РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Анна Зарницкая

ЕДИНАЯ КНИГА

В природе всё движется, трансформируется. Эту старую, как сама природа, мысль, я хочу воплотить в линии и цвете.

Анна Зарницкая

7 января 2010 года в Тель-Авиве, в Русском культурном центре открылась выставка живописи и графики Анны Зарницкой, названная художницей «Движение цвета и линии».

«Фламинго» Анны Зарницкой я впервые увидела в Dilon Gallery, что на прибрежной площади Старого Яффо. Так странно было увидеть их здесь после того, какими они запечатлелись в памяти детства. Другом нашей семьи был орнитолог. Он брал меня со своими детьми в экспедиции по кольцеванию птиц в Астраханский заповедник. Там я впервые увидела стаи этих розовых птиц, чье оперение становилось едва ли не алым при заходе солнца. И тогда начинался их танец, в котором птицы, как в балете, поднимали длинные стройные ноги, высоко сгибая в колене, шурша алыми крыльями, как пачками, и грациозно поворачивали шеи. Но чтобы увидеть это чудо, нужно было сидеть очень тихо, потому что фламинго от природы пугливы...

Помню, как я долго всматривалась в холст с фламинго Анны Зарницкой, как в ожившие впечатления детства... А потом я увидела настоящий поединок турецких петухов – динамический триптих: вот они, насупленные, сходятся, вот разлетаются, изогнувшись с невообразимой кошачьей гибкостью, вот один победно наступил другому на грудь, словно подтверждая свое превосходство. Это был поединок цвета. И тут же – романтический дуэт белых лошадей в один из бирюзовых закатов, лошадь поверженная, перевернутая, копытами вверх – в огнедышащем фонтане пыли. А потом я увидела лирическую «Лошадь с жеребенком» и вновь поразилась диву подсмотренных художницей сцен, когда всё открывается бесконечно величественным, как единая книга природы. Словно всё – и вне и внутри одновременно – живет на холсте. И художник, запечатлевший эти сцены из природы, сам открывается природе. И они существуют в таком нераздельном единстве, что невозможно понять, где кончается художник и то, что он увидел. Вот такая единая книга природы и художника.

Творчество Анны Зарницкой не укладывается в привычные схемы. Оно способно к оборачиваемости: то, что показалось вначале, может вмиг оказаться противоположным. Почему? Алхимия цвета! Сами композиции, построенные художницей, порой обнаруживают сознательную абсолютизацию принципа художественных оппозиций. И смотрящий интуитивно чувствует, как предложенный мотив «одевается» в понимание, осознание, начинает варьироваться и интерпретироваться, обобщаться и вдруг переходит фантастическую параллель сознания, обретает сюрреалистические очертания в частях разъятых животных. Чинно шествуют верблюды, библейские персонажи, параллельно плывут фантастические рыбы. На других работах графические персонажи А. Зарницкой словно спустились из неведомых негармоничных миров, чтобы обрести гармонию здесь. И хотя многие из ее героев нередко перемещаются из полотна в полотно, их переход осуществляется так, как один день не похож на другой – узнаваем и неузнаваем в своих цветовых предпочтениях.

Так Анна Зарницкая погружает зрителя в самобытные миры, внешне вроде бы чуждые, но одновременно и близкие, магически притягивающие, параллельные в подсознании, когда устаешь от логики бытия и интуитивно жаждешь художественной сверхреальности.

Творчество Анны Зарницкой интересно по мироощущению – мироощущению современной эпохи, когда на смену чувствующему художнику пришел художник мыслящий, но в данном случае одновременно лиричный.

Современный сюрреализм – замысловатое переплетение сознания и подсознания, порождающее причудливые сочетания в слиянии реальных и нереальных предметов. В работах Анны Зарницкой ощущается это высвобождение образов из глубин подсознания, но это не тот болезненный мир, с которым нередко связывают сюрреализм. И если когда-то арт-критик Г. Островский писал о ее творчестве, что «в ее усложненный духовный мир войти не просто», то нельзя не заметить, как изменился ее мир теперь, став более открытым и понятным человеку. Сегодня творчество Зарницкой иное – яркое и солнечное, построенное на праздничной цветовой гамме, легкое и свободное, обволакивающее теплом красок в неожиданных сочетаниях, становящихся продолжением твоих собственных ощущений. Такова «Аллея» в парке иерусалимского Музея природы – пленэрная по сути, но живописно запечатлевшая состояние переходности реального мира в небесно-солнечное пространственное измерение. Подстать «Аллее» и «Прогулка», где также всё решено за счет переходности линии в цвет. Посмотришь справа – и словно прошуршало женское платье, посмотришь слева – девочка спешит на первое свидание, прямо посмотришь – влюбленная пара в шорохах осени. Но эти пластические метафоры читаются лишь с разных ракурсов видения, когда ты уже окутан цветотеплом. Не потому ли и в «Натюрморте» долька арбуза и ваза с цветами – словно сами собой складываются в обворожительную улыбку женщины? Вот вам и переходность-оборачиваемость. Помните, в школе нас учили, что «Стрекоза и муравей» – аллегория трудяги и бездельницы? У Анны Зарницкой эта аллегория превратилась бы в эстетическую фантазию на тему «скопидома и актрисы Божьей милостью».

