РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Марк Сальман


«МЕДАЛЬ В МЕТАЛЛЕ ВДОХНОВЕННОМ...»


Твои музейные медали
Безмолвно разговор вели,
Зачем и как живут в металле
Творцы, герои, короли.

Пусть говорят – всё в мире тленно –
Всё, даже мрамор и гранит.
Медаль в металле вдохновенном
Навеки память сохранит...

Это стихи Семена Цванга посвящены израильскому медальеру Марку Сальману.

Марк Салман был первым скульптором, с которым мне довелось познакомиться в жизни. Это было в 2000 году в Иерусалимском Общинном доме. Он был приглашен белорусским землячеством для проектирования памятника замученной гестаповцами белорусской девушки Маши Друскиной. Памятник собирались возводить в каком-то из парков Тальпиота.
Марк работал над проектом почти месяц. Дисциплинированно приходил в Общинный дом, показывая чертежи парка, постамент из картона, отлитую из гипса скульптуру девочки... Всё белорусское землячество было под впечатлением от его предложения. Но на впечатление много не купишь, а иерусалимский муниципалитет ни за «впечатление», ни за идею, ни за смерть девочки русскоязычной общине так ничего и не дал. И сколько бы русскоязычные газеты ни писали об этом проекте, он так и остался мечтой для того, кто его сотворил, и пустым местом для тех, кто выделяет деньги. В Кнессете тоже пошумели-пошумели русскоязычные депутаты да и затихли. Памятника не поставили...
Так я впервые столкнулась с отношением иерусалимского муниципалитета к культурной инициативе, исходящей от русскоязычных деятелей искусства в Израиле. Но за время нашего общения прикипела душой к интеллигентному человеку Марку Сальману, который оказался не просто скульптором, а скульптором-медальером.


Монеты – те же медали!

Медальерное искусство – искусство изготовления медалей, монет, гравирование штампов для чеканки, лепка форм для их отливки, иначе говоря – вид пластического искусства малых форм, родственный глиптике (то есть «выдалбливанию» из камня). При этом материалом может служить бронза, медь, серебро, золото, палладий, никель, алюминий и другие пластичные «монетные» металлы.
Медальерное искусство появилось с первыми монетами на рубеже VIII и VII века до н. э. в Лидии и Древней Греции и стояло на одной высоте с другими современными ему видами графических и пластических искусств. Среди сицилийских монет сохранились даже образцы, подписанные именами медальеров. Знаменитые медальеры Сиракуз Кимон и Эвайнэт работали во времена тирании обоих Дионисиев. И тем не менее как же все-таки назывались у греков медальерное искусство и лица, посвятившие себя ему, остается тайной. Скорее всего, это произошло потому, что в Греции медальерное искусство никогда не составляло отдельного художественного «цеха»: им занимались граверы на драгоценных камнях. У римлян медальеры отнюдь не пользовались таким почетом, хотя и составляли особую корпорацию мастеров при каждом монетном дворе. Это были рабы, редко – вольноотпущенные, поэтому что ни говори, но на них смотрели как на ремесленников. Не случайно, в отличие от греческих, ни на одной из дошедших до нас бесчисленных римских монет нет подписи художника.
Примечательно, что в древности не чеканили медалей, то есть памятных монет, не имеющих денежного обращения и предназначенных для увековечивания определенных событий или знаменитых людей. Эта функция была заложена в самих монетах, находившихся в обороте, что делает особенно интересным и важным в историческом отношении собирание и исследование греческих и римских нумизматических памятников – по сути медалей.


