РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Окно в скорлупе

Проза Татьяна Нелюбина

Отрывок из романа

Карл жалел, что поехал с Катрин. Каждый год он отправлялся в Италию, там ему было хорошо. А во Франции он чувствовал себя неуютно. Зря он согласился приехать сюда. Французы его разочаровали. Женщины были вовсе не так красивы, как он себе представлял. Языка он не знал. Устрицы ненавидел. Моллюски обрыдли. Катрин потеряла ту привлекательность, которая ее отличала в Берлине, стала одной из многих.
Почему они считают себя исключительными?
Карла утешало, что когда-то эта земля была римской провинцией. Он с удовольствием думал об этом. С удовольствием осматривал римские руины.
Арль его поразил. Трудно поверить, что город с ареной, амфитеатром, термами, домами стоит уже 2100 лет.
Умели римляне строить!!
В одном городке Карл отыскал римский акведук длиной семь километров! Он до сих пор сохранился! И полтора километра - в прекрасном состоянии.
Акведук! Это фантастика! Он такой элегантный, такой изящный и столько веков стоит!
Умели римляне жить. Снабжали себя водой из далеких, но вкусных источников.
А древнеримские мосты... По ним все еще ездят!
Мостам две тысячи лет, и по ним можно ездить!
Карл был потрясен. Мостов шесть спокойно проехал.
И снова улегся на пляже.
- Шушу ля! Шиши! - закричал продавец сладостей, загорелый до черноты. Он положил на живот Катрин несколько орешков - шушу. Она засмеялась.
А шиши - это посахаренные лепешки. Карл забросил руки за голову. Поваляется здесь еще пару дней, начнет понимать по-французски. Уже знал, например, что коковен – петух в вине. В красном.
Но итальянская еда ему все равно нравилась больше. Язык - тоже. Вообще он считал, что итальянцы и немцы очень близки. За примером далеко не надо ходить - Михаэль Шумахер, немецкий герой, ездит на итальянском «феррари» и семь раз стал чемпионом мира. Карл не пропускал ни одной гонки.
Да, итальянцев и немцев очень многое связывает. Карл это давно понял.
Когда ему исполнилось десять лет, в его жизни произошло незабываемое событие - в 1982 году немецкие футболисты «panzer tedeschi» проиграли итальянцам со счетом 1:3. Карл ко всем приставал, кто такие «panzer tedeschi»? Оказалось, что так итальянцы называли немцев: «германские танки».
Вот когда у Карла пробудился интерес к их языку!
Идем дальше – в глубь истории. Карл, младенцем, на груди своей плачущей матери, «смотрел» фильм «La Strada» с Джульеттой Мазина. Фредерико Феллини произвел фурор в немецком кино. Это были 70-е годы.
Еще раньше, в 1957 году, Италия, ФРГ, Франция, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали в Риме договоры, на основе которых и возникла нынешняя объединенная Европа. С тех пор тысячи итальянских рабочих ежегодно устремляются в Германию.
Во Вторую Мировую войну 23 000 итальянцев погибло от фашистского террора.
Диктаторы Муссолини и Гитлер встретились в 1937 году в Берлине, в 1938 – в Риме, чтобы подтвердить заключенный пакт.
В 1915 году Италия, поначалу союзник Германии и Австро-Венгрии, объявила войну.
В 1786 году Гёте начал свое двухгодичное путешествие по Италии. Уже тогда в Риме возникла колония немецких художников, черпавших инспирации в культурном наследии Италии.
В 1517 году Мартин Лютер, профессор теологии из Виттенберга, выступил с «Тезисами» против индульгенций, отвергая основные догматы католицизма. Он положил начало реформам и разделению церкви.
В 962 году германский король Оттон I подчинил Северную и Среднюю Италию, с Римом включительно, и основал «Священную Римскую империю».*
*с кон.15 в. «Священная Рим. империя германской нации»
В 800 году владыка франков Карл Великий стал императором «Римского рейха».
В 455 году германские вандалы под водительством своего короля напали на Рим и свирепствовали в занятом городе так, что понятие «вандализм» навсегда осталось в истории.
В 9 году херуски, германское племя, под руководством Арминия уничтожили в Тевтобургском лесу три римских легиона. Были разбиты мечты протянуть границы Римской империи до Эльбы.

