РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Врата Иерусалима Виктора Бриндача

 

К 50-летию воссоединения Иерусалима. Врата познания. Виктор ...

https://www.youtube.com/watch?v=XKLjxnJgaFc

 

Галина ПОДОЛЬСКАЯ

          Врата Иерусалима Виктора Бриндача

                                 К 50-летию воссоединения Иерусалима

 

   В 1980 году, в связи с 13-летием воссоединения Иерусалима после Шестидневной войны (1967 г.), был принят Основной закон об Иерусалиме - столице Израиля, согласно которому «Иерусалим, единый и неделимый, является столицей Израиля», святые места подлежат охране и Государством Израиль обеспечивается свобода доступа к святыням различных религий.

   23 марта 1998 года Кнессетом был принят закон о Дне Иерусалима, провозглашенном национальным праздником.

   В серии  «Палитры Израиля» вышло в свет издание «Иерусалим. Врата познания. Виктор Бриндач. Живопись» (Художественный календарь: 2017-2018. Проект д-ра Галины Подольской). Издание посвящено 50-летию воссоединения Иерусалима.

 

   Художественный календарь – замечательная традиция, сложившаяся в издательской культуре ХХ века, когда в полиграфическую практику вошли календари с репродукциями шедевров мирового искусства. Это стало характерной чертой эпохи широкого интереса к произведениям изобразительного искусства в обществе. Издание художественного календаря «Иерусалим. Врата познания. Виктор Бриндач. Живопись» - в русле этой эстетико-просветительской традиции.

 

   Виктор Франтишкович Бриндач родился в 1941 г. в Харькове. Выпускник Одесского художественного училища имени М.Б.Грекова, затем - мастерской нар. худож. РСФСР П.И.Гусева (Горький), Московского заочного народного университета искусств (живопись), затем - мастерской нар. худож. СССР, академика И.М.Рукавишникова (Москва). Член Союза художников СССР. В настоящее время – член Объединения профессиональных художников Израиля.

 

   Живопись В.Бриндача имеется в музеях Израиля, США, России, Украины, Азербайджана. Скульптурные композиции мастера можно увидеть на улицах и площадях Одессы (Санжейка), Воскресенска, Нижнего Новгорода, Тамбова, Иркутска, Тайшета, Хабаровска, в частных владениях Чехии и Израиля. Книги с иллюстрациями В.Бриндача издавались в Израиле, России, Украине.

 

   В издание «Иерусалим. Врата познания. Виктор Бриндач. Живопись» вошли произведения, воссоздающие представление художника об Иерусалиме - хранителе святынь мира и, в первую очередь, традиций иудаизма. Часть работ отражает духовную роль Иерусалима в жизни и творчестве выдающихся деятелей искусства разных эпох.

   

   Картина «Марк Шагал и Иерусалим» связана с местом столицы Израиля в жизни выдающегося еврея, Почетного гражданина Иерусалима. Монументальные произведения М.Шагала - украшение Кнессета, синагоги Медицинского центра Хадасса Эйн-Керем, Дворца конгрессов Биньяней а-Ума - мест, олицетворяющих государственную сущность исторической родины евреев мира. В центре Иерусалима открыта площадь, носящая имя М.Шагала.

   В эпическом цикле «Ворота Иерусалима» В.Бриндач воскрешает легендарные и исторические страницы бытия столицы Страны Сиона, переплетая их с событиями современности.

                                                                        

                         Врата Иерусалима Виктора Бриндача

                                                   Я стремлюсь к тому, чтобы творчество

                                                   помогло сделать жизнь осмысленной.

                                                                                                  Марк Шагал     

   Художник - человек мира, поэтому ощущает обретенной ту страну, где смог самореализоваться по предназначению. Израиль стал для Виктора Бриндача берегом открытий - познанием на разных уровнях – историческом, культурологическом, архитектурном, ландшафтном, философском, личностном. На Земле Обетованной воплотилась его мечта из категории «быть» согласно предрасположенности и врожденному таланту. 

   Виктор Бриндач - художник широкого профессионального диапазона и опыта в воплощении тем, связанных с иудаикой, - с 2013 по 2016 гг. он работает над серией работ «Ворота Иерусалима» - циклом, синтезирующим все уровни вживания и ощущения себя в культуре Израиля.

   Впервые цикл «Ворота Иерусалима» был представлен художником на презентации израильского журнала «Русское литературное эхо» в январе 2016 г. в Ашдоде, через несколько месяцев - в Тель-Авиве-Яффо в большом выставочном зале Яффского порта на выставке Объединения профессиональных художников Израиля и Международной ассоциации Израиль-Азербайджан «АзИз», затем – на выставке Объединения профессиональных художников Израиля в Иерусалиме в Музее Менахема Бегина.

