РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Маргарита Левин
Квадрат света

Цветоцитата

1 февраля 2011 года в Ришон ле-Ционе, во Дворце культуры (Гейхал а-Тарбут), состоялось открытие выставки Объединения профессиональных художников Израиля «Картина в квадрате», на которой было представлено 28 картин-квадратов – и ни одного «черного». Точнее, один все-таки был, как цветоцитата в «Квартете квадрата» Маргариты Левин. Эта работа, состоящая из четырех квадратов – белого, желтого, красного, черного, – по сути эстетическая концепция Маргариты Левин, отражающая ее путь к «Светоквадрату».

Маргарита Левин жила в Москве, закончила художественно-графический факультет Московского полиграфического института. Училась живописи в студии высокопочитаемого в Израиле художника Владимира Вейсберга. В 1988 году участвовала в Весенней выставке Союза художников на Кузнецком мосту, в 1989 году – в Осенней выставке Союза художников-графиков на Малой Грузинской (являясь членом этого Союза).

С 1990 года Маргарита Левин в Израиле, с 2004-го – в Иерусалиме, активно работает как художник. Ее работы выставлялись в галереях Яффо, Тель-Авива, Нетании, Иерусалима, Москвы, Парижа, Нью-Йорка, Торонто, Монреаля, Стокгольма. Картины Маргариты Левин находятся в синагогах Москвы (ул. Большая Бронная) и Иерусалима (район Рамот). (Персональный сайт Маргариты Левин с галереей ее произведений находится по адресу: http://www.margaritalevinart.com/.) Но помимо того, что Маргарита Левин – мыслящий живописец, она еще и интересный эссеист. В эссе «Театр одного художника. Цвето-пространственное представление» она «проигрывает» различные пути поиска цвета и света в своем творчестве. Примечательно, что отправной точкой этих поисков был отнюдь не «Черный квадрат» Малевича.

ИЗ ЭССЕ МАРГАРИТЫ ЛЕВИН «СВЕТОКВАДРАТЫ»

1. Прививка цветом: Владимир Вейсберг
Тема «Белого» продолжалась всегда.

Сначала при благотворном влиянии В. Вейсберга, который был не только великим живописцем, но и прекрасным учителем. Это он сделал прививку цветом. Впоследствии, когда я освобождалась от этого влияния, всё больше отделялось цветовое пятно от предмета, всё больше оставалась нетронутой поверхность белого холста, который не позволял себя закрыть цветом, требуя неприкосновенности своей первозданной белизны и необъятного пространства, чтобы оставлять место потенциалу и домысливанию. Холст был для меня полем света, в которое погружалось всё мной изображенное.

Очень хотелось перескочить поскорее в импровизацию на большом холсте. Но это произошло значительно позже, после переезда в 2004 году в Иерусалим. Здесь открылись «Духовные пространства» – серия картин этого времени. Горизонталь Тель-Авива, благодаря моим духовным учителям Мирьям Блих и раву Ефиму Свирскому, поменялась на вертикаль Иерусалима. Здесь зазвучала моя «Песнь песней» (в кавычках – названия картин и серий):
По дороге «Духовного пути»,
пройдя сквозь «Камеру», «Очищение» и «Рождение»,
пробираясь «В тумане» через «Миражи» и «Лабиринты»,
стремясь к «Тайне» и постижению «Сокрытия»,
увидела «Золотой Иерусалим» и «Храм Небесный».
Через «Экраны» и «Окна»
хотелось заглянуть в «Духовные пространства»,
в «Голограммы» других миров,
где открываются «Монады»,
где можно увидеть «Звук шофара» и «Песнь песней»,
услышать «Гармонию сфер», «Сосуд света» и «Излучение»,
под новым «Углом зрения»
постигать «Сотворение мира» и «Развитие Мироздания»
и, поднявшись «Над природой» и «Над Синаем»,
в «Единстве» «Приблизиться к Синайскому Откровению»,
быть свидетелем «Соединения Неба и Земли».
И, наконец, построив «Новый Ковчег»,
найти в нем «Райский сад» и «Радость жизни».
А, заглянув «За горизонт»,
испытав «Изумление» и «Вдохновение»,
осветить «Черный квадрат и лунный свет».
И все это для того, чтобы «Незаконченное Творение»
превратилось в «Картину».

2. Во имя нового цвета мира: Казимир Малевич

Однажды увидела свою картину на стене в лучах лунного света и решила написать. Неожиданная мысль – это «Черный квадрат» Малевича и лунный свет. Так возникла серия картин «От Черного квадрата к непознанному».

«Черный квадрат» – Ноль и Рубеж, Ничто холста, цвет не встретился со Светом, это не цвет и не форма, это состояние, предшествующее свету.

Состояние, которое переживается в течение жизни, мучительно-подвешенное, похожее на тупиковое и имеющее только один выход – в зону ближайшего развития, где открываются новые просторы для творческого созидания, когда в сознании что-то сдвигается, а в душе происходит «землетрясение», как через смерть новое рождение.

Для меня «Черный квадрат» Малевича – это Экран, на котором закончилось изображение всего того, что он должен был показать миру, включая все краски и все формы. Потухший экран с огромным потенциалом. И наша человеческая задача – подключить этот экран к Источнику и притянуть в этот мир Новые знания, Новый свет и Новые формы. С Нового угла зрения всмотреться в невидимое и сокрытое для того, чтобы явить непостижимую красоту и мудрость Творения.

Художник – МироТворец.

Черный квадрат – Экран – во имя нового света в мире.

