РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Германия

Публицистика «Русско-еврейская диаспора"

 


XIX век – первая треть XX века

Евреи из России начали приезжать в Германию в основном во второй половине ХIХ в. Их число намного возросло в общем потоке послереволюционной эмиграции, составившей по разным оценкам от 150 до 400 тыс. человек. В 1925 г., когда значительная часть эмигрантов уже покинула Германию, евреи составляли 25% общего числа приехавших из России.
Чем же привлекала русских евреев Германия? Конечно, близким географическим положением и уже установившимися многолетними экономическими, культурными и научно-образовательными связями. Знание языка идиш облегчало освоение немецкого. Новые индустриальные центры Германии нуждались в дешевой рабочей силе. Немалое место занимали евреи и в политической эмиграции.

Учебная (студенческая) эмиграция. Традиция ездить учиться за границу, главным образом в Германию, была достаточно распространена среди россиян, но после введения в России процентной нормы для евреев (1887), студенческая эмиграция намного выросла. Учиться в Германию отправлялись Хаим Вейцман, Залман Рубашов, Владимир Хавкин.
Больше всего русских евреев привлекали университеты и высшие технические школы Германии. По данным Дмитрия и Ирины Гузевичей, из более чем 250 русских евреев, учившихся за границей, которые упоминаются в Еврейской энциклопедии, изданной в 1908-13 годах, 155 учились в Германии и Австрии, 45 во франкофонных странах, столько же – в англосаксонских странах и лишь несколько человек – в Италии. Из городов Германии рекордсменом является Берлин, в котором получили образование или преподавали 39 чел. (25,2%), в Лейпциге и Гейдельберге – по 12 чел., 11 человек обучались в Кенигсберге; по 8 – в Мюнхене и Бреславле; по 2 – в Карлсруэ, Йене, Бонне, Галле, Страсбурге и Геттингене. Пользовались популярностью и высшие технические школы Брауншвeйга, Дрездена и Гановера.
В 1900–1914 гг. количество студентов-россиян за рубежом быстро возрaстало. Число евреев среди них, в зависимости от учебного заведения и специальности, достаточно широко колебалось, но суммарно расценивается как 2/3. Зачастую они попадали заграницу по причине процентной нормы для евреев, но нередко – после репрессий и исключения в связи со студенческими волнениями. Тогда же бурно увеличивался процент женщин среди евреев-студентов из России. В 1904-08 гг. они составили от 4,5% до 12% от общего количества. Вот какую картину из жизни Фрайбургского университета рисует общественный и политический деятель Марк Вишняк (1883, Москва, – 1975): «В полдень сходились обедать к немке человек 20 студентов и студенток из России. Главную массу столовников составляли “сибирячки” из Иркутска, приехавшие штудировать медицину. Старшей, возглавлявшей стол и доминировавшей в разговоре, была Надежда Рубинштейн, жена будущего профессора философии и психологии М.М. Рубинштейна».
Количество русско-еврейских студентов, прошедших обучение в вузах Германии, исчисляется десятками тысяч. Например, только в Высшей технической школе Дрездена с 1900 по 1914 г. было 553 человека, приехавших из России, большинство из них – евреи. В массе своей они учились с бόльшим рвением и лучше немцев, и это вызывало трения, а нередко и конфликты, особенно, если энергичные россияне захватывали первые ряды в аудиториях и на практических занятиях.
Немало славных русских имен связано с Гейдельбергским университетом – одним из старейших (основан в 1386 г.) и известнейших в Германии: химик и композитор А. Бородин (1833–1887), математик С. Ковалевская (1850–1891), химик Д. Менделеев (1834–1907), физиолог И. Сеченов (1829–1905).
В 1860-х годах «головой» гейдельбергской колонии называли Владимира Бакста (1835–1874). Николай Огарев (1813–1877), друг и соратник Александра Герцена, посылал ему революционные тексты, а Бакст их литографировал. Потом душой колонии был Леонард Гиршман (1839–1921), позже создавший первую в России кафедру глазных болезней, ныне Украинский НИИ глазных болезней его име-ни. Один из организаторов кадетской партии Михаил Герценштейн (1859, Одесса, – 1906) и редактор «Русских ведомостей» Григорий Иоллос (1859–1907) – оба были убиты черносотенцами – в годы учебы в Гейдельберге возглавляли русскую студенческую колонию. В Гейдельберге учился физиолог и общественный деятель Николай Бакст (1842, Мир, Белоруссия, – 1904). Бакст стал экспертом комиссии, пересматривавшей закон о евреях в России, а также одним из создателей ОРТа.
На творчество основоположника новой поэзии на иврите Шаула Черниховского (1875, Таврическая губ., – 1943) повлиял величественный горный ландшафт вокруг Гейдельберга. Гейдельбергу посвящали стихи слушавшие здесь лекции Осип Мандельштам (1891, Варшава, – 1938) и Саша Черный (1880, Одесса, – 1932).
Философ, литератор, общественный деятель Аарон Штейнберг (1891, Витебская губ., – 1975) одно время заведовал русской читальней университета. Он организовывал празднование ее 50-летия. Открыл торжественное заседание россиянин Израиль Зильберман (учился в Гейдельберге в 1909-11 гг.), а юбилейную речь произнес одессит Арнольд Зак (1868–1940). Профессор Радбрук приветствовал «русских», которые заражают немецких студентов чувством свободы и пафосом правового сознания.
Русские читальни возникали и в других городах. Инициаторами такой читальни во Фрайбургском университете стали студенты Моисей Рубинштейн из Иркутска, Константин Кровопусков и Соломон Монасзон из Вильны. Вокруг читален организовывались справочные бюро для ищущих работу, кассы взаимопомощи, лагеря отдыха, театральные, литературные, научные и спортивные кружки.
Знания, получаемые в обстановке раскрепощенности и свободы, безусловно, оказывали благотворное влияние и на еврейское самосоз-нание. Русские евреи в дальнейшем участвовали в формировании интеллектуальной и политической элиты России и способствовали преобладанию в России и СССР германских технологий. С другой стороны, будучи в большей степени зараженными социалистической идеологией, они революционизировали учившихся с ними немецких студентов.
В Германии начала ХХ в. выходило 7 русско-еврейских периодических изданий. Сборник «Кишинев» (1903-05) публиковал известия о погромах в России, возмущенные статьи М. Горького и В. Короленко, призывал к созданию и укреплению еврейской самообороны. Студенческая сионистская организация «Хе-Хавер» («Товарищ») издавала журналы «Еврейский студент» (1913-14 гг.) и «строго конфиденциональный» (так!) «Сионистский листок», ее деятельностью были охвачены Прага, Берн, Рим. Еще в 1889 г. студенты из России образовали одну из первых в Германии протосионистских организаций – Русско-еврейскую академическую ассоциацию. Ее членами были будущие лидеры сионизма – Лео Моцкин (1867, Киевская губ., – 1933), Нахман Сыркин (1868, Могилев, – 1924), Хаим Вейцман (1874, Гродненская губ., – 1952). Значительное число русских евреев находилось в составе делегации Германии на 1-м Сионистском конгрессе (1897).

