РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Памяти Минского гетто
Публицистика
Судьба еврейского солдата с русским именем Федор…
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
Интервью с Ефимом Златкиным

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Предисловие, оно же послесловие

Публицистика «ИЗРАИЛЬ: РУССКИЕ КОРНИ»

 

Рене Пархомовской –
с благодарностью за поддержку и помощь

Почему предисловие, понятно. Но мы назвали это введение также послесловием: если не считать готовящийся справочный том с информацией обо всех наших изданиях, то эта книга – последняя в серии «Русское еврейство в Зарубежье» , и нужно подвести некоторые итоги.

Наши книги можно рассматривать как относящиеся к трем видам. Первые пять томов серии «Евреи в культуре Русского Зарубежья» назовем сиреневыми. Цвет красивый, весенний, поэтичный – мы начинали, были полны энтузиазма, читатели чувствовали, что авторы и редакторы любят своих героев. Пуповина, связывающая нас с СССР /Россией, еще не была перерезана; мы открывали для себя новый прекрасный мир и спешили поделиться своими открытиями с читателями.

В Германии русскоязычную литературу издавали многочисленные издательства, созданные евреями, а кружком русских поэтов руководил Миша Горлин. Здесь состоялся дирижерский дебют Сергея Кусевицкого, здесь лучшие свои произведения создавали художники Леонид Пастернак и Иссахар Рыбак.
Русскую эмиграцию во Франции украшали писатели и поэты Марк Алданов, Саша Черный, Довид Кнут, философы Семен Франк и Лев Шестов. Здесь Ильей Фондаминским и Марком Вишняком издавался один из лучших русских журналов – «Современные записки».
Любимой певицей англичан была Ода Слободская, раньше певшая с Шаляпиным; она пропагандировала русскую музыку.

Скажем и об огромной поддержке евреями русских эмигрантов. Здесь и отзывчивость еврейского народа, и бескорыстная любовь к русской литературе и деятелям русской культуры, и физическая возможность: евреи по сравнению с русскими не чувствовали себя такими оторванными от родной почвы – предки большинства из них многие века жили в Европе, и это не прошло бесследно.

Так, переезд И.А.Бунина в Париж в 1920 г. организовала М.С.Цетлина. И в парижской квартире Цетлиных Комитет помощи русским писателям устраивал приемы в пользу Бунина. Продвижение кандидатуры Бунина на Нобелевскую премию лоббировал еврей Александр Элиасберг (через Томаса Манна). Даже получать эту премию Бунин поехал в сопровождении еврея – Андрея Седых. Деньги на оплату произведений Бунина давал еврейский благотворитель С.С.Атран.
Марине Цветаевой материально много лет помогали Саломея Андроникова (деньгами своего мужа адвоката Александра Гальперна) и Софья Либер; в Комитете помощи русским писателям и ученым ее кандидатуру проталкивал Соломон Познер. Цветаеву в эмиграции печатали неохотно. Но публиковали: Марк Вишняк («Геликон»), Марк Слоним («Воля России»), Роман Гринберг («Воздушные пути»).
Михаил Осогин писал: «Все большие благотворительные организации в Париже и Берлине лишь потому могут помогать нуждающимся русским эмигрантам, что собирают нужные суммы среди отзывчивого еврейства».

Рецензии на наши книги превзошли все ожидания .

Конечно, мы могли пойти по проторенному пути и начать рассказывать об антисемитизме (который, кстати, эмигрантам приходилось испытывать и со стороны аборигенов, и от своих российских соотечественников) и твердить о перенесенных нами страданиях и дискриминации . Тогда мы, по-видимому, получили бы финансовую поддержку еврейских организаций. Но для нас главным представлялся рассказ о колоссальном вкладе русских евреев в западную цивилизацию и в становление Государства Израиль.
Увы, лица, к которым мы обращались за помощью, этим не заинтересовались.

Большинство следующих томов назовем разноцветными: они повествуют о различных странах; не только о гуманитариях, ведь цивилизацию строят – наряду с литераторами, артистами и художниками – политики и врачи, инженеры и физики, преподаватели и бизнесмены; мы оторвались от России/СССР и стали говорить о евреях вне зависимости от их связи с русской культурой; книги стали называться «Русское еврейство в Зарубежье» (вместо «Евреи в культуре Русского Зарубежья»). Мы сделали поразительное открытие – многие русские евреи оказывались ведущими в различных сторонах жизни новых стран обитания.

