РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

РЕКВИЕМ МОЦАРТА

Проза Юрий Герловин

 

Яша Кац пришёл с женой и дочкой-подростком на концерт симфонического оркестра из Амстердама. Вообще-то Яша не был любителем музыки. Тем более симфонической. Но уговорила жена. Ида сказала, что дирижирует известный израильский дирижёр Юрий Рабинович, который уже несколько лет руководит этим голландским оркестром. А сам Юрий Рабинович тоже бывший ленинградец, выпускник ленинградской консерватории.
Ну, хорошо! Рабинович, так пусть будет Рабинович.
Ида ещё в Ленинграде была меломанкой. Они вместе учились в ЛИТМО и Яша стал ухлёстывать за красивой, разбитной блондинкой ещё на третьем курсе. Она лихо танцевала запрещённый в те времена рок-н-рол с Сашкой Крутовым. И это была довольно популярная танцевальная пара в институте. Но Сашка был на два курса младше, поэтому кроме танцев ему ничего с Идой не светило. А Яша однажды на институтском вечере решил пригласить Иду на вальс-финал и что-то щёлкнуло у них обоих. Ида потом так и сказала:
- У меня что-то щёлкнуло, когда ты взял меня за руку.
Но Яша был весь поглощён учёбой. Ему нравилось учиться. Он был полон идей и со второго курса подрабатывал в СНО не ради денег, хотя родители поначалу гордились именно этим, а ради науки. Поэтому, не всегда соглашался идти с Идой на какой-нибудь концерт, если был занят делом. Позже как-то Ида скажет, что и эта твёрдость в характере прибавляла ему вес в её глазах и … в сердце. Но иногда они ходили вместе в Малый зал филармонии, куда у Иды был абонемент. И там на одном концерте Яша немного задремал и чуть было не ударился лбом о спинку стоящего впереди кресла. Ида успела подставить руку. После этого случая она его уже не неволила.
Перед распределением Яшу вызвал декан и сказал, что его берут в аспирантуру, и после защиты диплома надо готовить документы. На семейном совете яшина мама, которая Иду уже считала невесткой, сказала, что «девочку надо спасать», имея ввиду распределение. А объединённый родительский совет дал добро на женитьбу. Яша и Ида часто говорили, что их сосватали по восточному обряду, не спрашивая их мнения. Комиссия по распределению не имела право разлучать молодожёнов и Иду распределили в один из ленинградских НИИ.
Прошло почти три года. Родилась Сонечка. Яша готовился к досрочной защите диссертации. И тут дальние родственники папы, которые уехали в Израиль, когда братались Брежнев с Никсоном и несколько тысяч успели выехать из Союза, стали писать письма, в которых рисовали радужные перспективы. Особенно, для Яши. Весь клан заволновался. Как быть? Дядя, один из авторов писем, работал в какой-то «теплице». Что это ещё никто толком не знал. Но письма волновали. Подавать документы до защиты, значило всё зарубить на корню. Решили ждать, когда Яша защитится, и уже тогда принимать окончательное решение.
Подождали. Яша стал кандидатом технических наук и тут же получил должность старшего преподавателя. Не частый случай, чтобы так складывалась карьера у товарища с фамилией Кац. Но факт есть факт.

