РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

ВЕЧЕР В ДОМЕ РЕПАТРИАНТА 26 мая 2014 года

Семинары, заседания


Доктор Юлия Систер

26 мая 2014 года состоялся вечер, организованный Домом ученых и специалистов Реховота, Белорусским землячеством города, НИЦ «ЕРЗИ» и Отделом абсорбции. 


Программа вечера была насыщенной:
1. «Евреи России в Зарубежье и Израиле». Ю.Систер
2. Авторский вечер поэта Марка Эпельзафта, переводчика, исполнителя авторской песни.

Научно-исследовательский центр «Евреи России в Зарубежье и Израиле» (прежнее название «Русское еврейство в зарубежье»), его издательская и просветительская деятельность, известны далеко за пределами Израиля. Его научная деятельность относится к науке о еврействе (иудаике). Специалисты считают, что мы открыли в ней новое направление – вклад евреев – выходцев из Российской империи и бывшего СССР в различные области человеческой деятельности стран Зарубежья и Израиля.
За истекшие два века Россию покинули около 4.250.000 евреев. Они внесли существенный вклад в сохранение русской культуры за рубежом и строительство современной западной цивилизации. Роль евреев-выходцев из России в возникновении и построении Государства Израиль трудно переоценить. Хотя основоположником политического сионизма принято считать Теодора Герцля – уроженца Будапешта, прожившего большую часть своей жизни в Париже и в Вене и лишь однажды (в 1903 году) посетившего Россию, не будет преувеличением сказать, что без русского еврейства сионистская идея не имела ни малейших шансов быть реализованной. В Российской империи родились почти все основоположники основных направлений сионистской мысли. Л.Пинскер задолго до Т.Герцля высказал идеи сионизма (палестинофильские). Это признавал и сам Т.Герцль, и другие политические деятели. Более того, Т.Герцль сделал ставку на русских евреев. Именно российские евреи добились того, что сионистский проект стал осуществляться не в Уганде, а в Эрец-Исраэль. Русские евреи на практике стали претворять сионистскую идею. В конце 19 – начале 20 века некоторая часть российских евреев была единственной группой населения, которая от сионистских лозунгов перешла к сионистскому делу, и именно это группа заложила политические, социальные и культурные основы будущей израильской государственности. Рассказано о создании Гедеры билуйцами, о возрождении еврейской жизни на земле предков, о Иосифе Виткине, генерале Хаиме Ласкове и Шуламит Ласков, исследовательнице движения билуйцев и авторе книг о них. На примере 17 тома (Иерусалим, 2008), посвященного 60-летию образования Государства Израиль, показаны принципы и подходы к созданию книг. Коротко рассказано о просветительской деятельности НИЦ, конференциях, семинарах, выступлениях в СМИ. Приближается 130-летие образования Гедеры билуйцами, мы начали готовиться к этому событию. Идея создания такого НИЦ принадлежит доктору Михаилу Пархомовскому. Он является его основателем и научным руководителем. Рассказана была и история от идеи до воплощения проекта, его успешного продолжения, о сподвижниках этой прекрасной идеи. Вышло 27 книг, издания продолжаются, появляются новые проекты, которые будут воплощены в жизнь.
***
Затем состоялся авторский вечер Марка Эпельзафта, который все давно ждали.
Родился Марк Эпельзафт в Гомеле (Белоруссия).
До отъезда в Израиль в 1990 г. год учился в Московском педагогическом институте, на факультете русского языка и литературы, вотчине российской авторской песни - на этом же факультете учились в свое время Юлий Ким, Юрий Визбор, Ада Якушева. Еще один год Марк был студентом курса Юрия Любимова при Театре на Таганке, набранном для омоложения театра.
В Израиле Марк учился на факультете славистики Еврейского университета в Иерусалиме, работал в русскоязычной прессе журналистом.
Последние 15 лет выступает с концертами в Израиле и за рубежом (был перерыв по состоянию здоровья).
На его счету сотни концертов - в том числе и перед главой правительства Ариэлем Шароном, концерты в России - в ФИАНе, в Петербурге, в Эстонии - на эстонском радио и ТВ, в Париже.
В Израиле концерты и спектакли с участием Марка проходили в самых разных уголках страны, на стадионах, в концертных залах, в культурных молодежных центрах, в различных организациях и аудиториях, в поселениях за зеленой чертой.
Были передачи на ТВ и радио - как на русскоязычных каналах Израиля и США, так и на израильских.
О Марке писала ивритская пресса - газеты "Ха-арец", "Маарив", "Ба-Шева".