   В еврейской традиции Иерусалим называют «матерью городов», дающей своим чадам приют. Нас сплачивает время – прошлое, настоящее, будущее, праистория и надистория. В эпическом цикле В.Бриндача святой Иерусалим, подобно «матери городов», объединяет эпохи и их героев в один миг. Ворота – это то, что впускает в город, что противоположно глухой стене, что оберегает тебя, как в детстве. Мать всегда против смерти. Город-мать – всегда жизнь. Город-мать - дом, который мы покидаем, но он всегда в нас. Мы стремимся к своему дому.  

 

   Цикл «Ворота Иерусалима» – это символическое воссоздание в произведении изобразительного искусства историко-культурной памяти Страны Сиона, ее эволюции в современности. Это та мысль, для выражения которой В.Бриндач использует арсенал жанров, форм и выразительных средств изобразительного искусства.

 

*

   Когда речь идет о воротах Старого города Иерусалима, то экскурс принято начинать с Яффских ворот – «Врат молитвенной ниши Давида». Мы оказываемся у больших вырубленных блоков песочного цвета. Высота входа составляет около 6 метров, а стена возвышается еще на 6 метров над могучими вратами. На смотровой площадке перед входом вечно толпится народ. Люди встречаются друг с другом. Здесь задается ритм, с которым тебе предстоит войти в Старый город и воспринять город Колен Господних, как свой собственный.

Вот стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, -

Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,

Куда восходят Колена Господни, по закону Израилеву,

Славить имя Господне.

Псалом 121

 

   Примечательно, что свое название Яффские ворота получили не по названию центральной улицы Иерусалима, а по направлению к Яффскому порту, куда прибывали паломники и следовали по дороге в Иерусалим.

   На картине В.Бриндача – другие пилигримы. Паломники искусства из Объединения профессиональных художников Израиля устроили у Яффских ворот пленэр. Среди коллег по профессиональному цеху - Григорий Фирер, автор цикла «Марк Шагал и Иерусалим» в живописи и графике. Он изображен с дочерью Аней – устроительницей многих его выставок. Председатель Объединения – Анна Зарницкая, художники Андриан Жудро, Аркадий Лившиц, Аркадий Острицкий, Олеся Москалева, Иосиф Капелян, Борис Котляр, д-р филологических наук, писатель Галина Подольская. На заднем плане – с «иконостасом» орденов и медалей – ушедший из жизни участник Второй мировой войны художник Барух Бабаев. Из пролома между крепостной стеною и Яффскими воротами вышел армянский священник посмотреть, что это делают здесь неожиданные пришельцы?

   Картина В.Бриндача «Яффские ворота» написана в старейшем жанре изобразительного искусства. Перед нами – групповой портрет, на котором В.Бриндач запечатлел своих современников – людей творчества, близких ему по профессиональным и человеческим качествам. Их объединяет страна рождения, этическое отношение к искусству, профессиональное образование, полученное в странах восточноевропейской диаспоры. В СССР проведение крупных пленэров было одной из составляющих общей культуры художников. Это то, что традиционно считалось объединяющим звеном профессионального бытия представителей изобразительного искусства. Это то, чего очень не доставало многим выходцам из стран постсоветского пространства как профессиональной формы общения, связывающей бытие изобразительного искусства сегодня с лучшими традициями прошлого.

   К счастью, силами Объединения профессиональных художников Израиля и других устроителей пленэрное движение в Израиле возрождается и стало знаком нашего времени. Пленэры Объединения профессиональных художников Израиля, членом которого является и Виктор Бриндач, проходили во многих городах Израиля, - в Иерусалиме, Яффо, Ашдоде, Ришон-ле-Ционе, Ариэле, Нетании, Акко, Хайфе. «Душой пленэров» справедливо называют Андриана Жудро – главного организатора этих мероприятий.

   Работа В.Бриндача «Пленэр у Яффских ворот» - удивительная картина-настроение. Часы творчества – часы радости, хотя каждый пишет свое. Не случайно на мольбертах стоят картины их авторов.

   Работа В.Бриндача творческая по замыслу, интересна с точки зрения обновления традиционного жанра группового портрета новым содержанием - приметами культурного бытия современного Израиля.

   В 1898 году Яффские ворота расширили для проезда кареты Вильгельма Второго во время его посещения Иерусалима. В 1917 году через них проходил британский генерал Алленби после победы над турками. Центральные ворота Иерусалима помнят еще немало исторических событий. По картине В.Бриндача главным событием современности является израильское изобразительное искусство, которое творится здесь и сегодня.

