Илья и Тина Богдановские
Куда повернет флюгер?
16 ноября 2008 г. в Иерусалимском культурно-просветительном центре «Теэна» (Кинг Джордж, 6) состоялось открытие выставки с необычным названием – «Флюгер». В рамках учебнообразовательного проекта «Мастер и ученик» на вернисаже были представлены работы учителей и учеников Детской художественной школы графики. Проект родился благодаря союзу Объединения профессиональных художников Израиля и Детской художественной школы графики и уже апробирован на международных бьеннале графики в Санкт-Петербурге.
Итак, «Флюгер» в «Теэне», но прежде чутьчуть истории, порой подсказывающей изобразительную сторону образного решения.
Первые флюгеры придумали древние греки. Это изобретение эллинистической эпохи было использовано ок. 80 года до н. э. Андроником Киррским, выстроившим в Афинах Башню ветров. Гигантский флюгер-тритон дул в металлическую сальпингу – древнегреческий духовой музыкальный инструмент, состоявший из трубы с колоколообразным расширением на конце и рогового мундштука. В сальпингу трубили во время праздников и культовых церемоний или... когда объявляли войну. Тритон на Башне ветров мог занимать восемь положений, в зависимости от направления ветра, и медная труба издавала звуки определенного тона, соответствовавшего данному направлению.
...Это потом появились гоголевские человечишки-флюгеры – в нашем культурно-ассоциативном сознании...
И вот, словно из небытия, – возвращение к истокам художественного образа. Воздушные шары Элии и Лиат Морли бороздят просторы неба, где кружатся на ветру осенние листья Иты Менделевич. Воздушные змеи Вики Шер дарят ветру радость, и он летит легко и свободно в морских фантазиях Авиталь Хаят. Кружат в завораживающем вихре танца счастливые человечки Вики Стамбулян. Отважный эквилибрист Светы Павловой, раскачиваясь на тонкой проволоке, не теряет равновесия от бури аплодисментов. Ветряки Мишеля Когана и Адира Ханина ждут ветра, да посильнее – чтобы показать всю силу своих крыльев.
И только коты Далии Кляйнман делают ее дом загадочным и романтичным!
Так юные художники слышат оттенки тонов магической медной трубы Башни ветров, отворяющей дверь в страну старинных сказок и далеких легенд. Такова эстетика, вылившаяся в художественный образ в рисунке, – философия, отражающая внутренний мир ребенка и его отношение к окружающему бытию. Впрочем, внимательный зритель наверняка заметит, что все работы, представленные в зале, объединены не просто темой «флюгера», но – в широком смысле – понятием движения. Не потому ли символический флюгер Сары Гуткиной, показывая направление словно Золотой петушок, точно повернулся по ветру? А юваль Пелед предусмотрел и «техническую оснастку» – компас, помогающий не ошибиться в выборе правильного решения. Философия? Позиция? Или просто художественное наитие, когда «теория суха, а древо жизни вечно зеленеет»?
На некоторые из наших вопросов в связи с выставкой любезно согласилась ответить директор школы графики Тина Богдановская.
– Расскажите подробнее о своей школе. – Школа была создана в январе 2006 года на базе Объединения профессиональных художников Израиля. Замечу, что это первая в стране школа печатной графики. Ее основателем стал страстный приверженец и пропагандист искусства графики – Илья Богдановский, владеющий всеми графическими техниками. Так что у наших учеников есть возможность обучиться и офорту, и гравюре на дереве, гравюре на линолеуме, шелкографии, монотипии. В этом году на III Международной бьеннале графики в Санкт-Петербурге мы представляли проект «Мастер и ученик». Илья получил первую премию в номинации печатная графика, а работы учеников школы Сары Гуткиной, Далии Клейнман, Светы Павловой, Ювала Пелед, Авиталь Хаят, Адира Ханины, Виктории Стамбулян произвели впечатление не только на посетителей, но и на жюри, получили высокую оценку оргкомитета выставки и положительные оценки прессы. По окончании бьеннале их работы были переданы в дар в Фонд развития графики «Современная графика», устроителя бьеннале.
– А при чем здесь «Флюгер»?
– Ну как же при чем? Он поворачивается туда, откуда дует свежий ветер – ветер будущего.
В свою очередь замечу, что в 2009 году Илья Богдановский, преподаватель школы графики, стал обладателем приза имени юрия Штерна.