поселились в сельскохозяйственном поселке Бейт-Ган. Им предложили бесплатный надел земли, но глава семьи отказался от подарка и купил землю на свои деньги, сказав, что «землю, полученную даром, развеет ветер». В 1906 (по другим источникам в 1909) году он выкупил 65 дунамов земли и основал собственное хозяйство, оснастив его закупленной в Российской империи новейшей техникой. Так появилась знаменитая сегодня в Израиле «Ферма Дубровиных».
А еще – с ним всегда был привезенный из земли астраханской сборник «Мелодии Сиона», изданный в Иерусалиме, и молитвослов «Скрипка Сиона». Этот молитвослов был примечателен тем, что молитвы, звучащие на иврите, в нем были прописаны кириллицей, а параллельно давался их перевод на русский язык.


По субботам и в дни праздников Дубровины пели песни Сиона. Нерусские песни пелись как русский напев – с широким дыханием, растягиванием определенных слогов, охами-вздохами – свободно, раздольно, искренно. Они летели над возлюбленным ими полем, как верная земле своего хлеба чистая душа их хозяина – загадочная русско-еврейская душа, готовая принять и выдержать любые испытания в этом мире...
Вскоре участок земли превратился в образцовое хозяйство. Поселенцы построили усадьбу, развели лошадей, коров, быков, кур, гусей, уток, пахали и сеяли, посадили фруктовый сад.


На сельскохозяйственной выставке в 1922 году бык Дубровина получил медаль как самый тяжелый бык в Галилее, сломав весы, развалившиеся под весом животного. Через пять лет на выставку в Акко поселенцы привезли табачные листья, луковицы редких цветов, а также поразившие всех гигантские тыквы и арбузы, секрет выращивания которых был явно привезен из Астрахани! Сам же Йоав Дубровин, походивший на библейского старца, не торопясь добирался до Акко на своей телеге целых три дня и три ночи. Он вез на выставку новый золотой секрет плодородия – не привезенный из российских краев, а открытый на Земле Обетованной – два больших мешка с неведомым грузом. Остановивший Дубровина распорядитель мероприятия ехидно поинтересовался, как это по жутким галилейским дорогам, что сродни российскому бездорожью, тому удалось довезти голубиные яйца, не разбив ни единого? «Господин хороший, – ухмыльнувшись, ответил 92-летний старец, – то не голубиные яйца – то хумус с моего участка!»


РЕЛИГИОЗНЫЙ СИОНИЗМ  И ИСКУПИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА


На протяжении всей жизни Дубровин сам пытался понять себя, почему, имея все в России, его так зовет Земля Израиля? В поисках ответа на этот вопрос он посещал в Ковно знаменитого раввина – Ицхака Спектора. Зрелый по возрасту Дубровин проходил полный гиюр по Галахе. Там он и узнает о сионистской организации «Ховевей Цион» и в буквальном смысле загорается идеей помощи поселенцам в Эрец-Исраэль. Он ведь знает, как оживить безжизненную землю. Он возмечтал поднять ее, сделав Райским садом, чтоб возрадовался Всевышний!
«Безумству храбрых поем мы песню…»
Но ореол агрономической славы был оплачен искупительной жертвой.
Усадьба Дубровина располагалась рядом с болотом, вошедшим в топонимику Израиля как «болото Дубровина». Болото кишело малярийными комарами. Дубровины работали, не покладая рук, осваивая новые земли. В семье общались по-русски, но молодежь уже тянулась к ивриту. «У меня одно утешение в мире, – говорил старый Дубровин, – что молодые, приехавшие в Землю Израиля, и те, кто здесь родится, будут говорить на иврите».


Казалось, что могучему, седобородому старцу все по силам, и нет на земле трудности, которую не смог бы преодолеть этот голубоглазый титан. Лишь с одним врагом – с малярийным комаром стоячих болот долины Хула – не мог справиться даже он. Не успевал выздороветь один член семьи Дубровиных, как тут же заболевал другой. Местное предание рассказывает, что кобыла из его поместья, даже если ее направляли в другую сторону, упорно сворачивала к дому доктора…
Один за другим уходили из жизни близкие – сыновья, дочери, внуки, невестки... Семья таяла, а земля Дубровиных хорошела, распускалась, расцветала, плодоносила, отдавая сторицей за труды человеческие…


И Йоав говорил тем, кто был еще в живых: «Дети мои, не оплакивайте умерших и не сомневайтесь в мудрости Того, чье имя да будет благословенно. Что до хозяйства, то вы знаете, не за богатством приехал я в Землю Израиля. Не навечно пришли черные дни. Даже в годину несчастья вы ни разу не слышали, чтобы мы помышляли покинуть эту страну». И начинал на распев читать Псалом на день субботний:
Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно
кедру на Ливане.
Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах
Бога нашего;
Они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
Чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя,
и нет неправды в Нем.