 

   Погожий день. Весна. Высокое небо с кучевыми облаками. Яффские ворота, за которыми открываются пути, ведущие в христианский и армянский кварталы, откуда можно пройти и к еврейскому, и к мусульманскому районам. Очертания крыш их строений вырисовываются в панораму, словно из окна аэроплана. Небесное пространство и реальность на земле сливаются, мир становится единым. И открывается новый Иерусалим – открывается через архитектурные приметы города, через параллелизмы, аллегорические иносказания, олицетворения, библейские аллюзии, символические обобщения. Нам предстоит идти по метафорическому Иерусалиму В.Бриндача, в котором художественное осмысление исторических фактов и преданий срослось со Старым городом.

   Иерушалаим – город, в котором высшую логику бытия духа оттеняют житейские алогизмы жанровых сцен.

   Град Давида, теперь подле твоих врат навсегда запечатлены портреты деятелей культуры, политических лидеров в жизни Государства Израиль и его неделимой столицы.

 

*

   Новые ворота ведут прямо в христианский квартал города. Они были построены в конце XIX столетия по распоряжению султана Абдул Хамида для уменьшения потока паломников, идущих к Храму Гроба Господня через Яффские ворота. Само назначение Новых ворот в жизни столицы Израиля определило и содержание картины, связанное с жизнью христианского района Иерусалима.

   Над крепостной стеною Старого города вырисовываются слои «тверди небесной», которая по виду и не твердь вовсе, а кучевые облака. Но эту «твердь» из клубящихся барашков эфира, как на подпорках, держат столбики на стене и над воротами. Они несут на себе Иерусалим небесный, зодчество которого суть Иерусалима земного.

   Метафора Иерусалима небесного строится на архитектуре реального Иерусалима. Серебрятся над облаками, окутывающими крепостную стену, купола Храма Гроба Господня. За ними вдалеке видна Церковь Петушиного Крика, Лютеранская церковь Христа Искупителя, очертания христианского квартала. Там, внутри города, и происходит служение Всевышнему. И твой дух взмывает над земным городом и парит вместе с Иерусалимом небесным.

Так художник создает аллюзию человеческого духа, устремленного к высоте Иерусалима небесного. Эта аллюзия настойчиво варьируется в связи с содержательной наполненностью, связанной с конкретными воротами Иерусалима, отражая представление о духовности в иудейской, христианской, мусульманской религиями, переплетенными в Иерусалиме, как духовной столице мира.

   Но вот Ворота Хамида остались позади. Мы вышли из пределов Старого города. Звенит новенький трамвай. Еврей в хасидской шапке спешит поспеть на него. Группа монахов, приехавших на служение, фотографируется рядом со львом. Католики и люди православной веры, представители  других религиозных конфессий, папа римский в белом облачении – все чинно выходят из ворот.

   Католический священник напутствует молодого человека в красной шапочке, как правильно следует нести крест.

   Православный священник, как на крестном ходе, держит перед собой образ Святой Троицы. На него засмотрелась молодая женщина в белом платке, на губах ее застыл шепот молитвы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого духа… Аминь».

   В этой разношерстной толпе и израильские девочки-солдатки, и не знающие устали туристы... Так жизнь современного Иерусалима становится одной из жанровых картин, содержание которой, казалось бы, можно уложить в обычный рассказ путешественника.

   Ан нет! Геральдический знак Иерусалима – лев. Обратимся к истории. В 1950 г. был утвержден официальный герб исторической столицы Еврейского Государства: гербовый щит английского типа, на нем - фрагмент Стены Плача, в центре щита - лев, стоящий на задних лапах, символ Колена Иегуды, бывшего во главе Иудеи и получившего во владение Землю Иерусалима.

   В.Бриндач переводит геральдику в аллегорию. Величественный царь зверей величаво возлежит на выступах крепостной стены над Новыми воротами, придерживая лапами израильский флаг. Художник «раскладывает» государственный стяг на столбиках крепостных зубцов. Это приподнятое положение национального знамени над Новыми воротами подчеркивает символичность и значимость Иерусалима как столицы Израиля.

   Друзья, вы находитесь на территории Страны Сиона. Впрочем, не волнуйтесь, с религиозными святынями ничего не случится, пока их охраняет Израиль в своей столице, которая есть и духовная столица мира.

 

*

 

   Дамасские ворота – самые красивые. Через них можно пройти в мусульманский квартал. Отсюда начиналась дорога на Дамаск и Шхем (отсюда второе название - Шхемские). Ворота построены Синаном - самым известным архитектором и инженером Сулеймана Великолепного. Они и впрямь великолепны. Арабы называют их колонными, в память о колонне римского периода, от которой измерялось расстояние от Иерусалима до других городов.

