РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Борис Гейман

«Цвет звука»

В выставочном зале развешаны картины Бориса Геймана и звучит джаз. И хотя джазом в Израиле никого не удивить, в данном случае этот фон на редкость уместен, поскольку подсказывает некоторые ходы мышления автора. «Цвет звука» – так назвал персональную выставку художник из Ашдода Борис Гейман, открытие которой состоялось 10 февраля 2008 года в Иерусалиме, в музее «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля.

Вообще, как художник стал художником? Почему стал именно таким? Аналитически вроде бы и понятно, но всё равно что-то так и остается на уровне догадок.

Помимо рисования, Борис Гейман с детства обожал музыку, потом это увлечение перешло в страсть к джазу, выразившуюся достаточно необычно. Гейман начал изображать в цвете свои ощущения от джаза. И мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, стали ложиться в цветовые импровизации на холсте. Пропитанные джазовыми ритмами, они словно сами собой вошли в эстетический мир художника – европейский по цветовому ощущению. При этом экспрессионистическая напряженность духовых и ударных в художественном сознании Геймана уступила место певучести струнных и приглушенной мягкости щипковых инструментов, характерных для камерной оркестровой музыки.

Но на холсте запечатлелось биение двух несовпадающих ритмических линий: как бы разорванной, словно синкопированной мелодии и четкого аккомпанемента, выдержанного в стиле стремительного шага «Регтайма», постукивания кастаньет «Фламенко», грустных распевов «Блюза», странностей «Фантома оперы» и звучания «Писем в обрывках ветров». Я просто иду по названиям картин, которые уже сами по себе подсказывают, что рассматривать феномен Геймана-художника – стиль, образную систему, выразительные средства, тематическую предрасположенность – необходимо именно в сопряжении с увлеченностью его музыкой. Так точнее раскрывается личность живописца, неразъемная, как ритм мазка и прищелкивание пальцами в «Болеро».

В триптихе «Джаз. Весна. Лето. Осень» используется эффект «дождя» в различных направлениях, вплоть до «наоборот». Понятно, что таких потеков в реалистическом искусстве в принципе быть не может, но это возможно в постмодернизме Геймана с его установкой «вырваться» за пределы привычного бытийного круга, на который
обречен предметный мир. И это наполняет жизнь предощущением нового ритма, как в джазе.

«В основе моего авторского стиля, – говорит Б. Гейман, – лежит концепция восприятия мира, и особенно музыки, через цветовые колебания, перерождающиеся в живописи в цветовые метаморфозы. Эти ощущения переходят и преобразуются в знакомые и незнакомые зрителю образы, в основе которых лежит желание запечатлеть способность предмета к перемене. Но это всегда сублимация моего художественного представления о состоянии явления».

Есть художники, теоретически объясняющие всё в своем творчестве просто, однако зрителю трудно приблизиться к этому мессианскому ощущению себя в искусстве. А бывает наоборот, как в случае с Б. Гейманом. Формулирует трудно, а в живопись войти легко.

Присмотримся к работам художника. Даже натюрморты – с арбузом, грушей, апельсинами, клубникой, ракушкой, кувшином, сервизом – не кажутся статичными. Их предметность овеяна дыханием цветов, которыми Гейман, как правило, дополняет композицию. Трудно сказать, какие именно это цветы, но можно с совершенной определенностью утверждать, что не ностальгические, как это нередко бывает у художников – выходцев из стран бывшего Советского Союза.

Интересен «Пьяный натюрморт», в котором все предметы – чайник, кружка, фужеры и штоф, гранаты на селедочнице, какой-то там кактус, оконная рама на заднем плане – несоразмерно вытянуты, не подчиняясь общепринятым законам перспективы. И впрямь – все пьяны! Или мечтают о джазе? И к неизведанным водам приготовилась розовая лодочка с картинки над столом в натюрморте с пивом и селедкой (по виду не каспийской). Предметы словно сами собою движутся, переходя порой в примитивистские пропорции ромбовых скатерок.

Музыка – как колористическая вода. В живописи ее цвет отражательный, он холоднее, чем кажется наяву, – он опосредованно ассоциативный. Вот почему художник отдает предпочтение неопределенным цветам – особенно синему, голубому, бирюзовому во всех оттенках. Они плавно перекатываются в уравновешенный фиолетовый, приглушенный бордо, притушенный желтый, осторожный терракот. Таково постимпрессионистическое ощущение света в неведомый миг, может быть во сне, или который ты видел на какойто только тебе знакомой акварели. Но на самом
деле это никакая не акварель, а акрил и масло. Но ощущение, что всё на полотне движется и звучит, звучит и движется, – не покидает. Ну прямо как у Булата Окуджавы:

Мостовая пусть качнется, как очнется!

Пусть начнется, что еще не началось!

Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется...

Что гадать нам: удалось – не удалось?

(«Живописцы»)

Так ведь и удалось! Потому-то и остается эстетическое ощущение эмоционального тепла, легкости и движения в цвете, а если печали, то светлой: мир «качнется, как очнется»...

Борис Максович Гейман родился 5 сентября 1967 года в столице Молдавской ССР, городе Кишиневе. Сейчас проживает в Израиле, в Ашдоде. Закончил колледж «Бэйт Левинштейн» в Раанане по специальности графический дизайн, затем художественный институт «Авни» в Тель-АвивЯффо.

Борис Гейман – член Союз художников Израиля», член Ашдодского союза художников, активный участник выставок, проходивших в Русском культурном центре (Иерусалим, старый город, 2007 г.), музее «Тальпиот» (Иерусалим, март 2008 г.), Бэйт-Оле «Эйтан» (Ашдод, июнь-июль 2008 г.), «Яд ле-баним» (Ашдод, сентябрь-октябрь 2008 г.; 2010 г.), Культурном центре при посольстве Российской Федерации (Тель-Авив, июнь-июль 2009 г.), Музее древностей (Старый Яффо), а также выставки Проекта «Израильская палитра» (совместно с В. Кинусом и Г. Непомнящим), выставки в рамках фестиваля «Взгляд на Тель-Авив» (ноябрь 2010 г.), выставки «Яффские зарисовки» (совместно с В. Кинусом; Ашдод, Аудиториум, декабрь 2010 г. – январь 2011 г.). В 2006–2007 гг. сотрудничал с галереей «Сиреневые врата» в деревне художников Эйн-ход. Член неформальной группы «Кшатот». Вошел в число художников, представлявших в 2006 году Израиль в Англии. Участвуя в декабре 2009 г. в международной художественной выставке, организованной Всемирным альянсом «Миротворец» и галереей «Меркулов» (ЦДХ, Москва), награжден медалью «Талант и призвание».
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.