Доктор Юлия Систер
После нескольких дождливых дней выдался прекрасный солнечный день и
приятный вечер. Великолепный парк знаменитого института был в цвету. К назначенному времени собрались ученые и специалисты не только Реховота, приехали ученые из Нетании, Петах-Тиквы, Ришон ле-Циона и др.
Повестка дня была следующая:
1.Из истории науки: автор обобщенной теории кислот и оснований академик М.И.Усанович, д-р Ю.Систер
2. Взлом генома: кому это выгодно? Проф. Эдуард Коркотян
Выдающийся ученый – химик Михаил Ильич Усанович
Михаил Ильич Усанович родился 120 лет назад в Житомире, в семье известного зубного врача. Родные будущего химика были образованными, интеллигентными людьми, любили музыку, литературу.
Михаил Ильич Усанович прожил долгую жизнь,
был необыкновенно эрудированным человеком, знал много языков, любил
музыку, поэзию, живопись. Всю жизнь занимался любимым делом - наукой
и педагогикой, и это помогало стойко выдерживать испытания судьбы.
Он вошел в историю науки как автор обобщенной теории кислот и оснований, а также многочисленных работ в области теории растворов, за что и был включен в когорту великих химиков.
Студенческие годы он провел в Императорском университете Св. Владимира в Киеве. Это было неспокойное время - страна переживала Великую Октябрьскую революцию.
Михаил Усанович оказался свидетелем и даже невольным участником кровавых событий 1918-1919 годов на Украине, когда в ходе ожесточенной войны власть то и дело переходила из одних рук в другие. К концу лета 1919 года деникинские войска захватили почти всю Украину, а 30 августа заняли Киев. Вот отрывок из письма, написанного 31 августа 1919 года жене:
«Прежде всего — как видите, я остался жив. Иначе не могу сказать».
После окончания в 1917 г. физико-математического факультета Киевского университета, в 1918 г. был избран лектором вечерних высших курсов в г. Киеве и одновременно работал в Академии Наук УССР в биогеохимической лаборатории академика В. И. Вернадского. В 1919 г. состоял членом Государственной комиссии по реформе высшей школы. В конце 1919 г. переехал в г. Житомир, где служил в рядах Красной Армии, преподавал в средних школах и в Институте народного образования. В 1920 г. был назначен членом и секретарем Научно-технического совета ГубСНХ. В 1923 г. преподавал химию и естествознание в Военно-политической школе Украинского военного округа и участвовал в работе Губплана в качестве эксперта по отдельным вопросам. С 1924 по 1929 гг. – технический руководитель и зав. лабораторией Химико-фармацевтического завода им. Я. М. Свердлова и внештатный научный сотрудник научно-исследовательской кафедры при Киевском политехническом институте под
руководством академика В. И. Плотникова. С 1929 по 1935 гг. – зав. кафедрой аналитической химии Томского государственного университета и старший научный сотрудник Сибирского физико-химического института. С 1935 по 1944 гг. – зав. кафедрой физической химии и директор Института химии Среднеазиатского государственного университета. С 1944 по 1981 гг. – зав. кафедрой физической химии и руководитель проблемной лаборатории КазГУ им. С. М. Кирова.
М. И. Усанович являлся членом Немецкого химического общества, Американского химического общества и Американского электротехнического общества (1930-1941 гг.).
Был удостоен премии им. Л. Я. Карпова и премии в честь 75-летия Периодического закона. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями и почетными грамотами Верховного Совета Узбекской и Казахской ССР, Почетным знаком Потсдамского педагогического института.
Теорию Усмановича, как и многие другие научные открытия, сначала сочли ересью. Затем было доказано, что она объясняет с единой точки зрения
многие явления, казавшиеся не связанными, и даже позволяет делать
предсказания. Тогда она стала выглядеть слишком очевидной, и при этом,
как часто случается, фамилию автора начали забывать. Следует отметить, что его теорию на Западе приняли раньше, чем в своем Отечестве.
Основные исследования относятся к учению о растворах. Разработал (1932) количественную теорию растворов, учитывающую химическое взаимодействие между компонентами и устанавливающую условия возникновения электрической проводимости в растворах. Ученый показал (1934), что так называемая аномальная электрическая проводимость — не исключение, а правило. Сформулировал (1938) обобщенную теорию кислот и оснований. Установил (1970), что системы, в которых происходит химическое взаимодействие, подчиняются законам идеальных растворов лишь при условии выражения состава через равновесные концентрации. Вывел (1978) уравнения зависимости неколлигативных свойств растворов (плотность, вязкость) от их состава.
Михаил Ильич поддерживал связь и с Вернадским, и своими многочисленными благодарными учениками. Пожалуй, самым знаменитым его учеником был выдающийся химик, академик Константин Борисович Яцимирский. С ним я была знакома. А Усановича, обаятельного человека, мне посчастливилось увидеть в Алма-Ате во время Всесоюзной конференции.
Мне хочется привести письмо Яцимирского своему Учителю.
Можно вспомнить мудрые слова: «Ученик—не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
В последний раз Яцимирский приезжал в Алма-Ату в 1974 году на 80-летний
юбилей своего учителя.