   В.Бриндач – мастер жанровой живописи, особенно рыночных сцен. Все происходящее перед воротами художник разворачивает в жанровое полотно, на котором под каждым из разноцветных зонтиков творится своя история товарно-рыночных отношений. Среди зевак на восточном базаре разгуливает Марк Твен, бывавший в Иерусалиме в 1867 году. Рядом с Марком Твеном – современные почитатели его творчества – израильские авторы книг о бытии города в третьем тысячелетии. Стада бедуинских коз охраняет вальяжный лев, словно сошедший со знамени колена Иуды, – покровитель Иерусалима на все времена. И за каждую заблудшую овцу (здесь «козу») он в ответе перед Иерусалимом небесным! А как иначе? В Пророчестве Исайи сказано: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».

   Художник передает настроение мира в мире между людьми, подчеркнутое иносказательностью. В.Бриндач опирается на аллегорию, как олицетворение добра и зла, войны и мира. Собственно аллегорический прием – один из главных художественных приемов В.Бриндача в цикле «Ворота Иерусалима». К счастью, львы любят Иерушалаим!

 

*

   Ворота Ирода ведут в мусульманский квартал Старого города. Это и определило содержание жанровой работы В.Бриндача, по сути продолжающей сюжет, завязавшийся у Дамасских ворот.

   Ай, шумит пестрый арабский рынок. С раннего утра до вечера здесь слышны выкрики продавцов: «Бейгеле, бейгеле»! Молоденькие арабки в разноцветных платках, как цветы у Цветочных ворот (нередко и так называют эти ворота). Но безопасность в Израиле превыше всего. Не потому ли солдаты рассматривают кладку крепостной стены, подле которой под красно-желтым зонтиком разлегся лев? Но у В.Бриндача персонажи аллегорического и бытийного мира едины в фантазийном мире художника. Если кто-то нарушит мир, царь земных зверей всегда готов броситься на помощь армейцам. По его наущению и орел в небе парит. И благостен мир под крылом орлиным. И золотятся стены Иерусалима, горделиво выпячивая цветочные розетки, украшающие каменную кладку над входом в иудейскую столицу. Бушующие волны облаков заслонили собою чертог небесный, мол, и лев, и орел охраняют вас, мол, дайте «передышку» Иерусалиму небесному! Мол, чем вам не Райский Сад? А львы? Воплощенное миролюбие…

   На переднем плане у Ворот лунатиков (еще одно название этих ворот), – автопортрет – Виктор Бриндач со своей старшей дочерью Викой. Она нежно прильнула к плечу своего отца – творца философско-иносказательной притчи о мире - утопии из утопий о бытии ближневосточной столицы.

 

   Львиные ворота Старого города украшают две пары геральдических львов по обе стороны прохода и трезубец над крепостной стеною. В своём современном виде ворота построены в 1538-1539 гг. Сулейманом Великолепным. Легенда гласит, что повелел великий султан обложить Иерусалим непосильным налогом. Но в ту же ночь приснились ему два свирепых льва, явившиеся, чтобы пожрать его. Объяснили Сулейману толкователи снов, что Всевышний очень сердит на него за намоленный город и что несчастья будут ожидать великого султана. И решил Сулейман построить вокруг Иерусалима крепостную стену, чтобы град святой защищать от захватчиков, а ворота, что обращены к Масличной горе, назвать Львиными воротами.

   Картина В.Бриндача построена на иносказании. Львы, что явились Сулейману во сне, - это живые львы в жизни. Один, подобно посланцу небесному, наблюдает за порядком из Иерусалима горнего. Другой лев расположился на каменном строении подле ворот. Но сейчас они оба сложили лапы, как сцепленные в замок пальцы рук. Суета не львиное дело. Сами подумайте: в белых одеждах выходит из ворот Машиах… впрочем, нет… не Мессия – иерусалимский синдром. В Иерусалиме дело бывалое, чтобы непомазанный помазанник сам собою нагрянул.

   В.Бриндач не акцентирует внимания на традиции Крестного хода от Львиных ворот. Художнику интересен каждый, кто гипотетически мог бы здесь оказаться. Перед нами православные паломники, священнослужители, ортодоксальные евреи. Среди них – колоритный мужчина в костюме с галстуком - Генеральный директор Международной ассоциации Израиль Азербайджан-Израиль Лев Спивак. Рядом с ним - никогда не бывавший в святом граде директор Национального музея искусств Азербайджана профессор Чингиз Фарзалиев. Но в его музее в Баку находится и картина В.Бриндача «Девичья башня». Их ведет по Старому городу автор международного проекта «Иерушалаим вдохновенный – Баку!» д-р Г.Подольская. А почему бы и нет, если все эти люди относятся с симпатией к культуре Израиля? Если их лица сами просятся на холст?

   На переднем плане – группа ортодоксальных евреев обсуждает вопросы ультраортодоксальных общин. И тут же мальчики в черных кипах беседуют с «цахаловцами». Как это быть солдатом своей страны? Мы живем в XXI в., когда светское и религиозное в мире стремятся к диалогу, построенному на общих точках соприкосновения. На жанровом полотне В.Бриндача случайные персонажи упорядочиваются. Картина повествует о том, что в современном мире религиозное устремляется к светскому, о том, что светская культура не чурается религиозной.

