РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
О новой книге Ефима Златкина
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Главы из книги "Драма выбора"

Публицистика Марк Берсон

СЛОВО О МАРКСЕ

ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в ХХ веке.
Жак Аттали

В мае был день рождения Карла Маркса. Дата некруглая. Никаких специальных статей и передач. Однако интерес к личности Маркса и его учению не угасает.
В сентябре 2000г. корпорация Би-Би-Си провела через Интернет всемирный опрос: кого считают величайшими мыслителями второго тысячелетия?
Результат: на первом месте – Карл Маркс.
Осенью 2003г. одна из двух крупнейших телевизионных компаний Германии ZDF провела аналогичный опрос: кого телезрители считают величайшими немцами всех времён? Карл Маркс из десяти человек занял третье место, а среди учёных – первое. За него проголосовало более полумиллиона телезрителей.
В 2005г. английская газета «Гардиан» опубликовала результаты опроса, в котором приняло участие 30 тысяч человек. Из 20 философов разных эпох предлагалось выбрать мыслителя, сыгравшего наибольшую роль в истории человечества.
Первым был признан Карл Маркс.
Профессор Эндрю Читти, читающий в университете Сассекса (Великобритания) спецкурс по марксистской философии, так прокомментировал результаты опроса: «Люди сознают, что Маркс даёт нам наилучшее понимание этого мира».

В 2008г. в Москве в серии «ЖЗЛ» вышла книга «Карл Маркс. Мировой дух» французского экономиста, политолога, философа Жака Аттали, который с 1991г. в течение ряда лет возглавлял Европейский банк реконструкции и развития.
В Париже она увидела свет ещё в 2005г.
Книга даёт повод взглянуть на учение Маркса не просто как на плод ума гения, а как на гениальное раскрытие закономерностей мирового экономического и общественного развития в исторической перспективе и под этим углом зрения задуматься о причинах распада Советского Союза – величайшей трагедии ХХ века.
Прежде всего Аттали в своей работе показал, что к идее коммунизма Маркс пришёл не по сентиментальным соображениям, а через изучение истории и политической экономии.
«Мы, – утверждает Маркс, – несём миру принципы, которые мир сам же развил внутри себя»(1843г.). Аттали приобщает своего читателя к этим принципам, которые с годами приобретают всё большую актуальность. Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Анализируя принципы капиталистической экономики, её особенности и противоречия, Маркс приходит к аргументированному выводу о неизбежности революционного переворота с дальнейшим переходом к социализму и коммунизму, сущность которого в замене частной собственности общественной. При этом он утверждает, что общественная собственность не только способна создать более совершенный механизм экономического развития, свободный от кризисов и социальных потрясений, но и обеспечить подлинную свободу личности, т.к. подлинная свобода личности лежит за пределами материального производства, Она возможна там, где, по выражению В. И. Вернадского, «личность не является распорядителем орудий производства» (т.е. при отсутствии частной собственности).
Однако наступить коммунизм, утверждает Маркс, может только после капитализма, а не вместо него. Капитализм – обязательное предварительное условие коммунизма, т.к. он освобождает людей от предрассудков и рабства.
Капитализм – обязательное предварительное условие коммунизма и потому, что на всех предшествующих ступенях развития общества производство до того мало развито, что при смене строя повсюду наступит обнищание масс, а вместе с нуждой возобновится борьба за самое необходимое, и человечество опять будет барахтаться в той же грязи. Кроме того, коммунизм – не идеальное общество с раз и навсегда определёнными очертаниями, а «движение» к индивидуальной свободе, которую предстоит беспрестанно завоёвывать и изобретать. «Коммунизм для нас не статичное состояние, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» (Маркс). И следует помнить, что, когда наступает политический кризис, дело будет уже не в том, правильна или неправильна та или другая теорема. Решающее слово будет за практикой: «Действие стоит выше теории» (Маркс).
Капитализм –жестокий этап развития человечества. Достаточно обратиться к работе Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (первая половина 19 в.), вспомнить колониальные войны европейских держав, возрождение в 19 в. рабства в Америке, мировые войны ХХ века. Но, не пройдя этот этап, человечество не могло подняться на более высокую ступень своего развития. Это не оправдание, это объективная реальность.
Любая экономическая формация, в том числе капитализм, играет цивилизаторскую роль по отношению к предыдущей. И одновременно создаёт предпосылки для перехода к следующему этапу.