Выходили и статьи в русскоязычной прессе.
Песни и стихи Марка завоевали сердца многих любителей поэтического слова и правды.
***
Сеанс магии в Реховоте

На сцену поднялся человек с гитарой. Подошел к микрофону - и, ударив по струнам, сходу запел "Братские могилы" Высоцкого, на русском, потом на иврите. Наполненный болью голос разрезал пространство зала.
Так начался авторский вечер Марка Эпельзафта в Реховоте.

С этого момента два с лишним часа публика, затаив дыхание, вслушивалась в монолог поэта, артиста.
Это был гипнотизирующий монолог И, одновременно, открытый, искренний разговор. Своеобразный диалог со зрителями.
Марк с самого начала взял очень высокую ноту. Нервную. Пульсирующую.
Прозвучали военные песни Высоцкого – на русском и на иврите... И песни нашей войны, самого Марка.
Слегка хрипловатый низкий голос Эпельзафта очаровал присутствующих в зале.
Тексты песен, искренние, правдивые, не могли оставить равнодушными никого. .
А потом прозвучали новые стихи Марка о войне, войне нашего времени - и зал взорвался аплодисментами, настолько это было сильно и завораживающе. И сами стихи, и авторское чтение:

Еще настанут дни жестокие
И мир погрязнет в поединках.
Завяжут парни светлоокие
Шнурки покрепче на ботинках
Пребуду с этими и с теми нем,
Не различая, чей резон там -
Я поражён застывшим Временем,
Алеющим над горизонтом.
Собак ли гнать к морскому берегу,
Где рыбьи потроха - распадом?
Или открыть вдали Америку,
Туман рассеивая взглядом?
А вождь с младым незнамым племенем
Нутро прошаривает зондом.
Я пригвожден застывшим Временем,
Алеющим над горизонтом
На берегу другом любимая,
В пучине бед, песка - у моря.
Не различаю из-за дыма я
Её молчания и горя.
Она стоит как есть, без платия
Она приемлет смерть, как благость.
И после каждого объятия
Расстаться с жизнью ей не в тягость...

Не обернись. Брось рыб в потоки, и
Гони собак. Шнуруй ботинки.
Еще настанут дни жестокие
И неизбежны поединки.
Тысячелетья виснут бременем,
Их окликает горе - зонгом...
Я воскрешен застывшим Временем,
Алеющим над горизонтом.

С этого момента исполнитель владел аудиторией полностью.
Регулировал настроение публики. Мы смеялись на сатирических, острых , актуальных песнях. Мы вслушивались в каждое слово напряженных, драматических стихотворений.

Автор предстал перед нами в разных ипостасях своего творчества.
В сатирических песнях - бурлесках - хорошим артистом, с иронической интонацией. С трезвым взглядом на нашу израильскую действительность.
В чтении своих замечательных лирических стихотворений - страстным, драматичным, порой выходящим за рамки, рвущимся "из сил и из всех сухожилий, как пел Высоцкий в "Охоте на волков".
Запомнились галереи образов, голосов ушедшего времени, воссозданные Марком в пародиях - Вертинский, Вознесенский, Бродский, Окуджава.

В монологе Хлопуши из поэмы Есенина "Пугачев" артист накрыл своей мощью зал.

В финале вечера звучали прекрасные, очень живые и трогательные стихи Марка о любви. Особенно запомнилось стихотворение «Мастер», по мотивам Михаила Булгакова:

Рассвет забрезжил. Золотая
Заря над городом плыла
И ведьма Аннушка, взлетая,
На рельсы масло пролила...
Но только мастер, а не бес я...
Кот хохотал. Кот пьян был в дым.
И я взлетал до поднебесья
По старым лестницам кривым.
Мое окно опять открыто
На самом первом этаже...
Ах, Маргарита, Маргарита -
Не промахнись на вираже.
Я за окном живу. Я - вот он.
Безумен взгляд. Невнятна речь.
Вплыви, подобно вешним водам,
Нагрей своей одеждой печь.
Я знал всегда, что ты вернешься -
Среди беды, в прорехах дня.
Скорей от Неба отмахнешься,
Чем жить захочешь без меня -
Жить одиноко, отстранённо,
Не видеть звезд над головой...
И ты взлетаешь оперённо
По лестнице моей кривой.
О, эта дерзость или шалость! -
И поднебесье на двоих.
Неведомое отражалось
В зрачках миндальных глаз твоих...
Кот хохотал. Был новый начат
Виток Судьбы...Мельканье лет.
Спроси меня, что это значит?
И где ответ? И в чем ответ?

А мне, пишущей эти строки, вспомнилась сцена из романа, где Воланд проводит сеанс магии в московском варьете.

Мне показалось, что вечер в Реховоте тоже можно было бы назвать сеансом магии поэта и исполнителя Марка Эпельзафта.

 


 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.