И В ЛИХОЛЕТЬЕ ЗЕМЛЯ ВОЗЛЮБЛЕННАЯ
Старший сын Дубровина – Ицхак, оставшийся одиноким, – сказал, что никогда не бросит их Есодку. Здесь уместно сказать, что именно Ицхак первым из Дубровиных в 1903 году под видом паломника прибыл в Эрец-Исраэль.
Стояла царица Суббота. Впервые глава семейства не пришел на молитву. Главе семьи Дубровиных было 94 года, когда он принял трудное решение оставить свою Есодку – по-почвеннически возлюбленную им землю, в процветании которой заключался смысл его крестьянского бытия. Он должен был уехать от малярийных топей, чтобы спасти семью – жену Рахель, младшего сына Эфраима с супругой Эстер, их детей – своих внуков – Якова и Рут, которым было в то время шесть и семь лет от роду.
У синагоги Дубровин притормозил телегу со скарбом и членами семьи. Все крестьяне поселка были на уроке Талмуда. Дубровин вошел в помещение. Председатель общины пригласил его подняться на возвышение, достал из шкафа свиток Торы и спросил: «Йоав, скажи нам здесь, возле свитка Торы, правду. Не жалеешь ли ты о том, что совершил гиюр, уехал из Астрахани и стал еврейским крестьянином в Эрец-Исраэль?» «Не жалею», – ответил Дубровин. «Ты построил усадьбу в Галилее, ты похоронил близких, а сейчас субботним вечером с мулом, телегой и небольшим количеством вещей уезжаешь в Рош-Пину». Ничего не ответил седой Йоав. Лишь написал на клочке бумаги кириллицей «на иврите»: «Братья-крестьяне, люди Есодки, у меня есть одно утешение в этом мире, что эти дети, мои внуки Яков и Рут, будут уметь читать Танах на иврите. Вы знаете, что я приехал в Святую Землю не за богатством, а из любви к Творцу».


В этой синагоге находится привезенный Дубровиным из Астраханской губернии свиток Торы. Его владелец знал иврит, но любил молиться по-русски. Не возбранялось. Так его душа говорила с Богом. Но сейчас он писал не себе – им, братьям-крестьянам Земли Израилевой, объединившей их всех здесь ощущением исконности библейских событий, герои которых говорили на языке Торы.
Свидетель этих событий, основатель Рош-Пины, Давид Шув, находившийся в то время в синагоге Есод а-Маале, сам выходец из Румынии, но понимавший по-русски, огласил написанное. Все замерли в оцепенении. Дубровин вышел, взгромоздился, как кучер, на козлы, тряхнул вожжами, горько присвистнул. И покатилась его телега в шаг угрюмому мулу в Рош-Пину, оставляя позади лихолетье лихорадных хлябей...
Закон жанра подсказывает, что здесь, на этой немыслимой ноте сионизма нужно бы и закончить повествование о Дубровине. И достаточно пафоса для ощущения этого трагического и прекрасного места. Но чувство факта сопротивляется незавершенности, ибо речь идет о судьбе конкретного человека – великого созидателя Земли Израиля, благодаря которому бесплодные топи-трясины стали райским садом…


Старый Дубровин уехал, чтобы жить! И в Рош-Пине, на новом месте, он также основал хозяйство. Развел кур, гусей, коз, держал трех коров и стадо овец. На участке за домом посадил огород. Овощи, как один, послушно подчинялись ему, где бы он ни начинал их выращивать. Лишь судьбу старый Йоав уже не мог подчинить. Во время сбора маслин Эфраима, его младшего сына, укусила муха. 95-летний старец похоронил сына, понимая, что должен жить – невестка ожидает внука! И вновь случилось непоправимое: женщина поила овец, когда у нее начались роды, унесшие и ее жизнь взамен новой, подаренной Всевышним…
Романист пишет роман, жизнь творит эпос.


Жить остались старик со старухою и двумя внуками на руках. И продолжали любить мир, сотворенный Всевышним, растя в нем детей – для жизни... Пять лет спустя жена Дубровина – Рахель, бывшая с ним в горе и радости со времени принятия им иудаизма в Царицыне, – угасла.
Столетний Йоав в одиночку поднимал внуков – библейский старец в небиблейском бытии. Жизнь – испытание, предписанное Всевышним. Он не дает больше, чем нам по силам… Впрочем, по-человечески трудно представить, кто кого уже поднимал...
Йоав Дубровин скончался в возрасте 104 лет. На старом кладбище Рош–Пины стоит надгробье с лаконичной эпитафией: «Здесь покоится праведный прозелит Йоав, глава семьи Дубровиных. Родился 12 октября 1831 года. Умер 15 февраля 1935 года. Да упокоится душа его в мире вечности».


ИЗ ЕСОДКИ НЕ УЕЗЖАЮТ!


Со времени, как семья покинула малярийное место, старший сын Дубровина, Ицхак, продолжал вести хозяйство в Есодке. Он один справлялся с имением в 65 дунамов. Выращенные сыном Дыбровиным плоды неизменно превосходили результаты всех хозяйств Израиля. А комары… видно, и те привыкли к присутствию нового исполина. До последнего Ицхак занимался хозяйством. Рассказывают, что, несмотря на возраст, он ходил прямо и говорил прямо, что «из Есодки не уезжают».
Ицхак, приехавший из Астраханской губернии в 27 лет, отметил в Есодке свое 92-летие. Не имея прямых наследников, в 1968 году он завещал поместье, плодородную землю, апельсиновую рощу и цветущие сады с гранатовыми и ореховыми деревьями Государству Израиль. В 1986 году в усадьбе был размещен архив поселения Есод а-Маале (Есодки) и открыт музей семьи Дубровиных.
Я приехала в эти места, чтобы почтить память своих земляков – эпических астраханцев Земли Израиля…


