РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
«Эта книга не придумана, она остро пережита…»
Поэзия
ГРИГОРИЙ КОЧУР И ЕГО «ИНТИНСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Публицистика
МАЛЕНЬКАЯ И… БОЛЬШАЯ СТРАНА
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
"Земля Израиля и В.В.Верещагин"(ч.1)

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

О ПРИРОДЕ КОНФЛИКТА (КОЛЛИЗИИ) В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ

Литературоведение Римма Ульчина

НА КОЛЛОКВИУМЕ С ГРИГОРИЕМ ОКУНЕМ
ПИСАТЕЛИ В РЕДАКЦИИ «РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЭХА»
О ПРИРОДЕ КОНФЛИКТА (КОЛЛИЗИИ) В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ

Римма Ульчина, член Союза Писателей Израиля

Слово конфликт происходит от латинского conflictus – cтолкновение. С точки зрения житейских и психологически жизненных представлений конфликт- столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или группы людей связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Обычно выделяются следующие виды конфликта –
1. Внутриличностный конфликт – столкновение равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов и влечений у одного и того же человека.
2. Межличностный конфликт – ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конкурирующих сторон.
3. .Межгрупповой конфликт, где в качестве конфликтующих сторон выступают группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу.
В науке изучается новая классификация конфликта, включающая три основных типа:
1. Состояние человека, при котором ему приходится выбирать одну из двух в равной степени привлекательных альтернатив.
2. Одна и та же цель для выбирающего ее индивида является в одинаковой мере и привлекательной и непривлекательной, вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции.
Такой конфликт называют амбивалентным-
3. Здесь индивид вынужден выбирать одну из двух в равной степени непривлекательных альтернатив .
Что касается межличностных конфликтов, то здесь представлены две концепции: мотивационная и когнитивная. В первой из них конфликт определяется как осознанная несовместимость намерений и интересов индивидов, причем ставится акцент на роли субъективных факторов в возникновении конфликта. Когнитивная концепция усматривает основы конфликта в несовместимости знаний, представлений познавательных стратегий у противоборствующих сил.
Слово – понятие «Коллизия» происходит от латинского collision – столкновение, шире – противоборство между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия литературного произведения.
Термин «Конфликт» близок термину «коллизия», они нередко взаимозаменяют друг друга. Однако понятие Коллизия имеет более узкое значение: чаще оно употребляется, когда коллизия приобретает острый и открытый характер. Поэтому термин «Конфликт» обычно используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной очевидностью.
В эпосе, драме, романе, новелле Коллизия составляет ядро темы, а разрешение конфликта предстает как определенный момент художественной идеи. В лирике Коллизия составляет основу не действия в собственном смысле, а движения переживаний. Художественная Коллизия – это столкновение и противоречие между цельными человеческими индивидуальностями. Индивидуальная Коллизия глубоко коренится в целостном содержании эпохи.
Противоречие между характерами и обстоятельствами вынуждают героев к поступкам, приводит в движение их мысль и чувства. Произведение открывается «Ситуацией» - таким соотношением характеров и обстоятельств, которые не имеют дальнейших последствий. Ситуации не представляют собой стимулов, побуждающих к действию. Но затем ситуация переживает «раздвоение» и вследствие этого становится коллизией, ведущей к реакциям. Выступая как источник и стимул действия , Коллизия определяет развитие фабулы и движение сюжета. В каждом повороте и сдвиге сюжета можно прощупать воздействие общей Коллизии произведения. На протяжении действия она может обостряться или, наоборот, ослабевать; в финале Коллизия так или иначе разрешается. Это, отнюдь, не означает, что все противоречия сглаживаются, примиряются и наступает гармония (это бывает, например, в комедиях). Очень часто Коллизия разрешается в гибели одного или даже всех столкнувшихся в ней героев (например, в «Гамлете», «Идиоте»); такое «разрешение» Коллизии означает скорее ее неразрешимость.
Можно, пожалуй, сказать, что Коллизия – ключ сюжета.
Анализ произведения – метод литературоведения, предполагающий переход от стихийно-целостного, непосредственного восприятия литературного произведения к мыслительному вычленению отдельных его уровней и частей.
Традиционно в произведении выделяется его тема, проблема, идея художественная, конфликт ( коллизия), черты рода литературного, вида литературного и жанра, образы ( характеры и обстоятельства, выразительные и изобразительные детали), элементы композиции и сюжета, метра и ритма, средства речи художественной и т.д.