 

   Идем по часовой стрелке к следующим воротам города. Картина «Золотые ворота» принципиально отличается от всех работ серии «Ворота Иерусалима», поскольку посвящена не будничным событиям, а моменту преображения мира чудом – чудом возращения евреям Иерусалимского Храма. Логика художника вполне объяснима. В XX веке произошло чудо в политике – появилось Еврейское Государство - суть отражения стремления евреев к возрождению национального очага на исторической родине. В.Бриндач - израильский художник третьего тысячелетия. Он мыслит Духовным чудом, в котором возможно возращение Иерусалимского Храма евреям. Можно много рассуждать по этому поводу. Мол, не может коэн ступить на нечистое место. Да и события на кладбище редко называют праздником. Но В.Бриндач изображает чудо!

   Льется свет над Иерусалимом. Источник этого мощного и одновременно нежного света - сам Бог. Первосвященник вознес руки к небу. И разверзлись небеса. И отворились Золотые ворота, что прежде были заложены османами, дабы преградить путь Мессии, что должен прийти с Масличной горы… И предстал пред очами страждущих Иерусалимский Храм. Светлее светлого засияли Ворота Милосердия…

   И удивились собравшиеся на празднество иудеи. О чем же плакать теперь правоверным евреям, если Храм Иерусалимский уже явлен миру? Правда, тут же нашлись и такие, что, подобно фарисеям, уткнулись в Священное писание, чтобы отыскать в нем страницы, объясняющие, что делать? Но тщетно искали, потому как свершилось чудо...

   Художник создает религиозную картину на мистический сюжет, в которой иллюзорное пространство подчинено сакральному действу. Люди охвачены чудом, как единственной реальностью. Бело-голубые талиты наплывают один на другой, словно прибывающие на море волны…

   Картина написана, как прекрасное религиозное действо. В мировой культуре XXI века, особенно в странах восточноевропейской диаспоры, сегодня чрезвычайно высок интерес к религиозной живописи, в которой традиционный канон сочетается с новыми веяниями в искусстве. Но в работе нет канонизированных героев, нет и характерных для иконописи канонически беспристрастных лиц. Персонажи на полотне даны со спины. Лица иудеев обращены к Золотым воротам. Каждый видит, как видит. Чудо – дело интимное.

 

   Иерусалим – восхождение. Он дается В.Бриндачем в двух уровнях – земном и небесном, которые не противостоят друг другу. Они параллельны.

Эта мысль композиционно прослеживается художником на протяжении каждой из работ и особенно стройно выражена на полотне о вратах, ведущих к святыне иудеев мира. История не спрашивает о том, насколько благозвучным современному человеку кажется то или иное историческое название. Мусорные ворота ведут нас к Стене Плача, очертания которой даются в лироэпической части картины - в Иерусалиме небесном, хотя ощутить эту высоту, как восхождение, можно лишь войдя в него. В этом заключается суть святого города…

   Стена Плача… Вечность иудаизма автор подчеркивает образом дедушки и внука. С 1996 года художник вкрапляет этот лирический опознавательный знак из работы в работу. Дедушка и внук – символ текучести времени, нерушимости бытия, трогательного единства между детством и старостью. Дедушка жестом указывает направление к еврейской части Старого города. Мальчик в кипенно-белых чулках и черной жилетке ведет по небу своего деда, облаченного в праздничный талит. Полные любви и доверия друг к другу, они идут по облакам, становясь составляющей аллюзии Иерусалима небесного.

   Величественной мизансцене верхнего мира противостоит жанровая картина, развернувшаяся у ворот, идущих от Стены Плача. По всему видно, что персонажи жизни на земле отмечали бар-мицву, а теперь возвращаются домой. Эмоциональное ощущение всеобщего праздника объединяет героев. Мужчины в белых кипах и наброшенных на плечи талитах. Дедушка и папа еще продолжают наставлять именинника. Теперь он ответственен за исполнение заповедей Торы.

   Психологические антитезы пронизывают работу. Новоиспеченный муж со всей обязательностью к своему новому статусу несет огромный свиток Торы, а сам поглядывает на дремлющего верблюда. Это и понятно: другие ребятишки рассматривают ласковых львят. Те тычутся мордочками друг в друга и играют своими хвостиками. Папа лев миролюбиво наблюдает за этой идиллией. И не только лев – группа собравшихся вокруг зевак, - все затаили дыхание.

   Милые люди и звери. Библейский бестиарий, пальмы и маслины, охраняющие ворота, ведущие к святыне иудеев мира, народ, живущий по своим традициям, соблюдающий обряды и атрибуты своей религии…

   Таков сюжетный мир на картине - мир действительный и воображаемый, ставший художественной реальностью на полотне В.Бриндача.