КАСПИЙСКАЯ РОЗА
Произведения израильских художников воссоздают атмосферу этих заповедных мест, сохранивших уникальный дух семьи первопоселенцев. На полотне Германа НЕПОМНЯЩЕГО – дом, построенный Дубровиными. Он пронизан лучами света, как и «Голубой домик» Б.М.Кустодиева, но это не российская усадьба, а дом субботников из России на Земле Израиля.
Сюжетное полотно Виктора БРИНДАЧА «Исход субботников из России» посвящено истории субботничества. Художник создает обобщенный образ эпохи зарождения сионизма в России, напоминая о погромах еврейских поселений и еще более суровом отношении власть имущих к православным, перешедшим в иудейское сектантство. Это то тяжелое наследие, которое осталось за плечами русских геров, решивших оставить родную землю, идя с семьями и скудным скарбом в Эрец-Исраэль в надежде построить государство свободных крестьян. На картине художника мы видим атрибуты иудаизма, которые Дубровин привез с собою в Эрец-Исраэль из России, – свиток Торы, молитвослов, талит. На переднем плане – трогательная девчурка. Она прижала к груди свое сокровище – куклу, которую несет сама, «шагая» маленькими ножками по пути, избранному родителями-субботниками. Это ей будет суждено говорить, читать и возносить молитвы Всевышнему на иврите…


Образ будущей страны Сиона, куда следуют переселенцы, создан художником в духе традиций историко-сакральной живописи. Божественное чудо укрепляет веру страждущих. Молитва рождается из веры. Вера дает духовные силы, чтобы пройти свой путь на земле.
Работы Людмилы БЕРЕНШТЕЙН и Лилии ШОШАН воссоздают атмосферу места, которое «приручали» астраханские субботники. На натюрморте Маргариты ЛЕВИН – нехитрая столовая утварь, без которой не отобедаешь, где бы ни поселился.
Пейзажи Марины АНДРЕЕВОЙ, Александры ИЛЬЯЕВОЙ, Валерия КУРОВА, Григория ФИРЕРА дают представление о том, какой цветущей и плодородной стала земля, возделанная Дубровиными – миндаль в цвету, фруктовые сады, необозримые пшеничные поля.
Роскошные тыквы и арбузы на натюрмортах Бориса ГЕЙМАНА и Анны ЗАРНИЦКОЙ неоднозначно напоминают о том, какими сельскохозяйственными культурами, привезенными из Астраханской губернии, Дубровин одарил землю Израиля и как прижились они здесь!


Пейзажи Арсения ГОДИНА, Вадима МАКАРОВА, Анатолия МЕТЛЫ, Аркадия ЛИВШИЦА, Анатолия ФИНКЕЛЯ выстраиваются в зрительный ряд, открывающий поразительную красоту этого края, ныне подобного райскому саду.
Сегодня «Ферма Дубровиных» – туристическое место с замечательным ресторанчиком. Но прежде, чем расслабиться на «вкусной стоянке», паломники знакомятся с живописными угодьями усадьбы. Трагическая история семьи Дубровиных, как правило, не оставляет людей равнодушными. Впрочем, однажды мне пришлось услышать циничную реплику: «Да что же это за люди такие? Дался им этот клочок земли? Стоило ли ходить по острию малярийной бритвы и умирать, когда рядом было столько целины?».
Историю трудно переписать, истину не переиначить, правда ведома лишь Всевышнему, однако на этот счет у меня есть своя художественная версия.


Усадьба Дубровиных находится рядом с озером Хула, над которым пролетают и устраивают стоянки тысячи тысяч перелетных птиц. Они летят из России на юг, в Африку, а по весне возвращаются обратно. Сотни видов этих перелетных птиц гнездятся в дельте Волги. В определенном смысле флора и фауна астраханского заповедника и израильского заповедника «Долина Хула» очень напоминает друг друга. Дубровины – русские журавли – они остались у озера Хула, где прибрежные заросли камыша и тростника – такие же, как в краю астраханском. Остроконечные кувшинки и лилии возлежат на зеркальной воде на округлых, как маца или русские блины, листьях. Малейшее движение – и этот сотканный из нежно-розовых, белых и желтых нимфей нерукотворный ковер начнет мерно покачиваться на воде, заставляя остановить взгляд каждого, кто хоть однажды его увидел. В чертогах этого озера, история которого насчитывает 25 тысяч лет, растет реликтовый цветок, называемый в краю астраханском каспийской розой. Это естественная среда для лотосовых полей. Укорененный в илистом дне, лотос всегда тянется к свету. Многие водоросли опутывают его стебель, но его упрямая цветоножка, несет драгоценный бутон, чтобы тот распустился под небом. В течение дня лотос меняет свою окраску и, приоткрывая свое цветоложе, распространяет пряный аромат, чем-то напоминающий корицу. Каспийская роза росла здесь и во времена Дубровина. И, как знать, не этот ли цветок священный, родной и чистый, как духовные помыслы великого поселенца, и решил судьбу Дубровина в выборе окончательного места для укоренения на земле Сиона? Так эдельвейс решает судьбу покорителя вершин…
Работа Ильи ХИНИЧА «Закат на озере Хула» поразительно напоминает камышовые пейзажи астраханских прудов, настраивая на светлую ностальгию. Такое настроение появляется у нас, когда мы вспоминаем о местах, где когда-то мы были счастливы…
Субботник Дубровин был убежден, что «землю, полученную даром, развеет ветер». Земля Дубровина живет, воссозданная трудом, созиданием и любовью людей, сделавших ее плодоносной. Эта эпическая земля прекрасна, как Царица Суббота, а потому быть этой земле – и ныне, и присно, и во веки веков…


АСТРАХАНСКИЕ КОРНИ  ГЕРОЕВ ИЗРАИЛЯ


В Музее Диаспоры в Тель-Авиве есть стенд, посвященный участникам первой сионистской алии, среди героев которой немало людей с исконно русскими фамилиями – Куракины, Матвеевы, Нечаевы... В истории Израиля их называют русскими герами, то есть русскими по рождению, бывших православными по вероисповеданию, но прошедшими гиюр. Эти люди слились с еврейским народом и по праву считаются одними из основателей еврейского государства.


