РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Лора Верховская

Карта Израиля в инкрустированной коже

Искони кожа как материал ассоциируется с идеей рождения и возрождения. В египетской системе иероглифов существовал знак, понятийно обозначавший «быть рожденным и давать рождение»: три связанные воедино шкуры животных, символизировавшие тройственную природу человеческого бытия – тело, душу, дух.

Амулет из кожи с изображением этих же шкур, но привязанных к солнечному шару, египтяне надевали на шею новорожденному.

Для того чтобы «омолодиться», фараоны и жрецы совершали обряд, известный как «прохождение сквозь шкуру».

Позже от обряда инициации остался только хвост пантеры, который правители завязывали вокруг своей талии, имитирую связь с тотемом.

В священных обрядах, некогда совершавшихся жрецами в доколумбовой Мексике, человеческую жертву закутывали в шкуру животного.

Подобным же образом были одеты римские легионеры, несущие штандарт легиона.

Список этих примечательных фактов из истории цивилизаций, связанных с представлением о магии кожи, можно еще долго множить, однако нельзя не заметить, что предметом декоративноприкладного искусства кожа стала только в эпоху Возрождения, с появлением интарсии (leather intarsia) как разновидности инкрустации. В середине XV века только во Флоренции работало более 80 мастерских в этом декоративном направлении. Шло время, а интарсия оставалась западно-европейской приметой изысканности в эстетике женских украшений, шкатулок, мешочков для денег и табака, поясов, книжных переплетов, обоев для королевских карет, но в ХХ веке словно сошла не нет как нечто утилитарное и ненужное, оставшись в качестве элемента украшения сумочек, туфелек, сапожек...

Но Израиль – страна чудес, где вопреки всем предпосылкам развития историко-культурного процесса и сегодня создаются лучшие образцы интарсии.

8 марта 2008 года в Ein Hod Gallery, в деревне художников Эйн-Ход близ Хайфы, открывается выставка, посвященная юбилею Израиля, где будут представлены работы многих живописцев Израиля и единственная в своем роде композиция из кожи «Моя маленькая страна», выполненная в декоративной технике итальянских мастеров Ренессанса.

Автор этой уникальной работы – Лора Верховская, выпускница Латвийской государственной академии художеств. С 1976 года она в Израиле и проживает в одном из поселений Самарии – Баркане.

Композиция «Моя маленькая страна» получилась отнюдь не маленькой – полтора на два
метра. Она состоит из пяти работ, среди которых центральное место занимает карта Израиля. К слову, Лора Верховская предпочитает в творчестве «килограммометровые» работы.

Карта Лоры Верховской создает совершенно неожиданное впечатление. Сначала кажется, что она написана на холсте красками и кистью. И вдруг ощущаешь ее дыхание – это дышат кожа и замша, приглушенные перепончатым лаком! Так современное искусство вслушивается в дыхание Ренессанса, словно опасаясь недотянуть до подлинного Возрождения, и все-таки не пасует в своем порыве.

Используя leather intarsia, художница графически точно передает особенности современной картографии – сухой чертеж земной поверхности, соответствие масштабу и другим параметрам, предъявляемым к географическим картам.

В отличие от театрально-декоративных коллажей под кожу, карта Лоры излучает магическое тепло натуральной кожи. А мягкая бархатистая замша полна эротического ощущения «присутствия». Такова способность художницы по-своему, по-кошачьи, по-женски войти в ауру материала и почувствовать его текстуру.

Талант Лоры Верховской художественно подчеркнуть используемый материал обладает загадочной притягательностью аленького цветочка, желание прикоснуться к которому становится столь неодолимым, что уже невозможно противостоять ему. Но по неписанному закону искусства из этого противостояния и рождается творчество, неожиданное в своей непредсказуемой правоте – по праву индивидуального ощущения эстетической чувственности и художественной интимности, которые открываются мастеру.

В композицию «Моя маленькая страна», помимо карты, входят еще четыре панно с цветами, характерными для пробуждающегося по весне Израиля – с его первыми цветами к Женскому дню. Цветы Лоры прорываются из расселин гор и произрастают в естественной почве, оживляя пустыню мозаикой своего присутствия. Пластины белой, фиолетовой, песочной, бурой, пепельной кожи – это не аппликации. Это кожа, врезывающаяся на поверхности вгладь, подобно инкрустации на кости, дереве, перламутре. Между тем стилистически кожаные цветы Израиля сродни традиционной для стран Балтии флористике, представляющей картины из сухих природных материалов – цветов, листьев, коры.

Такое наложение форм одной культуры на формы декоративно-прикладного искусства другой страны в интарсии Лоры Верховской обладает нетривиальным художественным эффектом. В этой связи художественный критик, доктор искусствоведения Г.Островский писал о Лоре Верховской как о создательнице «единственных в своем роде картин-панно из кожи». Это «картины не только созерцательные, но и осязательночувственные. Смело можно утверждать, что подобных работ в мире просто не существует. Более того, необычность творческого эксперимента и его результативность отводят художнице место в контексте современного авангарда, обновляющего и расширяющего диапазон авангардного декоративно-изобразительного искусства начала ХХI века».

О Лоре Верховской много написано: в журналах «Третьяковская галерея», «Мы», «Алеф», другой периодической печати, в Интернете. Осенью 2006 года в Москве, в Музее декоративноприкладного искусства прошла ее поистине грандиозная выставка, на которой было представлено 45 полутора-двухметровых картинпанно из кожи, замши и лака, среди которых особый интерес вызвала версия «Джоконды» – «Мона Баст», воплотившая, по мнению Лоры Верховской, «кошачье начало в женщине».

Беду какую прячешь ты в улыбке,
Какую тайну ты за ней хранишь,
А за спиной – пустынно, зябко, зыбко...
В улыбке – лед, в руках смиренных – тишь.
В улыбке – ложь, во мне и страх, и боль.
Ты прихоть кисти, таинство мазка,
Ах, девка, на какую метишь роль,
Тебя, как зверя, страшно приласкать.
Джоконда... В этом имени есть яд,
Укус змеи, крик, укрощенный в шепот,
Как будто листья тихо шелестят
И жар щеки ласкает холод шелка.
Джоконда, ты опасна и хитра,
По-лисьи льстива, гибель Леонардо:
В улыбке обещание утрат,
В зрачках твоих спит голод леопарда.
Что в облике твоем зашифровал
Ум изощренный гения – неважно.
Я знаю – за улыбкой скрыт оскал...
Ты дремлешь в женщинах –
бессонно, чутко, страшно.

(Наталия Антонова «Джоконда»)

Вот такое кошачье-леопардовое начало, что «дремлет в женщинах – бессонно, чутко, страшно», читается в «Моне Баст» Лоры Верховской.

Я обратилась к Лоре с вопросом: «Что бы вы хотели пожелать женщинам в Международный женский день?». Она ответила:

– Сохранить то, что выделяет нас, женщин, в своей индивидуальности. Быть красивой, оригинальной, стильной – это трудоемкое декоративноприкладное искусство Быть Женщиной. Работа «женскими руками» – часть этого искусства, которое не должно утратить своей уникальности и индивидуальности в наше суперцивилизованное время. То, что женщина создает своими руками, снимает психологическое напряжение, сохраняет энергетику женской любви, полную созидания и согревающую своим теплом мир.

 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.