 

*

   Картина «Сионские ворота» - работа, завершающая цикл «Ворота Иерусалима». Она задумана как полотно, дающее представление об истории создания Государства Израиль в портретах его политических лидеров. Земля Эрец-Исраэль… Для того, чтобы обрести на ней свое Еврейское Государство, сделав очагом национального возрождения на исторической родине, потребовались годы. Процесс начался в 1897 году с появлением движения политического сионизма, завершившись подписанием декларации независимости 14 мая 1948 года и принятием Государства Израиль в ООН в середине 1949 года.

   С этими событиями судьбы Израиля связаны Сионские ворота Старого города, сохранившие память о победе в Войне за независимость - следы от пуль со времен боев израильской армии. Но В.Бриндач отступает от фотографической точности и сознательно не изображает боевых ранений на кладке крепостной стены. Его Иерусалим неуязвим и вечно молод.

 

   Работа В.Бриндача «Сионские ворота», впрочем, как и весь цикл в целом, поражает последовательностью драматургии, в которой все подчинено выражению главной мысли: Иерусалим – историческая столица Земли Сиона. Так было, так есть, и так будет. Сионские ворота Старого города – наиболее показательное место для логического хода раздумий на эту тему – с точки зрения бытия истории религии, истории и культуры на Земле Израилевой – от Торы до сегодняшних дней. Можно только удивляться наглядности и естественности проведения этой сионистской идеи в произведении изобразительного искусства, видя, как в «Сионских воротах» содержательность поставленной задачи нашла художественное воплощение в единстве места, времени и действия.

   В истории Старого города Сионские ворота известны еще и как ворота царя Давида, поскольку рядом с ними находится гробница царя Давида на горе Сион. В дни обычного течения жизни через ворота проходила дорога, ведущая к кладбищу или религиозным святыням на горе Сион. При царе Давиде Иерусалим стал столицей объединенного царства Израиля и Иудеи. Это тот факт, от которого и отталкивается В.Бриндач, как от главного места действия в истории Страны Сиона.

 

   Столица Давида важна для художника, как точка отсчета исторического бытия евреев здесь. Сионские ворота ведут в еврейский квартал Старого города, в котором есть памятник героям современной истории Государства Израиль. События у Сионских ворот объясняют содержательную единственность Иерусалима как столицы Страны Сиона. Эту тему, но в контексте символики иудаизма, художник уже затрагивал в цикле «Камни Двенадцати колен Израилевых», концепцию которого разрабатывал в содружестве с доктором филологических наук Галиной Подольской. Авторемейк этого творческого союза обозначен и на полотне «Сионские ворота». Коллеги по искусству, художник и искусствовед выходят из Старого города, ступая по земле былых баталий за столицу. Теперь здесь распустились алые цветы, среди армейцев уже наши дети и внуки…

   И над крепостной стеною парит не библейский город, а город, в котором мы живем, явившись на месте Иерусалима небесного, а, может, ставший его частью? Этот ответ мы находим на переднем плане полотна.

   Взгляд утопает в немыслимо алых цветах, словно погрузившись в страницы Книги Памяти Страны Сиона, в которую вписаны имена тех, кто отдал жизнь за землю, ставшую нам отчизной… 

По сути – это Йом ха-Зикарон - День поминовения павших солдат Израиля и жертв террора, переходящий в Йом ха-Ацмаут - День независимости Израиля, отмечаемый в память о провозглашении Государства Израиль 5 яира - 14 мая 1948 года.

   Книга Памяти оживляет ассоциативный ряд в видении художника. История создания Государства Израиль вырисовывается в лицах национальных лидеров страны. Художник обращается к жанру группового портрета – жанру, исторически апробированному для такого рода событий. Изучение документально-фотографического материала подсказывает В.Бриндачу образы для создания эпического полотна.

   Итак, «Сионские ворота» - биография Государства Израиль в портретах его героев. У входа в Сионские ворота – предтечи Страны Сиона - великие мечтатели и идеологи будущего государства. Среди них - провозвестник Еврейского Государства основатель политического сионизма Теодор Герцль. С ним рядом – Владимир (Зеев) Жаботинский, поэт, писатель, публицист и переводчик, благодаря которому культурное наследие на идиш и иврите в переводе на русский язык стало достоянием русской культуры. По инициативе З.Жаботинского и Иосифа Трумпельдора в годы Первой мировой войны был создан «Еврейский легион», набранный из добровольцев для участия в военных действиях за освобождение Эрец-Исраэль от турецкого владычества. В 1918 году З.Жаботинский принимал участие в военных действиях в составе корпуса Э.Алленби в Палестине, в форсировании реки Иордан. В истории создания страны имя Жаботинского связывается с созданием молодежной сионистской организации «Бейтар», работой в подпольной организации «Иргун» в подмандатной Палестине.

