Культурно-просветительская программа "Шагаловские вечера" приурочена к 125-летию Марка Шагала (исполняется 7 июля 2012 г.) и 50-летию создания Шагаловских витражей в Иерусалиме. Шагаловские вечера это одна из форм привлечения внимания общественности к творческой личности М.Шагала в Израиле и, прежде всего, в Иерусалиме.
4, 9 и 12 июля в Иерусалиме пройдут Шагаловские вечера, программа которых разработана доктором филологии, искусствоведом, академиком ИНАРН Галиной Подольской, автором книг "По лестнице Иакова. Марк Шагал", "Современное Израильское изобразительное искусство с русскими корнями", предисловий к каталогам выставок Объединения профессиональных художников Израиля "По следам Шагала", "По следам Шагала в Израиле" (СНГ).
Общая цель юбилейных мероприятий – дань уважения современного Израиля М.Шагалу, Мастеру, соединившему культуры стран восточно-европейской диаспоры и страны Сиона. Творчество художника рассматривается, как залог развития культуры Израиля в контексте мировой культуры.
- Галина, почему Шагаловские вечера проходят только в Иерусалиме? Вклад Шагала как явления мирового значения не имеет аналогов в истории культуры Израиля.
- Современник Шагала Иегуда Амихай говорил об Иерусалиме, как о "гавани на берегу Вечности". Очень люблю это образное сравнение. В этой гавани - своя культурная жизнь, знаковые явления которой уже стали Вечностью. К Иерусалиму Шагала вела сама жизнь в искусстве, подстегиваемая ощущением собственной национальной причастности. "Каким образом воздух и земля Витебска, моего родного города, а также тысячи лет Рассеяния смешались с воздухом и землей Иерусалима?" - размышляет М.Шагал в своей речи на открытии синагоги с витражными окнами его работы в Медицинском центре Хадасса в Иерусалиме.
Во временной цепи следов "рассеяния" Шагала по миру 2012 год знаковый как культурное событие в звене "Шагал – Иерусалим": исполняется 50 лет витражным окнам "12 колен Израилевых", запечатлевшим трагический эпос народа Торы, эпос великого терпения и жизнелюбия, помогавшего выжить и обрести себя. "Откуда я мог знать, что не только мои руки и краски подведут меня к этой моей работе, но и дорогие руки моего отца и моей матери, и еще многих других, их губы сжаты, глаза закрыты – они что-то шептали мне вослед, словно хотели поучаствовать в моей жизни" - замечает М.Шагал у созданных им витражей. И далее, едва сдерживая нахлынувший поток чувств в минуту волнения: "Мне кажется, цвета и линии текут, как слезы из моих глаз, хотя я не плачу. И не думайте, что я говорю это в минуту слабости. Напротив, чем больше прожитых мною лет, тем крепче моя уверенность в том, что хочу и обязан сказать".
- Иерусалимские работы – это вершина в творчестве Шагала?
- В ряду вершинных. Иерусалим вошел в жизнь художника в то время, когда Шагал был уже сложившейся личностью и знал, что хочет и что должен сказать миру. "Я знаю, путь моей жизни и вечен и краток. И я научился еще в утробе матери идти по этому пути скорее с любовью, а не с ненавистью", - говорит М.Шагал. Это отношение к своему таланту как к вечному и краткому пути, на котором нельзя размениваться на суету, определило сам масштаб замыслов, воплощенных в Иерусалиме.
К тому же не следует забывать, что к тому времени уже вышла в свет Книга Книг с иллюстрациями Шагала – это 66 офортов в первом томе (1930–1939 гг.) и 39 офортов во втором (1952–1956 гг.). В 1957 году, именно в Иерусалиме, по желанию Шагала, состоялась презентация второго тома Библии, как в европейской традиции Шагал называл ТАНАХ. На протяжении всей жизни - рисунки, картины, шпалеры, керамические скульптуры – все это рождено сюжетами из ТАНАХа. Это был напряженный вдохновенный и напряженный творческий путь, вылившийся в создание Музея "Библейское послание" в Ницце. Витражи "12 колен Израилевых" в Иерусалиме – несомненная вершина в ряду этих работ. Здесь нет ничего случайного. Художник знал, что хочет и что должен. Это его размышления над судьбами 12 сыновей патриарха Иакова, созданные под впечатлением 49-й главы Книги Бытия, в которой умирающий патриарх Иаков-Израиль благословляет своих сыновей. Каждому колену предписана своя социальная роль, соответствует свой символ, драгоценный камень. Ассистент Шагала по проекту, Шарль Марк, разработал специальную технологию нанесения пигмента на стекло, которая позволила расширить цветовой спектр до трех цветов на единой стеклянной панели. Шагаловское мироздание дышит. Птицы, рыбы и звери – чудесно легки. Знаком0-незнакомые растительные орнаменты и еврейские символы естественны в художественно-эстетическом космизме Мастера. Примечательно, что первоначально витражи были выставлены в Париже и произвели на Шарля де Голля такое впечатление, что он предложил Шагалу роспись потолка в парижском Гранд-Опера.
