РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
О новой книге Ефима Златкина
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Предисловие, оно же послесловие

Публицистика «ИЗРАИЛЬ: РУССКИЕ КОРНИ»

 

Рене Пархомовской –
с благодарностью за поддержку и помощь

Почему предисловие, понятно. Но мы назвали это введение также послесловием: если не считать готовящийся справочный том с информацией обо всех наших изданиях, то эта книга – последняя в серии «Русское еврейство в Зарубежье» , и нужно подвести некоторые итоги.

Наши книги можно рассматривать как относящиеся к трем видам. Первые пять томов серии «Евреи в культуре Русского Зарубежья» назовем сиреневыми. Цвет красивый, весенний, поэтичный – мы начинали, были полны энтузиазма, читатели чувствовали, что авторы и редакторы любят своих героев. Пуповина, связывающая нас с СССР /Россией, еще не была перерезана; мы открывали для себя новый прекрасный мир и спешили поделиться своими открытиями с читателями.

В Германии русскоязычную литературу издавали многочисленные издательства, созданные евреями, а кружком русских поэтов руководил Миша Горлин. Здесь состоялся дирижерский дебют Сергея Кусевицкого, здесь лучшие свои произведения создавали художники Леонид Пастернак и Иссахар Рыбак.
Русскую эмиграцию во Франции украшали писатели и поэты Марк Алданов, Саша Черный, Довид Кнут, философы Семен Франк и Лев Шестов. Здесь Ильей Фондаминским и Марком Вишняком издавался один из лучших русских журналов – «Современные записки».
Любимой певицей англичан была Ода Слободская, раньше певшая с Шаляпиным; она пропагандировала русскую музыку.

Скажем и об огромной поддержке евреями русских эмигрантов. Здесь и отзывчивость еврейского народа, и бескорыстная любовь к русской литературе и деятелям русской культуры, и физическая возможность: евреи по сравнению с русскими не чувствовали себя такими оторванными от родной почвы – предки большинства из них многие века жили в Европе, и это не прошло бесследно.

Так, переезд И.А.Бунина в Париж в 1920 г. организовала М.С.Цетлина. И в парижской квартире Цетлиных Комитет помощи русским писателям устраивал приемы в пользу Бунина. Продвижение кандидатуры Бунина на Нобелевскую премию лоббировал еврей Александр Элиасберг (через Томаса Манна). Даже получать эту премию Бунин поехал в сопровождении еврея – Андрея Седых. Деньги на оплату произведений Бунина давал еврейский благотворитель С.С.Атран.
Марине Цветаевой материально много лет помогали Саломея Андроникова (деньгами своего мужа адвоката Александра Гальперна) и Софья Либер; в Комитете помощи русским писателям и ученым ее кандидатуру проталкивал Соломон Познер. Цветаеву в эмиграции печатали неохотно. Но публиковали: Марк Вишняк («Геликон»), Марк Слоним («Воля России»), Роман Гринберг («Воздушные пути»).
Михаил Осогин писал: «Все большие благотворительные организации в Париже и Берлине лишь потому могут помогать нуждающимся русским эмигрантам, что собирают нужные суммы среди отзывчивого еврейства».

Рецензии на наши книги превзошли все ожидания .

Конечно, мы могли пойти по проторенному пути и начать рассказывать об антисемитизме (который, кстати, эмигрантам приходилось испытывать и со стороны аборигенов, и от своих российских соотечественников) и твердить о перенесенных нами страданиях и дискриминации . Тогда мы, по-видимому, получили бы финансовую поддержку еврейских организаций. Но для нас главным представлялся рассказ о колоссальном вкладе русских евреев в западную цивилизацию и в становление Государства Израиль.
Увы, лица, к которым мы обращались за помощью, этим не заинтересовались.

Большинство следующих томов назовем разноцветными: они повествуют о различных странах; не только о гуманитариях, ведь цивилизацию строят – наряду с литераторами, артистами и художниками – политики и врачи, инженеры и физики, преподаватели и бизнесмены; мы оторвались от России/СССР и стали говорить о евреях вне зависимости от их связи с русской культурой; книги стали называться «Русское еврейство в Зарубежье» (вместо «Евреи в культуре Русского Зарубежья»). Мы сделали поразительное открытие – многие русские евреи оказывались ведущими в различных сторонах жизни новых стран обитания.