Ко всему этому следует прибавить толкование смысла произведения. Многозначность художественного образа требует неограниченного множества толкований. Интерпретация – функциональный компонент самого образа, его структуры. Каждая интерпретация представляет собой момент духовного общения критика или даже читателя с автором, диалог их миропониманий. Известны резко-контрастные интерпретации Гамлета у Гете, Шлегеля, Белинского, Тургенева, Ницше, Фрейда. Шекспировский Гамлет в разных исторических условиях и мировоззренческих системах интерпретировался как образ усталого скептика и воинствующего гуманиста, бесплодного мечтателя и страстного борца, эгоиста-индивидуалиста и самоотверженного правдоискателя, «бледного меланхолика» и « тучного флегматика», безумца – маньяка и безвольного интеллектуала, фаталиста, влюбленного в рок, и экзистенциалиста – «любовника свободы», «посланца смерти» и невротика, наделенного «Эдиповым комплексом»…
Все эти компоненты мы намерены осветить в последующих статьях журнальных разделов «Литературоведение» и « Литературная критика».
Но вернемся к проблеме конфликта. Провозгласив устами Гамлета задачу театра – « держать зеркало перед природой», Шекспир, однако, в конфликте между Гамлетом и Клавдием, Отелло и Яго, Лиром и его старшими дочерьми дает недвусмысленный ответ на чьей он стороне.
Так, «Гамлет» - трагедия интеллектуальная; « Отелло» - трагедия страсти и т.д. Разные человеческие типы, воплощенные в образах героев, различные конфликты ( личные, семейные, государственно-политические) выражают горестное сознание неразрешимости противоречий, с неизбежностью ведущих к гибели и правых и виноватых.
Но в трагедиях Шекспиру чуждо морализаторство. Стремясь к жизненной правде, он избирает тотально трагические для всех участников конфликты, чтобы потрясти зрелищем всеобщих бедствий ( «Тит Андроник», «Король Лир», «Гамлет»). В процессе нагнетания противоречий, конфликтов, несчастий герои сознают всю сложность жизни, не сводимой ни к каким доктринам. Познание реальности сопряжено для них со страданием и является трагическим познанием. Для героев трагедии Шекспира драматический конфликт оказывается причиной, ведущей их к самопознанию. Это происходит уже с юным Ромео и Джульеттой, но в большей степени с Брутом, Гамлетом, Макбетом. Для других героев характерно, что они находятся во власти заблуждения ( Отелло, Лир) и прояснение их сознания приобретает трагический и катастрофический характер, ибо, действуя под влиянием ошибочных представлений, они совершают роковые ошибки, делающие неизбежными страдания и гибель.
Главной коллизией творчества Шиллера, например, становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью. В поздних трагедиях Шиллера идейный конфликт развертывается на материале переломных эпох. Он призван раскрыть трагизм человека в его столкновении с объективной необходимостью. Коллизия эта нигде не дана в чистом виде и обычно осложнена другими социально – политическими и этико - психологическими конфликтами и проблемами. Но как коллизия философская она определяет весь строй трагедий Шиллера ( Иоганн Кристоф Фридрих).
Экспозиция – исходная часть сюжета литературного произведения, ситуация, логически и хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия, конфликта. Сама по себе экспозиция не вызывает основного действия, конфликта, однако предопределяет характер и направление главных событий. Так, в романе И. С Тургенева
« Дворянское гнездо», знакомя читателя с действующими лицами до завязки, писатель, по сути дела, обнажает основной конфликт, который развертывается после первых встреч Лаврецкого, Лизы и других персонажей.
Нередко писатель обращается к эпиграфу-надписи, представляемой автором перед текстом сочинения или его части и представляющей собой цитату из общего текста. В афористически краткой форме надпись-цитата, как правило, выражает основную коллизию, тему, идею или настроение предваряемого произведения, способствуя его восприятию читателем. Например, эпиграфом к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина взята пословица «Береги честь смолоду»; эпиграф к «Анне Карениной» Л.Н. Толстого – из Библии : « Мне отмщение и Аз воздам» Н.В. Гоголь снабдил комедию «Ревизор» эпиграфом: « На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - народная пословица.
Судьба эпических характеров парадоксальным образом становится одним из источников трагических коллизий в хрониках и трагедиях У. Шекспира. А «Дон Кихот» М. Сервантеса выражает самую невозможность героического эпического действия и эпического изображения мира.
В романе мы сталкиваемся с конфликтом личности и общества, с несовместимостью идеалов и «прозы» чистоганам. Романисты часто используют опыт драмы в изображении конфликтных коллизий. Вершиной в этом смысле являются романы - трагедии Ф.М. Достоевского.
