РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Аргентина

Публицистика «Русско-еврейская диаспора"

Еврейский ишув Аргентины по-настоящему возник в 1889 г., когда в страну начали прибывать восточно-европейские евреи. Финансист и филантроп барон Морис де Гирш (1831–1896) направил особую миссию в Аргентину под руководством д-ра Левенталя. Отчет Левенталя убедил Гирша реализовать проект массовой колонизации евреев, и он, в 1891 г., основал Еврейское колонизационное общество (ЕКО). ЕКО занималось созданием еврейских сельскохозяйственных поселений в Аргентине, Канаде, США и Бразилии. План начал осуществляться. Аргентинские чиновники считали, что поселенцы должны ассимилироваться, но они этому противились.
Когда 14 августа 1889 г. на корабле «Везер» в Буэнос-Айрес прибыло 825 евреев (136 семей) из Подолии, власти Аргентины отказались отдать земли, купленные у аргентинского посла в Париже. Иммигрантам были предложены необжитые территории далекой провинции Чака. В итоге долгих препирательств евреям возвратили затраченные деньги, но, оказавшись в безвыходном положении, они вынуждены были заключить невыгодный контракт и поселиться на необжитых целинных землях. Колонисты оказались без еды, без материалов для постройки примитивного жилья, без инструментов и инвентаря. В течение 8 дней в селе Манигатес умерли 45 детей. Часть колонистов не смогли выдержать эти бедствия и бежали в города. В провинции Санта-Фе колонисты построили временные дома и дом из глины для раввина Арона Гольдмана. Поселение назвали Мойзесвиль в честь Моше-рабейну. В провинции Буэнос-Айрес было куплено 62.000 акров земли, и на ней образовали колонию Маурисио.
5 июля 1891 г. несколько сот эмигрантов отплыло из Гамбурга в Аргентину, другие 800 были отобраны для этой же цели из примерно 4.000 беженцев, скопившихся в Константинополе. К концу года 2.200 колонистов были расселены в Аргентине. Комитеты ЕКО получили строгие инструкции отбирать для эмиграции в Аргентину людей с опытом работы в сельском хозяйстве, однако созданные в спешке, комитеты не смогли выяснять род занятий людей – их главной заботой была скорейшая отправка беженцев за океан. В результате они допустили много ошибок, часть иммигрантов оказались не в состоянии или не захотели приспособиться к новым условиям жизни. Но покупка земель продолжалась, и в 1894 г. в провинции Энтре-Риос возникла колония Клара, названная в честь жены барона Гирша.
Учитывая накопленный опыт, отбор будущих колонистов в России улучшился – предпочтение отдавалось тем, кто уже занимался сельскохозяйственным трудом. Десять групп, в каждой из которых было примерно 40 эмигрантов, отправили прямыми рейсами из России в Аргентину, где все уже было готово к их приему, и это принесло известные положительные результаты.
Эмиграция приводила к неизбежному снижению социального статуса. Я. Константиновский, находившийся в Аргентине в 1893 г. для выяснения положения еврейских колонистов, встретился с семьей Готлибов, знакомой ему еще по Кишиневу. Отец семейства, торговец табаком, занимал там видное положение в обществе. Его сыновья учились в гимназии, дочери щеголяли в модных костюмах. «А ныне, – восклицал автор, – что вижу? Сам Готлиб – настоящий мужик, руки в мозолях, на нем грубая холщовая рубаха и такие же штаны, башмаки на босую ногу... А дочери его – совсем загорелые крестьянки, две из них босиком, прилежно ладонями обмазывают жидкой грязью стены своей хаты, а третья месит ногами глину...». Сравнительно легко привыкали к новым природным условиям дети и подростки, выраставшие сильными и плечистыми.
В 1914 г. насчитывалось около 7 тыс. колонистов. К этому времени здесь сформировалась инфраструктура еврейской жизни. Появились религиозные, образовательные и благотворительные организации, объединения культурного и политического характера. Начали издаваться книги и газеты на иврите и идиш. Писатели, поэты, пародисты, писавшие на идиш, стали вплетать в свои произведения красиво звучащие испанские слова: «идишер солтеро» (еврейский холостяк), «идишер гаучо» (еврейский ковбой), «идишер маринеро» (еврейский моряк), «компа» (поле) и т.д., что, безусловно, придавало их творениям своеобразный колорит. Вот, например, начало стихотворения поэта Мойше-Давида Гисера «Белокурый гаучо»:

Ты ещё сегодня встретишь скачущего гаучо
В пончо на саинэ,
Через пампасы далёкие, дикие...