В числе самых прославленных ученых французского Института Пастера были Илья Мечников и Владимир Хавкин, приехавшие из Одессы.
Парижскую школу искусств в значительной степени создали русско-еврейские художники – их в Париже проживало более 120 человек.
Пионером космонавтики стал Ари Штернфельд – первые спутники летали по разработанным им маршрутам.
Наибольшее количество наград за историю Франции получил боевой генерал, а позже дипломат Зиновий Пешков.
Лучшей актрисой Италии считалась Татьяна Павлова – бывшая Таня Зейтман, которая в 15 лет сбежала из дома с трагиком Орленевым. «Русская звезда итальянской сцены» стала учительницей мэтров неореализма итальянского кино.
Моисей Гайсинский, родом из-под Киева, работавший с Иреной Кюри, основал радиохимию.
В США демократию, права человека, профсоюзы, современную печать в значительной степени строили молодые евреи и еврейки, которые прошли школу народничества, бунда, революционной деятельности; их было немало среди двух миллионов эмигрировавших в Америку в конце XIX – начале XX веков.
Прославленным адмиралом стал в США Хайман Риковер из русской Польши.

Наконец третий вид работы, и на этом мы остановимся подробнее, проводился под бело-голубым флагом нашей страны. Этот флаг был поднят еще в 1-м томе, в котором опубликована прекрасная работа о создателе оперы в Израиле Мордехае Голинкине, мечтавшем воздвигнуть «Храм искусств» в Эрец-Израэль. Голинкин поменял оркестр Мариинского театра из 120 человек (он им дирижировал) на любительскую группу из 12 музыкантов.
Второй том украсила знаковая статья Амоса Оза «Опаленные Россией», позже многократно перепечатывавшаяся в других изданиях. Начиная с этой книги статьи о «русских», строивших Израиль, составляли специальную рубрику. Серия из 11, 14, 17 и 19-го томов, под общим названием «Идемте же отстроим стены Йерушалаима», полностью посвящена названной теме. Настоящая монография задумана как итоговая в бело-голубой серии. Ее герои не менее интересны, чем те, о которых мы упоминали выше.

Среди них:
Одна из организаторов «Габимы» Хана Ровина, которая сыграла Лею в «Диббуке», а после блистала в триумфальных Зарубежных гастролях. Поселившись в Палестине, трагическая актриса стала легендой израильского театра. Для нее писали пьесы, ее рисовали и ваяли.
Бен-Иехуда Элиэзер, инициатор внедрения разговорного иврита в качестве непременного условия возрождения еврейского государства. Получив медицинское образование в Париже, он в 1881 г. приехал в Палестину, и его семья стала первой, в которой заговорили на иврите.
Два бывших русских революционера – Петр Рутенберг и Моше Новомейский: первый создал и осуществил план электрификации Израиля, второй, используя богатства Мертвого моря, заложил в стране основы химической промышленности.
Авраам Суцкевер – поэт, переживший кошмары Виленского гетто и сражавшийся с фашистами в партизанском отряде, свидетель на Нюренбергском процессе; создал в Израиле журнал на идиш «Ди голдене кейт» («Золотая цепь») и является его бессменным главным редактором.
Весомый вклад в дело обороны Израиля вносил Хаим Ласков (из Белоруссии). Он участвовал в боях с нацистами в Северной Африке, нелегально переправлял еврейских беженцев в Эрец-Исраэль. Будучи начальником Генерального штаба, Ласков разработал стратегическую концепцию ЦАХАЛа. Огромное влияние на стратегию и тактику генштаба оказывал и бывший рижанин Ицхак Саде. Оба они много сделали для победы в Войне за Независимость.
Танцовщик, хореограф, создатель карнавалов, художник, один из основателей израильского кино – и все это один человек – Барух Агадати, родом из Бессарабии.
Юлий Марголин из Пинска, выпускник Берлинского университета, с 6-летним «стажем» в ГУЛАГЕ, стал автором истории еврейского народа («Повесть тысячелетий») и одной из первых талантливых книг, разоблачающих коммунистическую партию СССР – «Путешествие в страну зе-ка».
Роза Николаевна Эттингер многие годы дружила с автором «Диббука» С.Ан-ским и легендарным Германом Лопатиным. Работала в международных организациях. В Израиле особенно проявилось ее призвание помогать людям. На завещанные ею деньги создан фонд, присуждающий новым репатриантам премию за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

