РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Абрам Быков, Елена Немиченицер, Любовь Мешулам-Лемкович

Возвращение прекрасного на круги своя

Портрет – один из самых удивительных жанров пластического искусства, неведомый летописец воспоминаний, схвативший представление об облике портретируемого в ощущениях художника.

Когда несколько лет назад в Иерусалимском культурном центре на выставке «Реалистический портрет» Объединения профессиональных художников Израиля я увидела работы Абрама Быкова, я замерла. Украинка в цветном платке – красивая и молодая... Взволнованное, вдохновенное, живое лицо, словно окутанное лирикой лазоревого пространства. На губах застыло, а может, просто затихло слово, вот-вот готовое слететь. Всё как в жизни, но и в поэзии одновременно. Так, что светится изнутри.

А вот портрет скульптора. Он словно смотрит на модель. Сама фигура расположена на холсте так, что он хотя и сидит, но словно парит на трапеции. Сосредоточенность, внутренняя устремленность, кажется, изолирует его от людской суеты, хотя на заднем плане в зеркале – его отражение в молодости. Гибкость, пластичность, скульптурность. Сама поза – реальная, но словно увиденная во сне. Смотришь и испытываешь счастье, что так хорошо от легкого, летящего реализма!

Потом долгое время я вообще не сталкивалась с работами Абрама Быкова. Вообще не знала, кто он, откуда, почему не выставляется, как другие художники, на выставках. Но то, что запечатлела художественная память – если что-то неподдельное, – оно уже остается в тебе. Почему? Да потому что это лица, которые не предала природа. Это лица, которые не предал и художник – в идеальной сущности тех, кто ему позировал. Чистые, с широко распахнутыми, ясными глазами – зеркалами души...

Абрам Быков: портрет как остров спасения


И вдруг новая встреча в Хадере – с работами художника и его учеников – встреча неожиданная в век обосновавшегося по всем статьям модернизма.

Реализм сегодня – подвиг, ибо требует колоссального труда, школы, решения множества задач, упорства и таланта. В конце XIX века мода, коммерция и искусствоведы превратили всех в одно месиво под названием «модерн». Новации постепенно сформировали моду и своего зрителя. Пострадали культура, искусство, талант, который нивелирован и осмеян.

Абрам Быков

Почему реализм А. Быкова не утратил своей современности сегодня? Потому что рамки реализма как изобразительного метода были для него естественны и безграничны в своей достаточности, как мажор в мажоре или минор в миноре. Художником создана целая галерея портретов современников, по которым можно судить о жизни его поколения. При этом с самого начала творческого пути А. Быков пытался «схватить» в своих произведениях не внешние, декларативные черты Страны Советов (как это было характерно для художников эпохи соцреализма), а сложный внутренний мир Человека. Кажется, что во все времена – через лицеприятие – ему, художнику, было предназначено свыше восстановить в портрете связь времен, прерванную сталинскими репрессиями, войной, послевоенной действительностью, звонкой оттепелью 1960-х, самолюбованием в годы развитого социализма. А еще – сквозь череду столетий сохранить русскую школу портрета в стране иной ментальности. Быков был убежден, что «истинная радость и смысл жизни – в реализации своего предназначения». Предназначенность – не лицедейство. Иначе жизнь всё равно что взятка у времени, пусть жесткого и лютого, но того, в которое ему выпало жить.

Один из любимых афоризмов А. Быкова звучал так: «Надежда на лучшее будущее не покидает меня». И он изобразительно, как художник, справлялся с дисгармонией века, в который ему пришлось жить, ибо «в искусстве возьмет верх то, что будет отображать тайну души художника, воспринимающего гармонию Божьего мира».

Между тем жизнь А. Быкова, как и многих людей его поколения, не была безоблачной. Он родился в 1925 году в Киеве, учился в художественной школе. Потом война и танковая рота. Продолжение учебы в художественной школе, Киевский художественный институт. Рига, Академия художеств Латвийской ССР, портретная мастерская профессора Яна Тильберга. Работа в Музее истории медицины, преподавание в разных студиях Риги, участие в многочисленных республиканских и всесоюзных выставках. Сохранилось 15 каталогов выставок. Некоторые из его работ хранятся в музеях Риги. Впрочем, их судьба в новой политической обстановке неизвестна.

В 1990 г. А. Быков с семьей репатриируется в Израиль, где создает профессиональную студию «Портрет». Так город Хадера неожиданно становится местом сохранения заветов классического портрета, передачи традиций «из рук в руки» – от учителя к ученикам.

Созданная А. Быковым студия являла собой сплав разных культур и народов: здесь учились изобразительному мастерству выходцы из России, Латвии, Армении, Грузии, Украины, Молдавии. Эта школа искусства стояла вне наций, времени, моды и конъюнктуры, как диалог, в котором каждый познает друг друга. Это был урок толерантности в мире изобразительного искусства.