В сентябре 1997 года страна была взволнована известием о гибели во вражеском тылу боевой группы израильского морского спецназа. Израильские десантники, высадившиеся на ливанском побережье, попали в засаду и приняли бой с превосходящими силами врага. Спецназовцев вдохновлял командир – подполковник Йоси Куракин. В истории обороны Израиля быть Куракиным – равно, что носить орден. Но человек, выросший в русской культуре, невольно вспоминает о старинном дворянском роде, оставившем памятный след в истории России. Впрочем, род Куракиных в Израиле занимает не менее славное место в истории становления еврейского государства. Итак, подполковник морского спецназа ЦАХАЛа Йоси Куракин был потомком Агафона (Гапона) Куракина из села Солодники Астраханской губернии. Православный русский перешел в иудаизм, избрав имя Авраама – праотца еврейского народа.


В НОЧЬ ПОД РОЖДЕСТВО


Спросите, как такое могло случиться? Агафон был звонарем в местной церкви.
Это случилось в ночь под Рождество. Агафон поднимался в звонницу по случаю великого праздника, как вдруг почувствовал, что в глазах потемнело, и руки у недюжинного детинушки словно отсохли. Агафон сел на ступени под оцепеневшими колоколами колокольни и начал читать 91-й Псалом – «Песнь на день субботний»: «Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,/ Возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,/ На десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях./ Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих./ Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои».
Три раза повторил он «Песнь на день субботний» – и начали видеть глаза его. И снова Агафон попытался звонить в колокола, но не слушались его руки. Так и осталась в ту ночь звонница без рождественского перезвона. И сидел Агафон в лютую стужу на колокольне. От холода сводило зубы, но губы шептали Псалом. И жизнь, и смерть Агафона – все было в Божьих руках. Но Агафон всегда верил в благой Промысел Всевышнего. И, замерзая, двухметровый детинушка, утративший силу Самсон, вдруг запнулся на строфе: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих./ Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои». И вдруг очнулся, подняв заиндевелые от стужи очи, и силы вернулись, да звонить раздумал, уразумев замысел Господа: «Не Троице надобно служить, а Богу единому, с соблюдением Царицы Субботы, коль «Псалом на день субботний» просветлил разум и вернул рукам силу. Не должно сотрясать небеса колокольным звоном, когда землю надобно возделывать».
В Экклезиасте сказано: «Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5, 3-5). Агафон решил не откладывать выполнение своего обета в долгий ящик. События рождественской ночи звонарь счел для себя знамением. Он сумел убедить и всю свою многочисленную родню последовать его примеру, чтобы всем им «стать иудеями». Никакие укоры и уговоры сельского священника не помогли. После этого события, перевернувшего привычный ход деревенской жизни, Куракиным пришлось покинуть родные Солодники в поисках «настоящих» иудеев, которые оценили бы искренность их порыва и помогли бы им присоединиться к еврейскому народу. Так семейство Куракина и еще 37 семей продали свои дома в Солодниках и переехали в другое село к субботникам, а иконы и православную утварь вернули в церковь со словами: «Прими, батюшка, не веруем в них более».
Примечательно развитие сюжета: Куракин и последовавшие за ним люди, все родившиеся русскими, впоследствии стали самыми ревностными сионистами. Вместе с женой и двенадцатью детьми Куракин отправляется в Вильну, где поступает в ешиву, проверяя на прочность свой выбор. После прохождения гиюра, став гером, он принял имя Авраам, что значит праотец Земли Израиля.
В отличие от других русских геров, отличаясь поразительной жизнеспособностью, астраханцы Куракины не ограничились переходом в иудаизм и исполнением заповедей, они восприняли идею религиозного сионизма и сами были готовы претворить ее в жизнь. Именно поэтому Куракины сразу нашли общий язык с первыми российскими сионистами и создали движение за переселение в Эрец-Исраэль. В 1898 году после Первого сионистского конгресса в Базеле Авраам Куракин всей семьей и караваном родственников переехал в Палестину, поселился в Седжере (ныне Илания). Куракины прибыли в составе группы евреев-халуцим – первых поселенцев. В Эрец-Исраэль строители еврейского государства с уважением называли Куракина «Авраам ха-гер». Он работал конюхом, но главное – инструктором по сельскому хозяйству – обучал евреев секретам земледелия, привезенным из Астраханского края.


СТРАНА СИОНА ДАРОМ НЕ ДОСТАЕТСЯ!


Семья Авраама Куракина прошла обычный путь еврейских поселенцев. В 1901 году они получили земельный надел от Еврейского национального фонда, на котором основали свою ферму. Условия жизни были крайне тяжелыми – их ждала земля, которую, быть может, только столь многочисленный и сильный род и мог оживить. И не только дать жизнь земле – защитить ее от набегов арабских банд, поджигавших посевы, воровавших орудия труда, угрожавших поселенцам. Жизнь еврейских поселенцев всегда была связана с винтовкой и плугом. Из поколения в поколение род Куракиных дарил Израилю крестьян и защитников своей земли – генотип Куракиных.
Для борьбы с арабскими бандами Куракины стали создавать сторожевые отряды ха-Шомер, одним из первых командиров которых стал сын Авраама Куракина – Ицхак. Сын Ицхака, Реувен Куракин, погиб в схватке с арабами. Когда Ицхаку Куракину сообщили о гибели сына, он сказал: «Страна даром не достается».


