РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Я родом из… гетто
Поэзия
Памяти Минского гетто
Публицистика
Судьба еврейского солдата с русским именем Федор…
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
Интервью с Ефимом Златкиным

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Барух Сакциер


«ТОЛЬКО В БРОНЗЕ МОГ ОН ДУМАТЬ»


Очень давно мне пришлось прочитать стихотворение в прозе Оскара Уайльда о скульпторе, которое я всегда вспоминаю как мерило художественности в скульптуре:

Был вечер, и вот в душу его желание вошло создать изображение Радости,
Пребывающей одно мгновение.
И он в мир пошел присмотреть бронзу.
Только в бронзе мог он думать.
Но вся бронза во всем мире исчезла.
И вот во всем мире не было литейной бронзы,
Кроме только бронзы в изваянии Печали, длящейся вовеки.
Это же изваяние он сам своими руками создал и поставил его на могиле Той, кого он любил.
На могиле усопшей, которую любил он больше всех,
Поставил он это изваяние своей работы, чтобы оно служило знаком Любви,
Которая не умирает, и символом Печали, которая длится вовеки.
И вот во всем мире не было иной бронзы, кроме этого изваяния.
И взял он изваяние, которое он создал,
И ввергнул его в большую печь,
И пламени предал его.
И вот из бронзы в изваянии Печали, длящейся вовеки,
Он создал изваяние Радости,
Пребывающей одно мгновение.
(Пер. Федора Сологуба)