   Рядом с Т.Герцлем и З.Жаботинским – Абба Эвен – защитник интересов созданного государства. А.Эвен представлял еврейскую сторону в дебатах Генеральной Ассамблеи накануне принятия решения о разделе Палестины. А после провозглашения независимости Государства Израиль был назначен наблюдателем Израиля в ООН, после принятия страны в члены ООН - ее постоянным представителем. Свободно владея семью языками, А.Эвен блестяще защищал интересы Израиля в ООН и в должности посла в США с 1950 по 1959 гг. Политический деятель нового поколения, А.Эвен сыграл заметную роль в привлечении к Израилю симпатий общественного мнения Запада и государственных деятелей различных стран.

   С точки зрения композиции на картине, А.Эвен, как мост в дипломатии, соединяет две группы политических деятелей разных поколений – тех, кто мечтал построить Государство Израиль, и тех, кто удостоился жить в нем.

 

   В центре большой группы политиков находится - Давид Бен-Гурион. «Отцом нации» называли в народе первого премьер-министра и министра обороны Израиля, признавая его безоговорочное лидерство. Исторически важной была позиция Д.Бен-Гуриона по отношению к Иерусалиму. Когда 9 декабря 1949 года Генеральная Ассамблея ООН присвоила Иерусалиму статус международного города, Бен-Гурион, в свою очередь, на ближайшем заседании правительства призвал перенести столицу из Тель-Авива в Иерусалим. Поддержанное Кнессетом предложение вызвало негодование во всем мире. Но, как показала история, будучи духовной столицей мира, Иерусалим утвердился в мире и в качестве столицы Израиля.

   Рядом с ним, по правую руку, - Элиэзер Бен-Иегуда. Это благодаря ему еврейский ишув в Палестине заговорил на иврите, языке, ставшем одним из краеугольных камней еврейского национального возрождения и победы в борьбе за независимое Государство Израиль.

   За «отцом современного иврита» следует Моше Шарет – преемник Бен-Гуриона. По свидетельствам современников, Шарет, как министр иностранных дел и второй премьер-министр Израиля, был политиком осторожным. Когда Иерусалим стал официальной столицей Израиля, М.Шарет из соображений безопасности оставил Министерство иностранных дел Израиля в Тель-Авиве. М.Шарет развил стратегию современной израильской дипломатии, воспитав плеяду профессиональных дипломатов.

   Рядом с осторожным М.Шаретом - Голда Меир, женщина-легенда, 5-й премьер-министр Израиля, министр внутренних дел Израиля, министр иностранных дел Израиля, министр труда и социального обеспечения, не боявшаяся отвечать ни за одно из принятых ею решений.

   За «железной» Голдой - Ицхак Шамир, восьмой и десятый премьер-министр Израиля, председатель Кнессета и министр внутренних дел. До образования суверенного государства он был одним из руководителей активной подпольной организации «Лехи», работал на высоких должностях в «Моссаде».

   Рядом с И.Шамиром - Менахем Бегин, седьмой премьер-министр Израиля с 1977 по 1983, лауреат Нобелевской премии мира. В 1940-е гг., до создания Государства Израиль, - руководитель подпольной организации «Иргун».

   По левую руку от Бен-Гуриона - Хаим Азриэль Вейцман, первый президент государства Израиль и Всемирной сионистской организации, учёный-химик и основатель первого исследовательского института, который ныне носит его имя. 

   За его спиною - Тедди Колек, мэр Иерусалима на протяжении почти трех десятков лет – с 1965 по 1993 гг. Ставленник Бен-Гуриона, Т.Коллек был категорическим противником раздела Иерусалима в рамках договора с палестинцами, хотя и поддерживал создание в городе кварталов с широким автономным управлением. Его острые высказывания нередко вызывали раздражение в ультрарелигиозных кругах, но в целом Т.Коллек пользовался широкой популярностью среди жителей столицы. Т.Коллеку была присуждена Премия Израиля за вклад в развитие страны.

 

   За ним следует Хаим (Владимир) Арлозоров - писатель, политик, один из лидеров сионистского движения, член руководства Еврейского агентства и глава его Политического Управления.

   Рядом с Х.Арлозоровым - Ицхак Саде, доброволец в Первую мировую войну, в Советской России командир в Красной Армии, в Палестине командир «Пальмаха», руководитель «Полевых рот», глава генерального штаба «Хаганы», создатель первой бронетанковой бригады в годы арабо-израильской войны 1948 г., генерал в боях на сирийском, иорданском и египетском фронтах. И.Саде известен также как эссеист, писатель и драматург.

