Маша Хинич, Полина Лимперт*
История профессионального балета, хореографии в Палестине начинается с Баруха Агадати (т.е. легендарного). Он родился в Бендерах в 1895 г., и вскоре семья переехала в Одессу. Там он очаровал всех преподавателей балетного училища, танцевал на сцене Одесского театра оперы и балета. Потом, уже в Эрец-Исраэль, окончил Академию «Бецалель», где учился рисованию. Однако танец значил для юноши больше. Но аудитория Палестины не приняла его, последователя Айседоры Дункан. С большой сольной программой Агадати отправляется в Европу. Успех – ошеломляющий! В Париже он вошел в художественную элиту. Его рисовали Мане Кац, Моисей Кислинг, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов. Портреты вернувшегося домой танцовщика писали и местные художники: Реувен Рубин, Пинхас Литвиновский.
Барух создает свой тип танца, в котором кубизм сочетается с хасидской пляской и образом кочевника-бедуина, поэтически обобщает этническое своеобразие русского, украинского, бухарского, арабского, йеменского еврея и создает веселую и задорную израильскую хору (хору Агадати), без которой немыслим ни один еврейский праздник, ни один фестиваль народного танца. В 20-х –30-х годах он организует пуримские карнавалы в Тель-Авиве.
Следующую эпоху в израильском балете создала Мия (Майя) Арбатова (1911, Могилевская губ., – 1990, Тель-Авив). В 1936-м, по- сле успешных гастролей в Лондоне и в США, балерина поселилась в _________________________________
* Маша Хинич родилась в Москве. В середине 1980-х принимала участие в движении отказников. В Израиле с 1987. Работала в газетах «Время», «Вести». Автор рубрик «Маршруты прогульщика» и «Ресторанные истории», пишет в основном о культуре (театр, кино, джаз, выставки, балет, интервью с деятелями культуры), туризме и альтернативной медицине. Огромное число ее статей размещено на различных сайтах в Интернете и в других изданиях.
Полина Лимперт родилась в 1961 в Калараше (Молдавия). Закончила факультет журналистики Кишиневского (Молдавского) ун-та. По предложению ребе Залмана основала в Кишиневе еврейскую газету «Истоки» и была ее первым редактором. В 1992 репатриировалась, а в 2000 вернулась в большую журналистику. Интервьюер, «охотница» на звезд. В «активе» – около 200 интервью с выдающимися деятелями культуры и искусства Израиля и России (Валерий Панов, Берта Ямпольская, Дуду Фишер, многие другие).
Тель-Авиве. Вместе с мужем, актером и певцом Иосифом Голандом она создала театр-кабаре, а позднее музыкальные театры, где была танцовщицей и хореографом. В 1940 г. Арбатова стала прима-балериной и хореографом тель-авивской «Народной оперы» («Опера Амамит»), а через три года открыла балетную студию, где преподавание велось на основе традиций русского балета; здесь выросли три поколения израильских артистов балета. Однако же ее мечта о развитии хореографии в стране в лучшем случае вызывала усмешку, в худшем – полное неприятие.
В 1990 г. в память Мии Арбатовой в Израиле были учреждены стипендия и международный конкурс, который проводится раз в два года.
Первую попытку сочетать народный танец с классическим сделала хореограф Гурит Кадман, также родом из России. По ее инициативе в киббуце «Далия» в 1944-68 гг. проводились фестивали народного танца. В 70-х она создала Институт развития танца общин. Ее деятельность была высоко оценена: в 1980 г. Гурит получила Государственную премию Израиля.
Значительное место в истории израильского балета занимает театр танца «Инбал», созданный Саррой Леви-Танай, «саброй» с йеменскими корнями, подхватившей идеи Г.Кадман. В числе хореографов, с которыми работала Сарра, были выходцы из России.
Идея создания собственного национального классического балета в Израиле могла прийти в голову только одержимым людям. Такими идеалистами оказались Берта Ямпольская и ее муж Гилель Маркман, которые пожертвовали личной сольной карьерой ради того, чтобы у нас появился собственный классический балет. Оба учились в Лондонской школе Королевского балета. Берта Ямпольская родилась в Париже в семье эмигрантов из России, которая спустя два года перебралась в Эрец-Исраэль. У Гилеля Маркмана тоже российские корни, хотя он родился в Хайфе. Супруги достигли пика своей карьеры в Англии в середине 1960-х годов, и тогда Берте пришла в голову идея вернуться в Израиль и создать здесь собственную балетную труппу.
