РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
«Эта книга не придумана, она остро пережита…»
Поэзия
Памяти Минского гетто
Публицистика
МАЛЕНЬКАЯ И… БОЛЬШАЯ СТРАНА
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
ПЕРЕКРЕСТКИ КУЛЬТУР. Израиль – Украине

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

«ЛЮБОВЬ ОБИТАЕТ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ...»

Новости литературы Валя Чайковская


Вышла в свет книга
Галина Подольская, Григорий Фирер
Марк ШАГАЛ и ИЕРУСАЛИМ. Путешествие в историю культуры: книга-альбом.
Иерусалим, 2013. – 183 с., 62 с. Цв. Ил (+13 с. – иврит).


ВАЛЕНТИНА ЧАЙКОВСКАЯ

Наверное, каждому из нас знакомо чувство, называемое предвкушением. Ещё не подъехав к морю, мы уже предвкушаем удовольствие от созерцания накатывающих на берег волн, пенящихся и догоняющих одна другую в своём неуёмном стремлении познавать. Прежде чем увидеть воочию живое сочетание лазури и синевы, ощутить мистическую силу морского величия, услышать его дивную, белопенную речь, мы рождаем приятные нам образы мысленно, где-то глубоко внутри себя. И таких ситуаций в нашей жизни миллионы.
Сам момент предвкушения чего-то приятного — всегда праздник. Одно из описанных мною чувств я испытала, ожидая бандероль с подарком к собственному Дню рождения – книгу-альбом Галины Подольской и Григория Фирера «Марк Шагал и Иерусалим». И уже первое впечатление меня не обмануло!
Вначале — просто перелистывание, беглый просмотр и ощущение какого-то многослойного чувства. Оно вмещает в себя благодарность автору за чудный дар и спонтанно возникшее желание мысленно преклонить колени перед городом, величественнее которого нет равных на Земле. Ведь именно священный вид Иерусалима украшает обложку книги.
О чём думает дивный и великий Мастер, за спиной которого высится Город-Солнце, Город-Молитва, Город возвышения, прощения и благословения? Какую энергию почерпнул Марк Шагал, пребывая в стенах святыни иудейского рода, в месте поклонения людей разных национальностей и разных вероисповеданий?
Всегда ли я понимала картины великого художника? Ой, не всегда, тем более, что по роду своей трудовой деятельности я была гораздо ближе к техническим дисциплинам, чем к познанию всех тонкостей изобразительного искусства. Но когда-то давно я прочитала, что любимой краской Марка Шагала была «чистая нетронутая голубизна», и уже только это совпадение во вкусах заставило меня тогда посмотреть чуточку другими глазами на творчество художника, поэта, ваятеля неординарных образов. Дальше — глубже. Например, любовь Шагала к тому, кто, по словам Бернарда Шоу, являлся «единственным гением, который вышел из киноиндустрии».
«Чарли Чаплин пытается добиться в кино того, что я добиваюсь в моих картинах, - говорил Шагал-жизнелюб, - Сегодня он, пожалуй, единственный художник, с которым я бы без слов нашёл общий язык». Думаете, что это несущественно для понимания творчества Художника? Ничего подобного! Всё-всё, каждая чёрточка в характере, каждый штрих в его картинах, где так много полётов (!), каждое стёклышко его витражей имеют значение!
Но умение прочитать глубину замыслов творящего, значение и игру светотеней на его картинах и многое-многое другое, касающееся жанра и стиля написания картин — прерогатива знатоков-специалистов.
С большим удовольствием я познакомилась ближе с человеком разносторонних талантов, благодаря мудрым и прочувствованным описаниям доктора филологических наук и просто удивительно обаятельного автора этого современного фолианта Галины Подольской.
«Одушевлённые реалии для творческого человека обладают гигантской силой духовного воздействия, - утверждает она, - Это сила, которую черпал приникший к земле Антей». Проникновенные слова!