Карл помнит, как его, тогда школьника, потрясла эта великая победа. 18 000 легионеров! Осень, мокро, холодно, мулы ревут. 15 килограммов железа на каждом римском солдате. Не хотелось бы Карлу быть на их месте. Он бы тоже вскричал: «Вар, верни легионы»!.. Полководец Вар побит. Рожден сверхгерой Герман Херуский, которого римляне называли Арминий. Отпрыск знатного рода выучился в Риме на офицера. Верный вассал Рима поначалу, а потом великий германский герой дал Вару пинка под зад. Вар не вынес позора, бросился на собственный меч.
Рим объявил варварам войну до полного уничтожения. У империи был флот в 1300 боевых кораблей на Имсе, Эльбе и Везере; офицерские школы; штаб-квартиры в Нимвегене.
Безрезультатно! Римлянам пришлось распроститься со своими планами – они покидали почти готовые города, сдавали замощенные улицы и флотилию.
Каков провал! Варвары из дремучего леса нанесли несокрушимый удар империи на самой вершине ее власти! Римские легионеры были выброшены за Рейн.
Тем и закончилась глава в мировой истории, которую так легкомысленно задумал римский император Август.* За бокалом вина, в окружении прекрасных рабынь порешил он покорить холодную туманную страну, где, как сказал Цезарь, «девять месяцев зимы и лета нет». Это не испугало Августа. Легионы поскакали на восток. Перемахнули через Альпы к Дунаю.**
* в 15 г. до н. э.
** были заложены форты Noviomagus (Нимвеген), Vetera (Ксантен), Mogontiacum (Майнц). В 9 г. до н. э. Рим. армия стояла примерно там, где нынешний Гамбург.
Продвижению римлян почти никто не препятствовал. Косные, отсталые крестьяне заселяли северно-немецкую низменность. Они жили в лачугах без окон и питались овсянкой. Секс до двадцати лет был предосудителен. Верность и строгость нравов считались добродетелями.
По сравнению с неотесанными простаками представители средиземноморской цивилизации были порочными. Предавались любви, где и как хотели. Разъезжали по глуши с серебряными столовыми приборами. Набросили на дикую страну сеть улиц, административных и торговых центров, приманивали германских вождей дарами. Их отпрыски могли получить образование в Риме.
Когда Вар в 7 году принял Рейнскую армию, страна до самого Везера казалась умиротворенной. Он объезжал германские поселения и приглашал знать в свой роскошный шатер. Он ввел правосудие и налоги. Тогда и случился мятеж. Бунтари, возглавляемые будущим героем Германом Херуским, осенью 9-го года двинулись на римлян.
«Вар, верни мои легионы!» - вскричал император Август.
Весь следующий год прошел в переорганизации, перестройке рейнских лагерей, в передислокации войск. Рим готовился к ответному удару: «Разбить германцев, этот народ прирожденных лжецов!» Полководец Германик принял в свое командование 50 000 легионеров. Он-то и нанес поражение германским племенам во главе с Германом Херуским.
Он оказался трагичным героем. Окрыленный идеей объединенной Германии (которую осуществил 800 лет спустя Карл Великий), он потерпел полный крах. Предводители племен* не желали объединяться. Они убили своего «спасителя» в 21 году.
* Германцы, древние племена индоевропейской языковой группы, обитавшие к 1 в. до н. э. между Сев. и Балт. морями, Рейном, Дунаем и Вислой и в Юж. Скандинавии. Гл.занятия – земледелие и скот-во. В 4-6 вв. сыграли главную роль в Великом переселении народов – захватили б. ч. Зап. Рим. империи, образовав королевства вестготов, вандалов, остготов, бургундов, франков, лангобардов.
Новый император Тиберий, пасынок Августа, притормозил уничтожающие акции. По решению сената нарек полководца Германика «Покорителем Севера» и сослал на Восток. Там Германик умер при невыясненных обстоятельствах. Император призвал все войска назад – положил конец мечтам о границе на Эльбе.
- Карл, пойдем купаться?
- Нет, не пойду.
- О чем ты думаешь?
Карл открыл глаза, посмотрел на Катрин, посмотрел вокруг, сказал:
- Об Италии. Я думаю, как бы мне там было хорошо.
Катрин засмеялась:
- На будущий год можно туда поехать.
Карл промолчал. Она уже планирует его жизнь? Он поедет в Италию – один!
- Ты не обгоришь? Давай я намажу тебя кремом, - Катрин достала тюбик.
- Не надо, - Карл отстранился. Если уж он на пляже лежит, так пусть станет бронзовым.
Катрин укрылась от солнца под зонтик. К ее молочно-белой коже загар не приставал. Грудки, упрятанные в купальник, не возбуждали. Немки не придерживались местных законов, сидели, лежали, ходили, купались без лифчиков.
- Карл! Давай перекусим?
- Не хочу!
Впрочем, почему бы и нет. Он сел. Катрин достала из корзинки французскую снедь - багет с сырами, твердокопченую колбасу, дыню. Обо всем позаботилась, даже вина прихватила, желая прибрать Карла к рукам. Если бы она ему сейчас сказала, да не хочу я тебя прибирать, вали-ка ты, браток, в свою Италию, он бы испугался. Стал бы просить, позволь мне остаться возле тебя. Но все дело в том, что не он, а она боялась, она была готова просить. Поэтому Карлу хотелось ей досадить за то, что она не соответствовала его идеалу – ей не хватало уверенности, которой он от нее ожидал. Когда она еще с Лешей была, Карл перед ней заискивал. Она казалась недосягаемой. А теперь он не переносил, что она замахивается на его право распоряжаться собой по своему усмотрению. Он бы распорядился собой, как ей хочется, если бы от него этого не ожидали, а требовали. Он усмехнулся и решительно поделил женщин на две категории: те, кто владеет, и те, которые ждут, чтобы ими владели.
Да если бы из моря сейчас вышла Венера, он бы к ее мизинчику подполз на коленях. Повелевай мною, стал бы молить.