Русские евреи-эмигранты в науке. Их вклад в науку сопоставим с теми знаниями, которые они получили от ученых Германии. Традиционной являлась область биологических наук. Так, учитель будущего академика Ивана Павлова физиолог Илья Цион (1842, Ковенская губ., – 1912) окончил Берлинский университет. Евгений Ашкенази (1845, Одесса, – 1903) занял в Гейдельберге кафедру ботаники. Врач Оскар Минковский (1858 /1864?/–1931) был профессором университетов в Страсбурге и Кёльне. Он заложил основы учения об обмене веществ, диабете, болезнях печени, акромегалии. Выезжал в Москву консультировать больного В. Ленина. Юриспруденция занимает второе место. Карл Бернштейн (1842, Одесса, – 1894) был первым евреем, ставшим доктором Берлинского университета. Медицинские и юридические профессии давали евреям свободу, но их выбор определялся и высокими этическими критериями – они хотели лечить и защищать свой народ. Экономика стоит на третьем месте. Активистка женского движения Сарра Рабинович (1880, Минская губ., – 1918) занималась философией и политэкономией в немецких университетах; экономист Яков Маршак (1898, Киев, – 1977), преподававший в немецких университетах, был также журналистом и писателем.
Точные науки заняли одно из основных мест. Математик, механик и гравер Ашер Бер (18??, Сувалкская губ., – 1897) работал в Кенигсберге. Труды математика, физика и изобретателя (в числе прочего он создал счетную машинку) Хаима Зелига Слонимского (1810, Белосток, – 1904) были высоко оценены Берлинской академией наук. Герман Минковский (1864, Ковенская губ., – 1909) получил премию Парижской академии наук уже за свои студенческие работы. Он был профессором в ряде немецких университетов. Его труды охватывают теорию чисел, топологию, гидродинамику, проблемы геометрии. Минковский дал математическую формулировку теории относительности, так что ему следует отдать часть лавров А. Эйнштейна. Раввин в начале своей жизни, Герман Шапира (1840, Ковенская губ., – 1898) увлекся математикой, изучил европейские языки; стал профессором в Гейдельберге. Организовал там общество «Цион», первый выдвинул идею создания в Эрец-Исраэль университета, поддерживал Герцля, участвовал в работе 1-го Сионистского конгресса. Останки Шапира захоронены в Иерусалиме. Проф. Георг Кантор (1845, Петербург, – 1918) учился в университетах Геттингена и Берлина, был президентом Математического общества Германии, создал теорию множеств, на основе которой произошла перестройка всей математики, возникла топология, функциональный анализ, абстрактная алгебра, теория функций действительного переменного. Абрам Иоффе (1880, Полтавская губ., – 1960) завершил свое образование в лаборатории Рентгена, открывшего Х-излучение. Рентген зачислил его своим ассистентом. Исключительная роль Иоффе в становлении советской науки широко известна.
Важнейшее исследование по экономике принадлежит Борису Бруцкусу (1874, Литва, – 1938), который в 1921-22 гг. доказывал невозможность построения хозяйства России по плану и из одного центра. В Берлине он читал лекции, изучал советское хозяйство и аграрную политику, писал о бедствиях евреев России, зачисленных в «лишенцы» и обездоленных в своей культуре, религии и языке.
Высланный в 1922 г. религиозный философ Семен Франк (1877, Москва, – 1950) поселился в Берлине. Преподавал в Религиозно-философской академии и в Русском научном институте.
Семен Дубнов (1860, Могилевская губ., – 1941) опубликовал в Берлине 10-томную «Всемирную историю еврейского народа» (1925-29) в немецком переводе А. Штейнберга; она вышла также на иврите в Тель-Авиве (1929-39) и в оригинале, на русском языке (Рига, 1936-39).
Немецкие университеты закончили многие ориенталисты, ис-торики, этнографы. Гебраист Самуил Познанский (1864, Варшавская губ., – 1921), ставший доктором философии в Гейдельберге; семитолог Даниил Хвольсон (1819, Вильна, – 1911); доктор Берлинского университета, историк русского еврейства Марк Вишницер (1882, Волынская губ., – 1955); «Гейдельбержец» Иосиф Клаузнер (1874, Виленская губ., – 1958), который в своей книге «Иисус из Назарета» утверждал, что Иисус, родившийся и умерший евреем, являлся носителем подлинно еврейской морали. Обучавшиеся в Германии русские евреи сыграли большую роль в превращении древнееврейского языка в живой современный иврит. Это писатель и издатель Барух Шик (1744, Шклов, – 1808), переводивший и писавший в Берлине на иврите трактаты по математике, астрономии, медицине. Первую газету на иврите, еженедельник «Ха-Маггид» предназначенную для Российской империи, выпускал в 1856-90 гг. в Пруссии сын эмигрантов из России Лазарь-Липман Зильберман (1819–1882).