Чем мы объясняем столь большое влияние русских евреев на западный мир и становление Государства Израиль?
Расовыми особенностями? Не будем отрицать их из страха, что нас запишут в расисты. Этих особенностей по меньшей мере две: первая – гибкость, генетически выработанная приспособляемость к чужеродной среде евреев, многие века живших среди инородцев; и, вторая, – неутомимая энергия и активность, как у бескорыстных чудаков, так и у тех, кто стремится стать выше и богаче в борьбе за место под солнцем.
Не меньшую роль сыграли исторические обстоятельства.
В середине XIX века русских евреев захватили идеи Хаскалы (Просвещения), зародившиеся в Западной Европе. Примерно тогда же и русское правительство стало интересоваться образованием евреев. Состоятельные евреи начали направлять своих детей (как правило, после традиционного еврейского образования) в гимназии, а потом – в Европу для получения высшего образования. Бόльшая часть этих студенческих эмигрантов возвращались домой и, как и не выезжавшие из России, активно впитывали в себя все лучшее, чем была богата русская культура, – Россия, веками поглощавшая идеи и культурные ценности Византии и Западной Европы, соединявшая их с отечественными идеями и ценностями, создала высокую интеллигенцию, высочайший тип духовной культуры, неотъемлемой частью которой стали русские евреи. Более того, «во многих случаях лучшее в русской культуре нашего времени сделано и делается евреями» .

Вместе с миллионами евреев, выехавшими из России и СССР, Европа и Америка получили русско-еврейскую интеллектуальную элиту, оставившую и продолжающую оставлять глубокий след в западной цивилизации.
Представленные нами материалы говорят и о ведущей роли наших бывших и нынешних земляков в построении Государства Израиль.

К большому сожалению, из-за ограниченного объема книги, в нее не попали сведения о таких видных сионистских, государственных и общественных деятелях как Яаков Кедми и Шмуэль Бен-Цви, о представителях биологии, археологии и некоторых других областей научной, культурной и хозяйственной деятельности – таких, как профессор Валентин Красилов, доктора наук Александр Калинкович, Эдуард Коркотян, Арон Рабинков и Наум Улановский, врач Бен-Цион Шкляр, археолог Семен Коляков, военврач Александр Катаев…
Но – из России в Эрец-Исраэль/Израиль приехали сотни тысяч евреев, и мы не сомневаемся, что читатели поймут невозможность рассказать о всех участниках превращения нашей новой – и в то же время старой – родины в мощное современное государство.
Наша монография – первая на названную тему.
Мы полагаем, что она может быть использована как учебное пособие для изучения новых разделов иудаистики – Русские евреи в Зарубежье и Выходцы из России в Палестине /Израиле.

Впереди еще много работы: это создание книг (или серий книг), построенных в зависимости от места исхода, например об эмигрировавших харьковчанах, петербуржцах, о выходцах из Средней Азии, где по разным причинам, кроме родившихся на Востоке, осело немало европейских евреев; это изучение адаптации россиян в Израиле, интервью с представителями вымирающего старшего поколения; демографическое и социологическое исследование прибывших в страну в зрелом, молодом и детском возрасте; создание сайта НИЦ РЕВЗ с размещением на нем наших книг и журналов (журналы издавались в 1997-98 и 2006 гг.); изучение участия русских евреев в политической и общественной жизни Израиля – такая ли она, как в странах Запада, куда они эмигрировали? Выезд их из Израиля в другие страны – причины так называемой иериды.
Организация цикла бесед и экскурсий для израильтян и приезжающих по разработанному нами проекту туристического семинара.
Внедрение обучения старшеклассников (факультативно) и студентов, изучающих еврейскую историю, основам новой ветви иудаистики – русское еврейство в Зарубежье.
Всем этим должен заниматься, по нашему представлению, научно-исследовательский институт, организованный на базе Центра Русское еврейство в Зарубежье. Создание такого института в Израиле нужно по политическим соображениям и идеологическим мотивам. Для этого у нас есть достаточно сильные кадры. В Израиле мощная школа археологов, но не нужно ждать, пока над нашими телами возникнут геологические наслоения, чтобы начать раскопки, – никто так не расскажет о нас, как это сделают наши поколения.

Новой ветви иудаистики – о русском еврействе в Зарубежье – уже два десятилетия. Это совершеннолетие. Значит, самостоятельная жизнь. Полагаем, что долгая.