Рассмотрим сюжетные эпизоды ссоры – конфликта и дуэли Онегина и Ленского (Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Они ( сюжетные эпизоды) раскрывают эгоцентризм Онегина и выражающих его нравственное осуждение автором. Важно не только то, что Онегин возмутил Ленского ухаживанием за Ольгой, принял его вызов и застрелил его на поединке. Важны все подробности действий Онегина, - то, что он опоздал на дуэль, что, пренебрегая обязанностью найти достойного секунданта, он привез с собой лакея и что он не сделал попытки к примирению, не выстрелил в сторону, но с холодным расчетом, метя юноше в сердце, сделал выстрел первым. Все это «выбрано» Пушкиным из множества других возможностей поведения героев, чтобы выделить в его характере важнейшую для поэта сторону, чтобы резче выразить ее осуждение.
А теперь поговорим о сюжете. Сами факты событий, их ход и исход предельно содержательны, концептуальны и главенствуют в составе всего действия, «движения» произведения.
Сюжет оформляет собой все действие произведения и прежде всего -связи, взаимоотношения и противоречия характеров между собой и с обстоятельствами, - иначе говоря, конфликт или коллизию, произведения. По своей глубокой сущности сюжет есть движущаяся коллизия.
В содержательно-формальной структуре произведения сюжет занимает срединное место: с одной стороны, в нем реализуются, опредмечиваются конкретно-исторические типы художественных коллизий, определенное соотношение характеров и обстоятельств, с другой стороны, сама цель движения, составляющая содержание, оформляется, получает материальное воплощение в художественной речи, в последовательности фраз.
Драматический жанр основан на трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе. Трагедия представляет события жестокой, мрачной, печальной действительности, изображает страшное узнавание, внезапные переходы от счастья к несчастью, падение высоких идеалов и гибель героев.
Трагическое не допускает какого-либо возвышения героя над конфликтом, примирение или разрешение его в какой-то иной сфере.
Основные проблемы нашего времени связаны с влиянием научно-технического прогресса на судьбу человека; обычно они имеют глобальный и даже «космический» характер. Их более эффективно решают приемами научной фантастики. Она свободно оперируя понятиями пространства и времени, произвольно меняет соотношения и пропорции явлений, чтобы ярче выделить, заострить ведущий реальный конфликт ( «Трудно быть Богом» Стругацких.
Характер конфликта в пьесе «Гроза» (1859), например, создает образец высокой трагедии. Все в этой драме овеяно дыханием сжигающей страсти, все полно трагических контрастов и конфликтов, доведенных до примирения и компромиссов.
Центральное место в драме занимает героический образ молодой купеческой жены Катерины Кабановой. Путь Катерины – торжество мятежного духовного начала над каменным бытом уходящей в прошлое домостроевской Руси. Ее самоубийство – не слабость Катерины, а ее душевная сила, неспособность смириться перед властью мертвого закона. Очищающее влияние грозы сказывается и в нравственном перевороте, совершающемся в душе Тихона, в судьбе Варвары и Кудряша, бежавших из плена Кабанихи.
Характер конфликта у Шекспира определяется тем, что великий реалист проник в противоречия эпохи, в характер человека своего времени. Он раскрыл сложность духовного лица и чувств человека в конфликтах огромного обобщенного значения. Он раскрыл в своих трагедиях «Гамлет», «Отелло», « Король Лир», « Макбет» невозможность гармонии между человеком и его социальным окружением ( строй жизни, основанный на эгоизме, стяжательстве, всеобщей войн, «всех против всех». Конфликты его драм отразили как ломку старых патриархальных жизненных устоев, освобождение личности от средневековых пут, так и утверждение жестоких норм частнособственнического уклада, неприкрыто-эгоистического и хищнического, трагического сознания того, что несправедливый строй жизни искажает прекрасный облик человека.
Писатели разных стилевых устремлений каждый по-своему рисуют конфликтную ситуацию. Для публициста, например, схватка характеров, преследующих противоположные цели, представляет взаимоисключающие общественно-нравственные позиции. Постижение жизни происходит в остроконфликтной борьбе, композиционно – сконцентрированно. Публициста влечет к себе широкомасштабная проблематика « мира и человека в мире», « космоса и гуманности»,
« науки и морали», « разума и чувства» и т.д.
Мы рассмотрели художественный конфликт как принцип взаимоотношений между образами произведения. Будучи основой и движущей силой действия, конфликт определяет стадии развития сюжета: зарождение конфликта - завязка, наивысшее обострение – кульминация, разрешение конфликта – развязка.
Конфликт организует художественное произведение на всех уровнях.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.