Послереволюционная волна эмигрантов и русско-еврейский Берлин. Как уже было сказано, наибольшее число эмигрантов из России прибыло в Германию после революции 1917 г. Они в основном селились в Берлине. В 1925 г., когда их значительная часть уже покинула Германию, евреи составляли 25% общего числа приехавших из России. Еще раньше появились в Германии русские евреи, попавшие в плен (общее количество пленных российских солдат и офицеров с началом 1-й мировой войны исчислялось сотнями тысяч), евреи из Галиции, студенты из России, которых интернировали в начале 1-й мировой войны. Появились русские евреи, владевшие недвижимостью и акциями в Германии, имевшие творческие контакты с академическими и культурными кругами страны. В немецких и русских политических группировках и партиях было немало представителей русского еврейства – у социал-демократов, монархистов, кадетов. Все лидеры меньшевиков, находившиеся в Берлине в 20-е гг., кроме Бориса Николаевского (1887–1966), были евреями. Тесные контакты поддерживались между немецкими и русскими сионистами. В 1923 г. в Берлине позицию ревизионистов разъяснял Владимир (Зеэв) Жаботинский (1880, Одесса, – 1940), вошедший в редакцию «Рассвета». Деятельность Бунда находила горячую поддержку в немецких социалистических кругах.
Сюда часто попадали с «законными» визами и просто с разрешениями советских властей. Большое количество русских евреев, приехавших в Берлин, были состоятельными людьми (что совсем не исключало наличие малоимущих и чрезвычайно нуждающихся). Юрист, издатель, политический деятель Иосиф Гессен (1865, Одесса, – 1943) вспоминал, что когда понадобилось собрать средства для организации русской библиотеки-читальни, он добыл их, не выходя за пределы роскошной гостиницы, у проживавших в ней банкиров и биржевиков. В 1920-21 гг. И. Гессена избрали председателем Союза русских писателей и журналистов в Германии, председателем Союза русских адвокатов, а также членом руководства многочисленных обществ и объединений всего русского зарубежья.
Это были годы, когда эмигранты могли относительно свободно ездить в метрополию и возвращаться в Германию, «железный занавес» большевики начали воздвигать в 1922-23 гг.
Евреи развили предпринимательскую активность в различных областях, особенно в традиционных: ювелирное дело, юриспруденция, медицина, издательская деятельность. По анализу объявлений в эмигрантских газетах, им принадлежало подавляющее большинство открывшихся в Берлине ювелирных контор, частных врачебных кабинетов и зубоврачебных клиник, ориентированных на русскоязычную публику. В Берлине – тогдашнем центре свободы, демократии и культуры – отмечался духовный расцвет еврейской эмиграции, в противоположность ее русской составляющей, для которой было характерно настроение тоски и безысходности (стихи М. Цветаевой, рассказы А. Белого, воспоминания Н. Берберовой). Деятельность русских евреев бросалась в глаза, особенно при их частой совместной работе с другими эмигрантами. Михаил Осоргин, говоря о редкой активности и инициативности этнических русских, с горечью определил их роль как «русское одиночество»:
«В культурной (и иной) деятельности российских эмигрантов первое место, лидерство и инициатива принадлежат евреям. <…> Все большие благотворительные организации в Париже и Берлине лишь потому могут помогать нуждающимся русским эмигрантам, что собирают нужные суммы среди отзывчивого еврейства».
Есть все основания заменить распространенное в исторической литературе название российской общины столицы Германии 20-х годов Русский Берлин на Русско-еврейский Берлин. Это главным образом относится к первой части межвоенного периода, когда отмечался расцвет культурных и хозяйственных сил страны при отсутствии дискриминации. Начавшиеся позже небывалая инфляция, резкий экономический спад, кризис 1929-33 годов и превращение Германии в фашистское государство сопровождались массовым выездом евреев, в их числе – российских.