А. Быков, последователь школы живописца Павла Чистякова, как преподаватель обладал редким даром – способностью быть проводником в тонкий и сложный мир искусства. Он самоотверженно старался привить своим ученикам серьезное отношение к школе: крепкий рисунок, выразительность, художественность, любознательность, умение видеть, понимать и отображать.

Лучшим другом А. Быкова был его коллега – художник и педагог Виталий Борисович Каркунов, с которым он постоянно общался, обсуждая возможности преподавать русский классический рисунок так, чтобы он становился линией судьбы на ладони призванного. Они обменивались опытом, обсуждали методики преподавания, поддерживали и дополняли друг друга.

А еще в студии были особые отношения с учениками, которым, как подтвердила жизнь, было суждено продолжить жизнь в искусстве своего учителя.

Елена Немиченицер: свет портрета

Несмотря на технические возможности современного фотоискусства, между фотографией и живописью есть существенная разница. Холст всегда хранит в себе уникальное видение художника, мир его ощущений – зрительных, интуитивных, мысленных. Поэтому произведение гения невозможно скопировать.

Абрам Быков

Действительно, фотоаппарат точнее человеческого глаза, кисти и карандаша способен запечатлеть реальность. Но один из этапов самосовершенствования художника в том, чтобы уловить мгновение и изобразительно повторить путь, пройденный гениальными предшественниками... Этот путь психологически и профессионально помогает обрести себя и почувствовать индивидуальность портретируемого.

Среди работ Елены Немиченицер, ученицы А. Быкова, есть такие, в которые «вписана» классика, в частности, «Девушки с жемчужной сережкой» Вермейера, «Портрет актрисы» Сезанна. Работы не просто виртуозно «скопированы», но, в отличие от обычного портрета, жанровой, пейзажной живописи, функционально поданы как предметы в натюрморте. Рядом с выхваченным фрагментом шедевра Вермейера – свеча на столе, перекликающаяся с вертикалью завязанного в узел платка, что подчеркивает форму головы девушки. А еще – набор современных серег. Вот вам эстетический урок изобразительного искусства, психологическая ситуация, лаконично обозначившая диалог прошлого с настоящим. Это не рассказанная наспех куцая история, а сросшаяся с бытием легенда. Но для того, чтобы они срослись, нужно было лететь и лететь от рождения.

Рисовать Лена начала с детства. Когда ей было шесть лет, ее работа уже была отмечена на конкурсе детских рисунков а Киеве. Потом – учеба в изостудии, художественной школе. С 1990 года – репатриация и – встреча, ставшая судьбой: встреча с художником, который был ее наставником на протяжении семнадцати лет. Начало жизни в искусстве или искусства в жизни.

– Здесь, в Израиле, – рассказывает Елена, – в маленькой студии Абрама Зиновьевича моим способностям был дан толчок. Учитель открыл во мне новые пласты творческих возможностей, так как обладал редким даром: он умел передать ученику знания, научить непростым законам рисунка, воспитать бережное отношение к чувствам, питающим искусство.

А. Быков понимал потенциал своей ученицы и ценил особенности ее дарования. В статье «Эпоха Ренессанса возвращается?», на страницах журнала «Алеф», опубликовано последнее интервью с А. Быковым, в котором он говорит о Елене Немиченицер: «В процессе учебы меня удивила необычность ее возможностей. И я понял: важен
конечный результат. А он блестящий... В начале работы достигается полное сходство с портретируемым, его характерными чертами, передается эмоциональное состояние. В этом убедительность и сила портрета. Затем идет поиск изобразительного языка, цветовое и фактурное решение, декоративность, музыкальность – критерии, определяющие искусство. Этюды у нее легкие, светлые. Делая портрет с натуры, она мощно подключает фантазию и никогда не повторяется. Не боится экспериментировать, решительна и смела в работе, в то же время в ее портретах присутствует мягкость и теплота».

Одна из поклонниц Е. Немиченицер на ленте комментариев к живописи художницы оставила запись: «Когда я смотрю на ваши работы, я чувствую, что вы замечательный, чуткий, преданный, способный понять чувства других человек... Сколько лет мы с вами знакомы. Разве годами сочтешь? Ваш талант меня всегда повергал и повергает в какой-то необъяснимый транс... И каждый раз, когда я возвращаюсь к вашим работам, в сердце ли, наяву ли, они словно оживают у меня перед глазами, образы в буквальном смысле сходят с полотна. Они настолько жизненно выписаны. Так скрупулезно подмечены черты характера, что кажется, вот-вот заговорят. И даже догадываешься, о чем предстоит разговор. Иногда просто смотрю на этих людей. И они словно ожидают меня, как друзья, с которыми можно говорить, советоваться... А самое главное, что от этих людей
идет Свет, без которого ни один человек не может прожить!»