Медальерное искусство Марка Сальмана

Медальерное искусство, как и любое другое, в разные периоды истории испытывало свои взлеты и падения, но живо и поныне как искусство, в частности в Израиле, хотя понятно, что завезено сюда из стран оных.
Марк Сальман, скульптор-медальер, родился в 1938 году в России. В 1967 году окончил Высшее художественное училище имени Строганова. Член Союза художников СССР. Член Союза художников Израиля, лауреат и победитель нескольких международных конкурсов, участник серьезных выставок в странах бывшего Советского Союза, Германии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Болгарии, Финляндии, Франции.
В Израиле с 1990 года. Выполнил ряд интересных заказов для Израильского монетного двора. Для медальера работа на монетном дворе – во веки веков традиция, несмотря на многочисленные малые скульптурные формы, экспозиция которых составляет два стенда в Русской библиотеке в Иерусалиме. И все-таки медали – главная область его интересов. На сайте Михаила Польского «Дом Януша Корчака в Иерусалиме» можно ознакомиться с виртуальной выставкой медалей Марка Сальмана.
Среди них в первую очередь медаль, которую получили родители каждого ребенка, родившегося в Северной Самарии, в Са-Нуре. Она не круглая, обрезанная, подобно военной каске, на которой, как цыпленок, изображен младенец на материнской ладони и надпись: «Шомрон – родина твоих детей». Со дня основания Марк Сальман жил и работал в Са-Нуре, одном из самых живописных в Израиле мест, деревне художников, ныне утратившей следы пребывания на ней какой-либо культуры. Это не политика – это его жизнь. Это дом, из которого его выселили и отдали арабам.
Так сложилось, что в творческой деятельности Марка Сальмана нашло осмысление немало событий, связанных с историей еврейского народа. В 1991 году он отлил в бронзе медаль «Катастрофа и героизм». На территории музея Катастрофы «Яд ва-Шем» имеется его композиция, посвященная шведскому дипломату Раулю Валленбергу. Помимо того, им выполнен бюст шведского праведника мира. В 1992 году Марк Сальма отлил медаль, посвященную Раулю Валленбергу, в бронзе и чеканке. В 2005 году – медаль «Дом Януша Корчака в Иерусалиме», используя медальный сплав с бронзовым покрытием, внутренне продолжая тему учителя, последовавшего в газовую печь вместе со своими учениками.
В медалях Марка Сальмана нашло отражение и символическое воплощение Иерусалима и его легендарного царя. Речь идет о работе «Львиные ворота Иерусалима» (1967) и «отлитом» прочтении 59-го псалма Давида. Но урок не соблюдавшим заповедей не прошел бесследно. Он обернулся мольбой научить человечество, как ему приблизиться к тем духовным вершинам, что завещаны свыше.
Галерея ярких, рельефных, обобщающих образов, подчеркивающих в характере нечто такое, что уже ни с чем не спутаешь, а уже тем более в металле, подчеркивающем эту характерность. Медали Марка Сальмана... Матовые, они покрыты патиной, глушащей блеск бренного металла, препятствующий визуальному восприятию деталей медали. И лишь слегка отполированные поля штемпелей... Таковы работы «Винсент Ван Гог» (1973), «Евгений Вахтангов» (1973), «Сказочник Андерсен» (1979), «Академик А. Д. Сахаров» (1978), «Чарли Чаплин» (1990), «Зигмунд Фрейд» (1998), «Международная награда в медицине 2003 года» (2003).
Медали Марка Сальмана сродни античным монетам, хотя и отлиты, а не отчеканены и значительно больше в размерах – от 6 до 23 см в диаметре. Выпуклые на лицевой стороне и едва вогнутые на оборотной. Его медали отличает высокий горельеф и нередко, словно невзначай, избранная медальером неправильная форма круга. Сколько в этом горельефном ощущении подлинности! В медали «Имре Кальман» (1983), выполненной в бронзовой чеканке эффект объемности достигается медальером через чеканку «штемпелями», имеющими для аверса врезанный, а для реверса выпуклый тип.
Само художественное качество его работ выделяет их как нумизматические памятники на фоне нынешнего «звенящего ширпотреба» к случаю.
И еще. Для медалей Марка Сальмана характерна ясная и лаконичная пластика, устойчивость композиционных приемов, порой едва ли не иконографических типов, светлых, как «Троица». Такова пластика медали «Беатриче и Данте», исполненной лирического обаяния и одновременно трагической предначертанности судьбы. Да и сам Данте, к образу которого все мы привыкли от Г. Доре, не несет в себе суровости Средневековья. Медальер изображает Данте молодым – во времена, когда само дыхание мира было наполнено его Беатриче. Всё гармонично, сдержанно, талантливо...
Нельзя не заметить также, что композиционно медальер всегда связан с необходимостью вписать в заданную форму соответствующие изображению надписи, которые он располагает каждый раз самым неожиданным, но всегда логически обоснованным образом.
«Если сравнить наше существование с неким текстом на страницах истории, то можно сказать, что искусство Марка Сальмана – это искусство изготовления печатей, заверяющих данный текст перед Всевышней Инстанцией» (Сайт общества «Дом Корчака в Иерусалиме»). Убеждена, что «медаль в металле вдохновенном / Навеки память сохранит...».
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*
# Авдеева ответить
Хороший текст. Спасибо за комментарий. Верстаю буклет, ищу точное место рождения и смерти. Второе благодаря комментарию нашла. В нашем музее одна его медаль, как раз такая, какую описывает автор - рельефная с одной стороны, чуть вогнутая с другой, с неожиданно свободно лежащим текстом на обороте.
17/09/2021 19:04:16
# Нефедов Александр Викторович ответить
Хорошая статья.
В субботу 04.07 2015 г. в госпитале Барзелай ушел из жизни Марк Григорьевич Сальман, с которым я был дружен мгого лет, несмотря на то, что он жил в Ашкелоне, а я живу в Москве.Но искусство не знает границ...
Александр Нефедов
06/07/2015 13:04:08

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.