РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Турция

Публицистика «Русско-еврейская диаспора"

 

Первым представителем евреев России на территории Турции был «еврей Петра Великого» – вице-канцлер барон Петр Шафиров (1669–1739). Его звездным часом на дипломатическом поприще стали переговоры с Оттоманской империей в ходе неудачного Прутского похода Петра I в 1711 г. Ради освобождения захваченного в плен государя и вместо отдачи шведам (союзникам турков) Пскова и новой столицы – Петербурга Шафиров «заплатил» сравнительный пустяк – сдал Азов. Однако во исполнение договора сам Шафиров вынужден был остаться заложником в Стамбуле. Здесь он находился 2,5 года, неоднократно подвергаясь арестам и угрозам физического насилия.
В 1870-х гг. в Стамбуле сложилась небольшая русско-еврейская община. К ней принадлежала семья, в которой родился основатель партии меньшевиков Лев Мартов (Юлий Цедербаум; 1873–1923) – его отец многие годы служил представителем российских торговых и пароходных обществ в странах Среднего Востока. С 1880-х гг. в столице Турции существовали общины ашкеназских евреев из Армении и Грузии.
В 1891 г. в Стамбуле и окрестностях скопилось примерно 4.000 российских евреев, бежавших сюда после изгнания евреев из Москвы и от погромов. 2.200 из них были переселены в Аргентину. В период кровавых погромов в России в 1905-07 гг. многие евреи бежали в Турцию. Подавляющее большинство этих эмигрантов покинули страну, а оставшиеся влились в ашкеназские общины Стамбула и Измира. Русские политэмигранты, обычно приезжавшие в Турцию из Болгарии, иногда пользовались их гостеприимством.
В 1906 г. один из лидеров сионизма Нахум Соколов (1859, ок. Плоцка, – 1936) совершил поездку в Турцию, где основал сионистское бюро и сионистские органы печати, в редактировании которых принял участие Владимир (Зеэв) Жаботинский (1880, Одесса, – 1940). Демократизация турецкого общества после переворота 1908 г., совершенного младотурками, способствовала росту политической активности евреев страны, и Стамбул стал одним из центров сионистской деятельности. Ее в основном проводили выходцы из России.
Это Виктор (Авигдор) Якобсон (1867, Симферополь, – 1934), который в 1909 г. возглавил Стамбульское отделение Англо-Палестинской компании (банка) и фактически являлся представителем Сионистской организации в Турции, это будущий первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион (1886, Плонск, Варшавская губ., – 1973) и второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви (1884, Полтава, – 1963); в 1911 г. они отправились в Стамбул изучать право и стремились установить связи с новой интеллигенцией после младотурецкой революции. В 1913 г. приехал в Стамбул и будущий второй премьер-министр Израиля Моше Шарет (1894, Херсон, – 1965). Эти выходцы из России приезжали в Турцию из Палестины как подданные Османской империи.
Шмуэль Хохберг (1870–1942), российский сионист-ветеран, за двадцать лет жизни в Турции изучивший привычки и обычаи местного населения, взялся за финансы и администрирование стамбульского бюро Всемирной сионистской организации (ВСО), которое возглавляли Якобсон и Жаботинский. Газета «Молодой турок», еженедельники «Рассвет» на французском языке и «Еврей» на ладино, а также «Вестник» на иврите выходили под руководством и редакцией Жаботинского. По-французски он писал впервые. Но уже через три месяца его статьи стали безупречными, их читали и перечитывали, цитировали, заражаясь энтузиазмом от его острот, меткости и простоты. Лекции Жаботинского о еврейском национальном возрождении в течение нескольких месяцев привели сотни евреев, включая золотую молодежь столицы Турции, в ряды активных сионистов. Доклады дипломатов Англии, Франции и Германии своим правительствам об этой деятельности сыграли положительную роль, когда Жаботинский позже ходатайствовал о создании Еврейского легиона.