Впервые в Израильской опере они появились в программе, где хореографические номера сочетались с вокальными. В том концерте пел и юный Пласидо Доминго, чья карьера начиналась в Израиле. Берта и Гилель станцевали па-де-де из «Дон-Кихота»; о полноценных балетных постановках рано было мечтать... (Знаменитый балет Минкуса в полной редакции появится здесь лишь в 2005-ом, в исполнении труппы Израильского государственного балета). Вечер удался на славу. Впоследствии эта программа, правда, уже без великого тенора, была с огромным успехом представлена десятки раз на сценах различных городов и в киббуцах.
«Роман» с тогдашней израильской оперой и ее хозяйкой Эддис де Филипп не сложился, и вскоре Берта и Гилель, а вслед за ними и другие танцовщики, вынуждены были уйти «в никуда». Дальнейшая перспектива представлялась туманной: от зарубежных представлений и контрактов, решив вернуться на родину, они отказались, а здесь никогда не было классического балета, и исполнителям их уровня делать было нечего.
В поисках места для занятий и выступлений они попали в занесенный тогда песками Холон, в кинотеатр «Рина». И 25 января 1967 года здесь состоялось первое представление будущего главного балета страны. Вместе с Бертой и Гилелем в первом концерте танцевали четыре балерины. Из этой труппы и вырастет Государственный балет, который удостоится благословения самого Джорджа Баланчина и будет ставить в Израиле классические постановки.
С этой программой Ямпольская и Маркман продолжили выступать в Израиле и за границей. На новые постановки не было денег, и спустя какое-то время танцовщицы их покинули. Берта и Гилель зарабатывали уроками танцев и не сдавались, привлекали в коллектив новых людей. В 1970-е годы к труппе присоединились несколько талантливых артистов из США, были сделаны новые смелые постановки и проведены зарубежные турне. Мир обнаружил, что в нашей маленькой стране есть профессиональная труппа, танцующая классический балет.
Большая алия 90-х принесла с собой небывалые перемены: среди новых граждан оказались и талантливые артисты балета, и зрители, понимающие в нем толк. Зимой 2007 года Израильский балет отметил свое 40-летие, и все эти годы Берта Ямпольская и Гилель Маркман – бессменные его руководители. Сегодня в труппе 35 исполнителей, профессионалов самого высокого уровня. Большинство – питомцы русской балетной школы, за плечами у многих работа в престижных театрах России и Европы. В этом коллективе нет разделения на солистов и кордебалет: все артисты универсальны и взаимозаменяемы.
«Израильский балет» – это не только классика, здесь ставят также неоклассику и модерн. В его репертуаре наряду со «Спящей красавицей», «Щелкунчиком», «Золушкой», «Ромео и Джульеттой», «Дон-Кихотом», балеты Джорджа Баланчина, который в свое время безвозмездно передал труппе право на их постановки; «Бах Дивижн» (хореограф Кристоф Пастор), спектакли других известных хореографов.
Но, пожалуй, одна из самых интересных страниц Израильского государственного балета – это собственные оригинальные постановки Берты Ямпольской. Успеха удостоились «Гурре Лидер» на музыку Арнольда Шейенберга, «Экстази», «Без названия», «Оптимус», одноактный балет «Следы на песке», где звучат музыка Листа, Россини и шум морского прибоя.
В юбилейном, 2007 году балет побывал с гастролями в Китае, Бразилии, Италии и на Кипре. Труппа по приглашению министерства культуры России участвовала в фестивале, посвященном Рудольфу Нурееву, который состоялся на родине великого танцовщика в Уфе.
Летом 2004 года Израильский государственный балет перебрался в собственное административное здание с двумя просторными репетиционными залами. Большая заслуга в создании этого места, принадлежит Гилелю Маркману, административному директору Израильского балета, который неустанно следил за ходом строительства, вел переговоры и организовывал процесс. Разумеется, свой дом для балета Ямпольской-Маркмана был бы нереален, если бы не многочисленные филантропы.
С появлением собственного помещения мечта Берты Ямпольской о школе классического балета стала реальностью. Сейчас при Израильском балете действует школа, где учатся талантливые дети от 7 до 16 лет. Среди них много представителей русскоязычной общины, в которой привязанность к классическому балету традиционна.