Открытие закона прибавочной стоимости привело Маркса к обоснованию неизбежности кризисов, ведущих к саморазрушению капитализма.
Финансовый кризис в США 1873г. послужил одним из аргументов в системе доказательств неизбежности крушения капитализма вследствие противоречий его собственного развития, а не вследствие деятельности отдельных личностей. Недаром Энгельс писал, что даже если бы Маркса «вообще не существовало, это ничего бы не изменило».
Неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое, писал Ленин, Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества.
Бессмысленно пытаться опровергать то, что является закономерным. То, что рождается в процессе естественного развития, в принципе не может быть нежизнеспособным.
Как солнца бег нельзя предотвратить,
Зачатое не может не родиться!
( М.Волошин)

Но, к сожалению, нет гарантий, что в каких-то конкретных условиях не родится мутант. И понадобится время, чтобы преодолеть этот зигзаг истории.

Необходимым инструментом перехода к социализму Маркс видит демократию. Пути достижения демократии – революция или эволюция – зависят от конкретных условий.
Маркс, живший в Германии, затем во Франции в период бурных революционных событий в Европе, видел, похоже, вначале лишь революционный путь борьбы, когда пролетариат берёт власть в свои руки и устанавливает демократию, чтобы сделать её «инструментом экономических и социальных преобразований». Но революция в Европе потерпела поражение.
В 1855г. Маркс, уже живя в Англии, увидел, что английский пролетариат, добившись парламентской демократии, которая способствует развитию политического сознания пролетариата и которая создаёт предпосылки для более успешной борьбы за улучшение условий труда, больше, однако, стремится стать похожим на буржуазию, чем свергнуть её власть. Социальные противоречия это, однако, не отменяет. В этих условиях на первое место выдвигается эволюционный путь развития, когда движение к социализму обуславливается прежде всего потребностями развития самого капиталистического производства.
3 июля 1871г. Маркс, отвечая на вопросы американской газеты, какую форму должно принять завоевание власти пролетариатом – демократическую или насильственную, сказал: в условиях демократии революция не нужна. Естественный процесс развития капитализма, характеризующийся всё большей централизацией средств производства и всё большим обобществлением труда, в конце концов делает эволюцию капитализма к социализму неизбежной. Поэтому, чем успешнее будет повсеместно развиваться капитализм, тем быстрее он будет эволюционировать в сторону социализма.

В условиях демократии власть находит механизмы для разрешения кризисных ситуаций и сохранения существующей экономической системы. Однако её шаги в этом направлении оказываются шагами по пути создания предпосылок для саморазрушения капитализма как системы.
Каков механизм этих предпосылок?
Основа капитализма – частная собственность, которая функционирует в условиях свободного рынка. Конкуренция и стремление к монополизму – его естественные атрибуты, неизбежно порождающие кризисы.
Средства преодоления кризисов – ограничение стихии свободного рынка путём государственного вмешательства в управление экономикой и создания государственного сектора. Эти шаги – движение в сторону социализма.

В 1929г. в Соединённых Штатах Америки разразился экономический кризис, который затем перерос в мировой.
Тогдашний президент республиканец Гувер считал, что государство не должно вмешиваться в экономику. Кризис перерос в «Великую депрессию». Ситуация напоминала предреволюционную ситуацию в России 1917 года. Гувер ожидал восстания и готовил войска. Положение было таково, что в Африке собирали средства в помощь голодающим Америки.
Но на подоспевших президентских выборах победил демократ Рузвельт, который заявил, что американский капитализм должен умерить свои аппетиты и согласиться на вмешательство государства в экономику. Капиталисты должны делиться своими прибылями. Это был урок, извлеченный из событий Октября 1917 года в России.
Олигархи испугались: Рузвельт хочет сделать США социалистической страной! Республиканская пресса развернула против президента яростную кампанию: «Америка сползает в социализм!» Но народ поддержал «Новый курс» Рузвельта, сутью которого было: регулируемый капитализм; государство управляет национальной экономикой.
Рузвельт вывел страну из кризиса. В условиях демократии революция не нужна, власть находит механизмы, чтобы справиться с кризисом. И эти механизмы – из арсенала экономики социализма.