М.Пархомовский

 

 


Список сокращений

Книги Научно-исследовательского центра
РУСКОЕ ЕВРЕЙСТВО В ЗАРУБЕЖЬЕ
Науч. руководитель и гл. ред. М.Пархомовский

Серия Евреи в культуре Русского Зарубежья
Сборники статей, публикаций, мемуаров и эссе

Том I (1919–1939). Сост. М.Пархомовский; под общ. ред. М.Пархомовского и Л.Юниверга. Иерусалим, 1992. 528 с., ил. . – ЕВКРЗ. Т.1
Том II (1919–1939). Сост. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 1993. 640 с., ил. – ЕВКРЗ. Т.2
Том III (1939–1960). Сост. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 1994. 543 с., ил. – ЕВКРЗ. Т.3
Том IV (1939–1960). Сост. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 1995. 590 с., ил. – ЕВКРЗ. Т.4
Том V. Сост. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 1996.
560 с., ил. – ЕВКРЗ. Т.5

Серия Русское еврейство в Зарубежье
Сборники статей, публикаций, мемуаров и эссе

Том I(VI). Сост., гл. ред. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 1998. 480 с., ил. – РЕВЗ. Т.6
Том II(VII). Русские евреи в Великобритании. Редакторы-составители: М.Пархомовский, А.Рогачевский. Иерусалим, 2000. 552 с., ил. – РЕВЗ. Т.7
Том III(VIII). Русские евреи во Франции. Кн. 1. Журнал в книге. Редакторы-составители: М.Пархомовский, Д.Гузевич. Иерусалим, 2001. 504 с., ил. – РЕВЗ. Т.8
Том IV(IX). Русские евреи во Франции. Кн.2. Журнал в книге. Сост., ред. и издатель М.Пархомовский; науч. ред. и сосост. Д.Гузевич. Иерусалим, 2002. 520 с., ил. – РЕВЗ. Т.9
Том V(X) Русское еврейство в Зарубежье. Журнал в книге. Сост., гл. ред. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 2003. 639 с., ил.
– РЕВЗ. Т.10
Том XI. Идемте же отстроим стены Йерушалаима (Евреи из России, СССР и СНГ в Эрец-Исраэль и Государстве Израиль). Кн.1. Редакторы-составители: Ю.Систер и М.Пархомовский. Иерусалим, 2005. 398 с., ил. – РЕВЗ. Т.11
Том XII. Русские евреи в Америке. Кн.1. Редакторы-составители: Э.Зальцберг, М.Пархомовский. Иерусалим – Торонто – Москва, 2005. 304 с., ил. – РЕВЗ. Т.12
Том XIII. Памяти ушедших (Катастрофа и Сопротивление). К 60-летию победы во Второй мировой войне. Составители: М.Пархомовский, Н.(А.)Борщевский, Ю.Систер. Иерусалим, 2005. 240 с., ил. – РЕВЗ. Т.13
Том XIV. Идемте же отстроим стены Йерушалаима. Кн.2. Они создавали историю. Ред.-сост. Р.Пархомовская. Иерусалим, 2006. 452 с., ил. – РЕВЗ. Т.14
Том XV. Русские евреи в Америке. Кн.2. Ред.-сост. Э.Зальцберг. Иерусалим – Торонто – С.-Петербург, 2007. 340 с., ил. – РЕВЗ. Т.15
Том XVI. Русские евреи в Германии и Австрии. Редакторы-составители: К.Кикоин и М.Пархомовский. Иерусалим, 2008. 500 с., ил. – РЕВЗ. Т.16
Том XVII. Идемте же отстроим стены Йерушалаима (Евреи из Российской империи, СССР/СНГ в Эрец-Исраэль и Государстве Израиль). Кн.3. Ред.-сост. Ю.Систер. Иерусалим, 2008. 416 с., ил.
– РЕВЗ. Т.17
Том XVIII. Русские евреи в Америке. Кн.3. Ред.-сост. Э.Зальцберг. Иерусалим – Торонто – С.-Петербург, 2009. 304 с., ил.
– РЕВЗ. Т.18
Евреи России в Зарубежье: Очерки истории. Автор-составитель и гл. ред. М.Пархомовский. Иерусалим, 2008. 656 с. – ОЗ
Том XIX. Через Дальний Восток – на Ближний. (4-я кн. серии «Идемте же отстроим стены Йерушалаима»). Редакторы-составители: Р.Пархомовская, И.Резник. Иерусалим, 2009. 492 с., ил.
. – РЕВЗ. Т.19
Том XX. Русские евреи в Америке. Кн.4. Ред.-сост. Э.Зальцберг. Торонто – Иерусалим – С.-Петербург, 2009. 312 с., ил. – РЕВЗ. Т.20
Том XXI. Русские евреи в Америке. Кн.5. Ред.-сост. Э.Зальцберг. Торонто – Иерусалим – С.-Петербург, 2011. 302 с., ил. – РЕВЗ. Т.21

Краткая еврейская энциклопедии – КЕЭ
Российская еврейская энциклопедия – РЕЭ

 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.