Из многочисленных региональных балетных студий Израиля следует отметить хайфскую – Адама и Иланы Пастернак, которую они возглавили в 60-е годы. А в 1980-м в страну из СССР приехали Эмма и Александр Лифшиц. Он, в прошлом один из ведущих солистов балета Кировского театра в Ленинграде, получил здесь преподавательскую работу в известных ансамблях, и в 1981-ом стал профессором Иерусалимской академии музыки и танца. Супруги со временем основали балетную студию в Иерусалиме, в которой кроме них преподавала Лена Ласко, также репатриантка из СССР.
В 1991 г. в Иерусалимской академии музыки и танца начала педагогическую работу Нина Тимофеева, в прошлом прославленная солистка балета Большого театра. Две недели она знакомила слушателей Академии с основами классического балета и одновременно готовила четырех израильтянок в знаменитый «Гран па де катр» на музыку Пуни. Это было чудо – за столь короткий срок подготовить сложный классический танец с неопытными танцовщицами. В этом сразу раскрылся ее талант педагога-наставника. Тимофееву пригласили приехать и на следующий год. За время пребывания в Иерусалиме она полюбила этот божественный город, и потому без колебаний согласилась здесь остаться. Вместе с Ниной приехала ее дочь Надя, которая успешно окончила Московское хореографическое училище и даже выступала солисткой на сцене Кремлевского театра. Она стала надежным помощником мамы в осуществлении прекрасной мечты – создании израильского классического балета. За двенадцать лет работы в Академии Тимофеевы сумели воспитать немало прекрасных артистов, которые достойно представляют своих учителей на сценах престижных театров, не только в Израиле, но и в США, Австрии, Германии, Голландии и даже в Японии. Коллеги в Академии отмечали, что Нина Тимофеева – педагог необычный. Магическая сила ее уроков состояла в том, что она показывала, как овладеть мастерством танца. Увидев, как долго и упорно Тимофеева разминается у балетного станка, как привередливо соблюдает строжайший режим, ученики убеждались, что именно так они должны поступать, чтобы стать настоящими мастерами своего дела.
Достигнув пенсионного возраста, Нина оставила работу в Академии. И тогда мать и дочь Тимофеевы решаются на нелегкое дело –открыть свою балетную школу. Нашлись спонсоры, помогли снять в аренду зал, приобрести необходимый инвентарь. Первые месяцы для заработка каждую неделю давали спектакли, в которых участвовали и сама Нина, и ее дочь, и ученики, многим из которых приходилось совмещать работу с репетициями и выступлениями. Тимофеевы буквально дневали и ночевали в своем театре. Не было средств на рекламу. Сами делали флаеры. Сами шили костюмы. Так удалось остаться на плаву. Известие об открытии балетной школы «Нина» быстро разошлось не только по Иерусалиму. Вскоре она уже насчитывала несколько десятков учащихся, в том числе из религиозных семей. Через два года Нина Тимофеева передала руководство школой Надежде.
Сейчас в этой школе более ста учеников. Вырос педагогический состав. И все чаще на театральных афишах появляются сообщения о балетных постановках молодого коллектива. Благодаря поддержке министерства культуры, к столетию со дня рождения великой российской балерины Галины Улановой театром под художественным руководством Нади Тимофеевой была подготовлена мировая премьера «Преодоление».
Еще в 72-м Валерий Панов с женой Галиной Рогозиной – одна из самых блистательных пар русского балета – подали документы на выезд в Израиль. Их тут же выгнали из театра (тогда Кировского, а ныне снова Мариинки), выбросили из концертных программ. Людям балета запретили танцевать! И Страна Израиля всколыхнулась: свободу Панову! Пикеты и митинги в защиту прав Валерия и Галины проходили по всей Европе и в США. Сам великий сэр Лоуренс Оливье выходил на улицу с протестом. Советские спектакли и концерты за рубежом захлопывались, на сцену летели гнилые томаты и тухлые яйца, от срыва гастролей казна СССР терпела огромные убытки. К тому времени уже сделал звездную карьеру в Париже беглый Нуреев, сбежала прима-балерина Макарова. Барышников? «Нет, он пока еще оставался, готовился к побегу, – уточняет Панов, – мы с ним покинули Союз примерно в одно время».