А я вновь вспоминаю ее алых фламинго. Даже припомнилась песня А. Дольского:

Фламинго...
Как тобой любовались фламандцы,
Целясь в тело изящное кистью.
И застыли прекрасные танцы,
Как в полете осенние листья.
Бесконечную «Красную книгу»,
Как поэму вселенной листая,
Вижу строфами стройные стаи –
Перелетной свободы вериги,
Фламинго...

Они прилетели на этот холст...

Все во мне, и я во всем

Свое в природе


Есть у Николая Рубцова детское стихотворение
«Жеребенок»:

Он увидел меня и замер.
Смешной и добрый, как божок...

Всякий раз я вспоминаю эти строчки, глядя на удивительную по чистоте ощущения природы картину Анны Зарницкой «Лошадь с жеребенком».

Милый, трогательный, смешной, тщедушный, несоразмерно маленький, он расположился под куполом-шатром большого тела лошади-матери. Маленький «божок» – в пространстве зеленоголубой луговой травы. Добрый, наивный, нежный, с глазами-черешнями – под зорким взором кобылицы, – он смотрит на меня и не отпускает, обезоруживая, как взгляд ребенка.

Композиционно лошадь с жеребенком расположены на холсте так, словно взяты крупным планом в фокусе операторского объектива. Верхняя часть натуры отсечена, поэтому глаза у малыша и матери приходятся на уровне глаз зрителя, словно другие детали на полотне вовсе не главные. И с какой стороны ни подходи, ты всё равно находишься на уровне их взгляда – ясного, доверчивого, пронзительного, – такого, что эмоционально возвращает к себе-ребенку, когда не знал, что значит ложь...

А вот другая работа: пара влюбленных лошадей – лиричных, прекрасных, пасторальных. Золотисто-голубые от заката, они живут в своем беспримерном измерении, будто в мире нет ничего мимолетного и мгновение красоты – вечно.

И уже невозможно понять, кто на кого в этом мире смотрит. То ли художник удивленно и благодарно узнает свое в природе, то ли природа радостно и благословенно узнает свое в художнике. И тогда, подобно утреннему пробуждению, приходит понимание: не в этом ли и заключается секрет полного слияния художника с бытием? Всё во мне, и я во всем – истина творящего...

Алхимия цвета: живопись

Запечатленный на холсте мир силен не фотографическим сходством, а эмоциональным ощущением цвета и линии. Одна из сильных сторон дарования Анны Зарницкой – эмоциональная цветовая гамма, заставляющая поверить в реальность любого художественного образа.

– Для меня живопись – это выражение интуитивного чувства цвета и знаний по цветоведению, – говорит Анна Зарницкая. – В 1950-е годы во Франции внутри абстракционизма зародилось течение оптического искусства – с его сложными сочетаниями цвета, дающими неожиданный эффект, который отвечает моему цветоощущению. Его основоположником стал Виктор Вазарели (с 1930 по 1997 работал во Франции), разработавший систему оптических принципов размещения цвета на полотне. Искания Виктора Вазарели стимулировали меня еще в то время, когда я училась в Москве. Теперь многие вещи я уже делаю по-своему. Беру два противоположных
цвета и высветляю. При соприкосновении двух разных цветов в одном тоне происходит симультация, напоминающая ауру, свечение. В живописи это всегда существует на грани – живет как сознательно-подсознательное. Да, визуальный эффект таков, что смотрящий интуитивно чувствует, как предложенный мотив облекается в предчувствие, догадку. Потом становится осознанием, пониманием, варьируется, интерпретируется, обобщается и обретает себя в динамичном фигуративе, в характерных для модернизма текучих и необычных образах. Этот эстетически условный мир многолик. В нем художественно все на равных – люди и звери.

Здесь празднуют счастливую Тору, танцуют на закате. И экспрессивность танца такова, что способна закружить все просторы Вселенной. Здесь свято зажигают субботние свечи. И здесь же вышагивают бархатистые верблюды, живут светозарные быки, кричат зачарованные павлины, серебрятся невиданные рыбы. Здесь обитает амазонка с грациозным козерогом. Здесь пророчица-аристократка читает по весам судьбы. И словно выступают из времен итальянского Кватроченто юная скрипачка и златовласая девушка с мандолиной в руках.

Некоторые из героев перемещаются из полотна в полотно. Иногда это сопутствующие им атрибуты или любимые образы, которые из крупных планов в одних работах становятся выразительной деталью других, как, к примеру, пунцовые гранаты или задиристые красавцы петухи, что вечно находят новый повод для поединка. Но каждый раз они появляются так, как один день не
похож на другой, потому что нов, хотя и узнаваем по цветовым предпочтениям.

