РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Пинхас Бергельсон

Рисованные сказки Тевье-Молочника

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.

Наверное, эти строки Михаила Пляцковского – самый верный ключ к экспозиции Пинхаса Бергельсона «Мир глазами художника», на которой представлено 25 работ акриликом.

Творчество Пинхаса Бергельсона светло и своеобразно. В его работах есть что-то от анимации, иллюстрации к детским книгам. Они добрые, с чувством юмора, солнечной улыбкой, от которой «хмурый день светлей», – не случайно наиболее предпочтительные тона в них – голубой, розовый, белый.

А главное, что герои сюжетов художника – чрезвычайно активны. Все в движении, в стремлении что-то преодолеть и достичь какой-то своей высоты. Взбираются по радуге красные коровы и бордовые лошади – естественно и гармонично, словно они улитки, упорно осваивающие свой стебель, как сонный лес с зелеными ладошами.
Какой-то чудак спешит к белому домику, пытаясь перепрыгнуть кустарник регулярного газона. Петушок устремляется к девочке, а девочка к петушку, утопая в пушистых снежинках. А в белоголубом букете у каждого из цветов, оказывается, свои глаза. И все в таком букете переглядываются друг с другом! А еще всегда – утро! Ни одного «ночного» сюжета. Наверное, и в этом тоже сказывается эмоциональный заряд света, когда «повсюду на земле, будто лампочки, включаются улыбки».

Эмоционально экспозиция Пинхаса Бергельсона – сплошь из этих самых художнических улыбок. Самый грустный дождик здесь прозрачный. Вообще «эффект дождя» – излюбленный декоративный прием художника, хотя порой этот дождь может зажечься звездами, как в пуримшпиле, или просто стать новогодним снегом.

Тех, кто проживает у Балтийского моря, обычно называют прибалтами. А Пинхас – с Каспия, то есть в СССР он был «прикаспийцем». Учась в Азербайджанском институте нефти и химии, Пинхас параллельно закончил курс рисунка при бакинском Доме офицеров. Рисовать начал с третьего курса института. Вот с тех самых пор и не расстается с холстом и красками.

18 лет Пинхас Бергельсон в Иерусалиме, вступил в Объединение профессиональных художников Израиля, участвует во всех его групповых выставках. Одна из картин художника находится в музее «Тальпиот». Настоящая выставка – первая персональная выставка Бергельсона.

Израиль – страна судьбоносная. Так сложилось, что среди людей, пришедших на презентацию, был и человек, с которым Пинхас когда-то повстречался в синагоге, – человек, спасший жизни многим, предотвратив теракт в Иерусалиме, правда, ценой собственного здоровья. Этот случай глубоко запал в душу Пинхаса, как молитва, льющаяся из сердца к Богу. Мир еврейской культуры неформально стал эстетическим миром художника, хотя, безусловно, это мир современного человека. Мотивы из Торы пронизывают культурно-содержательное ядро творчества Бергельсона как неотъемлемая часть возвращения еврея к себе. Но заветный лучик дома, завещанного Творцом и праотцами, выливается у него на холсте с задушевным юмором, словно всё рассказано Тевье-молочником или сошло с декораций пуримшпилей и иллюстраций к хасидским сказкам. Да-да, в творчестве Бергельсона, несомненно, есть нечто от истоков идишкультуры, живой, разговорной – той, которую творили
простые женщины, не знавшие священного иврита, рассказывая сказки, «мурлыча» колыбельные «майн кинделэ, майн кинделэ» или объясняя своему дитяте, что такое Тора, по-своему – на доступном им и их детям языке. Этот незашоренный, легкий фольклор, преобразившийся в современном мышлении художника, преломленный через мультипликационные и иллюстративные формы, стал стилистической манерой Бергельсона в воссоздании его нового эстетического штетла.

Выставка работ П. Бергельсона открылась в день еврейского праздника расцвета деревьев – вестника наступающей весны, когда сама природа готовит растения к росту. В этом обновлении – вечное движение и неуловимое счастье жизни, а еще – будущее художника, рисующего на холсте сказки Тевье-молочника.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.