После Второй мировой войны урок Америки был воспринят и другими странами.
В газете «Аргументы и факты» №15, 2006г. опубликована таблица по развитию госсектора в некоторых странах мира.
Великобритания. В 1946-1951гг. в госсобственность перешли «Банк Англии», 800 угольных компаний, железные дороги, электроэнергетика, авиа- и водный транспорт, телекоммуникация и чёрная металлургия – всего 20% промышленности.
Через 30 лет М. Тэтчер провела приватизацию угольных шахт. Но госсектор существует.
Франция. 1946; 1986гг. В госсобственность перешли угольные компании, пять банков и 34 страховые компании, авиа- и автомобильные заводы, оборонная и газовая промышленность, электроэнергетика – всего 36% экономики.
Аргентина. 1946-1955гг. В госсобственность перешли железные дороги, связь, Центробанк и некоторые предприятия.
Процесс этот непростой. Порой вызывает неоднозначные результаты, реприватизацию. Но развитие госсектора во всех развитых странах продолжается.
В газете «Казначей» (приложение к газете «Вести») за 1.03.2001г. был напечатан следующий материал: «На прошлой неделе сенат штата Калифорния принял закон, позволяющий властям строить и покупать энергогенерирующие мощности». Этому, говорится, предшествовала приватизация электростанций, находившихся в собственности штата. Но положение с электроэнергией в штате ухудшилось, и власти решили «выкупить обратно свои безрассудно распроданные энергомощности» – национализация становится инструментом решения проблем экономики капитализма. Движение к социализму обуславливается потребностями развития самого капиталистического производства – мир развивается «по Марксу».

Стремясь обезопасить себя от кризисов, в ряде стран были созданы научные институты и организации, которые должны были устранить опасность экономических потрясений. Но природа капитализма остаётся неизменной.
В 1972, 1973,1979-80 гг. мир переживал энергетический кризис. Ответом развитых стран явился переход к приоритетной государственной политике энергосбережения и рационального природопользования. В результате за четверть века (1980-2005) энергоинтенсивность валового внутреннего продукта (ВВП) ряда европейских стран и США снизилась на 40-50% и более, Китая – более чем в 2,5 раза (Я.Сосновский, Е.Арьев. «Энергосбережение в Израиле: научно-методический аспект». Журнал «Мысль», №10, 2010г.). Вмешательство государства в экономику принесло свои результаты.
Жизнь всё больше подтверждает верность выводов Маркса, и всё больше тех, кто это понимает.
В газете «Казначей» от 21 мая 2009г. помещена статья доктора экономических наук Леонида Вегера «Кризис и Карл Маркс». Нынешний мировой финансовый кризис он объясняет переоценкой возможностей рыночного механизма. В результате – замедленное внедрение в жизнь элементов следующей исторической формации, которую Л.Вегер предлагает назвать «неосоциализмом». Ранее экономические кризисы приводили к революциям и гражданским войнам, сейчас – к гигантским финансовым потерям.
Проявление элементов социализма в капстранах, пишет автор статьи, – не результат уступок или благотворительности, а объективная необходимость для эффективного функционирования современной экономики. Механизмом внесения в экономику элементов социализма явилась демократическая система власти, в рамках которой в критических ситуациях принимаются необходимые законы для нормализации экономики. С утверждением в развитых странах демократических режимов эра революций сменилась эрой эволюционного развития.
Когда власти ведущих государств столкнулись в наше время с кризисом, они постарались совместно выработать антикризисные меры, хотя у каждой страны были свои особенности.
Американские власти, не будучи сторонниками социализма, использовали методы, присущие социалистическому управлению: ввели государственное регулирование и оказали помощь банковской системе. Путём скупки акций треть банковской системы была национализирована – «ещё один шаг на пути движения к неосоциализму» (Л.Вегеров).
Подобные шаги находят широкую поддержку в обществе.
22.05.2010г. по каналу RTVI в передаче «Вечерние новости из Америки» провели опрос: «Считаете ли вы, что государство должно более жёстко регулировать деятельность крупных частных финансовых учреждений?» 60% принявших участие в опросе ответило положительно.

* * *
В заключение несколько выдержек из книги Жака Аттали.
Создатель рабочей партии во Франции Жюль Гед, будучи в мае 1880г. у Маркса в Лондоне, спросил, является ли его (Геда) программа марксистской. На что тот ответил, что он разработал теорию, а не учение для сектантов. «Верно лишь то, что я – не марксист»,– сказал Маркс.
Маркс открещивается от тех многочисленных эпигонов, которые, выдавая себя за марксистов, в сущности, дискредитировали великое учение, догматически интерпретируя отдельные его положения. Недаром Энгельс, уже после смерти Маркса, в 1893г. в разговоре с русским студентом Алексеем Воденом, приехавшим в Лондон с рекомендательным письмом от Плеханова, объяснил, что «желал бы, чтобы русские – да и не только русские – не подбирали цитат из Маркса и его, Энгельса, а мыслили бы так, как мыслил бы Маркс на их месте, и что только в этом смысле слово «марксист» имеет рациональный смысл».
В этом суть творческого восприятия марксизма, что делает его востребованным и сегодня.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.