Пинхас Бергельсон
Рисованные сказки Тевье-Молочника
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Наверное, эти строки Михаила Пляцковского – самый верный ключ к экспозиции Пинхаса Бергельсона «Мир глазами художника», на которой представлено 25 работ акриликом.
Творчество Пинхаса Бергельсона светло и своеобразно. В его работах есть что-то от анимации, иллюстрации к детским книгам. Они добрые, с чувством юмора, солнечной улыбкой, от которой «хмурый день светлей», – не случайно наиболее предпочтительные тона в них – голубой, розовый, белый.
А главное, что герои сюжетов художника – чрезвычайно активны. Все в движении, в стремлении что-то преодолеть и достичь какой-то своей высоты. Взбираются по радуге красные коровы и бордовые лошади – естественно и гармонично, словно они улитки, упорно осваивающие свой стебель, как сонный лес с зелеными ладошами.
Какой-то чудак спешит к белому домику, пытаясь перепрыгнуть кустарник регулярного газона. Петушок устремляется к девочке, а девочка к петушку, утопая в пушистых снежинках. А в белоголубом букете у каждого из цветов, оказывается, свои глаза. И все в таком букете переглядываются друг с другом! А еще всегда – утро! Ни одного «ночного» сюжета. Наверное, и в этом тоже сказывается эмоциональный заряд света, когда «повсюду на земле, будто лампочки, включаются улыбки».
Эмоционально экспозиция Пинхаса Бергельсона – сплошь из этих самых художнических улыбок. Самый грустный дождик здесь прозрачный. Вообще «эффект дождя» – излюбленный декоративный прием художника, хотя порой этот дождь может зажечься звездами, как в пуримшпиле, или просто стать новогодним снегом.
Тех, кто проживает у Балтийского моря, обычно называют прибалтами. А Пинхас – с Каспия, то есть в СССР он был «прикаспийцем». Учась в Азербайджанском институте нефти и химии, Пинхас параллельно закончил курс рисунка при бакинском Доме офицеров. Рисовать начал с третьего курса института. Вот с тех самых пор и не расстается с холстом и красками.
18 лет Пинхас Бергельсон в Иерусалиме, вступил в Объединение профессиональных художников Израиля, участвует во всех его групповых выставках. Одна из картин художника находится в музее «Тальпиот». Настоящая выставка – первая персональная выставка Бергельсона.
Израиль – страна судьбоносная. Так сложилось, что среди людей, пришедших на презентацию, был и человек, с которым Пинхас когда-то повстречался в синагоге, – человек, спасший жизни многим, предотвратив теракт в Иерусалиме, правда, ценой собственного здоровья. Этот случай глубоко запал в душу Пинхаса, как молитва, льющаяся из сердца к Богу. Мир еврейской культуры неформально стал эстетическим миром художника, хотя, безусловно, это мир современного человека. Мотивы из Торы пронизывают культурно-содержательное ядро творчества Бергельсона как неотъемлемая часть возвращения еврея к себе. Но заветный лучик дома, завещанного Творцом и праотцами, выливается у него на холсте с задушевным юмором, словно всё рассказано Тевье-молочником или сошло с декораций пуримшпилей и иллюстраций к хасидским сказкам. Да-да, в творчестве Бергельсона, несомненно, есть нечто от истоков идишкультуры, живой, разговорной – той, которую творили
простые женщины, не знавшие священного иврита, рассказывая сказки, «мурлыча» колыбельные «майн кинделэ, майн кинделэ» или объясняя своему дитяте, что такое Тора, по-своему – на доступном им и их детям языке. Этот незашоренный, легкий фольклор, преобразившийся в современном мышлении художника, преломленный через мультипликационные и иллюстративные формы, стал стилистической манерой Бергельсона в воссоздании его нового эстетического штетла.
Выставка работ П. Бергельсона открылась в день еврейского праздника расцвета деревьев – вестника наступающей весны, когда сама природа готовит растения к росту. В этом обновлении – вечное движение и неуловимое счастье жизни, а еще – будущее художника, рисующего на холсте сказки Тевье-молочника.