Менахем Куракин родился в 1922 году, с детских лет трудился с родителями на их ферме. Уже в пятнадцать лет он вступил в Хагану – еврейскую подпольную армию и принял участие в боях с арабами. Командование Хаганы выбрало его в числе лучших бойцов для подготовки на курсах морских коммандос.
В июне 1940 года восемнадцатилетний Менахем Куракин вошел в группу из двадцати трех еврейских коммандос, перед которой была поставлена задача атаковать штаб пронацистского режима Виши в ливанском порту Триполи. В январе 1941 года корабль с бойцами вышел из порта Хайфы и не вернулся...


В 1948 году в огне Войны за независимость родилось Государство Израиль. Тогда еще немногочисленному населению еврейского государства пришлось противостоять нападению армий арабских стран. Враг был разгромлен, но в бою при прорыве блокады Иерусалима погиб еще один отпрыск куракинского рода – 18-летний Рафи Коэн.
И вот уже пятое поколение Куракиных-астраханцев – Йоси Куракин. Он родился в 1964 году в семье офицера морского спецназа Арье Куракина. В школе Йоси занимался боевыми искусствами. В 10–м классе прошел курс подготовки боевого пловца на морской базе Гадны. В 1983 году был призван в армию и прошел отбор в морские коммандос, офицерские курсы, командование взводом, ротой морского спецназа, участие в боевых операциях в тылу врага… И, как у всех Куракиных, – личное мужество, твердый командирский характер, авторитет у подчиненных, профессионализм и инициативность. В 1995 году Йоси Куракин получил звание подполковника и возглавил подразделение морских коммандос. 24 сентября 1997 года подполковник Йоси Куракин со своими бойцами ушел в свой последний бой. У объекта террористов «Хезболлы» группа подорвалась на минном поле.
Звание полковника было присвоено Куракину посмертно...


ИНФОРМАЦИЯ К СВЕДЕНИЮ


Русские геры (то есть православные, прошедшие гиюр и ставшие евреями) – безграничные идеалисты – порою, более иудеи, чем евреи по рождению, они не искали легких путей, осознанно не стремились жить в уже обустроенных местах, выбирая самые трудные для поселения участки. Это сегодня Галилея – страна-сад, а сто с лишним лет назад это была безжизненная земля, полная опасностей, как передовая на фронте в окружении арабских налетчиков. Субботники обосновались, по сути, во всех поселениях Галилеи – Месхе и Явниэле, Метуле и Мигдале, Мицпе и Йесуд ха-Маала. Из 29 первых семей Седжеры четыре семьи – из геров Куракиных; в Бейт-Гане жили представители тринадцати русских семей (другая ветвь Куракиных, Некрасовы, Егоровы, Филипповы, Сазоновы, Гроднянские, Дубровины, Быковы); в Шамсине почти все первые жители были субботниками. Они выделялись трудолюбием, упорством на пути к созиданию, легендарной смелостью, став прообразами героев израильский литературной классики. Образы этих людей с большой любовью прописаны в романах Шая Агнона, Шуламит Лапид, Меира Шалева.


Воплотилась в жизнь мечта старшего Куракина: он и его потомки стали частью еврейского народа. А спустя многие годы обратились в реальность и слова одного из галилейских соседей Авраама Куракина: «Посмотрите, насколько геры были всем сердцем и душой преданны заповеди заселения Эрец-Исраэль. История еще будет салютовать им всеми колоколами!»
ИСТОРИЯ И СУДЬБА
Род Куракиных, укоренившийся на земле Израиля, разросся и разветвился. Теперь Куракиных, что звезд на небе и рыб в израильских морях. Только по официальным данным в стране проживает более полутора тысяч потомков астраханского звонаря Агафона – гера Авраама.
Работы Иосифа КАПЕЛЯНА, Анатолия ФИНКЕЛЯ дают обобщенное представление о том, как Куракин старший «восходил» на Земле Израиля, словно поднявшись по лестнице Иакова. Гер Куракин, прирожденный лидер, каким Моисеем он представлял себя, приведя за собою в Землю Обетованную с первой алией караван родни! И своими глазами воззрели они святой Иерусалим, который мы с вами можем увидеть в работах Иосифа КАПЕЛЯНА, Дмитрия МОГИЛЕВСКОГО, Вячеслава ИЛЬЯЕВА.


Род Куракиных подарил стране Сиона защитников, многим из которых Земля Израиля стала пухом. На полотне Андриана ЖУДРО представлен метафорический образ противостояния – в память о трагических страницах в истории Государства Израиль и его героях.
В лицах скольких людей Израиля можно отыскать черты Куракиных! Высокие, голубоглазые, большинство из них проживает в средиземноморских городах и поселениях, на побережье озера Кинерет, известного пресноводной рыбою, как на Волге-кормилице. Водная стихия и профессии, связанные с нею – в генотипе семьи, как сущность, передающаяся из поколения в поколение. Работы Людмилы БЕРЕНШТЕЙН, Бориса ГЕЙМАНА, Бориса КОТЛЯРА, Сергея МОСКАЛЕВА, Аркадия ОСТРИЦКОГО, Бениамина РАЙХЛИНА, Григория ФИРЕРА помогают зрительно ощутить Израиль как страну трех морей и настроение близости к природе, которое, как правило, особенно ощущается в городах у моря.