 

   Впереди группы - Альберт Эйнштейн и Марк Шагал, физик и лирик. А.Энштейн - лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист, профессор Еврейского университета, завещавший университету рукописи и копирайт на коммерческое использование изобретений. М.Шагал – выдающийся художник ХХ столетия – еврей, родившийся, как и мы, в стране, где государственным языком был русский. Девять раз он приезжал в Израиль, подолгу жил здесь, заряжаясь творческими замыслами. Его работы стали достоянием Страны Сиона. Они находятся в местах, олицетворяющих государственную суть исторической родины евреев мира. Зал М.Шагала – с гобеленами, настенными и напольными мозаичными панно - это сердце Кнессета. Дворец конгрессов в Иерусалиме находится рельеф «Царь Давид - псалмопевец» Шагала, в синагоге Медицинского центра Хадасса – витражные окна «Двенадцать Колен Израилевых». В 1977 году, по предложению Т.Коллека, – за вклад Шагала в культуру Израиля и в связи с 90-летием художника – Марку Шагалу было присвоено звание Почетного гражданина Иерусалима.

 

   На уровне А.Энштейна и М.Шагала, но чуть поодаль, В.Бриндач изображает раввина Авраама Ицхака Кука, как вневременного философа, как личность «надполитического уровня». Создатель концепции религиозного сионизма был убежден, что появление на карте мира Государства Израиль является началом мессианского избавления. В 1931 году, когда М.Шагал впервые приехал в Иерусалим, то поселился в гостинице «American Cоlony», что по сути находится неподалеку от дома главного ашкеназского раввина Палестины. Но жизненный опыт в Советской России подспудно мешал М.Шагалу обратиться к раввину, чтобы разобраться в себе. Художник поделился своими сомнениями с Шаем Агноном, который и привел М.Шагала в дом к Раву Куку. Беседа с религиозным философом стала судьбоносной для М.Шагала, задолго до создания Государства Израиль предопределив отношение художника к будущей Стране Сиона.

   На картине В.Бриндача мудрый раввин стоит рядом с усмиренным львом и словно поглаживает его. Мудрость раввина направляет силу молодого льва, как восходящего солнца будущей Страны Сиона.

   Картина «Сионские ворота» завершает эпический цикл «Ворота Иерусалима». История создания и становления Государства Израиль, представленная в портретах политических лидеров страны, напоминает о социокультурном бытии Израиля как страны мира.

 

*

   Марк Шагал, Почетный гражданин Иерусалима, чье имя в этом году присвоено площади столицы Государства Израиль (рядом с домом Анны Тихо и домом Рава Кука), писал: «Я стремлюсь к тому, чтобы творчество помогло сделать жизнь осмысленной». Творчество Виктора Бриндача в полной мере отвечает этой убежденности Мастера.

 

   Цикл картин В.Бриндача «Ворота Иерусалима» - это история, традиции, символика, мифология, действительность, переосмысленные Виктором Бриндачем в единую реальность, художественно ощущаемую на уровне жанровых особенностей и стилистических приемов, единство которых подчеркивает прописанная с гиперреалистической точностью кладка крепостных стен города. Камень – первая устойчивая форма созидательного ритма строения, символизирующая прочность и гармоническое примирение с собою. Художник прописывает камни Старого города так, будто каждый из них Бэйт-Эль (Дом Божий).

   Познаваемая реальность на полотнах В.Бриндача – художественный мир, подобный визуальной «программе долгосрочного преобразования», - мир разный – в зависимости от того, у каких ворот Старого города мы находимся. Многогранник эстетического познания, каждая из вершин которого соответствует своей вершине, - многогранник, объединенный энергией формы, максимально отражающей место, время, действие исходного содержания.

   Эпический цикл «Ворота Иерусалима» В.Бриндача – это явление, знаменующее художественный виток национального сознания Государства Израиль в современном Израильском изобразительном искусстве, - это то, чего очень не достает культуре Израиля в целом.

   «Ворота Иерусалима» - это «Врата познания» мира через авторское эстетическое восприятие, «Врата понимания» художником возможности существования религиозной и светской составляющих в бытии Еврейского Государства, раздумья нашего современника о путях их взаимодействия и развития в настоящем и будущем, «Врата мудрости», когда знания и приобретенный жизненный опыт соединены с добротою.

   «Ворота Иерусалима» В.Бриндача - это осмысленное изобразительное искусство через обращение к познавательной теме в творчестве.

   «Ворота Иерусалима» - это «Врата открытий» - творение Мастера наших дней, побуждающее зрителя к постижению и освоению мира, в котором мы живем. Город земной и небесный, материальный, духовный, живой, жизнеутверждающий, оптимистический. Имя этой художественной реальности - Иерусалим Виктора Бриндача.

 

 

    

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.