Рост колоний в Аргентине все же происходил медленно и сопровождался значительными трудностями. Из 1.333 семей, занявшихся фермерством в 1891 г., к концу года осталось только 1.023. Нередким было бегство в города и в последующие годы. Однако, начиная с 1898 г., цифры стали неуклонно расти, и в 1910 г. в колониях проживали 3.777 семей (21.115 человек). В приведенной таблице указаны названия колоний, их местоположение и население на 1910 г.

Колония Провинция Число семей Число жителей

Мойзесвиль Санта-Фе 785 4.565 Клара Энтре-Риос 980 5.530
Сан Антонио Энтре-Риос 198 1.117
Санта Изабел Энтре-Риос 58 335
Люсьенвил Энтре-Риос 573 3.329
Маурисио Буэнос-Айрес 613 3.097 Барон Гирш Буэнос-Айрес 333 1.753
Бернаскони Ла-Пампа 237 1.389
..................................................................................................................
3.777 21.115


Колонии занимали площадь около 500.000 гектаров (1.250.000 акров). Система расселения колонистов сочетала индивидуальные фермы, типичные для Америки, и компактные деревни, характерные для Европы. Важной отраслью хозяйства колоний являлось животноводство и молочное хозяйство. Значительные площади засевались люцерной, шедшей на корм скоту и на продажу. Колонисты выращивали пшеницу, лен, ячмень, кукурузу, овес, маис, рожь, табак и овощи. Они занимались огородничеством, садоводством и птицеводством и добивались ощутимых экономических успехов. Так, в 1910 г. им удалось уплатить в счет погашения долга ЕКО 538.429 долл. На сельскохозяйственной выставке 1912 г. еврейские колонии в Аргентине получили медали за ведение образцового хозяйства.
В отличном состоянии – с помощью «Альянс Израиль» – находилось образование в колониях. В 1910 г. насчитывалось 50 школ со 155 учителями и 3.538 школьниками. Сельское хозяйство было одним из важных предметов учебных программ.
Помимо прибывавших с помощью ЕКО, в колонии приезжали группы иммигрантов на сезонные работы. Для них строили дома. Перспективным рабочим со временем помогали стать полноправными колонистами.
В колонии Мойзесвиль было Общество помощи женщинам и библиотека. Многие здесь стали членами литературных и патронажных обществ.
К 1914 г. в Аргентине проживало около 100 тыс. русских евреев, из них в Буэнос-Айресе – около 30.000. Еврейское городское население Аргентины в основном составлял пролетариат. Первой еврейской рабочей организацией cтал «Еврейский рабочий союз в Буэнос-Айресе», созданный в 1895 г. Это была организация взаимопомощи и культурной деятельности. Возникшая в 1906 г. первая еврейская общественная библиотека стала культурным центром и объединила вокруг себя всех иммигрантов – анархистов, социалистов, бундовцев.
В ноябре 1909 г. после покушения анархиста Симона Радовицкого на шефа полиции (месть за расстрел первой анархистской майской демонстрации в Буэнос-Айресе) были распущены все рабочие организации, арестованы сотни руководителей; библиотеку и другие еврейские учреждения закрыли. В начале 1910 г. снова появилась еврейская пресса и возобновилась общественная деятельность. Возродился «Союз еврейских рабочих», который занимался благотворительностью, медицинской и социальной помощью. Организовывались курсы, лекции, вечера, создавались библиотеки. Выросла социал-демократическая организация «Авангард», которая в 1913 г. была переименована в «Ундзер ворт» («Наше слово»).
Большую общественную роль в Аргентине играл сионизм, основными зачинателями которого стали выходцы из России. Они развернули сбор средств в помощь еврейским поселенцам в Эрец-Исраэль. В 1897 г. в Буэнос-Айресе образовался палестинофильский кружок, из которого родилось движение Зихрон Шмуэль, названное в честь одного из предшественников сионизма – раввина и общественного деятеля Шмуэля Могилевера (1824, Витебская губ., – 1898). Несколько позже журналист и сионистский деятель Яков Ляховицкий основал лигу «Теодор Герцль», она стала аргентинской секцией Всемирной сионистской организации. Лига начала издавать свою газету («Дер ционист»), при ней работала библиотека и детский кружок. В 1913 г. была основана Сионистская федерация Аргентины. Сионизм пропагандировали две газеты на идиш, одну из которых издавал тот же Я. Ляховицкий. В годы 1-й мировой войны евреи Аргентины старались помогать еврейским ишувам в странах, где они пострадали от военных действий. В 1916 г. в Буэнос-Айресе проходил первый аргентинский еврейский конгресс. Он потребовал для евреев галута равные гражданские права и постановил, что их в Аргентине нужно называть не «русскими», «поляками», «турками», «немцами», а евреями. В 1918 г. началась запись добровольцев в Еврейский легион. Десятки вступивших в него аргентинцев поселились потом в Эрец-Исраэль. В 1920 г. аргентинские евреи внесли в фонд Керен Каемет (Еврейский национальный фонд) 380.000 песо ($150.000). Создавались профсоюзы актеров, пекарей, учителей и др. Стали появляться книги, мемуары. Во всей этой деятельности ведущую роль играли выходцы из России.
Широкая общественная деятельность была прервана в январе 1919 г. неделей арестов, провокаций и человеческих жертв. Началось со стрельбы по митингующим рабочим, которые требовали улучшения условий труда, призывали к революции и установлению советского режима. Выступления рабочих были осуждены всеми аргентинскими газетами. Одна из них даже сообщала, что бастующие получили помощь от Ленина и Троцкого с целью устранения существующих режимов в Аргентине и других южно-американских странах. Погибли 4 еврея, 100 были ранены. Разрушили много еврейских частных владений и офисов. Арестованных пытали.