Скульптора, создающего такие изваяния, знаю и я.
Во второй половине февраля ... года в Нетании в ArtGallery «7+» открылась выставка бронзовых скульптур Баруха Сакциера «Клоун-Зодиак». Не так давно эта выставка экспонировалась в Сан-Тропе – центре многих событий артистической элиты, фестивалей и праздников законодателей искусства. После визитов Франсуазы Саган и Бриджит Бордо лазурный берег стал курортом, особо почитаемым обеспеченными людьми с придирчивыми требованиями, предъявляемыми к искусству. Между тем в нашей Израилевке завсегдатаи вернисажей однажды имели возможность частично увидеть эту коллекцию в деревне художников Эйн Ход в галерее «Бэйт а-Бад» – в рамках программы, посвященной 60-летию Израиля. Но за это время коллекция пополнилась.
Настоящая статья – в отличие от обычной информационной заметки из историко-культурной жизни Израиля – повод к размышлению о судьбе творческого бытия некоторых русскоязычных художников, в частности, о судьбе крупного скульптора современности – Баруха Сакциера.
Экспонируемая коллекция называется «Клоун-Зодиак». Комедия и трагедия веселящего толпу актера. Выраженные в пластике тела состояния его души, зависимой от фаз Зодиака, как от настроения толпы. Спрóсите, почему клоуна? Да потому что его образ, как и шута, – мистический знак превращенного обладателя высшей власти. Он – шут при короле, призванный смешить в театре, но в Зодиаке – первый выразитель предначертанного на небесах. Бронзовые клоуны Сакциера светятся этим отсветом неба. Они теплые, оливково-зелено-голубые, невесомые, романтически устремленные ввысь, словно к отлитым в космосе богоданным созвездиям. Сам-то Сакциер – «Рыбы», молчаливо созерцающие виртуальную нежность мира, воплощенную в пластике запястий женских рук, самих формах их веточек-пальцев с узловатыми суставами, как это увязано в скульптурах «Грации», «Мальчик», «Леда». Это руки Боттичелли, ритм которых повторяется Сакциером, как настойчивая анафора бронзы, как знак единоначатия обретенного стиля, обретенного в классике, но по которому скульптора не спутаешь ни с кем. Предыхание сакциеровской бронзы подобно эмоциональной синекдохе из Ренессанса, когда по детали можно судить о совершенстве и гармоничности целого. Для осязания ощущения этого пластического покоя достаточно детали. Удлиненные, как камыши, подростковые ноги, несформировавшаяся женская грудь, живот, по очертаниям которого догадываешься о приближении новой жизни, непредсказуемая динамичность движений клоунов, когда вопреки кажущемуся парению они незыблемо держатся на подставке. Так точно скульптором рассчитана точка опоры. И вновь руки-ветви, замыкающие, аккумулирующие скульптурно-прекрасное в мире.
К 100-летию со дня рождения Януша Корчака был назначен международный конкурс на создание памятника учителю, последовавшему со своими учениками в газовую камеру. В течение двух недель Б. Сакциер создал два эскиза, единодушно признанные комиссией лучшими... Скульптор акцентировал внимание на выражении лиц скульптурной группы: словно увеличенном, скорбном и мужественном – у учителя и доверчиво смотрящих на него, беззащитных – у детишек-учеников, следующих за своим учителем в небо... В течение года снимался фильм о работе Сакциера над памятником. В 1978 году был открыт ставший всемирно известным монумент, публикующийся на открытках, во всевозможных буклетах, на страницах газет и журналов – и чаще всего без фамилии автора. Вот вам и израильский фольклор! Между тем творец «Корчака» жив, и как-то нецивилизованно до срока возводить мастера в ранг фольклорных, хотя его жизнь и сурово похожа на жизнь многих людей его поколения.
Несколько лет назад Барух привез бронзовый бюст своего отца в дар кишиневскому Музею еврейской истории и культуры. Напомню, что будущий ваятель родился в семье бессарабского идишского поэта Мотл-Герша Сакциера, родоначальника известного кишиневского еврейского театра. Отец учился в хедере кишиневской гимназии. Потом переехал в Бухарест, где начал активно печататься со своими стихами на идише, потом – Венская педагогическая семинария. Однако манила романтика молодого советского государства, где Мотл-Герш стал одним из первых строителей Московского метрополитена. Но чекан 1937 года оказался сильнее метрополитена. В 1940 году – возвращение в только что присоединенный Кишинев, работа в Молдавском государственном театре под художественным руководством Янкева Штернберга. Женитьба на актрисе театра, игравшей в пьесе Мотла-Герша «Красные померанцы». А потом стройбат во Вторую мировую и вновь арест по так называемому «делу номер 5390» о «троцкистско-националистической организации» бессарабских еврейских литераторов – десять лет исправительно-трудовых лагерей вместе с писателями Альтманом, Якиром. И – БАМ. Помните ежедневно крутившуюся на радио песню А. Пахмутовой о молодежной стройке «Слышишь, сердце гудит – БАМ! По просторам страны – БАМ! Это колокол наших сердец молодых!» Тайшет был главным лагерем-колоколом Байкало-Амурской магистрали. Однажды в ночь на глазах у семилетнего сына взяли сильного, крепкого отца-кормильца, а когда тот вернулся из Тайшета, сын его не узнал – словно прокаженного с колокольчиком. Впрочем, и мать-актриса за годы работы на обувной фабрике уже давно не походила на примадонну...
Но в душе сына, вопреки гротеску бытия, звучал колокол мечты о такой красоте, ради постижения которой не страшно жить. Барух закончил Кишиневское художественное училище, Художественную академию в Ленинграде. Он стал скульптором с большой буквы, потому что «только в бронзе мог он думать».
Так сложилось, что коллекцию зодиакальных клоунов задолго до этих выставок я видела в мастерской у скульптора в «полуфабрикатах», отформованных в воске. Но тогда некоторые из частей отдельных скульптур только что вышли из отливки, и я не могла представить изысканности законченной коллекции. И вдруг на верхней полке я увидела восковую заготовку работы, один из вариантов которой я помнила по выставке художников Са-Нура в Кнессете. Еще тогда бронзовая, с голубой патиной сакциеровская «Мадонна, ожидающая дитя» покорила меня. Я с трепетом взяла восковую «Мадонну», хотелось прикоснуться к тем самым «рукам Боттичелли», правда, не поднятым в движении, а словно прислушивающимся к будущей жизни. И вдруг – видимо, от волнения, что воск начнет таять в моих собственных руках, или просто от неловкого движения – я покачнулась и ударила фигуркой о полку. Изящная женская головка, посаженная на лебяжьей шее, отвалилась и покатилась под ноги скульптору. Я почувствовала, что потеряла голову прежде всего сама... Скульптор рассмеялся и сказал: «У меня две дочери и два сына. А каких только “беременных мадонн” мне не приходилось отливать за свою жизнь – на родильное отделение хватит. Голову мы ей сейчас припаяем. А вообще-то... отдала бы ты ее в отливку, чтобы больше не терять головы...».
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.