Виктор Бриндач, видный израильский художник, по месту своего рождения связан с Украиной. В 1941 году он родился в Харькове, закончил Одесское художественное училище имени Грекова.
Живописные работы художника по праву имеются в коллекциях музеев Украины: Николаевского художественного музея имени Верещагина ("В гостях в Реббе"), в Уманском художественном музее ("Суббота").
Но больше всего работ художника имеется в Одессе - городе его юности.
Это Одесский художественный музей ("Раввин с Торой"). Это Музей истории евреев Одессы "Мигдаль Шорашим" ("Земля, текущая молоком и медом"). Это Одесский Дом-музей имени Николая Рериха, в коллекции которого такие работы, как "Часовщик", "Портрет седого раввина", "Алеф - первая буква еврейского алфавита", цикл из тринадцати авторских копий "Двенадцать колен Израилевых".
В Одессе на территории суперфосфатного завода находится мозаичное панно Бриндача "Море" ( 25 кв. м.). Неподалеку от столицы Новороссии - в Санжейке - скульптурные композиции "Тарцующие дельфины" и "Обнаженная".
В 2014 году в Одесском Доме-музее имени Рериха проходила выставка станковой живописи Бриндача "Двенадцать колен Израилевых", затем - в Еврейском культурном центре. В канун Рош ха-Шана выставка работ Виктора Бриндача "Двенадцать колен Израилевых" из коллекции Одесского Дома-музея имени Николая Рериха будет представлена в Уманском художественном музее.
Вот что говорит искусствовед, зав отделом науки ОДМ им. Н.Рериха, кандидат искусствоведческих наук Наталья Порожнякова о содержательной стороне предстоящей выставки:
"Серия работ станковой живописи «Двенадцать колен Израилевых» Виктора Бриндача принадлежит к вечным темам, интерес к которой не исчерпается никогда, соответственно она будет актуальной во все времена. В эпоху катаклизмов человек всегда обращается к тем основам жизни, которые служили фундаментом и опорой для предыдущих поколений. Такие основы многие художники усматривали в мифологических и историко-мифологических образах. В нынешнее время расшатывания основ наблюдается обращение к древним образам, к той гармонии и равновесию, которые они в себе несли.
Цветовое решение серии, как отметила израильский искусствовед Галина Подольская, напоминает россыпи драгоценных камней-самоцветов. И недаром, главным формообразующим элементом живописных работ является форма-модуль кристалла. Переливы ярких цветов, как и мерцание живых камней, погружают зрителя в атмосферу идиллически-фантастического мира.
Композиция серии картин Виктора Бриндача носит образно-символический характер с философским подтекстом, связанным с проблемой самопознания в изобразительном искусстве. Обобщённый, вне конкретного времени и в большой степени символический образ, даёт возможность поливариантности трактовки сюжета, что соответствует тенденциям в изобразительном искусстве эпохи постмодернизма.
Наталья Порожнякова
кандидат искусствоведения,
зав. научным отделом ОДМ им. Н. К. Рериха