И вот они уже 11 лет в Израиле. Боже, как летит время! Слава богу, всё со временем утряслось. Родители – пенсионеры. Ида преподаёт в Технионе. Сонечка учится в школе и подаёт надежды в музыке. Намерена поступать в консерваторию. Но до этого ещё далеко. Яша в «теплице» дорос до руководителя проектов.
И вот он сидит в зале и слушает Моцарта. Только что началось второе отделение. По программе – «Реквием». Зал постепенно умолк. Вышел Юрий Рабинович. Подождал пока стихнут аплодисменты. Мягко повёл рукой и полилась, медленно нарастая, музыка. Именно, полилась. Яша, обдумывавший формулировку версии решения, которую завтра должны были обсуждать на техническом совещании, вздрогнул. Взглянул на Иду и Соню. Они неслышно шевелили губами, смотря друг на друга. Покивали и повернули головы к оркестру. Яша тоже стал смотреть на оркестр и дирижёра.
Несколько минут он слушал. И вдруг что-то ударило его холодным в сердце и подкатило к горлу. И так с каждым всплеском музыки. Он уже не ощущал зала. Он как бы очутился в середине оркестра и был окутан звуками. Яша закрыл глаза. Музыка звучала не просто в зале, а в нём самом. Ему уже казалось, что он плавно плывёт над залом, качаясь, в такт звукам. И это было какое-то необъяснимое блаженство. Звуки постепенно стихали, а он продолжал медленно плыть, как вдруг что-то его встряхнуло. Это были аплодисменты. Он испуганно открыл глаза. Он сидел на своём месте. Вокруг люди кричали «браво», аплодировали. Кто-то встал. Жена и дочь тоже стояли и кричали «браво», «бис». А он сидел без сил и никто на него не смотрел.
Но он почувствовал, что музыка продолжает звучать в нём. Не в ушах или голове, а во всём теле. Он не мог ничего понять. Необъяснимое ощущение.
«Реквием»! По ком?
Наконец, все стали расходиться. Ида с Соней оживлённо и восторженно обсуждали концерт, пытаясь и его привлечь к своим восторгам. Но он ничего не отвечал. На парковке сели в машину. Яша включил зажигание и услышал, как усилилось звучание музыки. При выезде он проехал перекрёсток под красный свет. Пролетевший справа пикап, едва не врезался в его багажник.
- Что ты делаешь? Сумасшедший!
Это закричала Ида.
Он не ответил и погнал свою «Хонду» вперёд, не разбирая дороги. Кто-то стал бить его по спине. Он пришёл в себя. Это была Сонечка.
- Папа! Что с тобой? Остановись. Мы проехали свой поворот.
Он принял вправо. Остановился у края дороги.
- Девоньки (так он звал обычно дочку и жену), я что-то того …
Ида вышла, подошла и открыла левую дверь.
- Подвинься. Я поведу машину.
Яша пересел на правое сиденье. Сонечка погладила его по голове и поцеловала в щёку. Они были большими друзьями.
- Успокойся, папуля. Сейчас приедем. Успокойся. Ты что на работе понервничал?
Он помотал головой. Подъехали к дому.
- Выходите. Я поставлю машину. Соня, возьми папу под руку. И вот ключи от дверей.
Дома музыка продолжала негромко звучать, но уже только в голове. И Яше это было очень приятно.
Что за чудо эта музыка!
Он разделся, кое-как умылся, прошёл в спальню, упал на кровать и крикнул:.
- Меня не трогать.
На следующий день он никак не мог сосредоточиться на этой проклятой формулировке. Он, лучший аналитик «теплицы»! Ничего не приходило в голову. Кроме, вчерашнего концерта. А точнее, «Реквиема».
Что за музыка! Как легко звучит! А разве я не могу также? Могу! Да, да, могу! И хочу! И стану!
Наконец, до него дошло. Чем я занимаюсь? Инженерия. Наука. К чёрту! Да это может любой. А вот музыка …
Он позвонил своему шефу и сказал, что сегодня плохо себя чувствует. Тот, конечно, посочувствовал:
- Какой разговор! Иди домой. Лечись. Совещание перенесём.
Дома никого не было и Яша всё спокойно обдумал. Он бросает эту дурацкую работу. Он берётся за изучение музыкальной грамоты и композиции. В одной компании он познакомился с профессором из консерватории Борисом Кучером. Приятный парень. Весёлый. И как сказали приятели, талантливый педагог.
