«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Антуан де сент. Экзюпери.
Виктор Иванович Прохоров был рядовым строителем. В середине пятидесятых работал на одной из комсомольских строек в Сибири, где его очень уважали за искренность, за чуткое участие к людям, когда беда приходила в их дом...
Проработав там много лет, вышел на пенсию. Провожали, как говорится, «всем миром».
Просидев несколько месяцев дома, без привычной работы, он заскучал по своей бригаде. Да и здоровье всё чаще стало пошаливать – сказывались годы тяжёлых работ. Лишь изредка выдавался тот день, когда ничего не болело – это для него было маленькое счастье...
Поднявшись, однажды, утром с постели и радуясь наступившему дню, Виктор Иванович вспомнил строчки из сти-хотворения, которое сам когда-то написал:
«Счастья мне в жизни, Господь, подари
И не отнимай ты его у меня.
Пусть оно вместе с рожденьем зари
Станет мелодией вешнего дня…»
И, мысленно, как молитву, прочитав их, он сказал сам себе:
- Вот и новый день настал! Дай, Бог, в согласии с душой, прожить его.
Собрав последние силы, мужчина, в очередной раз, отправился в поликлинику на приём к терапевту. По дороге Виктор Иванович, внезапно, почувствовал резкую боль в груди. Всё произошло так быстро, что он даже не успел дойти до ближайшей лавочки. В глазах потемнело, голова закружилась, ноги, словно окаменев, стали подкашиваться. Поте¬ряв равновесие, мужчина упал на землю и стал звать на помощь, умоляя: «Товарищи, прошу Вас, помогите, пожалуй¬ста!» Но люди, отчуждённо и торопливо, проходили мимо. Они будто не слышали его, а тем временем ему станови¬лось всё хуже и хуже. Подняться самостоятельно, мужчина не смог. Перед глазами, молниеносно, проноси¬лись доро¬гие ему эпизоды из жизни. Виктор Иванович знал, что это происходит перед самой смертью. И уже ни на что, не наде¬ясь, смирился с этим. Он вновь увидел свою деревню, где родился и рос, родителей, школу, любимую жену... всё это добав¬ляло ещё больше нестерпимой боли.
Вдруг, словно молнией, его ослепил пленительно-белый свет. В голову закралась мысль: «А может это ангел спе-шит мне на помощь?» С трудом, открыв глаза и, немного приподняв голову, мужчина, вдалеке, увидел женщину в свет¬лом осеннем пальто. Рядом с ней шёл мальчик, лет шести, которого она держала за руку. Они приближались очень быстро, видно куда-то торопились. Остановившись в нескольких шагах от Виктора Ивановича, мальчик, потере¬бив женщину за рукав, сказал:
- Мама, давай поможем дедушке. Ему, наверно, плохо?
- Тебе это надо? – ответила она. – Будешь ещё всяким алкашам помогать. Пошли отсюда.
- Ну, нас в садике этому учат.
- Мало ли чему вас в садике учат! Я сказала, пошли отсюда, значит пошли. Нечего тут делать!
После этого они стали отдаляться. Но мальчик ещё долго оглядывался. На глазах у него были слёзы, он плакал. Вик¬тору Ивановичу стало больно на это смотреть – сердце обливалось кровью и он просто, потеряв последнюю наде¬жду, закрыл глаза. Он больше ничего не просил, даже не плакал. Вот так и умер человек, среди людей. Тихо, ни на что уже не надеясь
Совершив, на глазах у ребёнка, этот безнравственный поступок, мать, своим поведением, внесла в его трепетное непорочное сердечко боль и, внезапно закравшееся, смятение от вспыхнувшего в нём благородного порыва.
Да кто же мы такие? Хозяева новой жизни, перечеркнувшие основополагающие законы бытия или бездушные су-ще¬ства, живущие в своём собственном безумном мире, где нет места людским чувствам? Ответить сложно.
11 – 23 октября 2009 года.