Валерия с Галиной выпустили под напором мировой общественности («вышвырнули», – говорит он) в 74-м. А до этого надо было как-то существовать, и они стали ездить на подпитку в Вильнюс, где жил с семьей Альфред Шульман, старший брат Валерия – у того, простого журналиста, жена была с завидным положением: работала шеф-поваром, так что прокорм опальной родне могла обеспечить. И даже подработать опальным балетным звездам в Литве удавалось: инкогнито в ночных ресторанах, за что платили, кстати, хорошие деньги.
Да, Валерий при рождении получил еврейскую фамилию: Шульман, и носил ее до 18 лет. Пока не женился на русской женщине, существенно старше него. Кадровики ленинградского Малого, где служил молодой танцовщик, побудили его взять фамилию жены: «Панов – замечательно для сцены»! С этой женой он вскоре расстался, а фамилию оставил: на нее уже имелись творческие наработки. Перемена фамилии способствовала перемене участи: Шульман был категорически невыездным, а вот Панова сразу включили в гастрольную поездку в Америку – с группой Большого, ансамблем Моисеева и другими «фирменными» советскими артистами.
Но откуда он взялся – мальчик, который с 13 лет стал танцевать в театре, к 20 уже был звездой балета, а в 32, на пике успеха, решил уехать в Израиль? Валерий Шульман родился в Витебске, где до войны еврейское население составляло большинство. Cемья имела общие корни с Иехудой Пэном, основателем школы живописи, из которой вышли многие талантливые еврейские художники, в том числе и Шагал. Кстати, Панов и сам время от времени берется за кисти, и его любительскую живопись всерьез воспринимают профессионалы.
Вернувшись после войны из уральской эвакуации, Шульманы перебираются в Вильнюс. Семилетнего Валерика определяют учиться балету. Позднее ему давала уроки сама Агриппина Ваганова, профессор Ленинградского хореографического училища, по окончании которого юноша был принят в труппу Малого. Вакансию в Кировском после побега Рудольфа Нуреева заместили Валерием Пановым…
От имен людей, с кем так или иначе пересекалась его жизнь, сегодня захватывает дух. Перед Стравинским, тогда (в 1961) впервые посетившим из эмиграции Россию, Валерий танцевал Петрушку в одноименном балете композитора. Маэстро, передавали, будто бы сказал, что постановка ему не понравилась, а вот мальчик в заглавной роли интересен, у него замечательная интерпретация образа.
Что же это он, успешный танцовщик, к которому благоволили сильные мира того, рвался вон? Что такого увидел и понял в той жизни, чего не понимали прочие? Так он ведь в особой среде обретался: Ростропович, Галич, Быковский и многие другие затруднялись дышать застойным воздухом родины…
Лишенный работы, Валерий 24 дня держал голодовку, и ленинградские гэбисты бдели – регулярно ставили его на весы. Применили к нему и ритуальные 15 суток «за хулиганство». А в перспективе маячила и более серьезная посадка – лет на пятнадцать: судебное дело против него затеяла теща – мол, сманивает в страну сионистского агрессора талантливую русскую девочку из приличной семьи.
Но вот Пановых выпустили («выбросили», – уточняет Валерий). В Вене их встретил посол Израиля, предупредил: сделаете хоть одно заявление корреспондентам – и австрийское окно для советских евреев будет закрыто, ссориться с СССР опасно. Валерия с Галиной по-тихому отвезли в посольство, а ночью посадили в самолет. Но западные репортеры исхитрились попасть на тот же рейс, и четыре телеканала показали всему миру интервью со знаменитой балетной парой.
Израильская публика впервые увидела Пановых на сцене тель-авивского Дворца культуры. Они танцевали в сопровождении симфонического оркестра Зубина Меты, и это стало огромным событием культурной жизни страны. Но первые радости на Земле обетованной длились недолго. Панову нужна балетная труппа? Ну, разумеется – пусть наберет семь человек. Надо хотя бы семьдесят? Это не сейчас, сейчас стране необходимо крепить оборону. Он просит миллион, чтобы создать здесь школу классического балета? Тоже не сейчас. «Если Кнессет станет рассматривать вопрос о том, чтобы тебе дать этот миллион на балет – имей в виду, я его закрою: мне нужны деньги на танки!», – сказал тогдашний министр обороны Моше Даян. Примерно так же рассуждала Голда, да и Рабин: потом, лет через двадцать, мы будем богатыми и сильными, и тогда у нас будет балет и много другой красоты. А пока ее у еврейской страны мало, и она пойдет на экспорт. Очень важно, чтобы красоту в мир несли граждане Израиля.