В числе самых прославленных ученых французского Института Пастера были Илья Мечников и Владимир Хавкин, приехавшие из Одессы.
Парижскую школу искусств в значительной степени создали русско-еврейские художники – их в Париже проживало более 120 человек.
Пионером космонавтики стал Ари Штернфельд – первые спутники летали по разработанным им маршрутам.
Наибольшее количество наград за историю Франции получил боевой генерал, а позже дипломат Зиновий Пешков.
Лучшей актрисой Италии считалась Татьяна Павлова – бывшая Таня Зейтман, которая в 15 лет сбежала из дома с трагиком Орленевым. «Русская звезда итальянской сцены» стала учительницей мэтров неореализма итальянского кино.
Моисей Гайсинский, родом из-под Киева, работавший с Иреной Кюри, основал радиохимию.
В США демократию, права человека, профсоюзы, современную печать в значительной степени строили молодые евреи и еврейки, которые прошли школу народничества, бунда, революционной деятельности; их было немало среди двух миллионов эмигрировавших в Америку в конце XIX – начале XX веков.
Прославленным адмиралом стал в США Хайман Риковер из русской Польши.

Наконец третий вид работы, и на этом мы остановимся подробнее, проводился под бело-голубым флагом нашей страны. Этот флаг был поднят еще в 1-м томе, в котором опубликована прекрасная работа о создателе оперы в Израиле Мордехае Голинкине, мечтавшем воздвигнуть «Храм искусств» в Эрец-Израэль. Голинкин поменял оркестр Мариинского театра из 120 человек (он им дирижировал) на любительскую группу из 12 музыкантов.
Второй том украсила знаковая статья Амоса Оза «Опаленные Россией», позже многократно перепечатывавшаяся в других изданиях. Начиная с этой книги статьи о «русских», строивших Израиль, составляли специальную рубрику. Серия из 11, 14, 17 и 19-го томов, под общим названием «Идемте же отстроим стены Йерушалаима», полностью посвящена названной теме. Настоящая монография задумана как итоговая в бело-голубой серии. Ее герои не менее интересны, чем те, о которых мы упоминали выше.

Среди них:
Одна из организаторов «Габимы» Хана Ровина, которая сыграла Лею в «Диббуке», а после блистала в триумфальных Зарубежных гастролях. Поселившись в Палестине, трагическая актриса стала легендой израильского театра. Для нее писали пьесы, ее рисовали и ваяли.
Бен-Иехуда Элиэзер, инициатор внедрения разговорного иврита в качестве непременного условия возрождения еврейского государства. Получив медицинское образование в Париже, он в 1881 г. приехал в Палестину, и его семья стала первой, в которой заговорили на иврите.
Два бывших русских революционера – Петр Рутенберг и Моше Новомейский: первый создал и осуществил план электрификации Израиля, второй, используя богатства Мертвого моря, заложил в стране основы химической промышленности.
Авраам Суцкевер – поэт, переживший кошмары Виленского гетто и сражавшийся с фашистами в партизанском отряде, свидетель на Нюренбергском процессе; создал в Израиле журнал на идиш «Ди голдене кейт» («Золотая цепь») и является его бессменным главным редактором.
Весомый вклад в дело обороны Израиля вносил Хаим Ласков (из Белоруссии). Он участвовал в боях с нацистами в Северной Африке, нелегально переправлял еврейских беженцев в Эрец-Исраэль. Будучи начальником Генерального штаба, Ласков разработал стратегическую концепцию ЦАХАЛа. Огромное влияние на стратегию и тактику генштаба оказывал и бывший рижанин Ицхак Саде. Оба они много сделали для победы в Войне за Независимость.
Танцовщик, хореограф, создатель карнавалов, художник, один из основателей израильского кино – и все это один человек – Барух Агадати, родом из Бессарабии.
Юлий Марголин из Пинска, выпускник Берлинского университета, с 6-летним «стажем» в ГУЛАГЕ, стал автором истории еврейского народа («Повесть тысячелетий») и одной из первых талантливых книг, разоблачающих коммунистическую партию СССР – «Путешествие в страну зе-ка».
Роза Николаевна Эттингер многие годы дружила с автором «Диббука» С.Ан-ским и легендарным Германом Лопатиным. Работала в международных организациях. В Израиле особенно проявилось ее призвание помогать людям. На завещанные ею деньги создан фонд, присуждающий новым репатриантам премию за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