Катрин высмотрела в небе перистые облака и сказала, что они к ненастью.
Карл не поверил.
Море прозрачное и спокойное. Пальмы шуршат. Цветет розмарин маленькими голубыми цветками, похожими одновременно на фиалки и львиный зев. Не похоже, что погода испортится.
Они прогулялись по пляжу.
Взяли в киоске две сангрии, которые оказались по пять евро стакан, и Карл подумал, что прощание с этим местечком не покажется ему тяжелым. НЭП надоел. Чашка кофе стоит три евро, салат «нисуаз» - семь, мороженое - два с половиной.
На горизонте появились чайки. По ним можно определить, что рыбацкие суда возвращаются. Раздвижной мост пропускает их в гавань, там рыбаки разгружают улов – осьминогов, каракатиц, угрей, скумбрию, камбалу, макрель. Чайки толпой садятся на крыши и издают звуки, похожие на плач и хохот, смеющиеся чайки: ха-ха!
Погода наутро, как и предсказывала Катрин, испортилась. Небо затянуло молочной пеленой, в дырки иногда проглядывало солнце.
Они поехали искать, где посветлее.
Проехали через Эг-Морт. Французы – вот народ! Из ничего устраивают праздник. Украсили флажками кораблики, поставили на мосту оркестр и маневрируют перед ним. Пляшут на палубах.
Катрин хотела в Сан-Реми, где Ван Гог. «Там столько прекрасных галерей, выставок, чудесных картин!»
Карл тоже туда хотел – там древнеримский город Кланум.
- Древнегреческий, - поправила Катрин. – Но греки тебя не интересуют?
Карл промолчал и потом из чистого упрямства долго изучал руины Кланума. С глубоким удовлетворением зафотографировал римские постройки.
Катрин, кажется, удивилась, что он смог отличить греческую капитель от римской.
Под проливным дождем они побежали к машине.
За обедом в Сан-Реми Карл снова сумел ее удивить – заказал коковена и к нему выбрал красное вино Chateau Romanin.
Они прошлись по городу, надеясь, что не замочит. Дождь то лил, то утихал. Такая обложная облачность.
«Маршрут Ван Гога» накрылся – затопило дорогу к тому месту, где он писал свой знаменитый мост. Какая жалость! Катрин была в отчаянии, пока не решила:
- В другой раз посмотрим.
Карл вывел машину на надежный асфальт.
Катрин радовалась мокрым ландшафтам, Карл ничего притягательного в них не находил. Следил за дорогой. Видел памятник тыкве. В метр диаметром.
Они добрались до Фонтана де Ваклюз. Это скалистая чаша, где на глубине многих метров бьет источник, который использовали еще древние римляне. Здесь берет начало река Сорка.
Она разлилась.
Пройти к источнику не удалось. Зато была открыта бумагоделательная фабрика, и Карл с большим интересом понаблюдал за работой старинных прессов.
Катрин возбужденно смотрела на сплошную зеленую стену дождя.
Им ничего не оставалось, как снять сандалеты и, по колено в воде, добежать до машины. Карл удачно ее припарковал, на бугорке. Машины неудачников, того и гляди, смоет потоком.
Он, неожиданно для себя, засмеялся.
Прованс! Какая стихия! Он ее не забудет. И ундину свою хрупкую, чудную виновницу поразительных приключений будет всю жизнь вспоминать!
Катрин превратно его поняла:
- Только не сейчас, не в машине.
Повелительница зеленого неба и дождя лишила себя волшебства.
По машине забили градины.
Впереди показался светящийся шар. Солнце что ли?
Оно!
Горд, городок на скале, издалека был похож на игрушечный. Домики из камня с мокрыми черепичными крышами, прилепленные друг к другу, напоминали постройки в Тоскане. Карл снова затосковал по любимой Италии.
Извилистая дорога скатилась в долину с оливами, виноградниками и лавандой.
Они пробежались по Российону. За городком высились красные, желтые и оранжевые скалы, дома были соответственно выкрашены, в одном из них жил Сэмюэл Беккет, но здесь ли он написал «В ожидании Годо», Катрин не знала.
Она его так почитала! Ирландец писал на французском и английском языках, выступал против подавления свободы художника, его герои испытывали отчаяние и ужас от бессмысленности существования... ах. Ох. Ух. Беккет – один из основоположников драмы абсурда. Получил Нобелевскую премию.
Дождь не прекращался, и они повернули назад.
Ливень был такой сильный, что затопило поля, по дороге неслись потоки воды с обломанными ветками.
Облака скомкались в ватное одеяло, оно провисало от сырости.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.