РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Сергей Теряев

Не оглядываясь...

Меня крепко держит магия предмета, и преодолеть ее – непростая задача. Действует своего рода закон всемирного тяготения. А для свободного полета над твердью материального мира нужны крылья, которые дает долгая работа у мольберта и вдохновение.

Сергей Теряев

Есть художники «космические», а есть художники «малого мира». Сергей Теряев художественно помогает зрителю почувствовать, что «малый мир» неисчерпаем в своем лаконизме.

3 сентября 2005 года в галерее «Нина» – домашней галерее Иерусалимского художника Бориса Лекаря, ставшей «очагом» как для «коренных» израильских художников, так и для выходцев из стран бывшего Советского Союза, где за видимой спонтанностью со стороны организатора стояло глубокое знание всех граней современного
израильского изобразительного искусства, – состоялось открытие выставки иерусалимского художника Сергея Теряева. Он родился в Новосибирске, получил художественное образование в Красноярске, в Иерусалиме – с 1990-х годов.

За 30 лет творческой деятельности художник принял участие более чем в 25 выставках, часть из которых проходили в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Германии, России и, конечно же, в Израиле. Выставки последних лет – в Иерусалиме.

Представленная Сергеем Теряевым экспозиция весьма лаконично и экспрессивно названа самим художником «Не оглядываясь», то есть не пасуя перед экспериментом, не оглядываясь на то, что уже сделано, на пройденные этапы и уже освоенные направления поисков. Для тех, кто следит за развитием творчества художника, это совершенно очевидно, поскольку то, что мы увидели на выставке, – это «концептуализм, прорывающийся к реализму», как заметил Б. Лекарь. Придирчивые искусствоведы могут дискутировать по поводу предложенной формулировки, но более точное определение предложить трудно.

Приглядимся к художественному миру живописца.

Моделью для изображения стали предметы обыденного бытия: столик в трех пространственных проекциях, фляжка на плоскости в двух линейных плоскостях, нисходящий триптих с женщиной, несущей в сосуде воду, и бассейн, созданный ею, – отдельное полотно, объединяющее три ступени «сюжета».

С. Теряев виртуозно использует смысловую энергию предмета для создания холодноватой эмоциональной атмосферы, позволяющей оценить игровые комбинации предметов даже с точки зрения дизайна плоскости стены, на которой они вывешены. Не случайно тот же Б. Лекарь заметил, что для С. Теряева «живопись – игра», манипуляция выразительными средствами.

Нередко концептуализм как направление постмодернизма настораживает широкого зрителя примитивизмом «птичьего языка», понятного лишь самому художнику. С. Теряев не впадает в эти крайности. Он открыт для диалога с широким зрителем, поскольку главный его концепт построен на классическом приеме «света и тени». Их игре и сочетаниям подчинен лаконизм цветовой гаммы художника. Например, в натюрмортах с гранатами и виноградом использовано по сути два цвета – красный и бежевый, взятые в современной фактуре, отсюда эффект отстраненности, словно слегка мистифицированный взгляд со стороны.

Как известно, постструктурализм предполагает возможность рассмотреть любую комбинацию, претендующую на логическое обоснование. То, как это делает С. Теряев, даже обескураживает своей полярностью: в окне съемной «хрущобы» с теркой времен великой державы на кухонном столе виден святой Иерусалим с башней Давида.

В триптихе со свечой и черепахой используется эффект «потека краски» в различных направлениях: нижнее полотно – вниз, среднее – вправо и влево, верхнее – потеки вверх. Понятно, что таких потеков в реалистическом искусстве в принципе быть не может. Но то, как это сделано, кажется попыткой самих предметов «вырваться» за пределы ограниченного круга бытия, на который они обречены. И это наполняет жизнь смыслом вечного ожидания.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.