В стране появилась еврейская печать. Так, И.Ш. Ляховицкий (1874, Гродненская губ. – 1934) печатал в газетах и журналах на идиш очерки о жизни евреев в Аргентине, а в 1918-19 гг. трижды в месяц издавал «Бихлер фар едн» («Книжки для каждого»). Арон Бродский (1878, Дубоссары, – 1925), приехавший в Аргентину в 1904 г., писал одноактные драмы, из них наиболее известна «Буэнос-Айресер киндер» («Дети Буэнос-Айреса»), очерки, рассказы; опубликовал роман. Исраэль Гельфман (1886, Бессарабия, – 1935) делился своей трагедией городского человека, который не может вжиться в новое окружение. Увлекся страной и испанской поэзией приехавший в 19-летнем возрасте Аба Клигер (1893, Волынская губ., – ?). Из его произведений наиболее известна «Ди легенде фун ди Анд» («Легенда Андов»). Яков Штрайхер (1885, Балта, – ?) издал два сборника стихов и сборник рассказов из жизни рабочих. Л. Грузман (р. в 1900) из Бессарабии вначале писал очерки из жизни на родине, позже стал публицистом и редактором-издателем журнала «Дер шпигель» («Зеркало»), выходившего в Буэнос-Айресе. Доктор Л. Житницкий (1894, Фастов, – ?) начал писать литературные и художественные критические статьи. Занялся литературным творчеством и доктор Н. Межирицкий (р. в 1900 г. на Волыни). Он в основном писал о своих пациентах; его труды представляют интерес и для профессионального медика, и для неподготовленного читателя. Появились произведения молодых еврейских писателей, родившихся в Аргентине, так называемых «зелёных».
О наиболее известных евреях Аргентины рассказал Давид Гольдман (1885, Бессарабия, – 1970), приехавший в Аргентину с одной из первых групп колонистов. Книга вышла в 1914 г. в Буэнос-Айресе на идиш. В ней также очерки об организациях, товариществах, сельскохозяйственных колониях, учреждениях культуры и образования, периодических изданиях. На новом месте, в колонии Мойзесвиль, которую впоследствии называли матерью аргентинских колоний и даже аргентинским Иерусалимом, отец Давида раввин Арон Гольдман возглавил ортодоксальную общину. «... Только когда русские евреи, – писал Д. Гольдман, – 25 лет назад стали интенсивно эмигрировать в Аргентину, здесь началась их активная деятельность как единой, самостоятельной группы со своей социальной, религиозной и духовной самобытностью. В течение этих лет они достигли значительного прогресса в науке, культуре, искусстве, политике, сельском хозяйстве, торговле, индустрии».
Мордехай Альперсон (1860, Подольская губ., – 1947) издал на идиш трёхтомник «30 лет в Аргентине – мемуары колониста». Он критиковал методы работы ЕКО, разоблачал прихлебателей руководства, воров, взяточников и надеялся, что доброе имя барона Гирша будет восстановлено. Содержание книг стало откровением для большинства евреев Европы, мало знавших о деятельности ЕКО, а главное – о тяжёлом, изнурительном труде еврея-землепашца на новой родине. Книга М. Альперсона в переводе на иврит была издана в Тель-Авиве в 1930 г. Он – автор ряда романов и драм, в одной из которых показан конфликт между колонистом-идеалистом и его детьми, сбежавшими в город. М. Альперсона считают основателем литературы на идиш в Аргентине.
