Леонид Падруль
Светопись Мертвого моря
Когда я впервые увидела фотографии Леонида Падруля на выставке «Весенний натюрморт» в Старом Яффо, я даже не сразу поняла, что передо мной фотографии, приняв их за графику. Как китайские миниатюры – тонкой кисточкой на рисовой бумаге... Оказалось – обычная «светопись» – «рисование светом», если вспомнить дословное значение техники фотографии.
Это было новое, непривычное, странное ощущение, которое поначалу я никак не могла понять. Изображение было не плоское, а такое, что хотелось заглянуть внутрь. Мир трансцендентальный, устремленный к бесконечной красоте и непостигаемой духовности. Мертвое море как противостояние превратностям моря житейского, как пейзаж спасения, в котором обретает приют просветленная душа. Миг постижения совершенства, когда художник «испрашивает» Творца: дозволено ль запечатлеть открывшееся? Вот такие фантастические пейзажи.
В последние годы мне кажется, что природа словно сопротивляется фотографированию. Стремительное развитие фототехники и графических программ сыграло свою роковую роль: то, что было священным в постижении мира и казалось девственной тайной, стало раскрашенной в «фотошопе» сусальной картинкой. Думаю, что именно по этой очень личной причине я по сути перестала интересоваться художественной фотографией. И вдруг «натюрморты» Мертвого моря Леонида Падруля: вечность как красноречивое согласие природы остаться такой, как она есть в веках. Фотографии, выполненные без компьютерной обработки, не приукрашивающей созданное Творцом.
Работы Леонида Падруля из серии «Пейзажи Мертвого моря» публиковались в журналах многих стран мира. Сорок фотографий этой серии выставлялись в Иерусалиме в здании Кнессета, в Тель-Авиве в галерее «Мигдаль-Шалом», в Москве в галерее «Фотосоюз», в Минске в Национальном историческом музее республики Беларусь, в Национальной галерее Бангкока и в Музее современного искусства Таиланда, в Маниле в Музее изобразительных искусств Филиппин, в Дании в Центральной библиотеке Копенгагена.
Леонид Падруль родился на Украине. С 1994 года в Израиле. Приехал сложившимся мастером художественной фотографии, лауреатом десятков международных выставок в России и за рубежом. Свою главную тему – пейзаж – обрел в альпинистских восхождениях на Памир и Тянь-Шань, где всегда был с фотокамерой. С тех пор экстремальные условия съемки стали для него нормой.
Заведует отделом фотографии Археологического музея Израиля в Рамат-Авиве, сотрудничает с журналом National Geographic (USA), член Международной федерации фотоискусства при ЮНЕСКО, Израильской федерации фотоискусства, Союза журналистов Израиля. Проводит мастерклассы в естественных архитектурных декорациях Яффо, Акко, Кейсарии, Иудейской пустыни, Иерусалима. Мертвое море – его заветный объект.
Леонид Падруль признается: «Район Мертвого моря увлек меня не только легендарной историей, но и сложными техническими, интересными художественными поисками. Это прежде всего «новое» освещение. Слепящее солнце, резкие контрасты света создают быстро меняющиеся эффекты сложных ярких цветов и мягких рассеянных пастельных оттенков».
И действительно, на одних фотографиях это свет и пространство. Пространство как движение времени, как философская арена размышлений художника. На других фотографиях запечатлено материально-первозданное состояние бытия. Это горы, кажется вот-вот родившиеся в момент сотворения мира. Это фантастические тяжелые пески, как пейзажи иных цивилизаций. Это причудливые арабески и завитки соляных кристаллов. И обретение собственного магического кристалла искусства, когда Мертвое море в эстетическом смысле обретает качество живой воды.
Осуществление проекта «Пейзажи Мертвого моря» стало еще одной эстетической вершиной, покорившейся мастерству фотохудожника, как образец мудрой меры во взаимоотношениях между человеком и природой. И в этом еще одна разгадка притягательности работ Леонида Падруля в наш экологически неспокойный век.
Вот такое «рисование светом», открывшееся мне на выставке в Старом Яффо в «Башне Света» (галерее «Мигдал а-Ор»).
Светопись.