Организации. В Германии, как и в других центрах эмиграции, русские евреи создавали систему еврейских организаций, начиная с приютов для стариков и погребальных братств и кончая различными союзами и обществами. После 1918 г. возникли Общество русских журналистов и писателей, Объединение русских инженеров и др., большое место в которых занимали евреи. В берлинском Русском научном институте читали лекции ведущий литературный критик России того времени Юлий Айхенвальд (1872, Подольская губ., – 1928), печатавший свои «Литературные заметки» в «Руле», социолог и философ Георгий (Жорж) Гурвич, проф. политэкономии Леонид Пумпянский (1889, Петербург, – 1942).
Большую роль играл Союз русских евреев в Германии, руководимый Яковом Тейтелем (1850, Подольская губ., – 1939), который в течение 40 лет служил в судебном ведомстве Российской империи. В его доме бывали Чехов, Шолом-Алейхем, В. Ленин. Тейтель считал, что помощь людям, чтобы их не унижать, должна оказываться в форме платы за труд. Он один из первых поднял тревогу о судьбе детей еврейских эмигрантов, – родители в поисках заработка не уделяли им достаточного внимания. Тейтель создал в Берлине «Детский дом» и общество «Дети – друзья», мобилизовав детскую тягу к взаимопомощи. Принципы Тейтеля вошли в мировую науку и практику. Союз организовал детский сад, опекунство над сиротами с Украины, родители которых погибли при погромах. Дети получали также профессиональное образование. В Союз обращалось и Общество помощи русским гражданам, и «не было случая, когда перед лицом действительно безысходного горя Союз не откликался, не протягивал и свою, всегда более сильную руку помощи, не считаясь с вопросами вероисповедания и национальности». Создавались курсы стенографии, машинописи, бухгалтерии, английского языка, др., по окончании которых учащимся помогали получить работу. Популярны были организованные Союзом праздники Хануки и Песах, когда проводился сбор денег, например, на летний отдых детей. Юрист Союза Алексей Гольденвейзер (1890, Киев, – 1974) и Тейтель добились от Лиги Наций ежегодной субсидии. Русско-еврейских эмигрантов снабжали нансеновскими паспортами, а с наступлением нацизма Гольденвейзер помогал многим переселиться в США, среди них – Набоковым: жена писателя была еврейкой.
В 1921 г. в Берлине создали Всемирный союз ОРТа, продолживший начатую в России продуктивизацию труда евреев в области земледелия, ремесел, техники и индустрии. Президентом стал Леонтий (Леон) Брамсон (1869, Ковна, – 1941). До последних дней, будучи тяжело больным, он принимал сотрудников, решал текущие вопросы, составлял программу работы на следующий месяц. Отделения ОРТа возникли во многих странах Европы. ОРТ помогал эмигрировавшим юношам приобщиться к фабричному труду, а также предоставлял помощь еврейским колониям на юге Советского Союза, позже – переселенцам в Биробиджан.
Отечественное объединение русских евреев за границей. Ненависть к большевикам среди русских эмигрантов обращалась в ненависть к евреям, хотя бόльшая часть русских евреев была против революции, что подтверждалось их эмиграцией. Объединение издало сборник «Россия и евреи» (1924), в котором авторы стремились вернуть национальную гордость и самоуважение еврейскому народу. Даниил Пасманик (1869, Полтавская губ., – 1930) и Григорий Ландау (1887, Петербург, – 1941) утверждали, что Каменевы, Зиновьевы, Троцкие, и т.п. заняли слишком много места в революционной среде; они считали, что единственный способ не позволить оболгать себя – это признать, что ответственность за большевистскую революцию лежит на еврействе.
Союз русских юристов (председатель Борис Гершон /1887–1954/, генеральный секретарь – В. Гольденберг, казначей – Г. Бойм) боролся за право жительства эмигрантов, получения гражданства и т.д., инициировал международные форумы о положении беженцев.
В Берлине была немецкая секция II Интернационала, в которую входили российские революционеры, целая сеть советских учреждений («Красный Берлин»), с большим количеством русско-еврейских социал-демократов. В их числе подвизался Карл Радек (1885, Львов, – 1939), «разжигавший пожар мировой революции». После убийства Розы Люксембург и Карла Либкнехта (1919) он фактически стал руководителем 2-го съезда компартии Германии.