Я не вижу смысла в том, чтобы перечислять здесь названия поистине великих трудов Марка Шагала. Каждый мало-мальски образованный человек их знает. Но не восхититься шагаловскими витражами в Иерусалиме в медицинском центре «Хадасса» - невозможно!
Что мудрость без мечты? И что талант без крыльев? Марк Шагал творил талантливо, мудро, с любовью в сердце. Он претворял в жизнь рождённое им в мечтах и почерпнутое из священной Книги Книг, из незабвенной истории своего народа. И она оживала и живёт сейчас в каждом блике стёклышек величественного витража!
Читаю и рассматриваю книгу-атлас Галины Подольской и Григория Фирера, и радуюсь. Радуюсь, ощущению благородства, исходящего от этого гармонично сложившегося содружества. Здесь нельзя не ощутить согласованности, некоего удивительного единства: мудрого, лаконичного сопроводительного слова автора и репродукций живописи и графики, представленных талантливейшим художником Григорием Фирером. Искренности поэтического слова и непреодолимого желания возвысить, подчеркнуть значимость творчества Марка Шагала, связанного с Иерусалимом. А в итоге – подарить людям радость общения с прекрасным.
Шаг за шагом прошла я по страницам этого удивительного альбома, каждый раз открывая для себя что-то новое, ранее неизвестное. Мне кажется, что где-то внутри себя я всегда знала, что чувства настоящего художника тончайшими нитями связаны с его внутренним миром. Своими мазками, их цветом и энергетикой, искусно владеющий кистью творец образов способен изменить жизнь. Впрочем, как и поэт-гений, изрекающий пророческие слова. И, думается мне, что величайшие художники ушедших эпох писали свои картины, ощущая великое чувство... ответственности. Работы Григория Фирера по пути Шагала в Иерусалиме пронизаны этой великой ответственностью.
В книге все достойно внимания. Ни для кого не секрет, что каждый читатель подсознательно старается найти что-то личное в книге. И порой то, что написано, и то, что он видит на иллюстрациях, открывается с дополнительной стороны. Останавливаюсь лишь на этом. От строк автора, лишь вскользь коснувшегося деятельности художника Мордехая Ардона, повеяло свежестью восприятия и почтением. И я, прервав на некоторое время изучение книги-альбома, под воздействием спонтанного чувства «узнать больше», заглянула в Интернет. О! Мордехай Ардон своим творчеством «старается опровергнуть тезис несовместимости современного абстрактного искусства с техникой «старых мастеров»! Мне интересно это толкование. А ещё, захотелось посетить музей «Бецалель»... Как многого мы ещё не видели, друзья, находясь почти рядом...
Шагаловская мысль: «Если бы люди более внимательно читали пророков, они там могли бы найти ответы на самые разные вопросы бытия», тут же была записана в мою «амбарную» книгу, в которую я частенько записываю особо понравившиеся цитаты.
Марк Шагал чрезвычайно ценил ту сторону творчества М. Ардона, которая была посвящена Холокосту. А ведь это было, что называется, исключением из правил сторонника идей «чистого искусства». Именно тема Катастрофы является самой болезненной для еврейского народа и для любого истинного гражданина Земли, для меня.
Но почему же сам Шагал не писал об этом? Оказывается, что писал, но не картины, а стихотворение: «В моих глазах вписала слёзы соль./ Мне их издевкой выжгли». Кто умеет читать сердцем — тот всё поймёт! А я вспоминаю, как сама писала стихотворение «Яд Вашем»... ночь напролёт, заливаясь слезами, а комок к горлу всё подкатывал и подкатывал...
Смотрю на работу Григория Фирера «Дорога в Яд Вашем» и чувствую то особое величие, которое попытался вложить этот замечательный художник в, казалось бы, простой пейзаж. Нет, не «простой»! И мне, кажется, что я чувствую, как по телу бегут мурашки. Там на Аллее Праведников народов мира, на стеле увековечены Достойнейшие из Достойных! Среди них и особо дорогие моей семье люди...