Благодаря регулярной переписке ученых мы можем сегодня проследить, как развивалось и крепло учение Усановича о кислотах и основаниях. Вот что писал Яцимирский в июле 1943 года:
«Я мечтаю о том времени, когда Ваша теория будет общепризнанной, и тогда она станет путеводной нитью в большом числе работ. Я уж и сейчас вижу, что от объяснения многих реакций можно переходить к предсказанию многих новых реакций в органическом синтезе.
Разбором материала по органике я в основном закончил работу по классификации кислот и оснований. Результаты работы получились неплохие и даже меня несколько удивили возможностью все уложить в довольно стройные схемы и очень многое предвидеть.
Вот очень коротко основные выводы, к которым я пришел.
1. Все кислотно-основные реакции удается подразделить на несколько
очень простых типов.
2. Реакции нейтрализации тесно смыкаются с реакциями окисления-восстановления, и найдены, в частности, все промежуточные переходы от обычной нейтрализации до типичных окислительно-восстановительных реакций. Таким образом, теперь я вынужден констатировать, что окисление-восстановление лишь частный случай реакций кислотно-основных.
3. По-новому дается определение окислительно-восстановительных реакций, и устраняется вся путаница, которая была до сих пор, и несогласие между определением их в органической химии и у неоргаников.
4. Разъясняется явление кислотно-основного катализа. В частности, я сам удивился, когда написал все реакции, которые должны катализироваться сильными кислотами, слабыми кислотами, основаниями и т. д., и получил полное совпадение с данными эксперимента.
5. Показаны пути к экспериментальному определению кислотности и основности, и намечены пути для вычисления на основании одного из этих измерений всех остальных величин.
6. Значительно шире толкуется понятие «амфотерное соединение», показаны несколько классов кислот и оснований.
7. Привожу подробный разбор некоторых органических реакций (Гриньяра, этерификации, омыления и т. д.) и указываю пути к изменению среды, увеличения скорости этих реакций, предлагаю новые синтезы (никем как будто не осуществленные) при соответствующем применении кислотности и основности среды.
Это далеко не полный перечень всех выводов. Понятно, что все определения понятий: кислота, основание, соль и т. д. взяты из Вашей теории
Дорогой Михаил Ильич! Вместе с тем, как я Вам благодарен и за интересную тему, и за толчок в этом направлении данной мне темой, мне кажется, что если удастся осуществить предсказанные реакции (а их немало), то это будет очень крупным и серьезным доводом за Вашу теорию».
Теория Усановича в самом деле позволяет предсказать огромное количество химических реакций.
Михаил Ильич написал большую статью «Что такое кислоты и основания», в которой дал полный анализ всех имеющихся теорий.
Усанович заключает: «В действительности мы имеем дело с кислотными и основными свойствами, вовсе не означающими принадлежность к классу кислот и оснований, так как таких классов нет в природе».
Итак, главный вывод сделан: «Кислоты и основания — это не классы соединений; кислотность и основность - это функции вещества. Будет ли вещество кислотой или основанием, зависит от партнера».
Друг Усановича, физик А.А.Гухман, выразил суть его открытия в стихотворной форме:
О сладкий плод твоих исканий -
Закон суровый и простой:
Нет ни кислот, ни оснований!
И кислоту без оснований
Всегда считали кислотой.
М.И. Усанович прожил 87 лет, умер в день своего рождения в 1981 году. Он не успел увидеть вышедшую в том же году в издательстве «Мир» книгу немецких авторов «Биографии великих химиков», в которой его биография приводится наряду с биографиями Д.И.Менделеева, А.Н.Бутлерова и других знаменитостей.
На химическом факультете Казахского национального госуниверситета имени Аль-Фараби, где Усанович с 1944 года и до самой своей кончины заведовал кафедрой физической химии, есть аудитория, носящая его имя. Портрет химика висит в Галерее ученых в Институте химии АН Республики Казахстан, где он заведовал лабораторией физической химии.
Его теория упоминается во многих учебниках и справочниках, отечественных и зарубежных.
Созданная им теория вошла в мировую науку как обобщенная теория кислот и оснований Усановича и успешно применяется при теоретической интерпретации химических процессов. Сейчас это наиболее прогрессивная и современная научная теория, позволяющая, как уже говорилось, предвидеть новые факты.
Использованные источники:
Воспоминания доктора Ирены Еременко.
Кусаинова К.М., «Химия и жизнь», 2004, № 6, с. 41-44
http://do.gendocs.ru/docs/index-222798.html?page=8#5723001
yojik21.com/publ/22-1-0-336
http://prof-fialkov.de/recollections.html#usanovich
Биографии великих химиков. Перевод с нем. Под ред. Быкова Г.В., М., «Мир», 1981, 320 с.
Затем с докладом на тему «Взлом генома: кому это выгодно?» выступил проф. Института Вейцмана д-р Э.Коркотян.
Лектор хорошо известен нашей аудитории и любим. Помимо глубоких знаний и лекторского мастерства, он обладает умением доступно и понятно излагать сложные вещи. Были многочисленные вопросы, дискуссии. Было очень интересно, присутствующие узнали много нового и о многом задумались.
Выступает проф. Э.Коркотян