Где его телефон? А, вот. В трубке раздался негромкий голос:
- Кучер.
- Здравствуйте, Борис. Это Яша Кац. Помните нас познакомили у Вайнштейнов?
- Как же! Конечно! Талант из «теплицы». Рад Вас слышать. Какие-нибудь проблемы?
- Да. Но это не по телефону.
- Так заезжайте, если можете, прямо сейчас. Послезавтра я улетаю на неделю в Штутгарт. Там у меня цикл концертов. Запишите адрес.
У Кучера состоялся разговор. Яша изложил Борису свою программу:
- Полгода на освоение нотной грамоты. Затем переход к программе композиторского факультета консерватории. Никаких ко мне поблажек. Самые жёсткие требования. Знаю, что обучение платное. Не торгуюсь.
Борис был, мягко говоря, озадачен. Объяснил, какие трудности впереди.
- Все условия принимаю. Берёте меня к себе?
Фанатизм и настораживал, и обнадёживал. И Борис сказал:
- Беру.
- Занятия начинаем сегодня.
- Беседер.
Из дома Яша позвонил шефу и сказал, что увольняется. После выразительной паузы шеф севшим голосом спросил, что произошло.
- Ничего, – ответил Яша. – Факсом пересылаю заявление. Рабочие документы в порядке. Горский в курсе всего. Благодарю за совместную работу. Меняю направление деятельности, Исаак Львович.
И положил трубку.
Вечером он обо всём доложил жене и дочке. Ида посмеялась:
- Ты не склонен к хохмам, Яшенька. Что ты городишь?
- Я буду композитором. Я это решил и – точка.
Ида и Сонечка смотрели на него с сочувствием. Они не верили. Яша это понял и сказал:
- Позвоните Исааку Львовичу Блюму. Горский уже занял моё место. А я начал обучение у Кучера.
- Но это же стоит уйму денег.
- Да. Я возьму себе самую необходимую сумму, остальное – ваше.
- Ты псих, Яша. Когда одумаешься, позвони. А пока, мы будем жить у мамы.
У Иды тоже был характер.
- Папка, ты что? Мы тебя так любим. Ты, наверное, перетрудился. Давай съездим куда-нибудь. Давай к дяде Сене во Флориду. Покупаемся, позагораем. Отдохнёшь. Блюм точно возьмёт тебя обратно.
Соня села к нему на колени и обняла обеими руками.
- Не могу, Сонечка, не могу. Всё, как отрезало. Только музыка. Буду писать.
Бессмысленный разговор длился весь вечер. Утром жена и дочка, забрав свои вещи, уехали к яшиной тёще. Перед отъездом Соня обняла Яшу:
- Папуля, мы всё равно тебя любим. Поживи один. Успокойся.
А Ида молча его обняла и вышла.
Вечером приехал шурин Изя. Здоровенный рыжий мужик, бывший в юности чемпионом города по классической или, как теперь говорят, греко-римской, борьбе.
- Ты что отмочил, родственник?
Яша молча листал какой-то самоучитель по игре на фортепьяно.
- Яшка, ты же меня знаешь. Отвечай или я тебя в баранку согну.
- Изька, ты меня не пугай.
- А я и не пугаю. Согну, не чихну.
- А что ты хочешь услышать?
- Правду, мать т-твою!..
Они были большими приятелями. Изя, работавший в школе учителем физкультуры, бесконечно уважал Яшу. И звал его не иначе, как – Ньютоном.
- По какому поводу ты бросаешь дочь и жену?
- Не знаю, Изя. Что-то во мне треснуло. Я буду писать музыку. Буду, Изька! Можешь понять?
- Так и пиши. В свободное от работы время. А ты, Идка сказала, бросил такую! работу. Ты, что чокнулся?
- Чтобы стать композитором надо много и упорно учиться. Без всяких оглядок и помех. И я уже приступил к этому.
- Ну, ты и муда-ак! В Ленинграде я бы тебя быстро на Пряжку спровадил. Там тебе мозги поправили бы. Радуйся, что ты в цивилизованной стране обитаешь. И – дэмо-кратической!
- Изька, пойми, ничего не могу сделать. Вот стану композитором, тогда и гни в баранку.
Изя, раскрыв рот, смотрел на Яшу. Почесал, недоумённо, ручищами подбородок и вышел, осторожно прикрыв за собой дверь. Чуть позже позвонила мама и спросила не голодный ли он.
- Мама, вы же все уже всё знаете. Можно дать мне возможность спокойно заниматься?
- Занимайся, Яшенька, занимайся, – сказала Роза Семёновна голосом, которым говорила с ним в детстве, укладывая спать. – Привет тебе от папы. Звони и заходи. Сонечку с Идочкой не забывай.
И положила трубку.