Живопись Анны Зарницкой тематически условна, современна по стилистике, в которой модернизм первой трети 20 века обогащен современным ощущением предметного мира и абстрактной условностью. Созданный художницей мир притягивает, будоражит, обнаруживает лучшее в человеческих эмоциях, захватывает праздничной цветовой насыщенностью, способностью к обновлению и созиданию, эстетически устремлен к гармонии.

Светотень: графика

Иная по эмоциональному ощущению графика Анны Зарницкой.

– В природе не существует черного и белого, это скорее название красок, – говорит художница, – поэтому само их сочетание всегда подчеркивает декоративность. В графике нет возможностей естественного природного цвета. Это объясняет стремление многих графиков к разным видам самовыражения как восполнению цветовой недостаточности. Зарницкая-график работает в офорте, карандашом и черной тушью. Графические ее образы не похожи на персонажи в живописи. Это герои негармоничных, порой суровых миров, неоднозначные, странные, амбивалентные, пытающиеся в диалоге со зрителем обрести утраченную цельность. Мир в себе – эмоционально скорее отделяет, чем связывает. Но тем сильнее соблазн через внешние формы постичь его суть.

Графика Анны Зарницкой театральна и по манере исполнения сродни традициям объединения «Мирискусства»рубежаXIX–XXвеков.В капризном переплетении сознательного и подсознательного рождаются причудливые сочетания реальных и нереальных образов, философичных, но холодноватых и отстраненных. «Сгустки ощущений» обретают художественное выражение в расположении и насыщенности пятен, ритмических переходах, тональных нюансах, точности линий, наконец, в самом ощущении белого листа как сюрреалистического пространства. Всё это придает графике Анны Зарницкой внутреннюю напряженность.

Шипы: скульптура

Необычен абстрактно-метафорический скульптурный диптих «Шипы снаружи и шипы внутри» (металл, 1,5 х 2 м), выполненный Анной Зарницкой в соавторстве с самобытным художником-дизайнером Андрианом Жудро.

Первая часть композиции представляет собой диск, трансформирующийся в образ рыбы.
Аллегория-персонификация символизирует энергию самосохранения и самовыражения, заложенную внутри как одушевленного существа, так и неодушевленного предмета. Этот «шип индивидуальности» – воплощение положительного и отрицательного начал одновременно. Он проявляет себя во взаимодействии с внешним миром, который движим «шипами индивидуальностей».

Другая часть диптиха решена «наоборот», как зеркальное отражение этой же темы. Внешний мир должен задеть, «уколоть» тебя лично. Тогда заложенная в тебе энергия пробудится к созиданию во имя нарушенной гармонии бытия.

Скульптурный диптих «Шипы снаружи и шипы внутри» – это эстетическая концепция противоборства «шипов с шипами». Это противопоставление внутреннего и внешнего состояния мира. Это художественное высказывание, выраженное языком современной абстрактно-метафорической скульптуры. Это «шип», побуждающий зрителя к размышлению.

Работа «Шипы снаружи и шипы внутри» приобретена Холонским муниципалитетом для городского Парка кактусов и находится в его центральной части.

Для справки

Анна Зарницкая родилась в Иркутске в семье художника, выпускница Иркутского художественного училища, затем – факультета художественной графики Московского областного педагогического института (МОПИ). Занималась изучением цветоведения на творческой даче «Сенеж» (Подмосковье).

С 1990-го художница в Израиле, проживает в Холоне, сотрудничает с галереями Yellow Gallery в Праге, Dilon Gallery, Baker Street в Старой Яффе.

Она – член Объединения профессиональных художников Израиля (председатель амуты), член Союза художников России, участница многочисленных выставок, среди которых наиболее значительны персональные выставки в Музее русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных (Рамат-Ган), в Музее Танаха в Тель-Авиве, в Центре искусств в Иерусалиме, в Музее декоративноприкладного искусства в Харькове.

Ее работы имеются в Музее природы в Иерусалиме, в Парке кактусов в Холоне, в музеях России (Иркутск), Украины (Харьков, галерея «Максим»), Беларуси (Минск, Витебск, Барановичи), в постоянных коллекциях галерей Израиля (Dilon Gallery, Baker Street), Канады (The Aliyah Arts International Gallery), Чехии (Yellow Gallery), в посольствах России, Беларуси, Узбекистана в Израиле.

Всё во мне и я во всем

Творчество Анны Зарницкой интересно по мироощущению – мироощущению современной эпохи.

Это сочетание художника чувствующего и мыслящего.

Это лиричность восприятия природы и экспрессивность выражения.

Это погруженность во внутреннее состояние образа и способность передать это состояние через внешние проявления.

Это композиционная свобода.

Это вневременное ощущение пространства.

Это тот удивительный «шип индивидуальности», которому движением цвета и линии по силам задеть зрителя за живое.

И заставить его оглядеться вокруг себя.

И всмотреться в свой внутренний мир.

И напомнить о радости цветового восприятия,
дарованного смотрящему.

Всё во мне, и я во всем.

Вот вам и ребенок-жеребенок с глазами-черешнями...
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.