Литература. Книжное дело и периодика. Большое количество русских евреев, проживавших и учившихся в Германии, занимались литературой и журналистикой: мемуаристка Паулина Венгерова (1833, Минская губ., – 1916), поэт, писатель и журналист Палтиель Замощин (1851, Одесса, – 1909), получивший образование в берлинских Коммерческом училище и Политехникуме; публицист и философ Ахад-ха-Ам (1856, Украина, – 1927); поэт и сионист Лейб (Лев) Яффе (1876, Гродно, – 1948); историк и общественный деятель Марк Вишницер (1883, Москва, – 1956).
Пьесы Осипа Дымова (наст. фам. Перельман; 1878, Белосток, – 1959) шли в театрах Германии, он подолгу жил в Берлине. Его «Последняя возлюбленная» в переводе на немецкий язык была поставлена известнейшим немецким режиссером, актером и реформатором театрального искусства ХХ в. Максом Рейнхардтом.
Литератор Александр Элиасберг (1878, Минск, – 1924) перевел на немецкий около 70 томов русских авторов и издавал их антологии на немецком языке. Через Томаса Манна он хлопотал о присуждении Ивану Бунину Нобелевской премии.
Как уже говорилось, в Берлинском Союзе русских писателей и журналистов первые 4 года председательствовал Иосиф Гессен. Берлинский Кружок поэтов создал Михаил Горлин (1910, Петербург, – 1944), он же стал его бессменным председателем. Членом кружка была Раиса Блох (1899, Петербург, – 1943). Слова ее песни «Здесь шумят чужие города / И чужая плещется вода...» стали своеобразным гимном эмиграции. В «Руле» печатал свои статьи мыслитель и публицист Григорий Ландау (1887, Петербург, – 1940), одаренный блестящим даром слова. Поэт Илья Британ (1885, Кишинев, – 1942) на революцию откликнулся горькими строчками:
«Голь разгулялася. Брань. Самогон / В дыме табачном не видно икон…». Высланный в Германию, он предупреждал Запад: большевистской культуры нет и не будет, русская культура теперь за рубежом, а на русской земле – в катакомбах.
В Германии отмечался необычный рост издательского дела, пик которого достиг в 1922 г., когда русскоязычных книг было выпущено больше, чем немецких. Бόльшая часть издательств принадлежала евреям. Они были готовы обслуживать и советский и эмигрантский рынок. Но Главлит и ГПУ постепенно закрывали границу. Зиновий Гржебин по заказу Торгпредства издавал в Берлине классиков, учебники, серию «Жизнь замечательных людей», но ввоз его книг в Советскую Россию был запрещен, что привело к разорению Гржебина. Издательство «Геликон» Абрама Вишняка (1893–1944) выпускало книги современных авторов; были изданы и «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922) Ильи Эренбурга (1891, Киев, – 1967), ставшие наиболее провидческой книгой ХХ в. Писателей привлекала высокая книжная культура издательства. Вишняк выпустил стихи Цветаевой. Роман, возникший между издателем и поэтом, стал поводом для еще одного ее замечательного произведения – «Флорентийские ночи».
Берлинским антиквариатом «Россика» Юлия Вейцмана пользовались книговед Николай Рубакин, историк и политический деятель Борис Николаевский, театральный деятель и издатель Сергей Дягилев, многие др. Вейцман издал 23 каталога собранных им книг: стихотворных сборников, книг по искусству и самую полную подборку произведений российских философов (более 700).
«Социалистический вестник» основали в Берлине в 1921 г. один из создателей «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», член редакции газеты «Искра» Лев Мартов (Юлий Цедербаум, 1873–1923) и член ЦК Бунда Рафаил Абрамович (Рейн; 1880, Витебская губ., – 1963). Журнал комментировал жизнь в СССР и раскрывал истинную деятельность большевиков. «Вестник» стал предтечей советологии. Большое место в литературной жизни Берлина занимал журнал «Русская книга» (позже – «Новая русская книга»). Он возник из концепции культурного примирения между Советской Россией и эмиграцией. Редактором был А. Ященко, но оживил журнал И. Эренбург, дав материалы о советских литераторах, об авангарде и конструктивизме. Газету и издательство «Руль» основали Иосиф Гессен, Аарон Каминка (1866, Бердичев, – 1950) и Владимир Дмитриевич Набоков. Они выпускали русских классиков, научные книги, воспоминания, в том числе одного из главных организаторов контрреволюции в Гражданскую войну барона П. Врангеля и одного из крупнейших государственных деятелей России графа С. Витте. Гессен также выпустил в свет 22 тома важнейших исторических материалов – «Архив русской революции». В основном их готовил Сергей Штейн (1887, Одесса, – 1951). Второй значительной газетой русского Берлина были «Дни». В ней публиковал главы из своих романов самый популярный в те годы русскоязычный писатель Марк Алданов (1889, Киев, – 1957).
Журнал «Беседа» Максима Горького знакомил советских людей с научной и литературной жизнью Европы. Выпускал его самоотверженный Соломон Каплун (1883 /1891?/ – 1940) – автор рецензии на Ахматовский «Anno Domini». «Беседа» могла существовать только при условии ее распространения в России. Когда советская власть не пустила на свою территорию аполитичное издание, Каплун понес огромные убытки.
Знаменитый литературно-художественный журнал «Жар-птица» издавал Александр Коган (1878–1949); его редакторами были сам издатель, Саша Черный и родоначальник профессиональной балетной критики Андрей Левинсон (1887, Петербург, – 1933).

