РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Леонид Крицун

«Стекло нетто»

До сих пор точно не знают, где и когда было впервые изобретено стекло. Одна из легенд, записанная Плинием Старшим в I веке н. э., гласит следующее. Однажды на песчаном берегу финикийские купцы, за неимением камней, сложили очаг из перевозимой ими африканской соды, а утром на месте кострища обнаружили стеклянный слиток удивительной, ни с чем не сравнимой формы. С тех самых пор, наверное, и зародилось отношение к стеклу как материалу, предназначенному для изготовления произведений искусства. Сегодня стекло стало важным элементом современного дизайна.

2 апреля 2009 года в Центре искусств в Иерусалиме (Дерех Хеврон, 12) состоялось открытие персональной выставки Леонида Крицуна «Стекло НЕТТО» (скульптура 2008–2009 гг.).

Стекло, прозрачное стекло...
Нет, то не признак пуританства.
Его пространство как убранство,
Как стиль, в котором всё светло...

Леонид Крицун в Израиле с 1970-х годов. Стеклом и мозаикой стал заниматься с 1985 г. и уже достаточно хорошо известен как витражист: ему принадлежат такие произведения монументального искусства, как витражи в Троицкой церкви на Русском Подворье и в Горнинском монастыре в Иерусалиме, а также многочисленные работы декоративно-прикладного характера из стекла. Однако экспозиция «Стекло НЕТТО» представляет новое направление в творчестве художника.

– Идея создания серии работ «Стекло НЕТТО», – говорит Л. Крицун, – родилась в тот момент, когда я решил сделать трехмерные вещи из стекла, которых до сих пор еще никто не делал. Что же это такое, чего до сих пор никто не делал? Прогуляемся по Центру искусств.

Центральное место в экспозиции занимает скульптура «Дракон» (42 х 70 х 23 см), выдержанная в геометрических формах с мозаичным покрытием, подобным переливающимся чешуйкам. Весь светящийся, изумрудно-коричневый, зелено-бирюзовый – он похож на летучий корабль. Расправив свой лазурный гребень, красавец
дракон приготовился к полету. Всем своим фантастическим видом он напоминает сказочных животных, иногда снящихся по ночам не только детям, но и взрослым.

Три другие фигуры – «Кот», «Собака» и «Крокодил» – выполнены из обычного оконного стекла с последующим разделением внутренними перегородками. Некоторые из образовавшихся внутри полостей художник наполнил кусочками битого стекла или стеклянными же шариками разных размеров, дополняющими общую композицию.

Заметим, что «экстерьер» стеклянных животных совершенно необычный, прямо скажем, похудожественному породистый. Получились эдакие благородные, воспитанные «эрдель-терьеры» с благодушными мордашками и весело поднятыми хвостами. Никто из стеклянных животных ни с кем не собирается вступать в склоку. И если кот с собакой где-то не дружат, то это совсем не про тех, кто гордо красуется здесь и полон обаяния на «просвет».

В таком же ключе решена и скульптура «Крокодил» (92 х 30 х 22 см). Так и кажется, что этот крокодил – вовсе не аллигатор, а лишь добродушный Тотоша с мыльными пузырьками внутри, как бы ни была солидна крокодилья «фигура». Да и вместо зловещих зубов – опять же белые блестящие шарики!

Вот такой стеклянный зверинец встречает нас на выставке – дружелюбный и с чувством юмора.

Другую группу экспонируемых работ Л. Крицуна составляют почти двухмерные фигуры – прозрачные силуэты мужчины и женщин, выполненные с использованием последних технологий резки стекла при помощи лазера. И хотя вXXI веке, наверное, уместнее петь оды техническому прогрессу, но, когда смотришь на их прозрачные
силуэты, думаешь о певучести линий «НЕТТО», избранных художником. Хафизовские шаловливые пери, что перед нами – «чей облик – луна, чье дыхание – порыв, чей язык – лезвие» – подобные «драгоценному вину в прозрачном хрустале». Да-да, прозрачность – не призрачность! Выразительность пластики фигур восточных женщин и в стекле не теряет своей энергетической силы, способной зажечь пламя страсти, как в газелях Саади. Пери Л. Крицуна полны любовного томления. Совсем другая энергетика – силы и напора – проявляется в несколько абстрактных формах силуэта мужчины.

Третью серию работ художника представляют стеклянные фигуры, обвитые светящимся нитями. Вновь «зверинец», но другой. «Светящимися нитями я занимаюсь уже десять лет, – говорит Леонид Крицун, – со времени, когда их только изобрели ученые-репатрианты. В качестве декоративного элемента они давно присутствуют во многих моих работах. На этой выставке представлены две работы, выполненные в этой технике – это “Попугай” и “Рыба. Думаю, что это и самые эмоциональные работы – они “живут”, когда светятся.

Но и это еще не всё. Четвертую группу работ сам Леонид называет «воплощением своей давнишней мечты». Это небольшие объемные фигуры из прозрачного стекла, созданные методом стекловыдувания с последующим ювелирным оформлением. Таковы «Король-Паук» и вовсе не страшный «Скорпион». Во внутренние полости этих «животных» помещены кусочки битого цветного стекла.

Стекло нетто – как либретто
Для художника-поэта,
Творящего свою музыку стекла.

Наверное, и поэтому тоже, торжественное открытие выставки сопровождается музыкальным дивертисментом в исполнении виолончелиста Андрея Демина и клавишника Семена Липкина.

Роман с «посвященной МУЗАМ»

Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной из версий, оно происходит от латинского musivum и переводится как «посвященная музам». По другой – всего лишь от opus musivum, то есть разновидности кладки стены или пола из мелких камушков. Но, наверное, каждый из мастеров-мозаичистов в глубине души считает мозаику искусством, «посвященным Музам».

