РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Эдуард Пасховер


МЕДИТАЦИИ И СВЕТ


За время моих поездок по художественным галереям мне не раз приходилось заезжать и в галерею «7+» в Нетании (улица Зангвиль). Там-то мне и пришлось впервые увидеть картины Эдурда Пасховера, председателя объединения художников «7+».
Это были странные картины – «Медитации и свет», как называет их сам художник, – некоторые из которых по геометрическому решению композиции и предметов явно восходят к супрематизму, но не «Черного квадрата» Малевича, а его лирико-экспрессионистической грани, и прежде всего – к свету.


Медитации как золотая рыбка

Композиция из прямоугольников свечей, геометрически складывающаяся в звезду Давида. Известно, что сама по себе горящая свеча символизирует индивидуализированный свет, то есть жизнь индивидуума, в противоположность жизни космоса и вселенной. У Пасховера это противоречие снимается. Белое переходит в свинцово-зелено-голубое и словно растворяется в живописи неба, его музыке, поэзии, превосходящей прозу земли. Такова художническая медитация, в которой художник соединяется с небом. Не потому ли, что в этот момент Истина неустанно обновляет формы в жизни и в искусстве? К ней ведет рука художника, создающего свои концентрирующие внимание опознавательные знаки на полотне. «Медитации и свет» предвосхищают это последнее состояние покоя – в ритмичном свечении белых свечей...
Но до того нужно было пройти сквозь другие окна миров, готовящих к открытию этой истины цветовые ощущения, найденные изобразительным искусством в момент этой истины. И пробирается глаз сквозь алую лаву с редкими желтыми пятнышками, светящимися словно зажженные огни неведомого селения в синеве вселенной. И подмигивает странный розово-лимонный кот, составленный из наложенных друг на друга геометрических фигур, удерживая лапкой пойманную золотую рыбку.
И каждый прочтет только свое в очертаниях зеленовато-бирюзовой пары предметов. И кажется, что солнце заходит одновременно с каким-нибудь еще светилом в оранжево-желто-терракотовых тонах, которые в другом ракурсе читаются уже иначе. И очеловечен лик мира. Но вселенная словно разбита на квадраты или просто пылает алым пламенем противоречий, зарешеченная от человека – формой, цветом, линией, плоскостью, ритмом? А может, это просто сеть, которую вновь нужно преодолеть той самой медитацией, чтобы обрести душевный покой свечи. Таково своеобразие творчества как пластической медитации художника, стремящегося запечатлеть на холсте живописную музыку небес, очистившись от жизненных скверн и хаоса нескладухи людской. Таков пластический космос, в сетях которого всё равно остается надежда на свою золотую рыбку.
Однако и в медитативном абстракте Пасховера порой прорывается предметность – буйством белых лилий и молодым месяцем, устремляющимся к внутренней раме голубого пространства. И вновь зеленовато-бурые глюки, и выход к единственной чистоте белого сквозь потрескавшееся, как пустыня, пространство неба – дом уединения художника, творящего свою мистическую пустыню. Почему? Да потому что истина познается в одиночестве пустыни. Не случайно мистики разных времен устремлялись именно в пустыню, чтобы услышать глас Бога в глубинах души. Эта мистическая энергия не может исчезнуть. Она открывается каждому, кто готов ее воспринять, кто готов пройти через пустыню. Она открывается человеку, наполняя его творческой, созидательной силой. Находящийся в пустыне вдруг становится источником животворящей влаги, источником бытия и всех вещей.
Таковы мистические ощущения бытия и небытия, называемые самим художником медитациями.