Искусство. Со второй половины XIX в. русские евреи начинают поступать в художественные учебные заведения Берлина и Мюнхена, тогда – ведущие центры искусства. Марк Антокольский (1843, Вильна, – 1902) учился в Академии художеств в Берлине. Наряду с еврейскими сюжетами («Спор о талмуде», «Натан Мудрый»), он работал над темами русской истории («Иван Грозный», «Ермак», «Петр I») и стал выразителем «русскости» не в меньшей степени, чем его русские коллеги. Скульптор жил в Риме, Париже, Мюнхене, Вене, Франкфурте-на-Майне и умер в Германии. В Мюнхене учились живописцы Осип (Иосиф) Браз (1873, Одесса, – 1936), Абрам Маневич (1881, Могилевская губ., – 1942), Зиновий Гржебин (1877, Харьковская губ., – 1929), впоследствии ставший издателем; скульптор Владимир Издебский (1881, Одесса, – 1965), который увлекался новейшими художественными течениями, а в 1909 г. стал одним из учредителей мюнхенского Нового общества художников.
В начале 20-х годов усиливается интерес к еврейской тематике Леонида Пастернака, проживавшего в это время в Берлине. Он издает книгу «Рембрандт и еврейство в его творчестве». В комментариях Пастернака – его мысли о влиянии евреев на тематику живописи Рембрандта.
Моисей Коган (1879, Бессарабская губ., – 1943), вместе с Василием Кандинским и Андреем Явленским, уехал в Мюнхен, где учился в Академии изящных искусств. Главной темой его произведений стало женское тело. Художник погиб в Освенциме. Скульптор и теоретик искусства Наум Габо (1890, Брянск, – 1977) учился в Берлине и Мюнхене. Он и его брат Антуан Певзнер (1884, Могилевская губ. – 1962) являются основоположниками конструктивизма в скульптуре. Иссахар Бер Рыбак (1897, Елизаветград, – 1935) попал в Германию в 1921 г. уже сложившимся художником, сторонником примата формы над содержанием. Рыбак иллюстрировал детские книжки, участвовал в авангардистских выставках. Его графический цикл «Мой разрушенный дом» – воистину реквием местечку. Полиграфические возможности Берлина позволили и Натану Альтману (1889, Винница, – 1970) выпустить свою «Еврейскую графику».
Жизнь художника Мирона Симы (1902, Подольская губ., – 1999) охватывает весь ХХ в. Он учился в Дрездене, благодаря Кокошке и Диксу превратившемуся в центр «веризма». Сима выпускал гравюры и картины-протесты против реакции и нацизма.
Театральный художник Борис Аронсон (1900, Черниговская губ., – 1980) вошел в совет Дома искусств в Берлине, участвовал в 1-й Русской художественной выставке, опубликовал книги «Марк Шагал» и «Современная еврейская графика».
Советский художник-конструктор Эль Лисицкий (1890, Смоленская губ., – 1941) приехал в Германию в качестве мастера выставочного ансамбля. Он издавал с Эренбургом журнал «Вещь» на трех языках, организовывал выставку советского искусства, выставлялся на персональных и международных вернисажах.
Автор ансамбля Израильского Музея в Иерусалиме архитектор Альфред Мансфельд (1912, Петербург, – 2004) учился в Берлине. В 1933 г. нацисты изгнали его из Высшей технической школы, даже не дав взять пальто с вешалки. В Палестине (потом в Израиле) Мансфельд получал первые места в конкурсных проектах – площади в Нетании, оформлении кораблей израильского флота, создании Центра Трех Религий.
Музыканты по численности превосходили художников и скульпторов вместе взятых. Флейтист и гармонист Михаил-Иосиф Гузиков (1806, Шклов, – 1837) много концертировал по Германии и Австрии. Композитор и пианист Иосиф /Юзеф/ Венявский (1837, Люблин, – 1913) изучал теорию музыки в Берлине. Музыковед, инициатор создания народной консерватории в Петербурге Николай (Натан) Бернштейн (1865, Курляндская губ., – 1938) преподавал историю музыки и эстетики в консерватории и в Высшей музыкальной школе Берлина. В течение 10 лет концертная деятельность «Русского трио» пропагандировала русскую музыку в Европе. Руководил ансамблем Михаил Пресс (1871/1872, Вильна, – 1938). Выдающийся бас Александр Кипнис (1891, Житомир, – 1978) прославился на сценах Германии.
Художники Леон Зак (1892, Нижегородская губ., – 1980), Владимир Боберман (1897, Ереван, – 1949) и Филипп Гозиасон (1898, Одесса, – 1978) дебютировали декораторами в «Русском романтическом театре». С успехом гастролировал театр «Маски» поэта, драматурга, юмориста и сатирика Леонида Мунштейна (псевд. Lolo; 1867–1947).
Дирижер Сергей Кусевицкий (1874, Тверская губ., – 1951) после женитьбы на дочери миллионера обладал значительными средствами для помощи соотечественникам. Созданное супругами музыкальное издательство десятилетия публиковало сочинения русских композиторов-классиков и эмигрантов.