Пионером еврейской колонизации, а главное – сельхозкооперации в Аргентине, был Ицхак Каплан (1879, Гродненская губ., – ?). В возрасте 87 лет он издал мемуары, охватывающие 40-летнюю историю колонизации евреями аргентинских земель. Книга является настоящим пособием по истории русско-еврейской Аргентины. Автор, в числе других, рассказывает о Иехошуа (Евсее) Лапине – одном из главных администраторов ЕКО в Аргентине (отзывы о его методах администрирования не самые лестные) и агрономе Мигеле Сахарове – самом важном и популярном деятеле колонизации Аргентины. И. Каплан создал и возглавлял целый ряд общественных организаций, 25 лет был главным редактором газеты «Колонист-кооператор» (на идиш), полвека сотрудничал с сионистскими и др. общественными учреждениями. О нем говорили как о вожде и учителе; ещё при жизни И. Каплана в его честь назвали лес, посаженный аргентинскими евреями в районе Иерусалима.
В 1939 г. площадь еврейских угодий составила 307.000 га, к 1951 г. она – в связи с миграцией евреев в города и эмиграции в Израиль – сократилась до 254.000 гектар. 21 кооператив Аргентины обеспечивал социально-культурные потребности поселенцев. Из среды колонистов выросло поколение физически здоровых людей. И если сегодня в Аргентине много врачей, адвокатов, писателей на испанском и идиш, – то это благодаря еврейской общине, которая начиналась в колониях. Из колоний вышли прекрасные первопроходцы в Эрец-Исраэль.
В 1920 г. появилась новая волна иммигрантов из бывших территорий России. В их числе был Леон Цукерт (1904, Полтава, – 1992), ставший впоследствии канадским композитором. У него не было денег, и он не знал ни слова по-испански. Вместе с несколькими русскими музыкантами играл на свадьбах за скромное вознаграждение или просто за возможность поесть досыта. Через несколько месяцев получил место скрипача в оркестре оперной труппы, с которой много ездил по стране. Годы, проведенные в Аргентине, оказали большое влияние на молодого музыканта, сохранившего на всю жизнь любовь к латиноамериканской музыке и испаноязычной культуре.
Скрипач и дирижер Хакобо (Яков) Фишер (1896, Одесса, – 1973) учился у легендарного П. Столярского, а затем, в Петрограде, у Л. Ауэра. В Аргентине стал одним из основателей ассоциации «Группа национального обновления» (1929) и Лиги аргентинских композиторов (1947). С 1956 г. преподавал композицию в университете и консерватории. Автор симфонической сюиты на еврейские темы, поэмы «Суламифь» (по Куприну), др. произведений. Лауреат 1-й премии Аргентинской национальной культурной ассоциации.
Еврейский писатель, журналист, драматург, театральный постановщик Яаков Ботошанский, родившийся под Одессой, в 1926 г. обосновался в Буэнос-Айресе, где редактировал главную ежедневную аргентинскую газету на идиш «Ди пресэ» (Пресса). Стал председателем Союза еврейских литераторов страны. Ботошанский – автор многих книг, составитель антологии еврейской литературы Аргентины (1944), переводчик на идиш произведений русских писателей. Занимался также театральной режиссурой.
Классиком аргентинской литературы является и Альберто Гершунов (1883–1950). Его книга «Еврейские гаучо» приобрела популярность в испаноязычных странах, неоднократно издавалась на английском языке и была экранизирована.
Аргентинский еврейский общественный институт создал в 1939 г. библиотеку. Аргентинское отделение Всемирного конгресса еврейской культуры, образованное в конце 1948 г., издавало на идиш произведения Шимона Дубнова, Мордехая Столяра (в свое время ставшего владельцем просионистской газеты «Ди прессэ») и др.
