РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
«Эта книга не придумана, она остро пережита…»
Поэзия
ГРИГОРИЙ КОЧУР И ЕГО «ИНТИНСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Публицистика
Пришло время рассказать пронзительную правду…
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
"Земля Израиля и В.В.Верещагин"(ч.1)

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

«ЛЮБОВЬ ОБИТАЕТ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ...»

Новости литературы Валя Чайковская


Вышла в свет книга
Галина Подольская, Григорий Фирер
Марк ШАГАЛ и ИЕРУСАЛИМ. Путешествие в историю культуры: книга-альбом.
Иерусалим, 2013. – 183 с., 62 с. Цв. Ил (+13 с. – иврит).


ВАЛЕНТИНА ЧАЙКОВСКАЯ

Наверное, каждому из нас знакомо чувство, называемое предвкушением. Ещё не подъехав к морю, мы уже предвкушаем удовольствие от созерцания накатывающих на берег волн, пенящихся и догоняющих одна другую в своём неуёмном стремлении познавать. Прежде чем увидеть воочию живое сочетание лазури и синевы, ощутить мистическую силу морского величия, услышать его дивную, белопенную речь, мы рождаем приятные нам образы мысленно, где-то глубоко внутри себя. И таких ситуаций в нашей жизни миллионы.
Сам момент предвкушения чего-то приятного — всегда праздник. Одно из описанных мною чувств я испытала, ожидая бандероль с подарком к собственному Дню рождения – книгу-альбом Галины Подольской и Григория Фирера «Марк Шагал и Иерусалим». И уже первое впечатление меня не обмануло!
Вначале — просто перелистывание, беглый просмотр и ощущение какого-то многослойного чувства. Оно вмещает в себя благодарность автору за чудный дар и спонтанно возникшее желание мысленно преклонить колени перед городом, величественнее которого нет равных на Земле. Ведь именно священный вид Иерусалима украшает обложку книги.
О чём думает дивный и великий Мастер, за спиной которого высится Город-Солнце, Город-Молитва, Город возвышения, прощения и благословения? Какую энергию почерпнул Марк Шагал, пребывая в стенах святыни иудейского рода, в месте поклонения людей разных национальностей и разных вероисповеданий?
Всегда ли я понимала картины великого художника? Ой, не всегда, тем более, что по роду своей трудовой деятельности я была гораздо ближе к техническим дисциплинам, чем к познанию всех тонкостей изобразительного искусства. Но когда-то давно я прочитала, что любимой краской Марка Шагала была «чистая нетронутая голубизна», и уже только это совпадение во вкусах заставило меня тогда посмотреть чуточку другими глазами на творчество художника, поэта, ваятеля неординарных образов. Дальше — глубже. Например, любовь Шагала к тому, кто, по словам Бернарда Шоу, являлся «единственным гением, который вышел из киноиндустрии».
«Чарли Чаплин пытается добиться в кино того, что я добиваюсь в моих картинах, - говорил Шагал-жизнелюб, - Сегодня он, пожалуй, единственный художник, с которым я бы без слов нашёл общий язык». Думаете, что это несущественно для понимания творчества Художника? Ничего подобного! Всё-всё, каждая чёрточка в характере, каждый штрих в его картинах, где так много полётов (!), каждое стёклышко его витражей имеют значение!
Но умение прочитать глубину замыслов творящего, значение и игру светотеней на его картинах и многое-многое другое, касающееся жанра и стиля написания картин — прерогатива знатоков-специалистов.
С большим удовольствием я познакомилась ближе с человеком разносторонних талантов, благодаря мудрым и прочувствованным описаниям доктора филологических наук и просто удивительно обаятельного автора этого современного фолианта Галины Подольской.
«Одушевлённые реалии для творческого человека обладают гигантской силой духовного воздействия, - утверждает она, - Это сила, которую черпал приникший к земле Антей». Проникновенные слова!