4 мая 2003 года, в день 55-й годовщины Государства Израиль на горе Герцля в Иерусалиме, почетное право зажечь юбилейный огонь на церемонии открытия торжества получил Нево Куракин – восьмилетний сын полковника Йоси Куракина. Держа мальчика за руку, президент Государства Израиль нес факел, а потом передал его Куракину младшему для зажжения большого огня.
Меридианы и параллели – воображаемые нами на поверхности Земли линии. Они пересекаются с линиями широты и долготы. И на этих пересечениях мы встречаемся – пусть в разных эпохах. В день зажжения юбилейного факела на горе Герцля я тоже была в зрительном зале и видела, как от имени героя Израиля его восьмилетний сын зажигал юбилейный факел. А моя дочь – в составе хора девочек «Анкор» – в это время исполняла гимн Израиля. Я была потрясена, что такое совпадение возможно. Астраханские идеалисты, каждый в своем времени, со своими помыслами, умениями, талантами, памятью о земле, где родились, и новым открывшимся миром… Замысел Всевышнего?


Мечтатель Агафон-Авраам Куракин – человек нутряной закваски – он страстно любил жить и ощущал жизнь деятельно, с куражом. Русский гер мечтал о Земле Израиля и желал жить сообразно своей мечте – мечте, которой было суждено состояться наяву. И такое в жизни порой случается! Впрочем, одного в этих краях Куракин так и не полюбил – христианских колоколов, ну, очень раздражался, приговаривая: «Руки бы этим звонарям пообломать – ремесла не знают, звонить не умеют!»

 

Принято считать, что диалог между религиями возможен. Но, как показывает история, каждая из религий, единожды появившись, не желает присутствия своей предшественницы. Вопреки этому мир разнообразен и человек в нем отнюдь не всегда предсказуем, хотя в разные времена по отношению к вероисповеданию это проявлялось по-своему. Вопрос о переходе из одной религии в другую очень непрост. Чаще это не отказ от Бога, а отказ от правил, установленных той религией, которой человек следовал.
Так в России зародилось религиозное движение «субботников», отличительным характером которого было соблюдение субботы. Начало распространения этого движения относится к царствованию Екатерины II. До конца 1820-х годов субботники сосредоточивались преимущественно в Воронежской, Орловской, Московской, Тульской, Саратовской губерниях, несколько позже субботники появились в Астраханской губернии, предгорьях Кавказа и Закавказья, в Сибири – в Иркутской, Тобольской, Енисейской губерниях.
Субботники – иудеохристианское религиозное движение в России, последователи которого, подобно иудеям, соблюдают субботу. Первые официальные данные об учении субботников (в указе Священного Синода 1825 года и в сообщении архимандрита Григория) весьма неопределённы. По словам указа, «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой», хотя она и признаёт обрезание, устанавливает празднование субботы, допускает произвольные браки. С начала XIX века субботники вступают в контакты с ашкеназскими евреями, жившими вне черты оседлости, и с крымскими караимами. На рубеже XIX – XX веков уже в каждой общине субботников жили евреи, выполнявшие обязанности учителей и раввинов. В городах, находящихся за пределами черты оседлости, субботники были полноправными членами еврейских общин.
К началу XX века общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек. Субботники, проживавшие в Астрахани и Волгограде, нередко записывались караимами.
В конце 1880-х — начале 1890-х гг. в среде субботников возникло движение за переселение в Эрец-Исраэль. Немало семей выехало и из Астраханской губернии, в частности, Дубровины, Куракины, Протопоповы, Матвеевы, Гришины и др. В Эрец-Исраэль они селились в сельскохозяйственных поселениях Галилеи, где через два-три поколения растворились среди еврейского населения, как исконные колена Израилевы – Авраама-Ицхака-Якова.


Страна Кустодия и Земля Обетованная


В нашей жизни нет ничего случайного, как не случаен в моей жизни и этот проект, посвященный моим землякам и их вкладу в созидание Земли Израиля.
Я горжусь своими удивительными земляками как людьми, личностно состоявшимися в мире. Характеры, прямые и цельные, они не боялись мечтать, отчаянно любить жизнь, созидать своим трудом землю, защищая ее, как собственную плоть. Земля Израиля, она же Святая Земля, Земля Обетованная – она мифологема, но не библейская выдумка – она реальна, мы на ней живем.
Проект «Земля Израиля и СТРАНА КУСТОДИЯ» – это проект краеведческий, посвященный исторической памяти, носителями которой стали конкретные люди, чья жизнь связана с Астраханским краем. В содержании проекта делается упор на исторические предпосылки и ментальную родственность между нашими культурами, в которых традиции иудаизма неожиданным образом заявили о себе в среде людей православных.