Чем мы объясняем столь большое влияние русских евреев на западный мир и становление Государства Израиль?
Расовыми особенностями? Не будем отрицать их из страха, что нас запишут в расисты. Этих особенностей по меньшей мере две: первая – гибкость, генетически выработанная приспособляемость к чужеродной среде евреев, многие века живших среди инородцев; и, вторая, – неутомимая энергия и активность, как у бескорыстных чудаков, так и у тех, кто стремится стать выше и богаче в борьбе за место под солнцем.
Не меньшую роль сыграли исторические обстоятельства.
В середине XIX века русских евреев захватили идеи Хаскалы (Просвещения), зародившиеся в Западной Европе. Примерно тогда же и русское правительство стало интересоваться образованием евреев. Состоятельные евреи начали направлять своих детей (как правило, после традиционного еврейского образования) в гимназии, а потом – в Европу для получения высшего образования. Бόльшая часть этих студенческих эмигрантов возвращались домой и, как и не выезжавшие из России, активно впитывали в себя все лучшее, чем была богата русская культура, – Россия, веками поглощавшая идеи и культурные ценности Византии и Западной Европы, соединявшая их с отечественными идеями и ценностями, создала высокую интеллигенцию, высочайший тип духовной культуры, неотъемлемой частью которой стали русские евреи. Более того, «во многих случаях лучшее в русской культуре нашего времени сделано и делается евреями» .

Вместе с миллионами евреев, выехавшими из России и СССР, Европа и Америка получили русско-еврейскую интеллектуальную элиту, оставившую и продолжающую оставлять глубокий след в западной цивилизации.
Представленные нами материалы говорят и о ведущей роли наших бывших и нынешних земляков в построении Государства Израиль.

К большому сожалению, из-за ограниченного объема книги, в нее не попали сведения о таких видных сионистских, государственных и общественных деятелях как Яаков Кедми и Шмуэль Бен-Цви, о представителях биологии, археологии и некоторых других областей научной, культурной и хозяйственной деятельности – таких, как профессор Валентин Красилов, доктора наук Александр Калинкович, Эдуард Коркотян, Арон Рабинков и Наум Улановский, врач Бен-Цион Шкляр, археолог Семен Коляков, военврач Александр Катаев…
Но – из России в Эрец-Исраэль/Израиль приехали сотни тысяч евреев, и мы не сомневаемся, что читатели поймут невозможность рассказать о всех участниках превращения нашей новой – и в то же время старой – родины в мощное современное государство.
Наша монография – первая на названную тему.
Мы полагаем, что она может быть использована как учебное пособие для изучения новых разделов иудаистики – Русские евреи в Зарубежье и Выходцы из России в Палестине /Израиле.

Впереди еще много работы: это создание книг (или серий книг), построенных в зависимости от места исхода, например об эмигрировавших харьковчанах, петербуржцах, о выходцах из Средней Азии, где по разным причинам, кроме родившихся на Востоке, осело немало европейских евреев; это изучение адаптации россиян в Израиле, интервью с представителями вымирающего старшего поколения; демографическое и социологическое исследование прибывших в страну в зрелом, молодом и детском возрасте; создание сайта НИЦ РЕВЗ с размещением на нем наших книг и журналов (журналы издавались в 1997-98 и 2006 гг.); изучение участия русских евреев в политической и общественной жизни Израиля – такая ли она, как в странах Запада, куда они эмигрировали? Выезд их из Израиля в другие страны – причины так называемой иериды.
Организация цикла бесед и экскурсий для израильтян и приезжающих по разработанному нами проекту туристического семинара.
Внедрение обучения старшеклассников (факультативно) и студентов, изучающих еврейскую историю, основам новой ветви иудаистики – русское еврейство в Зарубежье.
Всем этим должен заниматься, по нашему представлению, научно-исследовательский институт, организованный на базе Центра Русское еврейство в Зарубежье. Создание такого института в Израиле нужно по политическим соображениям и идеологическим мотивам. Для этого у нас есть достаточно сильные кадры. В Израиле мощная школа археологов, но не нужно ждать, пока над нашими телами возникнут геологические наслоения, чтобы начать раскопки, – никто так не расскажет о нас, как это сделают наши поколения.

Новой ветви иудаистики – о русском еврействе в Зарубежье – уже два десятилетия. Это совершеннолетие. Значит, самостоятельная жизнь. Полагаем, что долгая.

