Доктор Юлия Систер
26 мая 2014 года состоялся вечер, организованный Домом ученых и специалистов Реховота, Белорусским землячеством города, НИЦ «ЕРЗИ» и Отделом абсорбции.
Программа вечера была насыщенной:
1. «Евреи России в Зарубежье и Израиле». Ю.Систер
2. Авторский вечер поэта Марка Эпельзафта, переводчика, исполнителя авторской песни.
Научно-исследовательский центр «Евреи России в Зарубежье и Израиле» (прежнее название «Русское еврейство в зарубежье»), его издательская и просветительская деятельность, известны далеко за пределами Израиля. Его научная деятельность относится к науке о еврействе (иудаике). Специалисты считают, что мы открыли в ней новое направление – вклад евреев – выходцев из Российской империи и бывшего СССР в различные области человеческой деятельности стран Зарубежья и Израиля.
За истекшие два века Россию покинули около 4.250.000 евреев. Они внесли существенный вклад в сохранение русской культуры за рубежом и строительство современной западной цивилизации. Роль евреев-выходцев из России в возникновении и построении Государства Израиль трудно переоценить. Хотя основоположником политического сионизма принято считать Теодора Герцля – уроженца Будапешта, прожившего большую часть своей жизни в Париже и в Вене и лишь однажды (в 1903 году) посетившего Россию, не будет преувеличением сказать, что без русского еврейства сионистская идея не имела ни малейших шансов быть реализованной. В Российской империи родились почти все основоположники основных направлений сионистской мысли. Л.Пинскер задолго до Т.Герцля высказал идеи сионизма (палестинофильские). Это признавал и сам Т.Герцль, и другие политические деятели. Более того, Т.Герцль сделал ставку на русских евреев. Именно российские евреи добились того, что сионистский проект стал осуществляться не в Уганде, а в Эрец-Исраэль. Русские евреи на практике стали претворять сионистскую идею. В конце 19 – начале 20 века некоторая часть российских евреев была единственной группой населения, которая от сионистских лозунгов перешла к сионистскому делу, и именно это группа заложила политические, социальные и культурные основы будущей израильской государственности. Рассказано о создании Гедеры билуйцами, о возрождении еврейской жизни на земле предков, о Иосифе Виткине, генерале Хаиме Ласкове и Шуламит Ласков, исследовательнице движения билуйцев и авторе книг о них. На примере 17 тома (Иерусалим, 2008), посвященного 60-летию образования Государства Израиль, показаны принципы и подходы к созданию книг. Коротко рассказано о просветительской деятельности НИЦ, конференциях, семинарах, выступлениях в СМИ. Приближается 130-летие образования Гедеры билуйцами, мы начали готовиться к этому событию. Идея создания такого НИЦ принадлежит доктору Михаилу Пархомовскому. Он является его основателем и научным руководителем. Рассказана была и история от идеи до воплощения проекта, его успешного продолжения, о сподвижниках этой прекрасной идеи. Вышло 27 книг, издания продолжаются, появляются новые проекты, которые будут воплощены в жизнь.
***
Затем состоялся авторский вечер Марка Эпельзафта, который все давно ждали.
Родился Марк Эпельзафт в Гомеле (Белоруссия).
До отъезда в Израиль в 1990 г. год учился в Московском педагогическом институте, на факультете русского языка и литературы, вотчине российской авторской песни - на этом же факультете учились в свое время Юлий Ким, Юрий Визбор, Ада Якушева. Еще один год Марк был студентом курса Юрия Любимова при Театре на Таганке, набранном для омоложения театра.
В Израиле Марк учился на факультете славистики Еврейского университета в Иерусалиме, работал в русскоязычной прессе журналистом.
Последние 15 лет выступает с концертами в Израиле и за рубежом (был перерыв по состоянию здоровья).
На его счету сотни концертов - в том числе и перед главой правительства Ариэлем Шароном, концерты в России - в ФИАНе, в Петербурге, в Эстонии - на эстонском радио и ТВ, в Париже.
В Израиле концерты и спектакли с участием Марка проходили в самых разных уголках страны, на стадионах, в концертных залах, в культурных молодежных центрах, в различных организациях и аудиториях, в поселениях за зеленой чертой.
Были передачи на ТВ и радио - как на русскоязычных каналах Израиля и США, так и на израильских.
О Марке писала ивритская пресса - газеты "Ха-арец", "Маарив", "Ба-Шева".
Выходили и статьи в русскоязычной прессе.
Песни и стихи Марка завоевали сердца многих любителей поэтического слова и правды.