Вторая мировая война – начало ХХI века

О военнопленных. Среди миллионов советских военнопленных 2-й мировой войны, было более 85 тыс. евреев, из которых 80 тыс. были уничтожены особыми командами, выявлявшими «расово неполноценных». Еврейки в условиях лагерной жизни, лишенные санитарных условий, страдали вдвойне. Но они поражали как палачей, так и солагерниц духом сопротивления, и иногда отказывались выполнить приказ, требуя обращения как с военнопленными. Непокорных отправляли в лагерь строгого режима Равенсбрюк. После освобождения узники, прошедшие ад немецких лагерей, столкнулись в СССР с подозрением и презрением к ним, а то и повторными лагерными сроками…

Перемещенные лица («ди-пийцы» – от английского Displaced persons). После окончания войны на территориях Германии, Австрии и Италии оказалось более 8 млн. перемещенных лиц, среди которых насчитывалось около 250 тыс. советских евреев. В основном это были освобожденные узники нацистских лагерей и бывшие партизаны. К ним присоединились евреи, пробовавшие вернуться домой, но наткнувшиеся на враждебность местного населения. В 1947-50 гг. более 120 тыс. этих евреев прибыли в Израиль, в том числе в рамках операции «Бриха» («Побег»). Значительную роль в помощи перемещенным лицам сыграл ХИАС (Общество помощи евреям-иммигрантам).
При поддержке Джойнта и Еврейского агентства в лагерях перемещенных лиц открывались детские сады и школы, библиотеки, театры, клубы, выпускались газеты. Существовало более 20 издательств, которые печатали классиков и запрещенных в СССР авторов, легкую литературу, книжки для детей. У бестселлера – «Курс английского языка» А. Шидловской – тираж доходил до 1 тыс. Общественная деятельность «ди-пийцев», их обращения в ООН содействовали положительному решению вопроса о создании Государства Израиль.

Русскоязычное радиовещание. В 1952 г. в Мюнхене открылся филиал «Голоса Америки». В Кёльне, с 1953 г., успешно работала «Немецкая волна». С 1950-х годов в Мюнхене начала действовать радиостанция «Свобода». Вначале там работали литераторы послереволюционной волны: Александр Бахрах (1902, Киев, – 1985), Георгий Адамович (1894, Москва, – 1972), Гайто Газданов (1903–1971). В 1980-х гг. еврейскую программу «Свободы» вел Шимон Маркиш (1931, Баку, – 2003). Работать на «Свободе» было небезопасно. Есть основания полагать, что гибель Александра Галича (1919, Екатеринослав /Днепропетровск/, – 1977) в Париже, куда он уехал из Мюнхена, став корреспондентом радиостанции, была организована агентами КГБ. В 1997 г. агенты ФСБ зверски убили Молли Гордон, которая под именем Инны Светловой много лет вела молодежные передачи радиостанции. «Свобода» не скрывала мечты о распаде СССР и не препятствовала сотрудникам различных национальностей России обвинять в своих бедах «русских оккупантов». На этой почве на радиостанции возникали острые разногласия – часть деятелей эмиграции и представители русской зарубежной церкви утверждали, что больше всего от коммунистов пострадал русский народ.

О русских евреях в Германии последних десятилетий. После распада Советского Союза объединенная Германия создала особо благоприятные условия для приема еврейских иммигрантов из стран СНГ. В 2002 г. в Германии насчитывалось уже не менее 100.000 членов 83 еврейских общин; в этом году еврейская эмиграция из постсоветского пространства в Германию была больше, чем в Израиль – соответственно 19.262 и 18.525. В 2003 г. ратифицировали государственный договор между ФРГ и Центральным советом евреев Германии. В обустройство евреев – бывших советских граждан – вложено столько средств, что Германию шутя называли крупнейшим социальным ведомством бывшего СССР.
В числе бывших советских евреев было немало представителей творческой интеллигенции. В Кёльне многие годы жил один из крупнейших советских дирижеров, ставший гражданином Израиля, Юрий Аронович (1933, Ленинград, – 2002), работавший и гастролировавший в музыкальных столицах Европы. Профессором Высшей музыкальной школы в Вюрцбурге в 1970-е – 80-е годы был прославленный скрипач-виртуоз Борис Гольдштейн (1922, Одесса, – 1987), выдающиеся педагогические способности которого привлекли многих учеников из разных стран Европы и Америки и способствовали их победам на международных конкурсах, например Захара Брона в Брюсселе в 1971 г. В Мюнхене многие годы живет известнейшая балерина ХХ в. Майя Плисецкая (1925, Москва). Имя Льва Копелева (1912, Киев, – 1997), писателя, критика, литературоведа-германиста стало известным, в том числе в Германии, еще до того, как его лишили советского гражданства и вынудили эмигрировать. За многотомный «Вуппертальский проект», отразивший развитие российско-германских межгосударственных отношений и отношений между двумя народами на протяжении IХ–ХХ столетий, Л. Копелеву присуждали премии и награды в Германии и в других странах. Мюнхенский «Еврейский журнал» (1991-93) Эйтана Финкельштейна (р. 1942) и Шимона Маркиша помещал обзоры русско-еврейской литературы последнего столетия, проводил анализ эмиграции 1,5 млн. евреев в 1970-90-е гг.; этот анализ не потерял значения и по сегодняшний день. Писатель Борис Хазанов (1928, Ленинград) за участие в самиздатовском журнале «Евреи в СССР» сидел в «Бутырках». Поселившись в Мюнхене, он работал на «Немецкой волне», «Свободе» и «Би-Би-Си». Вместе с Кронидом Любарским Хазанов издавал культурно-политический журнал «Страна и мир» (1984-92), ставший, по многим отзывам, вершиной русской зарубежной публицистики. Романы, рассказы, эссе Хазанова пользуются известностью и переводятся на многие языки.
Одна из областей интеллектуальной активности советских евреев – наука. Эмигранты-ученые, недостаточно хорошо владевшие немецким, почти не имели шансов найти работу и начали создавать научные общества. В одном из них – «Научном обществе при еврейской общине Берлина», основанном в 1996 г., состоят 35 академиков, докторов и кандидатов наук.
Несмотря на все минусы, которые сопровождали переселение советских евреев в Германию, есть надежда, что их достижения в области литературы, науки и искусства откроют новую страницу в истории еврейской общины этой страны.