Я не вижу смысла в том, чтобы перечислять здесь названия поистине великих трудов Марка Шагала. Каждый мало-мальски образованный человек их знает. Но не восхититься шагаловскими витражами в Иерусалиме в медицинском центре «Хадасса» - невозможно!
Что мудрость без мечты? И что талант без крыльев? Марк Шагал творил талантливо, мудро, с любовью в сердце. Он претворял в жизнь рождённое им в мечтах и почерпнутое из священной Книги Книг, из незабвенной истории своего народа. И она оживала и живёт сейчас в каждом блике стёклышек величественного витража!
Читаю и рассматриваю книгу-атлас Галины Подольской и Григория Фирера, и радуюсь. Радуюсь, ощущению благородства, исходящего от этого гармонично сложившегося содружества. Здесь нельзя не ощутить согласованности, некоего удивительного единства: мудрого, лаконичного сопроводительного слова автора и репродукций живописи и графики, представленных талантливейшим художником Григорием Фирером. Искренности поэтического слова и непреодолимого желания возвысить, подчеркнуть значимость творчества Марка Шагала, связанного с Иерусалимом. А в итоге – подарить людям радость общения с прекрасным.
Шаг за шагом прошла я по страницам этого удивительного альбома, каждый раз открывая для себя что-то новое, ранее неизвестное. Мне кажется, что где-то внутри себя я всегда знала, что чувства настоящего художника тончайшими нитями связаны с его внутренним миром. Своими мазками, их цветом и энергетикой, искусно владеющий кистью творец образов способен изменить жизнь. Впрочем, как и поэт-гений, изрекающий пророческие слова. И, думается мне, что величайшие художники ушедших эпох писали свои картины, ощущая великое чувство... ответственности. Работы Григория Фирера по пути Шагала в Иерусалиме пронизаны этой великой ответственностью.
В книге все достойно внимания. Ни для кого не секрет, что каждый читатель подсознательно старается найти что-то личное в книге. И порой то, что написано, и то, что он видит на иллюстрациях, открывается с дополнительной стороны. Останавливаюсь лишь на этом. От строк автора, лишь вскользь коснувшегося деятельности художника Мордехая Ардона, повеяло свежестью восприятия и почтением. И я, прервав на некоторое время изучение книги-альбома, под воздействием спонтанного чувства «узнать больше», заглянула в Интернет. О! Мордехай Ардон своим творчеством «старается опровергнуть тезис несовместимости современного абстрактного искусства с техникой «старых мастеров»! Мне интересно это толкование. А ещё, захотелось посетить музей «Бецалель»... Как многого мы ещё не видели, друзья, находясь почти рядом...
Шагаловская мысль: «Если бы люди более внимательно читали пророков, они там могли бы найти ответы на самые разные вопросы бытия», тут же была записана в мою «амбарную» книгу, в которую я частенько записываю особо понравившиеся цитаты.
Марк Шагал чрезвычайно ценил ту сторону творчества М. Ардона, которая была посвящена Холокосту. А ведь это было, что называется, исключением из правил сторонника идей «чистого искусства». Именно тема Катастрофы является самой болезненной для еврейского народа и для любого истинного гражданина Земли, для меня.
Но почему же сам Шагал не писал об этом? Оказывается, что писал, но не картины, а стихотворение: «В моих глазах вписала слёзы соль./ Мне их издевкой выжгли». Кто умеет читать сердцем — тот всё поймёт! А я вспоминаю, как сама писала стихотворение «Яд Вашем»... ночь напролёт, заливаясь слезами, а комок к горлу всё подкатывал и подкатывал...
Смотрю на работу Григория Фирера «Дорога в Яд Вашем» и чувствую то особое величие, которое попытался вложить этот замечательный художник в, казалось бы, простой пейзаж. Нет, не «простой»! И мне, кажется, что я чувствую, как по телу бегут мурашки. Там на Аллее Праведников народов мира, на стеле увековечены Достойнейшие из Достойных! Среди них и особо дорогие моей семье люди...