***
Сеанс магии в Реховоте
На сцену поднялся человек с гитарой. Подошел к микрофону - и, ударив по струнам, сходу запел "Братские могилы" Высоцкого, на русском, потом на иврите. Наполненный болью голос разрезал пространство зала.
Так начался авторский вечер Марка Эпельзафта в Реховоте.
С этого момента два с лишним часа публика, затаив дыхание, вслушивалась в монолог поэта, артиста.
Это был гипнотизирующий монолог И, одновременно, открытый, искренний разговор. Своеобразный диалог со зрителями.
Марк с самого начала взял очень высокую ноту. Нервную. Пульсирующую.
Прозвучали военные песни Высоцкого – на русском и на иврите... И песни нашей войны, самого Марка.
Слегка хрипловатый низкий голос Эпельзафта очаровал присутствующих в зале.
Тексты песен, искренние, правдивые, не могли оставить равнодушными никого. .
А потом прозвучали новые стихи Марка о войне, войне нашего времени - и зал взорвался аплодисментами, настолько это было сильно и завораживающе. И сами стихи, и авторское чтение:
Еще настанут дни жестокие
И мир погрязнет в поединках.
Завяжут парни светлоокие
Шнурки покрепче на ботинках
Пребуду с этими и с теми нем,
Не различая, чей резон там -
Я поражён застывшим Временем,
Алеющим над горизонтом.
Собак ли гнать к морскому берегу,
Где рыбьи потроха - распадом?
Или открыть вдали Америку,
Туман рассеивая взглядом?
А вождь с младым незнамым племенем
Нутро прошаривает зондом.
Я пригвожден застывшим Временем,
Алеющим над горизонтом
На берегу другом любимая,
В пучине бед, песка - у моря.
Не различаю из-за дыма я
Её молчания и горя.
Она стоит как есть, без платия
Она приемлет смерть, как благость.
И после каждого объятия
Расстаться с жизнью ей не в тягость...
Не обернись. Брось рыб в потоки, и
Гони собак. Шнуруй ботинки.
Еще настанут дни жестокие
И неизбежны поединки.
Тысячелетья виснут бременем,
Их окликает горе - зонгом...
Я воскрешен застывшим Временем,
Алеющим над горизонтом.
С этого момента исполнитель владел аудиторией полностью.
Регулировал настроение публики. Мы смеялись на сатирических, острых , актуальных песнях. Мы вслушивались в каждое слово напряженных, драматических стихотворений.
Автор предстал перед нами в разных ипостасях своего творчества.
В сатирических песнях - бурлесках - хорошим артистом, с иронической интонацией. С трезвым взглядом на нашу израильскую действительность.
В чтении своих замечательных лирических стихотворений - страстным, драматичным, порой выходящим за рамки, рвущимся "из сил и из всех сухожилий, как пел Высоцкий в "Охоте на волков".
Запомнились галереи образов, голосов ушедшего времени, воссозданные Марком в пародиях - Вертинский, Вознесенский, Бродский, Окуджава.
В монологе Хлопуши из поэмы Есенина "Пугачев" артист накрыл своей мощью зал.
В финале вечера звучали прекрасные, очень живые и трогательные стихи Марка о любви. Особенно запомнилось стихотворение «Мастер», по мотивам Михаила Булгакова:
Рассвет забрезжил. Золотая
Заря над городом плыла
И ведьма Аннушка, взлетая,
На рельсы масло пролила...
Но только мастер, а не бес я...
Кот хохотал. Кот пьян был в дым.
И я взлетал до поднебесья
По старым лестницам кривым.
Мое окно опять открыто
На самом первом этаже...
Ах, Маргарита, Маргарита -
Не промахнись на вираже.
Я за окном живу. Я - вот он.
Безумен взгляд. Невнятна речь.
Вплыви, подобно вешним водам,
Нагрей своей одеждой печь.
Я знал всегда, что ты вернешься -
Среди беды, в прорехах дня.
Скорей от Неба отмахнешься,
Чем жить захочешь без меня -
Жить одиноко, отстранённо,
Не видеть звезд над головой...
И ты взлетаешь оперённо
По лестнице моей кривой.
О, эта дерзость или шалость! -
И поднебесье на двоих.
Неведомое отражалось
В зрачках миндальных глаз твоих...
Кот хохотал. Был новый начат
Виток Судьбы...Мельканье лет.
Спроси меня, что это значит?
И где ответ? И в чем ответ?
А мне, пишущей эти строки, вспомнилась сцена из романа, где Воланд проводит сеанс магии в московском варьете.
Мне показалось, что вечер в Реховоте тоже можно было бы назвать сеансом магии поэта и исполнителя Марка Эпельзафта.