 

Основные источники

Вайнберг И. Берлинский журнал Горького «Беседа», его издатель С.Г. Каплун, поэт В.Ф. Ходасевич и другие (по неизвестным архивным материалам и неизданной переписке) // Евреи в культуре русского зарубежья. Т. 4. С. 187–207. (Далее: ЕВКРЗ. 4: 187–207.)
Вайнштейн С. «Отечественное объединение русских евреев за границей» – русские патриоты или еврейские националисты? // Русское еврейство в зарубежье. Т. 16. С. 158–178. (Далее: РЕВЗ. 16: 158–178.)
Вайнштейн С. Евреи-организаторы и члены Союза русских юристов в Германии // Там же. С. 195–2005.
Гейдельбергский сборник (История одного несостоявшегося издания) / Под ред. В. Биркенмайера и Ш. Файнштейна. Гейдельберг, 1994.
Гессен В. Иосиф Гессен: юрист, политик и журналист // ЕВКРЗ. 2: 520–544.
Гросул В. Международные связи российской политической эмиграции во второй половине XIX века. М.: РОССПЭН, 2001.
Гузевич Д. Гузевич И. Российские евреи в Германии и Австрии в XVIII–XIX вв., или эмиграция до эмиграции: по материалам «Еврейской энциклопедии» // РЕВЗ. 16: 10–44.
Гусейнов Г. Перспективы евреев в объединенной Германии // Время искать. 2003. № 8.
Зальцберг Э. Сергей Кусевицкий в Париже // РЕВЗ. 9: 390–401.
Ипполитов С., Недбаевский В., Руденцова Ю. Три столицы изгнания: Константинополь, Берлин, Париж. М.: СПАС, 1999.
Капитайкин Э. «Веселый праведник» – Яков Львович Тейтель // ЕВКРЗ. 1: 465–475.
Карасик В. Русско-еврейский «самиздат» в Германии (Студенческий «Сионистский листок», Берлин–Мюнхен, 1912–1914). РЕВЗ. 6: 26–37.
Кикоин К. Иоффе, Рентген и другие // РЕВЗ. 16: 223–238.
Майрановский В. Научное Общество при Еврейской Общине Берлина // РЕВЗ. 16: 393–418.
О «Русском одиночестве» М. Осоргина (по материалам сионистской газеты «Рассвет»). Публ. А. Разгона // ЕВКРЗ.1: 13 и 17.
Пархомовский М. Русско-еврейский Гейдельберг // РЕВЗ. 16: 179–194.
Полян П. Русскоговорящие в Германии. Демоскоп. № 183–184. 20.12.2004 – 9.01.2005 (Интернет).
Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом // Отечественная история. 1996. № 1. С. 53–69.
Русский Берлин (1921–1923) / Сост. Л.Флейшман, Р.Хьюз, О.Раевская-Хьюз. Париж, 1983.
Соломинская Е. Союз русских евреев в Германии (1920–1935 гг.): урок истории // РЕВЗ. 10: 201–226.
Соминский М. Академик А.Ф.Иоффе. Евреи в мировой культуре: Иерусалим, 1986. 150 с.
Телицын В. «Скажи, певец, на что похож стихов твоих узор?..» (Илья Алексеевич Британ) // РЕВЗ. 6: 428–443.
Хейфец М. «Социалистический вестник» и «социалистическая» страна. // ЕВКРЗ. 1: 203–218.
Черняк А. Русские евреи-эмигранты в науке // РЕВЗ. 6: 69.
Черняк Я. Огарев – В.И. Баксту и другим организаторам Гейдельбергской читальни // Литературное наследство. Т. 63. Герцен и Огарев. III. С. 107–125.
Шнеер А. Советские евреи-военнопленные в нацистских лагерях на территории Германии // РЕВЗ. 16: 274–308.
Юниверг Л. Евреи – издатели и книготорговцы Русского Зарубежья // ЕВКРЗ. 1: 129–141.
Birkenmaier W. Das Russische Heidelberg. Wunderhorn, 1995.
Gousevitch D., Gousevitch I. The Difficult Challenges of the No Man's Land or the Russian Way Towards Women's Engineering Professionalization (1850s – 1920s) // Quaderns d’Història de l’Enginyeria. T. 4. 2000. P. 173–241.
Schlögel K. Berlin Ostbahnhof Europas (Russen und Deutsche in ihrem Jahrhundert). Berlin: Siedler Verlag, 1998.
Weill C. Les étudiants russe en Allemagne (1900–1914) // Cahiers du Monde russe et soviétique. XX (a), avr.-juin 1979. P. 203-225.

 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.