Появление субботничества в Астраханской губернии XIX – начала XX вв. – явление характерное для истории России того времени. Оно отражает рост духовного самосознания в обществе, родственно исканиям народников, толстовцев, сионистов. Но как направление в среде крестьянства субботничество появилось значительно раньше указанных течений. Субботники-астраханцы Йоав Дубровин и Авраам Куракин – одни из самых ярких представителей этого явления на рубеже XIX – начала XX вв.
Идеалисты и великие труженики, они были убеждены в возможности построения страны свободных крестьян на Земле Сиона. Могучая воля в претворении этой мечты своим трудом сделала их подлинными героями страны Израиля. Люди нутряной закваски, подобно Микуле Селяниновичу, богатырю-пахарю Земли Русской, они срослись с Землей Авраама как единственной сутью бытия. Русские геры, могучие богатыри жизни, они вдохнули ее в мертвую землю. Райским садом Израиля ныне называют возделанные субботниками-первопроходцами плодоносные угодья. В этой связи очевидно, что проект «Земля Израиля и СТРАНА КУСТОДИЯ» носит краеведческий характер в свете исторической памяти Израиля.


Но в истории культуры не только крестьян именовали богатырями. Так называли и людей, одаренных сильным духом. «Богатырем русской живописи» И.Е.Репин образно называл Б.М.Кустодиева – своего любимого ученика, ставшего коллегой по Императорской Академии художеств. Это определение плотно закрепилось за Б.М.Кустодиевым в искусствоведении, поскольку точно отражало русский характер Б.М.Кустодиева-живописца и его несгибаемую волю к жизни – вопреки инвалидной коляске, к которой художник был прикован на протяжении 15 лет. В одном из писем в Астрахань к П.А.Власову, своему первому учителю, которого почитал как наставника и друга до последних дней, Б.М.Кустодиев писал: «Люблю, пожалуй, жить!». Благодаря этой всепоглощающей любви к жизни художник смог сотворить свою Кустодию как страну радости.


Этим богатырям и великим романтикам земли астраханской, способным идти по избранному пути до конца, и посвящен проект «Земля Израиля и СТРАНА КУСТОДИЯ», над темой которого работали художники Марина АНДРЕЕВА, Людмилы БЕРЕНШТЕЙН, Виктор БРИНДАЧ, Борис ГЕЙМАН, Арсений ГОДИН, Андриан ЖУДРО, Анна ЗАРНИЦКАЯ, Александра ИЛЬЯЕВА, Вячеслав ИЛЬЯЕВ, Иосиф КАПЕЛЯН, Маргарита ЛЕВИН, Аркадий ЛИВШИЦ, Вадим МАКАРОВ, Анатолий МЕТЛА, Дмитрий МОГИЛЕВСКИЙ, Сергей МОСКАЛЕВ, Герман НЕПОМНЯЩИЙ, Аркадий ОСТРИЦКИЙ, Илья ХИНИЧ, Лилия ШОШАН, Григорий ФИРЕР, Борис КОТЛЯР, Валерий КУРОВ, Бениамин РАЙХЛИН. Работы недавно ушедшего из жизни художника Анатолия ФИНКЕЛЯ переданы автором проекта – доктором Галиной ПОДОЛЬСКОЙ из личной коллекции.


В нашем мире нет ничего лишнего. Все со временем обретает свое место, подсказывая истории ориентиры. Информационное пространство формируется в наше ассоциативное поле, направляя ход мыслей и мотивацию поступков.
Я родилась в Астрахани, теперь проживаю в Иерусалиме. А вот факты из биографии Б.М.Кустодиева. Дедушка Б.М.Кустодиева по материнской линии был протоиереем астраханской церкви «Вход Господень в Иерусалим». Он был настоятелем храма, названного в честь великого праздника мира, поскольку Иисус вошел в Иерусалим не на коне, а на ослике, что в восточной традиции считается символом мира. Он вошел через Золотые ворота, которые и сейчас ожидают мессию. Согласно церковному чину к деду будущего художника обращались «Ваше Высокоблагословение»...


Одна из самых значительных выставок в России в честь 140-летия Бориса Михайловича Кустодиева проводилась в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим». На выставке были представлены работы Б.М.Кустодиева из коллекций российских музеев Казани, Воронежа, Костромы, Владимира, Иванова, Краснодара, Саратова, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Астрахани и Москвы, Санкт-Петербурга и Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, экспонировались произведения из частных коллекций, рекомендованных аукционным домом Sotheby's.
Это то, что увидел широкий зритель в «Новом Иерусалиме»… Мне не довелось побывать на этой выставке. Впрочем, учитывая накопленный культурный опыт, не думаю, что сегодня что-либо может оказаться сильнее впечатления, оставшегося с детства, когда я увидела по-кустодиевски «пышнотелого», гигантского красного рака на «Натюрморте с фазаном» и тот, едва ли не пошевелил усами, столкнувшись с моим удивленным взглядом: «Мол, сама понимаешь, мы такие на Волге!». Это произошло в Астраханской картинной галерее, в то время носившей имя Б.М.Кустодиева.


Жизнь – река времени – вынесла не к «новому», а к самому настоящему Иерусалиму – святому граду Колен Израилевых. В реальной жизни смотрю на Золотые ворота, вид на которые открывается с панорамной площадки церкви святой Марии Магдалины, что стоит на горе Елеонской – Масличной. Они передо мною – Золотые ворота – «Вход Господень в Иерусалим». Жаль, что в Астрахани давно нет церкви с таким названием... Но я здесь – в своей продолжающейся жизни – могу подойти к Золотым воротам и прошептать в сердцах: «Ваше Высокоблагословение… Хочу вернуть свой долг Астрахани. Не скажу, что по ночам меня мучает этот долг, но сами собой так и стоят перед глазами картины моего земляка при виде израильских арбузов! И ничего не поделаешь с такой памятью!»
Проект «Земля Израиля и СТРАНА КУСТОДИЯ» – это моя Кустодия, сотворенная из картин, созданных близкими мне людьми – художниками, с которыми здесь, на Земле Израиля, меня свела судьба. Так случилось, что я сама стала частью Объединения профессиональных художников Израиля. Нас связали родственные души и общие представления о жизни, отношениях между людьми, мысли об искусстве и его предназначении в обществе. Мы все созидаем себя и свою Кустодию в творчестве, стремясь запечатлеть лучшие грани мира, в котором живем, и «не впустить в свою картину» то, что уводит вспять.


