РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
О новой книге Ефима Златкина
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

ОГОНЬ МАККАВЕЕВ, или ВОЗВРАЩЕНИЕ МЕНОРЫ

Публицистика Галина Подольская

31 марта в Иерусалиме в Центре искусств (Дом Качества, ул. Дерех Хеврон, 12) состоится открытие выставки Аркадия Острицкого. Аркадий Острицкий – один из самых интересных русскоязычных художников Израиля, разрабатывающий в своем творчестве танахические мотивы как историко-мифологические. Многие из его работ находятся в Музее ТАНАХа в Тель-Авиве. Стало замечательной традицией, что на протяжении последних пяти лет каждый год к празднику Песах художник создает какую-либо картину, связанную с историей еврейского народа.
Настоящая выставка также примечательна «премьерой» - новым полотном художника из серии «Надежды праотцов».

 

«Огонь Маккавеев, или Возвращение Меноры» - так художник назвал свою последнюю картину из серии «Надежды праотцев». «Стараюсь быть верным основной линии цикла, - говорит А.Острицкий.
Перед нами, как и в предшествующих работах, показан один из интереснейших и исторически значимых моментов в истории еврейского народа, когда горстка храбрецов под руководством семьи Хасмонеев из рода Коэнов сумели поднять и сплотить вокруг себя народ. Они дали отпор могучей державе селевкидов, восстановили Храм и культ. Они создали новую царскую династию. Вопрос в другом. Сама история этих событий дает такое невообразимое множество интересных деталей, заставляющих художника в какой-то момент растеряться. Блестящие военные победы Иуды Маккавея над многократно превосходящим числом и силой врага. Достославные подвиги его братьев. Доблесть других героев единоверцев. Великолепные дипломатические ходы Йонатана. Мудрость Шимона и его сына Гиркана. Коварство заговорщиков. Неоднозначность поведения Александра Яная. И… беспредельная жестокость задолго до Ирода Великого...
Что и говорить, сама многогранность избранной темы на какое-то время может застать художника врасплох. Но Аркадий Острицкий – великолепный знаток истории. Детальное изучение событий, характеров героев, гипотетическое просчитывание возможных ходов в поведении героев, художественное вживание в их психологию – все это делает работы Аркадия Острицкого психологическими историко-художественными памятниками изобразительного искусства, эмоционально восходящими к традициям прерафаэлитов. Вот что говорит художник о своей работе «Огонь Маккавеев, или Возращение Меноры».

Аркадий Острицкий:
- Я выбрал возможно менее зрелищный, но очень важный для понимания истории, момент - ночь перед первым жертвоприношением в очищенном и отремонтированном храме, когда Коэны и Левиты вносят в него воссозданные, взамен утраченных, золотые и медные предметы культа. Это момент, когда все братья Маккавеи еще живы и полны надежд. Вот они стоят все пятеро в воротах Никанора (если слева направо, то по-старшинству).
Старший, чернобородый Йоханан, опустил глаза в раздумье. К сожалению, в истории материалов о нем почти не сохранилось. Кем мог быть человек, рожденный первым, но заветом отца отведенный в тень? Может он чем-нибудь провинился перед Матитиягу? Но тогда почему сразу после гибели героя Иуды, заговорщики убивают именно его? – Мой вывод таков, что из всей семьи он представлял наибольшую опасность. Скорей всего он был мозговым центром, стратегом группы. Потому и отец хотел уберечь его от риска, держа в стороне.
Дальше, почти в центре, мы видим благообразного, но широкоплечего и рослого человека с большими, мудрыми и печальными глазами, стоящего в полном облачении первосвященника с небольшой амфорой для масла в руках. Это Шимон, второй брат. Титул первосвященника был завещан ему отцом. Бытует мнение, что это он освятил обновленный храм, вместо в страхе сбежавшего от повстанцев к грекам в Акру, эллинизированного первосвященника Менелая. Масло из амфоры в его руках наполнит чаши меноры и произойдет чудо. Вместо одного, масло будет гореть восемь дней! У его ног, в оптическом центре картины, агнец, которому утром суждено первым погибнуть на жертвеннике, унеся с собой все грехи народа, изменившего своей вере.
Впереди всех, правой рукой подняв факел, свободную левую вознеся к богу и обращаясь с речью к собравшимся людям, выступает главный герой. Это победитель Антиоха IV Епифана и освободитель народа, третий брат, согласно легенде, рыжебородый, Иуда, прозванный Маккавеем (Маккаби - молот, сокрушающий всех врагов). Мой Иуда – могучий атлет. Навряд ли носитель такого прозвища мог быть субтильным. Он, главный герой события и настоящий герой без страха и упрека. Несмотря на свою скромность, Иуда Маккавей облачен в красный плащ, бронзовый анатомический панцирь всадника селевкидов и бронзовый шлем. В это самое время в Иерусалиме продолжается война. В городе еще много эллинизированных заговорщиков, а его воины осаждают крепость Акру. Вторая причина относительной роскоши – то, что полководец должен быть заметен воинам. К этому моменту у Иуды уже большая армия, способная достойно противостоять грекам. Его воины есть и среди собравшихся в храме.
Позади Иуды, в шлеме, четвертый брат, импульсивный Элиазар, совершивший красивый, но, к сожалению, бессмысленный подвиг, павший под убитым им боевым слоном.
Группу завершает пятый брат, Йонатан, принявший власть после Иуды и сочетавший в себе таланты полководца, политика и священника.
На переднем плане на ступеньках лестницы Женского Двора, - Коэны, вносящие золотую менору, и собравшийся народ. В толпе выделяются молодая женщина с младенцем и старик со спасенной, завернутой в талит, Торой. Также там мы видим воина с факелом, мужчину с ребенком на плечах, музыканта с бубном... На площадке полукруглой лестницы сложены сосуды, кадильницы и другие предметы храмового культа. Их через Двор Израиля уносят в храм Левиты. Все пространство храмовых дворов освещено факелами».

Полотно «Огонь Маккавеев, или Возращение Меноры» ( 1,5х 1.00 м.) выполнялось художником на протяжении года.

Работа выставки продлится до 5 апреля.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.