За полгода Яша освоил нотную грамоту и сносно играл, читая с листа. Начались серьёзные занятия по композиции. Он работал с утра до вечера. Все задания выполнял в срок. Получая их назад, исчирканные красными чернилами, он прорабатывал ошибки и относил профессору. Контрапункт давался очень тяжело. Но в голове постоянно звучали пьеса за пьесой. Он не успевал их записывать. Пачка заполненных нотных тетрадей росла. Борис Кучер как-то грустно смотрел на яшины упражнения и терпеливо объяснял ошибки. Даже находил некоторые достоинства. У Яши стали кончаться деньги. Он устроился дворником на несколько часов в неделю недалеко от дома. По его расчётам, до конца курса денег должно было хватить.

И вот он принёс очередное домашнее задание профессору Кучеру. Приоткрыл дверь класса, но увидал там Бориса, разговаривающего с профессором Рахлиным. Не входя в класс, остановившись у двери, Яша непроизвольно насторожился, когда услыхал свою фамилию.
- Так почему Вы, Борис, Кацу это не скажете. Ведь Вы с ним возитесь уже второй год.
- Я всё таки надеюсь, что-либо из него сделать. Хотя контапункт ему недоступен абсолютно. Пьесы-упражнения, которые он пишет, не только примитивны, но и непонятны. Но он работает, как зверь. По работоспособности и энергии ему нет равных среди моих студентов. А по добросовестности, думаю, он лучший в консерватории.
- Я знаю, он был талантливым учёным. Очень авторитетным в своей области.
- Да. И поэтому-то я и взялся работать с ним. Но … Мне его очень жаль. Ведь он отдалился от семьи и родных. Он живёт своей мечтой стать композитором. Но он никогда им не станет, если только сам Бог не вмешается.
Яша слушал, оцепенев. Вдруг, как будто выключили свет. Яша погрузился в черноту. Не в темноту, а именно в черноту. Густую и звонкую. Он поплыл куда-то, как тогда, когда слушал «Реквием». И как тогда, «Реквием» зазвучал отчётливо и громко, а ему было легко и приятно. Сквозь звучащую музыку он услышал голоса:
- Скорее врача. Это Яков Кац. Студент профессора Кучера. Скорее.
А ему было так хорошо. И тут он увидел в черноте несколько светлых овальных пятен. Они двигались. И голоса стали громче. Он различал лишь отдельные слова.
- Адреналин.
- Подключайте.
- Импульс есть.
Он почувствовал тяжесть собственного тела. Его куда-то везли. Он стал отчётливей различать пятна. Это были озабоченные лица людей.

Кучер и Рахлин прервали беседу. Им показалось, что что-то упало за дверью. Но, нет, всё тихо. Только хотели продолжить, как раздались голоса, какой-то шум, топот бегущих. Они вопросительно переглянулись, открыли дверь в коридор. Кого-то увозили на носилках, с капельницей.
- Профессор, – обратился к Кучеру какой-то студент. – Вашего Каца повезли. У него обморок, вроде.

Яша лежал в светлой палате, подключённый к каким-то приборам, опутанный трубочками и проводами и не чувствовал боли. Только невероятная слабость. Он спокойно глядел в потолок, скосил глаза в сторону окна, потом в сторону двери. И увидал Иду с Соней, которые входили в палату. Обе с ужасом смотрели на него. За ними входили мама и папа. Остальных медсестра задержала руками и закрыла дверь. Все четверо осторожно подошли к кровати и стояли, плача. Медсестра не позволяла им прикасаться к Яше. Яша попытался улыбнуться, но мешали трубки, торчавшие из носа да и губы не слушались. Он чуть поднял левую руку и оттопырил большой палец. Мама и Ида громко заплакали. А Сонечка всё-таки взяла его руку и стала её гладить. Медсестра строго смотрела на всех. Потом сказала:
- Пожалуйста, выйдите. Господин Кац утомился. Придёте завтра.
И стала выпроваживать всех. А Сонечка всё держала его руку и медсестра вывела её последней.

Профессор Кучер быстро шёл по коридору. Ему навстречу шло человек шесть-семь, среди которых он узнал жену Каца Иду.
- Ну, как, – он подошёл к ней.
- Жив и хохмит. Показывает большой палец.
Ида плакала и улыбалась одновременно.
- Значит, прорвётся, – сказал Борис. – Я к нему. Если пустят.
Когда он подошёл к палате, оттуда вышли врач и медсестра.
- Мне на секунду. Можно? – попросил Борис. – Я его профессор.
Врач помедлил с ответом. Потом сказал:
- На секунду.
И кивнул медсестре.
Яша посмотрел на входящего Бориса и опять оттопырил большой палец левой руки.
- Яша, вы круче, чем я думал о Вас. И я таки да сделаю из Вас композитора. Не скажу – Моцарта, но сделаю. Или я не буду – профессор Борис Кучер. Как только Вы напишете сносную пьеску, с Вас ящик водки. Кошерной, конечно же. Только не надо надрываться. Такого железного студента у меня ещё не было. Думаю, не было вообще. Поэтому, не валяйтесь здесь долго. У меня для Вас есть специальная программа. Я буду ставить на Вас эксперимент. Вы же тоже человек науки. Так что, готовьтесь.
И он помахал перед яшиным носом кулаком. А Яша оттопырил большие пальцы обеих рук.
Вошла медсестра и, молча, показала Борису на дверь.
- Жду, – Борис махнул Яше рукой и вышел.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.