Секрет изготовления мозаики передавался от отца к сыну, скрывался от чужаков. Далекая Эллада подарила миру этот удивительный вид искусства, слагаемый из кубиков камня, смальты и приглушенно-прозрачного или очень плотного стекла. В Древнем Риме и Византии благодаря искусству мозаичистов рождались величественные пространства, поражающие своей нарядностью. Раннехристианское искусство полюбило мозаику за игру света и стойкость цветов. Золотые кусочки смальты таинственно сливались и играли на сводах и стенах храмов, пробуждая воображение. Под долгим гнетом татаро-монгольского ига наступило забвение – вплоть до середины XVIII века. Но вечному искусству уготована жизнь в веках.

10 апреля 2010 года в Доме Качества (Центр искусств) в Иерусалиме открылась большая выставка работ израильских мозаичистов (куратор выставки – Эли Ницан). Среди них единственный из «наших» – с русскими корнями – Леонид Крицун.

Но есть и еще особенность, по которой его работы выделяешь сразу: обращаясь к древнейшему виду искусства, в отличие от других мозаичистов, он использует современное стекло, перекидывая таким образом эстетический мост в век нынешний.

«Мой роман с мозаикой начался с любви, – рассказывает Леонид Крицун, – с любви к стеклу как материалу, способному неожиданно подчеркнуть форму, цвет и глубину предмета. Для витражиста – это как любовь к женщине. А моя работа в мозаике – по сути продолжение витража».

Представленные Леонидом Крицуном работы из стекла – это предметы интерьера и декоративные панно.

«Особенно люблю мозаику, работающую на просвет, – продолжает художник. – На мой взгляд, в условиях интерьера нынешнего столетия она наиболее родственна новым формам, поскольку не отнимает пространства, оставляя естественному свету возможность играть во всех своих оттенках, создавая имитацию объема и глубины. Современному человеку эмоционально это ощущение ближе традиционно витражного».

Этот принцип художника-мозаичиста наглядно прослеживается в мозаичном панно «Цветы» (диаметр 72 см). Удивительно нарядная, как праздник света и цвета, стеклянная картина работает на просвет как «подвесной витраж». Алые маки и желтые хризантемы словно раскачиваются на голубых просвечивающихся стеблях, оттененные всеми отзвуками зелени упругих трав. Подобно хрустальной вышивке, стеклянное панно сжато свинцовым обручем-пяльцами с рельефной окантовкой, геометрический орнамент которой напоминает о стилистике традиционной классической мозаики. Ближе к центру следует внутренняя «отбивка» – из плоских перламутровых шариков, подчеркивающая глубину и визуальный объем созданной композиции.

Несколькоиначевыглядит«Окно»(100 х 120 см) в зелено-голубых и красных тонах с черными разделительными перегородками, придающими нарядному рисунку геометрическую строгость.

Интересно оформление предметов домашнего обихода. Так, «Камин» выполнен, в отличие от предыдущих работ, непрозрачным витражным стеклом со всеми оттенками опалового стекла. По контуру использован геометрически повторяемый орнамент в греко-римском стиле, ставший со временем элементом классической мозаики. В этом же стиле оформлено и «Опаловое панно» (120 х 120 см) над столом. Его стилистическую строгость оживляет коллекция керамических колокольчиков, развешенных над ним на разных уровнях. Изначально избранный классический тон прослеживается и в других предметах интерьера. Ромбообразные часы (40 х 40 см) – в черно-зеленых отсветах, как в осколках антрацита. «Зеркало» (40 х 60 см), вмонтированное по диагонали в перламутровое панно прямоугольной формы.

Необычайно интересна декоративная композиция из непрозрачной мозаики «Космос» (320 х 290 см) с вмонтированным в нее аквариумом (100 х 80 см). В нижней части панно преобладают сине-зеленые тона, символизируя водную стихию. В верхней – стихия небесная. Но есть в этом художническом мире и наше присутствие: плывет себе, раздув белые паруса мечты, краснокоричневая яхта. А рядом – горы и пальмы, и океан – под нами! Не случайно центральной частью композиции является аквариум с живыми рыбками. А мозаичный океан становится естественной частью аквариумного мира как частицы гигантской водной стихии.

И, наконец, «Секстет» из непрозрачной мозаики на танахические сюжеты. Верхнее «трио» панно – птицы: розовый петух с алым хвостом и гребнем на сине-голубом фоне, угрюмый филин – на темно-фиолетовом и зеленый попугай в небесной лазури. Нижнее «трио» составляют миниатюры на сюжеты из Танаха. «Вводная композиция» подобна былинном зачину, главная задача которого – эмоционально-цветовой настрой. Центральное место в этом танахическом триптихе занимает «Лестница Якова» (на зеленом фоне красными буквами выведено «Израиль»). «Скрижали Завета» органично завершающую мозаичный «Секстет».

В духе секстета выполнено и панно «Иерусалим» в деревянном каркасе.

Мозаика – искусство, посвященное музам... Но ныне на смену старинным секретам пришли производственные технологии, и утратилось нечто, делавшее мозаику предметом искусства. Промышленные образцы не смогли подняться до уровня рукотворных шедевров мастеров. И закономерно, что сегодня именно авторские работы мозаичистов всё чаще и чаще притягивают к себе внимание поклонников этого вида искусства, а также владельцев недвижимости, претендующих на изысканность интерьеров. Просто то, что при рождении посвящено музам, эстетически бессмертно. Леонид Крицун – один из мастеровмозаичистов, возвращающий современной мозаике фантазию художника.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.