Во время работы над витражами Шагал приезжал в Иерусалим, который был его вдохновением, национальным ощущением, религией, дыханием, светом и самоождествлением во время работы. В них сказалось стремление М.Шагала "отдать свой скромный дар на служение еврейскому народу – народу, который жил здесь тысячи лет назад с другими семитскими народами".
В иерусалимских работах М.Шагал проявился во всех техниках, характерных для его позднего творчества – это витражи в больнице Хадасса, мозаики и шпалеры в Кнессете. Это работы трудоемки и выполнены из дорогостоящих материалов, соответственно стилю общего окружения. "Я хочу поблагодарить... правительство Израиля, пригласившее меня сюда, - говорит М.Шагал, обращаясь к собравшимся на торжественной церемонии по поводу открытия витражей. - Я закончил двухлетний труд, создав эти двенадцать витражей для синагоги в Иерусалиме. Я надеюсь, что синагога будет радовать вас своей гармонией, о чем я и молился". Он молился и потом – за Иерусалим воссоединенный, как неделимую столицу страны Сиона. В открытом письме в поддержку Израиля от 6 июня 1967 года в связи с началом Шестидневной войны Шагал писал: "Мои благословения начертаны на витражных окнах Двенадцати колен".
Говоря о содержании литургических образов на витражах Мастер останавливается на этнических истоках: "То, что сейчас называют религиозным искусством, я создавал, вспоминая также великие и древние творения окружающих меня семитских народов". В витражах Шагала культурное и религиозное начала образно прорастают друг в друга: "Я видел горы Содома и Негев, на этих вершинах сияли светлые образы наших пророков в одеждах цвета черствого хлеба. Я слышал их древние слова..."
Иерусалимские работы М.Шагала пронизаны смыслом и пафосом еврейства как нации. Это то, что через художническое подсознание фиксирует менталитет нации. Такова особенность культуры как явления, способного через художественный образ запечатлеть самобытный духовный образ народа с его характерными чертами.
Юбилейный год отмечен всплеском интереса к творчеству Марка Шагала во всем мире. Достаточно напомнить прошедшие выставки работ Шагала: "Библейские сюжеты" в Мадриде, Париже, по городам России, в Москве. В июне 2012 г. проходит большая выставка в Москве в Третьяковской галерее. В Японии снимается кино о Шагале.
В основе Шагаловских вечеров в Иерусалиме и серии сопровождающих вечера выставок израильских художников с русскими корнями лежит мысль, сформулированная Г. Подольской в публикации в каталоге Фестивалю искусств "По следам Шагала (2011 г.): "Задолго до русской алии М.Шагал открыл русскоязычному искусству историческую дверь в современное Израильское изобразительное искусство. Для творящего это и есть та мистическая связь, которой обладает истинное искусство. То, что защищает художника от ничтожного в мире и дает возможность выстоять настоящему в поединке с воинствующей шелухой. То, что позволяет русскоязычному искусству чувствовать свою укорененность на Земле Израиля".
В программу Шагаловских вечеров также входит демонстрация фильма Нинель Мерлин "По следам Шагала", фильма о том, какой творческий подъем оказывает личность Шагала на культуру современного Израиля.
Мероприятия, проводимые в Израиле в честь юбилейной даты – явления знаковые, они подтягивают культуру Израиля к мировой. Нести эту традицию в Иерусалиме почетно. То, как будет она развиваться, зависит от нас.
Татьяна Левина