С 1940 г. Сионистская федерация Аргентины энергично включилась в борьбу за создание еврейского государства, а после его провозглашения – за алию. С 1948 по 1978 г. в Израиль репатриировалось 37 тыс. евреев Аргентины. В 1980-х годах ежегодно переезжали на историческую родину от 700–800 до 1.500–1.800 человек. Сколько среди них потомков эмигрантов из России, неизвестно, во всяком случае русского языка они уже не знали.
В связи с необходимостью объединения общин и землячеств Аргентины был созван съезд, а в 1952 г. организован Союз, объединивший 41 общину. Союз решал вопросы связи между еврейским ишувом Аргентины и еврейскими общинами других стран, выступал против преследования евреев Германии, против антисемитизма, распространявшегося в Аргентине. После 2-й мировой войны – против государственного антисемитизма в СССР и странах коммунистического блока.
Социально-экономическое положение евреев в Аргентине в целом было удовлетворительным. Евреи занимали ведущие места в торговле и промышленности. Существовала в Аргентине и еврейская беднота, причем в столице больше чем в провинциях. В Буэнос-Айресе и других крупных городах создавались кооперативы на профессиональной основе. Функционировали еврейские банки, кредит-кооперативы и сберегательные кассы. Различные молодежные, спортивные, сионистские и др. еврейские организации Аргентины являлись отличным средством против ассимиляции. У сфарадим и ашкеназим были свои синагоги, школы и благотворительные институты.
Образование. В 1908 г. в провинции Энтра Риос были созданы курсы подготовки учителей, насчитывающие десятки учащихся-евреев. В 1911 г. д-р Цви Гирш призвал организовать высшую школу, однако никто не откликнулся на этот призыв, и только в 1940 г., учитывая огромную потребность в учителях и воспитателях детских садов, был создан учительский семинар. Начиная с 1952 г. главным в еврейском образовании в Аргентине становится Государство Израиль. Поются ивритские песни, отдается больше часов на изучение иврита и идиш. В 1955 г. в Аргентине действовали 74 еврейских детских сада, 122 начальные школы, 9 средних школ. Семинар учителей выпустил 107 человек.
Периодически страну охватывали всплески антисемитизма. Он был связан с распространением в мире национал-социализма, бегством в Южную Америку гитлеровцев после их поражения в Европе, а в последние десятилетия – с эмиграцией палестинских арабов. В 1960 г. Мосадом (израильской разведкой) на территории Аргентины был схвачен один из главных военных преступников Адольф Эйхман, которого вывезли в Израиль и, после показательного судебного процесса, казнили.
На фоне очередного разгула антисемитизма в 1977 г. редактор газеты «Опиньон» («Мнение») Х.(Я.) Тимерман, опубликовавший список антисемитских инцидентов в стране, был арестован под вымышленным предлогом и длительно находился в тюрьме, где подвергался пыткам.
При определении численности евреев в Аргентине в начале 1970-х гг. выяснилось, что их гораздо меньше, чем предполагалось, – 500.000. Это связано с естественной убылью и разъездом – в Израиль, США, Испанию и Венесуэлу.
В 1983 г., с приходом к власти Гражданского радикального союза, последовательно отвергающего антисемитизм, положение в Аргентине улучшилось, в правительство вошли несколько евреев: Б. Гриншпун, М. Штубрин, С. Ярославски, О. Шуберофф, проф. Г. Климовски, судя по фамилиям, дети и внуки выходцев из России.