Пластический язык со «знаком отличия»

В апреле 2009 года выставка «Медитации и свет» с успехом прошла во Франции, была высоко оценена современной критикой и зрителем, ценящим в живописи «запечатленное состояние». В статье, предваряющей экспозицию, было сказано: «Работы художника Эдуарда Пасховера “Медитации и свет” привлекают своей пластикой и ритмом, внутренним свечением. Работы доведены до рукотворной завершенности. Тщательно выделена живописная фактура, далекая от обманной иллюзорности, подчеркиваемая даже прописанными рамами, словно продолжающими работы. Многолетние занятия архитектурной живописью, несомненно, отложили отпечаток на пластический язык и мировоззрение художника. Окружающая жизнь – настоящий источник впечатлений. Но художнику хочется подняться над реальностью, хочется сочинять. Поэтика этих картин в высвобожденном от деталей безграничном пространстве, в вибрирующей, трепетной материальности среди духовного обитания. Это изображение эмоциональных состояний сопротивляется переводу на язык словесных форм. Художник предстает перед нами как самобытный, мыслящий, цельный, сумевший найти свой пластический “знак отличия”.
Фантазия автора неисчерпаема и каждая тема повторяется несколько раз на протяжении долгого времени. Произведения возникают сами в результате развития, и у каждой работы есть свое дыхание. Художник пытается почувствовать тему до конца и найти в следующей работе то, чего не было в предыдущих. Э. Пасховер ценит многомерность пространства и хочет открыть это знание зрителю. Это некое зависание над реальностью, состояние переходности, некая медитация над предметом и средой.
Такого рода творческие решения представляют наибольший интерес для нашей публики».


Путь художника до медитаций

Эдуард Пасховер как художник прошел совсем неоднозначный жизненный и творческий путь. Он родился в 1945 году в Одессе, закончил Одесское государственное художественное училище, затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной. С 1970 года он участник престижных всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок. Много работает в области архитектурной живописи, дизайна, станковой живописи, преподает. Его работы имеются в музеях и частных коллекциях России, Эстонии, Украины, США, Японии, Израиля, Греции, Канады, Франции и других стран мира.
В конце 1970-х годов о художнике много писали в периодических изданиях: «Нарвский рабочий», «Смена», «Советская Эстония», «Молодежь Эстонии». А в «Вечерней Одессе» творчество художника как-то назвали «приглашением в легенду» – столь эстетически оно выпадало из прибауток на Дерибасовской и не вписывалось в каноны соцреализма. А в журнале «Знамя коммунизма» его архитектурную работу так и назвали – «Поэма на фасаде». В 1980-е годы Э. Пасховер продолжает достаточно успешно работать как монументалист. В статье Н. Велиготской «Современная монументальная живопись» (журнал «Образотворчи мистецтво», 1980, № 4) и публикации К. Рождественского «Многообразие советского дизайна» («Декоративное искусство», 1981, № 9) обращается внимание на современное понимание и прочтение художником-монументалистом задач архитектуры и его серьезный вклад в ревитализацию городской среды. Работы художника публикуются в альбоме «Молодость страны». В 1986 году на страницах журнала «Искусство» появляется серьезная статья Т. Салахова «Проблемы искусства молодых художников», в которой автор отмечает перспективность эстетических исканий Э. Пасховера. В статьях А. Мишиной «Проектирует художник» (Правда, 14.03.1981), Е. Голубовского, Ю. Радяньского Е. Розенблюма («Декоративное искусство») отмечается самобытность Пасховера-художника и его композиций.
В 1996 г. Эдуард Пасховер репатриируется в Израиль. Его художественные искания в области архитектурной живописи, дизайна, станковой живописи помогли ему обрести свое место и на новой родине. Он активно работал в деревне художников Са-Нур. Потом в Нетании становится председателем объединения художников и скульпторов «7+» и, как верно замечено в статье, предваряющей его выставку «Медитации и свет» в галерее Этьена де Казан, «всегда находится в русле движения мирового искусства».

Всё это так, но почему-то мне вновь захотелось пройтись по галерее «7+» и вновь вернуться к стопке акварелей и масляных работ Эдуарда Пасховера, сложенных в углу. Боже! Да сколько же здесь цветов – таких, что и названий уж не припомнить. И вдруг мой взгляд упал на желтые розы – без вазы, крупным планом взятые в таком ракурсе, что словно смотрят тебе в глаза... Говорят, желтые цветы – к «измене». Вот и художник меняется, чтобы потом через медитации обрести себя нового и приблизиться к совершенству света.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.