М.Пархомовский

 

 


Список сокращений

Книги Научно-исследовательского центра
РУСКОЕ ЕВРЕЙСТВО В ЗАРУБЕЖЬЕ
Науч. руководитель и гл. ред. М.Пархомовский

Серия Евреи в культуре Русского Зарубежья
Сборники статей, публикаций, мемуаров и эссе

Том I (1919–1939). Сост. М.Пархомовский; под общ. ред. М.Пархомовского и Л.Юниверга. Иерусалим, 1992. 528 с., ил. . – ЕВКРЗ. Т.1
Том II (1919–1939). Сост. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 1993. 640 с., ил. – ЕВКРЗ. Т.2
Том III (1939–1960). Сост. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 1994. 543 с., ил. – ЕВКРЗ. Т.3
Том IV (1939–1960). Сост. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 1995. 590 с., ил. – ЕВКРЗ. Т.4
Том V. Сост. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 1996.
560 с., ил. – ЕВКРЗ. Т.5

Серия Русское еврейство в Зарубежье
Сборники статей, публикаций, мемуаров и эссе

Том I(VI). Сост., гл. ред. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 1998. 480 с., ил. – РЕВЗ. Т.6
Том II(VII). Русские евреи в Великобритании. Редакторы-составители: М.Пархомовский, А.Рогачевский. Иерусалим, 2000. 552 с., ил. – РЕВЗ. Т.7
Том III(VIII). Русские евреи во Франции. Кн. 1. Журнал в книге. Редакторы-составители: М.Пархомовский, Д.Гузевич. Иерусалим, 2001. 504 с., ил. – РЕВЗ. Т.8
Том IV(IX). Русские евреи во Франции. Кн.2. Журнал в книге. Сост., ред. и издатель М.Пархомовский; науч. ред. и сосост. Д.Гузевич. Иерусалим, 2002. 520 с., ил. – РЕВЗ. Т.9
Том V(X) Русское еврейство в Зарубежье. Журнал в книге. Сост., гл. ред. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 2003. 639 с., ил.
– РЕВЗ. Т.10
Том XI. Идемте же отстроим стены Йерушалаима (Евреи из России, СССР и СНГ в Эрец-Исраэль и Государстве Израиль). Кн.1. Редакторы-составители: Ю.Систер и М.Пархомовский. Иерусалим, 2005. 398 с., ил. – РЕВЗ. Т.11
Том XII. Русские евреи в Америке. Кн.1. Редакторы-составители: Э.Зальцберг, М.Пархомовский. Иерусалим – Торонто – Москва, 2005. 304 с., ил. – РЕВЗ. Т.12
Том XIII. Памяти ушедших (Катастрофа и Сопротивление). К 60-летию победы во Второй мировой войне. Составители: М.Пархомовский, Н.(А.)Борщевский, Ю.Систер. Иерусалим, 2005. 240 с., ил. – РЕВЗ. Т.13
Том XIV. Идемте же отстроим стены Йерушалаима. Кн.2. Они создавали историю. Ред.-сост. Р.Пархомовская. Иерусалим, 2006. 452 с., ил. – РЕВЗ. Т.14
Том XV. Русские евреи в Америке. Кн.2. Ред.-сост. Э.Зальцберг. Иерусалим – Торонто – С.-Петербург, 2007. 340 с., ил. – РЕВЗ. Т.15
Том XVI. Русские евреи в Германии и Австрии. Редакторы-составители: К.Кикоин и М.Пархомовский. Иерусалим, 2008. 500 с., ил. – РЕВЗ. Т.16
Том XVII. Идемте же отстроим стены Йерушалаима (Евреи из Российской империи, СССР/СНГ в Эрец-Исраэль и Государстве Израиль). Кн.3. Ред.-сост. Ю.Систер. Иерусалим, 2008. 416 с., ил.
– РЕВЗ. Т.17
Том XVIII. Русские евреи в Америке. Кн.3. Ред.-сост. Э.Зальцберг. Иерусалим – Торонто – С.-Петербург, 2009. 304 с., ил.
– РЕВЗ. Т.18
Евреи России в Зарубежье: Очерки истории. Автор-составитель и гл. ред. М.Пархомовский. Иерусалим, 2008. 656 с. – ОЗ
Том XIX. Через Дальний Восток – на Ближний. (4-я кн. серии «Идемте же отстроим стены Йерушалаима»). Редакторы-составители: Р.Пархомовская, И.Резник. Иерусалим, 2009. 492 с., ил.
. – РЕВЗ. Т.19
Том XX. Русские евреи в Америке. Кн.4. Ред.-сост. Э.Зальцберг. Торонто – Иерусалим – С.-Петербург, 2009. 312 с., ил. – РЕВЗ. Т.20
Том XXI. Русские евреи в Америке. Кн.5. Ред.-сост. Э.Зальцберг. Торонто – Иерусалим – С.-Петербург, 2011. 302 с., ил. – РЕВЗ. Т.21

Краткая еврейская энциклопедии – КЕЭ
Российская еврейская энциклопедия – РЕЭ

 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.