В 1910-15 гг. видный деятель русского и германского революционных движений Парвус (наст. имя Александр /Исраэль/ Гельфонд /Гельфанд/ 1869, Минская губ., – 1924) жил в Турции и на Балканах. Здесь он разбогател на торговых сделках.
Турция стала одним из первых прибежищ эмигрантов после революции 1917 г. В результате последовательных эвакуаций: из Новороссийска и Одессы (1920 г.), самой массовой – с Крымского полуострова (зима 1920-21 гг.) и Батуми (1921) в Стамбуле, Галлиполи и других районах, прилегающих к Босфорскому проливу и Мраморному морю, оказалось от 150 до 400 тыс. российских эмигрантов. Наиболее достоверная цифра – 250 тыс. Количество евреев в ее составе, по всей вероятности, превышало 20 тыс.
Положение беженцев, прибывших ранее, было относительно терпимым. Группы по 3-4 человека, в прошлом адвокаты, купцы, врачи, чиновники объединяли капитал в 100-200 турецких лир и открывали комиссионный или книжный магазин, мясную лавку, закусочную или даже ресторан, позволявшие им зарабатывать на жизнь даже в тяжелой социально-экономической ситуации, в которой находилась тогда Турция. Владевшие французским и английским быстро нашли работу в полиции англичан и жандармерии французов, которые в 1919-22 гг. оккупировали Константинополь.
В Турции существовал «Союз русских студентов», помогавший трудоустроиться и получить визы на выезд из страны. В 1921 г. приехавшие из Чехословакии профессора М.М. Катков и М.А. Циммерман, юрист, специалист по международному праву, провели коллоквиум для желающих продолжить образование, и через несколько дней первая группа из 200 человек уехала в Прагу.
С конца 1-й мировой войны активизируется созданное в рамках ВСО Информационное бюро. В него поступают различные запросы, деловая корреспонденция и просьбы переслать письма из разных стран мира в Россию и Палестину. Многие письма адресованы немецкому сионистскому деятелю и публицисту Рихарду Лихтхейму, который в Стамбуле представлял ВСО. Благодаря своим связям с германским и американским посольствами, он, вместе с Виктором Якобсоном, сыграл важную роль в защите ишува в Палестине от произвола турецких военных властей. С Бюро сотрудничали главы ишува Артур Руппин и сменявший его на этом посту в 1916-20 гг. сионистский деятель Яаков Тон (1880–1950), а также российский революционер и создатель современной промышленности в Эрец-Исраэль Пинхас Рутенберг (1878, Полтавская губ, – 1942).
Многие корреспонденты обращаются к д-ру В. Якобсону (в 1916-20 гг. он находился в Стамбуле) и д-ру Каценельсону. Письма на французском, английском, русском, иврите, немецком. Каких только здесь нет адресов: Батум (благодарность за присланную сионистскую литературу) и Копенгаген («Добрые люди! Помогите! Я уже 4 года не имею известий о своих родных…»), Одесса и Бейрут, Лондон и Петах-Тиква, Чикаго и Париж… От Хаима Шоломова из Бруклина в Конотоп Менделю Шоломову. А. Грановский из Гааги просит, ссылаясь на М. Дизенгофа, переслать свои письма в Одессу (от 7.01.1920). Герш-Меир Друкарский на бланке Еврейского Легиона просит помочь эмигрировать в Палестину своей семье в Умани (19.01.1920). Среди копий ответов – расписание пароходов из Стамбула, разрешение на въезд в Палестину и т.д. и т.п. Письмо д-ру Каценельсону от знакомого – на русском языке: «Уважаемый доктор! Два месяца я уже живу в Палестине. Работаю в одном месте в Микве Исраэль в качестве рабочего. Работа очень интересная, не чувствую даже тяжести физического труда. Чувствую себя прекрасно, как и должно быть в Палестине».