3. Красный экран – мост в будущее: Марк Ротко

Василий Кандинский и Казимир Малевич ровно 100 лет назад заложили основы абстрактного искусства и проложили путь в другое измерение бытия, чему способствовали художники их круга: Александр Родченко, Эль Лисицкий, Пауль Клее и др.

После чего, основываясь на их идейном наследии, художники послевоенного времени: Марк Ротко, Барнетт Ньюмен, Хоан Миро, Ив Клейн и многие другие – продолжили воссоздание мировоззренческой картины Мира.

Погружаясь то в «черное», то в «белое», ощущая «полноту пустоты», воплощая это различными пластическими средствами, художники своим стремлением, протестом, неудовлетворенностью прорывали действительность и замкнутость материального. Таким образом, они подготовили время, когда можно будет действительно проникнуть в Тайны мироздания и заглянуть в немыслимые ранее Духовные пространства. Вместе с искусством наука, философия, религиозная мысль, эзотерические знания мощным потоком пробивают завесу – экран в нашем сознании, – скрывающую от нас непознанные, невидимые покои Мира.

«В человечестве образован полюс единства, к нему сойдутся все культуры радиусов как сумма всех выводов, и [эта сумма] распылится перед образованием нового преображения мира через мозг человечества» (К. Малевич «О новых системах в искусстве», 1919 г.)

Искусство будет, как и прежде, путеводителем человечества, будируя всё лучшее, что есть на земле и в человеке, соединяя человека с его истинным «Я». Таким образом, приблизится время, когда материальное будет освящено и произойдет трансформация в другое измерение бытия, куда давно стремился авангард человечества.

«Тогда неминуемо приходит один из нас – людей; он во всем подобен нам, но несет в себе таинственно заложенную в него силу “видения”. Он видит и указывает. Иногда он хотел бы избавиться от этого высшего дара, который часто бывает для него тяжким крестом. Но он этого сделать не может. Сопровождаемый издевательством и ненавистью, всегда вперед и ввысь тянет он застрявшую в камнях повозку человечества» (В.Кандинский «О духовном в искусстве», 1913–1918 гг.)

Одним из таких был Марк Ротко

«Экраны» Ротко – цветные, прямоугольные и квадратные, едва мерцающие, пока еще заслоняют свет и его источник, но уже светятся. За ними лучится таинственный свет, то солнечно-желтый, то голубовато-лунный, то черный скрытый свет Творения. Полотна Ротко источают таинственный свет. Он проникает даже в узкие щели между экранами-заслонками. В его картинах соединилась метафизическая тайна и тайна искусства, без которых картина мертва.

Как сказал В. Кандинский: «Внешнее, не рожденное внутренним, мертворожденно».

В отличие от экранов М. Ротко, «Черный квадрат» К. Малевича прочно закрывает свет белого квадрата, он граница между прошлым... и будущим творчеством.

В серии «От Черного через красное к белому» я хотела осветить черноту квадрата – сначала лунным светом, потом заставить его светиться через красное (для меня символ человечества) – и в конце концов сделать его полностью пропускающим свет Первоисточника, превратить его в Белый светящийся квадрат.

Свет экрана – это внутренний свет в нас, внешний свет – Источник за экраном.

Красный квадрат – прорыв в будущее.

4. Светоквадраты: Маргарита Левин

Я всегда стремилась к выявлению Света в картине, добиваясь внутреннего свечения полотна вне зависимости от того, были ли это натюрморты, цветы, пейзажи или композиции.

Белое для меня – свет, пронизывающий экран холста с той и другой стороны, и не только физически, но и метафизически. Этот свет – Свет заставляет экран холста светиться особенным свечением. Эта взаимная направленность и соединенность света создают особенную белизну – светящуюся, которая является конечной абсолютной наполненностью.

Таким образом, холст – это Рубеж, та пограничная зона и Ноль, в которой и совершается трансформация одной реальности в другую. С одной стороны, мы обладаем материальным – холст и краски (то, что Владимир Вейсберг называл необходимым сопротивлением материала), а с другой – Свет, энергия потустороннего пространства, которая хочет проявиться в этом мире силой мысли и эмоционального желания художника.


Что для меня самое основное в моей художественной деятельности?

Явить сокрытое в Творении, проявить Свет в этом мире, дать зрителю ощущение радости от красоты и осознания Мира.

«Искусство истинное так или иначе непременно действует на душу. Душа вибрирует и “растет”. Вот единственная цель художника, сознает он ее или нет сам явно» (В. Кандинский).

Мы все пришли сюда, в этот мир безграничных возможностей. с одной только целью – сознательно приблизиться к Творцу, раскрывая заложенный в нас бесконечный потенциал творческих сил, и, что бы мы ни делали, мы совершаем здесь и сейчас свою уникальную работу, необходимую для воссоздания единой картины Мира.

* * *

А у меня перед глазами светящиеся квадраты Маргариты Левин: «От черного через красное к белому», «Над Синаем (Дарование Торы)», «Черный квадрат и лунный свет», «Очищение», «Новый ковчег», «Влияние пространств», «Затмение», «Реализация идеи», «Светоквадраты»... Работы, формально тяготеющие к объединению – художественно, медитативно, тематически, по размеру (как правило, метр на метр). У каждой – свое эмоционально-информативное поле, и каждая – как светящаяся живописная мыслеформа – мыслеформа макро- и микрокосмоса, «прорыв из “реальной” трехмерности в иное измерение безмерного пространства космоса» (Г. Островский).

Квадрат – геометрическая форма, подсознательно организующий знак современности, но для художника – прежде всего цветоформа. Отсюда и «квадрат-квартет»: Вейсберг – Малевич – Ротко – Маргарита Левин.

Квадрат – четыре вершины, держащие мир цвета.

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.