Как же много, как успешно работала тогда балетная пара новых израильских граждан в переполненных залах Америки! Какие овации устраивали причастные к их свободе зрители! Деньги в том первом турне наши «послы красоты» собрали немалые –13 миллионов долларов. Всю сумму передали в Иерусалимский фонд содействия репатриации из СССР.
В течение 25 лет Панов, гражданин Израиля, в других странах танцевал, ставил спектакли, руководил балетными труппами. Он был директором театра в Антверпене и Бонне, главным хореографом в театрах Берлина, Вены и др. Основная база долгое время была у него в Немецкой опере в Берлине. Он объездил Австралию, Италию, Венгрию, Норвегию, но особенно много танцевал и ставил в Америке. И привозил на гастроли в Израиль почти каждый свой новый спектакль.
Фотографии, видеоленты, рисунки хранят остановленные мгновения. «Барышня и Хулиган» с Галиной Пановой-Рогозиной – Валерий озвучил эту свою постановку музыкой Шостаковича (между прочим, обожаемый Юрием Любимовым спектакль). «Весна священная» Стравинского. «Идиот», поставленный также на музыку Шостаковича: князя Мышкина танцует Нуреев, а Рогожина – Панов; этот спектакль был сделан в Немецкой опере и с большим успехом прошел в Метрополитен-опера в Нью-Йорке; Нуреев приезжал на сезон из Парижа, чтобы поработать с коллегой. Валерию Панову трижды присуждались высокие международные премии. За постановку «Весны священной» он получил в 78-м году Приз критиков мира. Наработано немало других признаний и наград.
Вернувшись в 1995 назад в Израиль, Валерий Матвеевич обосновался здесь прочно. Раз в год, пожалуй, можно принять зарубежный контракт, чтобы заработать. Зарабатывать деньги следует за рубежом, а вкладывать в дело дома, – это теперь его правило. После неудачной попытки развернуться в городе Ришон ле-Ционе, куда его приглашали официальные лица, Панов переориентировался на Ашдод. И девиз «Наш дом – Ашдод» стал для Панова и его людей не политическим манком, а реалией. Им предоставили в городском Дворце искусств настоящую студию – с репетиционными залами, душевыми и гардеробными. Для города и страны классический балет нужен сейчас!
Сегодня «Балет Панова – Ашдод» – уже театральная труппа. Кто-то из танцоров имеет опыт работы в театре страны исхода, кто-то получил израильскую выучку, есть и выращенные самим Пановым. И есть Школа, где занимаются балетом дети разного возраста. За минимальную по сравнению с частными студиями плату. С ними проводят занятия по истории балета, композиции, другим специальным дисциплинам. Девочки и мальчики могут сразу после уроков встать к тренировочному станку в студии. Что интересно, эти дети отлично успевают по всем школьным дисциплинам! И вот результат. За год «Балет Панова» дает в Израиле примерно 200 представлений. Оборот его средств позволяет оплачивать труд актеров, педагогов и других работников. На контракте и кое-кто из старших учеников Школы.
Что они танцуют? Многое, разное. «Весну священную» Стравинского, «Дело Дрейфуса» на музыку Шнитке, «Две судьбы» – на песню Высоцкого, «Натали» – на Жильбера Беко; на детских спектаклях показывают «Петрушку», «Маленького принца», подготовили сказку «Балабуш» израильских авторов. Одна из последних юмористических находок Панова – номер на песню Андрея Данилко: балетные девочки и мальчики в полную силу молодого темперамента отплясывают на сцене под Сердючкины «гоп, гоп!» так, что и зал заводится! И что бы они ни танцевали, даже самые модерновые, характерные вещи – это классика. В том числе и «Семь-сорок» на пуантах! Кто-то назвал подобные постановки «другой классикой».
Есть у Панова принцип: он ставит танец на конкретного исполнителя, с учетом его индивидуальности. Старается выявить, что может каждый его ученик. Не делит танцоров на солистов и кордебалет, дает возможность максимально показать себя каждому.
Панов делает все возможное, чтобы простые люди полюбили балет и не воспринимали его как искусство для избранных. Надо воспитывать не только таланты, а и публику, и делать это с младых ногтей. Сначала девчушка идет смотреть балет, потом заболевает им и приходит в школу Панова – как знать, может, это будущая Анна Павлова?