С особой любовью Е. Немиченицер воссоздает портреты своих близких. Среди них выделяются портрет А. Быкова и подруги Любы.

Любовь Мешулам-Лемкович: портрет как обретение себя

Отвергаю беспринципность, следование моде, конъюнктуре. В художнике ценю талант, знания, трудолюбие, неподкупность, уважительное отношение к натуре.

Абрам Быков

А. Быков любил приводить слова П. Чистякова: «Всё верно, но скверно», – и продолжал, как в максиме: «В рисунке главное не точность, а прочность, острота и дух».

Портреты, выполненные его ученицей Любовью Мешулам-Лемкович, не лгут. Это работы, в которых внешнее сходство не заслоняет духовной сущности. Это неуловимое знание о человеке – то, что открывается в миг общения с ним художника. Это характерный образ при верной передаче облика, единство индивидуальных и типических черт и отношение художницы к портретируемому как личности – неповторимой в мире.

– Для того, чтобы выразить себя в искусстве, – говорит Любовь Мешулам-Лемкович, – я думаю, нужна школа. Как писатель должен не только уметь писать буквы, но, изучив опыт своих предшественников, понять и выразить самого себя, так и художник, овладев мировым опытом изобразительного искусства, должен понять, что же он хочет сказать миру. На мой взгляд, если произведение изобразительного искусства нуждается в каких-либо объяснениях, значит, в работе чего-то недостает.

Искусство – это всегда познание. Когда я пишу, я иду к самой себе. Иногда обретаю внутренний покой. А иногда узнаю о себе такое, о чем раньше не подозревала. Оно помогает мне увидеть мир по-новому и любить его по-новому – так, как никогда раньше.

Любовь Мешулам-Лемкович родилась в Кишиневе, рисовала с детства. Однажды отец показал рисунки дочери профессиональным художникам, одобрившим работы девочки. Последовали годы обучения в художественной школе имени Щусева. Затем рисовала для себя. В 1991 году Любовь Мешулам-Лемкович репатриировалась в Израиль. Знакомство с Еленой Немиченицер привело в студию А. Быкова. Он оказался для Любы учителем, которого, как показала жизнь, она искала всегда, как меру искусства в искусстве.

– В Израиле мне посчастливилось учиться в студии у замечательного педагога-художника Абрама Зиновьевича Быкова – учителя от Бога, самоотверженного борца за дарование ученика. К всеобщей скорби всех его учеников, в 2007 году в возрасте 82 лет он скончался. Но мы с Леной стали подругами и коллегами на всю жизнь. Часто работаем с ней вместе, параллельно – так, как это бывало при жизни Абрама Зиновьевича, нередко пишем одну модель, а потом сравниваем. Однажды делали натюрморт с включением «Девушки с жемчужной сережкой» Вермейера. У каждой, конечно же, получилось по-своему. В работе Любови Мешулам-Лемкович на задрапированном тканью столике, рядом с работой Вермейера, – израильская шкатулка. Чуть приоткрыта серебряная крышка. Нить жемчуга почти выпала из шкатулки на столешницу. И каждая жемчужная бусинка – как звено в цепи испытаний великого счастья творить.

Возвращение Прекрасного на круги своя

Жизнь продолжается. Почему ученицы Абрама Быкова стали такими, какими они стали? Только ли благодаря тому, чем одарила матушкаприрода? Убеждена, что, не только.

У А. Быкова были свои требования к себе как педагогу – требования, звучащие с афористической точностью:

Учитель, говори не до конца. Оставь ученику пищу для ума... Учитель, если нет у тебя терпения, умения ждать и прощать – смени профессию.

У талантливых – оголенные нервы. Учитель, люби и береги талант ученика. Мы совершенствуемся благодаря страданиям. Сначала Творец – потом Творение. Неудовлетворенность – признак дара Божьего.

«События во времени протекают циклично, ведь всё уже было: великое искусство древних Рима и Греции, за ними мрачное Средневековье, а потом страшные муки восстановления школы, и после них Ренессанс. Наверное, что-то подобное происходит и сейчас. Я уверен, что возврат искусства на круги своя совершится. Хотелось бы дожить до этого времени», – говорил А. Быков.

Но все те, кто учился в его студии, считают, что это время наступило гораздо раньше – сами годы общения с Учителем и были возвращением искусства на круги своя.

Странное свойство памяти – произвольно соединять события, делая далекое близким, разбрасывая или собирая людей, разъединяя или сближая пальцы ладони в едином движении. Я вспоминаю, как впервые увидела работы Абрама Быкова – «Украинку в цветном платке» и «Портрет скульптора». Но галерея словно раздвинулась: ее продолжают портреты кисти Елены Немиченицер и Любови Мешулам-Лемкович. И я в кругу этих портретов. И смотрят на меня их герои – романтично, искренно, глубоко, серьезно, чувственно – до черты.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.