В 1920-21 гг. усилилась работа местных сионистских организаций: «Цеирей Цион» («Молодые сионисты»), ставившей своей задачей воспитание свободных евреев-тружеников, «Кадима» («Вперед»), в основном с задачами развития национальной культуры, которой также занималась лига «Тарбут» («Культура»), др. Восточная сионистская федерация в Константинополе активно готовила свой ежегодный конгресс. Судя по сохранившейся инструкции о том, что организации с количеством членов до 50 человек посылают одного депутата, а с численностью 250 и более – двух делегатов, сионистские организации были достаточно многочисленными. Конгресс состоялся 22 мая 1920 г. в пригороде Константинополя Пера, в месте традиционного проживания евреев. На конгрессе рассматривались обычные для таких форумов вопросы: о фондах – Керен ха-Иесод (Основной фонд) и Керен Каемет (Еврейский национальный фонд), пропаганде сионизма в диаспоре, еврейском образовании, изучении иврита, об отъезде в Палестину халуцим (пионеров) и их подготовке. Этими последними вопросами занимался специальный комитет во главе с М. Абрамовичем. На конгрессе был выбран Центральный комитет ВСО, так называемая Экзекутива. Он состоял из 25 членов. 19 членов ЦК должны были быть постоянными жителями Стамбула. По-видимому, остальные 6 мест отдавались представителям русско-еврейской эмиграции.
В начале 20-х гг. Стамбул превращается в центр эмиграции из России. С участием русских евреев эмигранты создают русские клубы, рестораны и кабаре, выступают с концертами многие знаменитости, основываются школы, гимназии и детские приюты, издаются русские газеты и журналы. Стамбул стал первым городом эмиграции для многих известных русско-еврейских деятелей: поэта, писателя, общественного деятеля и издателя Софии Прегель (1897, Одесса, – 1972); участника «Царьградского Цеха поэтов» Андрея Аллина (наст. фам. Блюм; уроженец Киева), поэтессы Лидии Червинской (1907–1988), журналиста и редактора Александра Полякова (1879–1970/1971?), определявшего высокий уровень нескольких ведущих российских газет, позже – парижских, а с 1940-х гг. – нью-йоркского «Нового русского слова»; врача и сионистского деятеля Зиновия Темкина (1865–1942).
Через Константинополь эмигрировал Илья Фондаминский (1880, Москва, – 1942), чья самоотверженная общественная деятельность в значительной степени определяла уровень культурной жизни будущего русского Парижа; художники Лазарь Воловик (1902, Кременчуг, – 1977; он прожил здесь год, и потом зайцем, в трюме судна, добрался до Франции), Лев Зак (1892, Нижегородская губ., – 1980), Илья Болотовский (1907, Петербург, – 1981), который в Константинополе окончил французский коллеж. Живописец Борис (Барух) Эгиз (1869, Одесса, – 1947) эмигрировал в Константинополь в 1920 г., оставив большинство работ в России; в 1929 выехал в Париж. По мостовым Стамбула ходили писатели Марк Алданов (1886, Киев, – 1957), Дон-Аминадо (наст. имя Аминад Шполянский; 1888, Елизаветград, – 1957), сатирик Леонид Мунштейн (псевд. Лоло; 1867–1947), который в 1923 г. в Риме вместе с антрепренером И. Зоном организовал театр миниатюр «Маски».
В Феодосии в 1919 г., на последнем этапе Гражданской войны, Яков Цвибак, будущий известный журналист и литератор Андрей Седых (1902–1994), понял, что надо эвакуироваться в «индивидуальном порядке». Нанялся матросом на пароход, шедший в Ялту, потом в Болгарию. Оттуда попал в Константинополь. «Я – вспоминал он, – один из тех путешественников поневоле, которые из Азии ездили в Европу, а из Европы в Азию по крайней мере сорок раз в день, потому что были такие “шаркеты”, которые плавали через Босфор с европейского берега на азиатский, и я на этих шаркетах продавал газеты скучавшим пассажирам. … мы с двумя приятелями купили на толкучке большую подзорную трубу, соорудили из нее телескоп, … и начали показывать луну за пять пиастров. Турки большие поклонники луны. Луна их символ». О пребывании в Турции Седых вспоминал в своей книге «Звездочеты с Босфора».