Эти люди были моею опорой при создании астраханских проектов «Иерусалим – духовная столица мира», «Город у моря», «Художник и слово: К 125-летию Веры Хлебниковой», «Графика художника. Иосиф Капелян». И они же, не будучи астраханцами, поддержали вновь, узнав историю об астраханских герах – людях, творивших на этой земле свою «Кустодию», благодаря вкладу которых нынешний Иерусалим не только духовная столица мира, но и столица Государства Израиль.
Проект «Земля Израиля и СТРАНА КУСТОДИЯ» осуществился в год знаковых в культурной жизни города юбилеев. В марте 2018 г. отмечалось 140-летие со Дня рождения выдающегося уроженца Астрахани Б.М.Кустодиева. А в декабре 2018 г. Астраханской государственной картинной галерее имени П.М.Догадина исполняется 100 лет. С 1958 по 2006 гг. галерея носила имя Б.М.Кустодиева и бережно продолжает хранить его наследие сегодня в Доме-музее Б.М.Кустодиева. Я и мои коллеги благодарны Астрахани за щедрость приятия дара души. Это то, на чем держится внутренний стержень культуры и мира.


Сегодня в фондах Астраханской картинной галереи имени П.М.Догадина и ее филиалах – Доме-музее Б.М.Кустодиева и Доме-музее Велимира Хлебникова – находится более 130 произведений живописи и графики членов Объединения профессиональных художников Израиля – выходцев из СССР и стран постсоветского пространства. В России – это самая репрезентативная коллекция, представляющая израильское изобразительное искусство конца XX – начала XXI вв.

Об Объединении
В декабре 2018 г. в Доме-музее Б.М.Кустодиева – филиале Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина состоялась презентация коллекции живописи и графики Объединения профессиональных художников Израиля «ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ и СТРАНА КУСТОДИЯ» с последующей передачей коллекции в дар Дому-музею Б.М.Кустодиева. Работы Аркадия Острицкого «Яффский порт» и Бориса Геймана «Галилейское море» были переданы в дар Дому-музею Велимира Хлебникова. Работа Арсения Година «Голанские высоты» – в дар Астраханской государственной картинной галерее имени П.М.Догадина.

Объединение профессиональных художников Израиля создано 15 апреля 2003 года. В его состав входят в основном выходцы из стран постсоветского пространства. Целью организации является поддержание и совершенствование профессионального уровня, развитие творческих качеств у художников, скульпторов, искусствоведов и укрепление международных культурных связей.
На счету Объединения более сотни выставок на территории Израиля, совместных проектов с государственными музеями – Музеем ТАНАХа (Тель-Авив), Музеем Природы (Иерусалим) и Центром памяти Менахема Бегина, шестого премьер-министра Израиля (Иерусалим), а также выставок в странах исхода – в Картинной галерее им. А. Кантемира в Молдове, Воронежском художественном музее им. И. Крамского, Удмуртском республиканском музее искусств, Челябинском краеведческом музее, Могилевском историческом музее; в выставочных центре «Облака» столицы Башкортостана, в Доме ученых СО РАН в зале «Зимний сад» в Новосибирске, в Центральном доме художника в Москве.


В настоящее время творческая жизнь организации тесно связана с фестивальными формами продвижения искусства. Так, Фестиваль искусств «По следам Шагала» (2011 г.), посвященный израильским датам в жизни Мастера – 80-летию со дня его первого визита в Эрец Исраэль и 60-летию со дня проведения первой выставки в Израиле, вылился в масштабную передвижную выставку как по Израилю, так и по странам диаспоры. Выставка «По следам Шагала в Израиле» – в год 125-летия художника – экспонировалась в Барнауле, Бельцах, Витебске, Воронеже, Гродно, Ижевске, Киеве, Кишиневе, Минске, Могилеве, Москве, Мытищах, Одессе, Санкт-Петербурге, Саранске, Ташкенте, Уфе, Челябинске, продолжая быть востребованной. Фестиваль искусств «Синтез», связанный с отражением духовных ценностей, национальных традиций и природных богатств Израиля, стал ежегодным (2012–2015 гг.).
Состоялись международные музейные проекты, осуществленные Объединением совместно с Астраханской государственной картинной галереей, Удмуртским республиканским музеем искусств (Ижевск), художественными музеями Одессы, Умани, Чернигова, Черкасс, Национальным музеем искусств Азербайджана (Баку), Государственным музеем искусств Узбекистана (Ташкент), Николаевским художественным музеем имени В.В.Верещагина, Тернопольского областного художественного музея. Такого рода акции стимулируют профессиональный рост и уровень духовного самосознания их участников.


Примечательно, что творческая жизнь Объединения началась с аналогичного созидательного акта, когда в 2003 году художники передали коллекцию «Пейзаж Израиля» Музею Природы в Иерусалиме. Эта акция уже тогда свидетельствовала об утверждении нового типа ментальности в культуре нашей Ближневосточной страны.


 

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.