Балет для всей семьи – особый жанр. Должно быть интересно детям, но не должны скучать и родители. Один из спектаклей начинается с того, что художник на сцене кладет последние мазки на прекрасную картину. Панов доказывает: в балете можно соединять разные виды творчества – живопись, драматическое мастерство и высокое искусство танца. В каждой новой премьере Панова – его непреходящая творческая молодость, вдохновение, гениальность.
И тяжелая, невидимая глазами поклонников работа Иланы Орловой – директора его театра и его жены, матери их маленького сына, женщины героической, которая проделывала колоссальную организационную работу, множество больших и малых дел – больше некому, Валерий должен творить. Увы, 19 декабря 2009 года произошла страшная трагедия – она выбросилась из окна и погибла. Илана, конечно, была больна. Но главная причина – она не выдержала чрезмерного напряжения жизни…
То, что Панов создает силой своей незаурядной творческой мысли, становится, без преувеличения, революцией жанра. Его рисунок танца совершенен. Его методы «балетного воспитания» таковы, что звездой балета в его труппе может стать каждый, чему подтверждение – выпускники школы при его театре Мирьям Селектор, Диана Фрумсон и Лион Храпунский, которых он взял маленькими детьми и довел до того, что они влились в состав труппы. Продолжают блистать в его постановках танцовщики постарше – Аннета Бардина (новая Кармен), Алина Бакирова, Руслан Бурундуков, Виктория Мельник, Лола Эрго, Юваль Тавив, Алена Меламуд, Евгения Кучик, Ичина Шрабин, Кирилл Панфилов, Шири Сенилевич – большинство из них выходцы из России. Ну, а когда исполнителями у него становятся признанные звезды, закончившие престижные балетные заведения мира, танцевавшие в престижных балетных труппах, лауреаты международных конкурсов, пополнившие труппу Панова, – это уже триумф. И неважно, в каких номерах все они сияют – в абсолютно новых, таких, как «Триптих» на песни израильтянина Боаза Шараби, «Фестиваль цветов», «Гран-па классик», «Гаянэ» или всеми любимом «Адиосе» (музыка А.Пьяццоллы), который многие уже видели и полюбили (но с новыми танцовщиками – это новый номер). К «Адиосу» (исп. Прощай! С Богом!) Панов вновь и вновь возвращается, этот спектакль ему особенно дорог. Главный герой перед смертью говорит всему, что было ему дорого в жизни: себе, женщинам, которых он любил, и которые его любили, – всему этому он сейчас говорит – Прощай! – Адиос…
На вопрос, почему он, такой знаменитый мастер, почетный гражданин многих американских городов, вернулся в маленький Израиль с его ограниченными возможностями, Валерий Матвеевич ответил: «Заграничные контракты на три или пять лет дают престиж и деньги. Но ты там чужой. У тебя нет школы, которая становится твоим продолжением. У тебя нет постоянного дома, – по всему миру разбросаны твои книги, кассеты, картины. Надо работать здесь, а туда ездить на гастроли с настоящим израильским балетом».
Сейчас в Израиле вырастает новое поколение – дети репатриантов, приехавших в страну с конца 1980-х годов, которые заканчивают академии в Тель-Авиве и Иерусалиме и работают в многочисленных израильских балетных ансамблях.
Источники
Клебанов З. Её мир – балет. Нина Тимофеева // Секретный портал. Журнал В.Плетинского // velelens.livejournal.com
Кердман Б. Валерий Панов: танцуем на свои // Новости недели, 1.04.2004.
Лимперт П. Валерий Панов – «посол» Израиля в мире балета. 28.10.2003 www.peoples.ru/art/…/panov/
Лимперт П. Обворованный хореограф – Валерий Панов. 24.04.2006 // www.peoples.ru/…/interwiew.html
Тавор Й. Балет // Девять мер красоты. Иерусалим: Тарбут, 1987. С.171.
Шалит Ш. Барух легендарный: Четыре творческих лика Баруха Агадати
(1895–1976) // ЕВКРЗ. Т.11. С.115-129.
Хинич М. Мия Арбатова – королева без дворца // Israel.report.ru/material.asp?
Хинич М. Будущее национальной хореографии Израиля // Искусство танца (Берта Ямпольская) // rodina.org.il/index.php?name