Продажа газет на улицах города спасла от голода будущего актера 14-летнего Мишу Ауэра (1905, Петербург, – 1967), который здесь осиротел – его мать умерла от тифа. Мальчик обратился в итальянское консульство, и через Флоренцию попал в США к деду Леопольду Ауэру (1845–1930) – родоначальнику ведущей школы скрипачей России.
К весне 1921 г. положение беженцев стало катастрофическим. Благотворительные организации не справлялись с нищетой и болезнями. Консультации в Совете русских присяжных поверенных (в их числе было немало евреев) проводились бесплатно, а источниками дохода адвокатов часто служили чистка сапог на улицах, рубка дров, работа грузчиками, помощь рыбакам по вытягиванию сетей и т.п.
Среди беженцев оказалась и часть русско-еврейской литературно-художественной богемы. На фоне общего хаоса и растерянности она проявила способность к самоорганизации и творческой активности. Назовем придуманные одним из основателей российского кино Александром Дранковым (1880–1949; это он запечатлел на кинопленку Льва Толстого в Ясной Поляне в начале ХХ века) тараканьи бега, описанные А. Аверченко, А. Толстым и М. Булгаковым.
Франция, Англия, США, благотворительные организации разных стран начали вывозить беженцев из Турции. Корабли союзников относительно быстро перебрасывали их в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославия) и в Болгарию.
Большинство евреев, прибывших в Турцию с этой волной эмиграции, вскоре уехали в Западную Европу, Америку или Эрец-Исраэль. А в 1923 г. лидер младотурецкой революции Мустафа Кемаль (Ататюрк) выслал из страны остававшихся российских беженцев. Он сделал это по настоянию Москвы, но имели значение и страх турков перед «неверными», и опасение присутствия среди эмигрантов большого количества солдат и офицеров (частично вооруженных) разгромленной Белой армии.
В первые годы провозглашенной в 1923 г. Турецкой республики в ней проживало 200 тыс. евреев. Половина из них – в Стамбуле, 30 тыс. – в Измире. Лишь в Стамбуле существовали общины ашкеназов (из нескольких тысяч человек) и грузинских евреев. Провозглашенные Ататюрком свободы быстро были утрачены. Еврейские школы, где преподавание велось на французском и иврите, были вынуждены перейти на турецкий язык. «Русский» Константинополь стал исчезать. В городе и прилегающих районах из четверти миллиона беженцев остались примерно 10 тыс., в основном те, кто сумел основать свое предприятие, немногие грузинские евреи и крымские караимы.
В 1923-34 гг. послом Советского Союза в Турции был один из ведущих советских дипломатов Яков Суриц (1882, Латвия, – 1952). Он способствовал укреплению отношений с Турцией ростом товарооборота, а также научным и культурным обменом. Мустафа Кемаль (Ататюрк) не раз бывал в советском полпредстве, у него сложились дружеские отношения с Сурицем.
В 1929 г., после ссылки в Алма-Ату, Лев Троцкий (1879, Херсонская губ., – 1940) был изгнан из СССР и поселился в Турции на острове Принкипо (в Мраморном море, возле Стамбула). Отсюда он пытался руководить созданием нового коммунистического движения, рассылая письма, печатая статьи и книги. Под давлением Москвы правительство Турции запретило Троцкому заниматься политической деятельностью, и в 1933 г. он покинул страну.

Основные источники:

Глэд Дж. Беседы в изгнании // Русское литературное зарубежье. М.: Книжная палата, 1991.
Дудаков С. Петр Шафиров. Выпуск 11 серии «Евреи в мировой культуре». Иерусалим, 1989. С. 43-44.
Ипполитов С., Недбаевский В., Руденцова Ю. Три столицы изгнания: Константинополь, Берлин, Париж. М.: СПАС, 1999.
Центральный сионистский архив. Fond L5/95.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.