Однако антисемитские инциденты в Аргентине периодически привлекают внимание мировой общественности. Особенно трагичным был взрыв еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе в 1994 г., унесший около 100 жизней.
Из стран Латинской Америки только в Аргентине, особенно в Буэнос-Айресе, была достаточная аудитория для создания еврейского театра на идиш. Первый такой театр возник в 1901 г. по инициативе актера Б. Вайсмана. Несколько позже появилось Общество актеров-любителей. Кружки организовывались не только в столице, но и в провинции, например в колонии Мойзесвиль. С 1921 г. существовало Общество Я. Гордина, которое объединяло любителей еврейского театра. Гастроли Бориса Томашевского и Регины Цукерберг (позже она ушла на испаноязычную сцену) в те годы вызвали новую волну интереса к театру на идиш. Постановки режиссера Х. Бороховского собирали до двух тыс. зрителей. Приезжали такие звезды еврейского театра, как Морис Шварц, Циля Адлер, Герман Яблоков. В годы 2-й мировой войны профессиональный еврейский театр пришел в упадок. Если в 1939 г. было пять таких театров, то в 1949 – только два, и лишь один из них существовал до 1960-х гг. Группа студентов Еврейского педагогического колледжа давала спектакли «Ди голдене кейт» («Золотая цепь») по И.Л. Перецу.
В 1956 г. в Аргентине умерла Иза Кремер (Лия Креймер). Эта любимица Одессы, певица, известная своими песенками-шансонами, гастролировала во многих странах. Вплоть до начала ХХI в. почти ежегодно приезжала в Аргентину с театрализованными представлениями (из Парижа, где она жила много лет, а после репатриации – из Израиля) – эстрадная актриса Женя Файерман родом из Подмосковья. В Аргентине ее партнером стал актер-комик Иоселе Гримингер.
Закончить главу об Аргентине хочется письмом художника Валерия Коренблита от 30.10.03: «…Родной брат моей бабушки (по матери) одесситки Этель Дориной (Розиной по мужу) Исаак Дорин, бывший одесский анархо-коммунист, в 1904 г. уехал в Аргентину, где объезжал лошадей в колониях барона Гирша, а потом работал в еврейской газете «Дю прессе» /так. – М.П./ (на идиш). О гаучос был труд аргентинского писателя М. Коренблита (на испанском языке), вероятно, тоже моего родича по отцу. А один из детей Исаака Дорина – Хайме (Хуан) был главным архитектором Буэнос-Айреса. В 1935 г. он приезжал в Москву в составе делегации аргентинского комсомола и, кажется, был на приеме у Сталина. В свое время (1957-60 гг.), живя в Москве, я переписывался с И. Дориным, а потом, уже в Израиле, – с Хайме».

 

Основные источники

Басанин М. Еврейские колонии в Аргентине // Исторический вестник. CПб., 1898. Т. 72. № 4.
Белопольская И. Женщина-огонь // РЕВЗ. 8: 397–404.
Вестник еврейской эмиграции и колонизации. Елец, Орловская губ., 1911. № 3.
Гольдман Д. Ди идн ин Аргентинэ (идиш). Буэнос-Айрес, 1914.
Евреи России в Зарубежье. Очерки истории. Иерусалим: РЕВЗ, 2008.
Константиновский Я. Мое пребывание в Аргентине. Верные сведения о колониях, колонистах и колониальном устройстве. Одесса. 1893. С. 16.
Лемстер М. Гаучо из России // РЕВЗ. 10.
Путятова Э. Эмиграция евреев из России в Южную Америку в конце ХIХ – начале ХХ вв. // РЕВЗ. 18.
Рожанский Ш. Ди идише шулн ин Аргентине (Еврейские школы в Аргентине) // Альгемайне энциклопедие. Идн. Нью-Йорк: Дубнов-фонд ун Энциклопедия-комитет (идиш), 1957.
Robinson L. Agricultural Activities of the Jews in America. American Jewish Year Book, vol. 14 (1912–1913).
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.