Надо ли комментировать все страницы этой чудесно иллюстрированной книги-альбома? В ней множество фотографий картин, сделанных качественно, с душой. И как тут не отметить вклада Виктора Кинуса и Григория Подольского! Это та работа, которая, как говорят, остаётся «за кадром» - тихая, скромная, наполненная содержанием и дружеской поддержкой, солидарностью, и молчаливым присутствием их труда в достойном издании.
Каждая из репродукций живописных и графических работ, помещенных в издании, даже в энном повторении передаёт стук сердца художника, живёт своей, ни на кого другого, не похожей жизнью. В картинах Григорий Фирера — нет чёрного цвета! И мне почему-то думается, что если бы удалось просветить картины Григория Фирера рентгеновскими лучами, то на каждом его полотне проявилась бы шестиконечная звезда, излучающая сияние. Мощь Святой земли — Великая Мощь. И чувствуют её все: художники, люди искусства и простые паломники, независимо от того, какую школу жизни они прошли на малой родине до приезда в Израиль.
Объёмность мира — вот что испытывает душа при созерцании таких картин, какое-то иллюзорное панорамно всеохватывающее богатство, и просто таки воздушное ощущение своего присутствия внутри... И так по всему шагаловскому маршруту.
И как не согласиться с тем что, побывав в Иерусалиме, «ощущаешь, что дальше оттуда уже нет дорог...», как писал Марк Шагал? И что «любовь обитает на этой земле, а там, где есть любовь, там есть величие и совершенство». Не в этом ли бесхитростном откровении, хранится то высочайшее почтение, которое Мастер испытывал к Иерусалиму и к Святой земле в целом?
Чувством любви к Иерусалиму пронизана каждая страница в книге-альбоме писателя и искусствоведа:
«Прадеды и прабабки наши - Весь мир в сардониксовой чаше, Как в чаше стен Иерусалима - Непогрешимой...»
И, кажется, мне, что книга прозаика, поэта и драматурга Галины Подольской родилась вначале где-то в Космосе, в Галактике, где зарождаются самые благородные чувства на Земле. Она была задумана и воплощена в жизнь в тесном творческом содружестве с другими талантливыми и светлыми людьми нашей страны. Среди них художники, дизайнер, фотографы, журналисты, писатели и издатель: Григорий Фирер и Виктор Кинус, Ирина Абугова и Ася Тепловодская, Григорий Подольский, Леонид Падруль, Борис Рохленко, Татьяна Хазановская и многие другие славные люди.
Каждый, имеющий уши, просто не может не услышать из этих страниц неуклонной убежденности автора в том, что высшие ценности Шагала живут в его полотнах, витражах, в стихах, мозаиках, шпалерах по всему миру. И в Иерусалиме!
В 2012 году исполнилось 50 лет с момента установки витражей «12 колен Израилевых» в солнечной столице Сиона и 125 лет со дня рождения талантливейшего из художников ХХ столетия. Сейчас уже весна 2014 года. Но «для утверждения памяти Шагала, - считает автор, - любая дата хороша»!
Вместе с Галиной Подольской и Григорием Фирером я прошла весь шагаловский путь по Иерусалиму - «мифологический, исторический, реальный, документальный, метафизический». Я узнала много нового и с удовольствием окунулась в уже знакомые сюжеты, я успела даже пожалеть, что, побывав однажды в Ницце, не заглянула в Национальный музей Марка Шагала «Библейское послание» и не увидела собственными глазами расписанную Мастером внутреннюю часть хранящегося там клавесина.
10 марта в Иерусалиме в Общинном доме ( Яффо, 36) состоится презентация книги-альбома Галины Подольской и Григория Фирера «Марк Шагал и Иерусалим». А пока очень многие из нас пребывают в предвкушении этого приятного события.
«Если книга исходит из самого сердца человека, то она найдёт доступ в сердца других людей», - писал некогда английский философ Томас Карлейль. Я знаю, она исходит из «самих сердец» его авторов, ведь своё сердце обмануть невозможно! А то, что оно прочувствовало – перед вами.

 


 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.