Надо ли комментировать все страницы этой чудесно иллюстрированной книги-альбома? В ней множество фотографий картин, сделанных качественно, с душой. И как тут не отметить вклада Виктора Кинуса и Григория Подольского! Это та работа, которая, как говорят, остаётся «за кадром» - тихая, скромная, наполненная содержанием и дружеской поддержкой, солидарностью, и молчаливым присутствием их труда в достойном издании.
Каждая из репродукций живописных и графических работ, помещенных в издании, даже в энном повторении передаёт стук сердца художника, живёт своей, ни на кого другого, не похожей жизнью. В картинах Григорий Фирера — нет чёрного цвета! И мне почему-то думается, что если бы удалось просветить картины Григория Фирера рентгеновскими лучами, то на каждом его полотне проявилась бы шестиконечная звезда, излучающая сияние. Мощь Святой земли — Великая Мощь. И чувствуют её все: художники, люди искусства и простые паломники, независимо от того, какую школу жизни они прошли на малой родине до приезда в Израиль.
Объёмность мира — вот что испытывает душа при созерцании таких картин, какое-то иллюзорное панорамно всеохватывающее богатство, и просто таки воздушное ощущение своего присутствия внутри... И так по всему шагаловскому маршруту.
И как не согласиться с тем что, побывав в Иерусалиме, «ощущаешь, что дальше оттуда уже нет дорог...», как писал Марк Шагал? И что «любовь обитает на этой земле, а там, где есть любовь, там есть величие и совершенство». Не в этом ли бесхитростном откровении, хранится то высочайшее почтение, которое Мастер испытывал к Иерусалиму и к Святой земле в целом?
Чувством любви к Иерусалиму пронизана каждая страница в книге-альбоме писателя и искусствоведа:
«Прадеды и прабабки наши - Весь мир в сардониксовой чаше, Как в чаше стен Иерусалима - Непогрешимой...»
И, кажется, мне, что книга прозаика, поэта и драматурга Галины Подольской родилась вначале где-то в Космосе, в Галактике, где зарождаются самые благородные чувства на Земле. Она была задумана и воплощена в жизнь в тесном творческом содружестве с другими талантливыми и светлыми людьми нашей страны. Среди них художники, дизайнер, фотографы, журналисты, писатели и издатель: Григорий Фирер и Виктор Кинус, Ирина Абугова и Ася Тепловодская, Григорий Подольский, Леонид Падруль, Борис Рохленко, Татьяна Хазановская и многие другие славные люди.
Каждый, имеющий уши, просто не может не услышать из этих страниц неуклонной убежденности автора в том, что высшие ценности Шагала живут в его полотнах, витражах, в стихах, мозаиках, шпалерах по всему миру. И в Иерусалиме!
В 2012 году исполнилось 50 лет с момента установки витражей «12 колен Израилевых» в солнечной столице Сиона и 125 лет со дня рождения талантливейшего из художников ХХ столетия. Сейчас уже весна 2014 года. Но «для утверждения памяти Шагала, - считает автор, - любая дата хороша»!
Вместе с Галиной Подольской и Григорием Фирером я прошла весь шагаловский путь по Иерусалиму - «мифологический, исторический, реальный, документальный, метафизический». Я узнала много нового и с удовольствием окунулась в уже знакомые сюжеты, я успела даже пожалеть, что, побывав однажды в Ницце, не заглянула в Национальный музей Марка Шагала «Библейское послание» и не увидела собственными глазами расписанную Мастером внутреннюю часть хранящегося там клавесина.
10 марта в Иерусалиме в Общинном доме ( Яффо, 36) состоится презентация книги-альбома Галины Подольской и Григория Фирера «Марк Шагал и Иерусалим». А пока очень многие из нас пребывают в предвкушении этого приятного события.
«Если книга исходит из самого сердца человека, то она найдёт доступ в сердца других людей», - писал некогда английский философ Томас Карлейль. Я знаю, она исходит из «самих сердец» его авторов, ведь своё сердце обмануть невозможно! А то, что оно прочувствовало – перед вами.

 


 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.