РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Давид Зунделович

Конный памятник первому мэру Тель-Авива

Этот дом был открыт для всех и всегда, и закономерно, что свой дом на ул. Ротшильда, 16 Меир Дизенгоф – еврейский общественный и политический деятель, активный участник сионистского движения, основатель и легендарный первый мэр Тель-Авива – завещал первому на этой земле музею изобразительных искусств. Со временем для художественного музея было построено новое здание, а здесь, на бульваре Ротшильда, 16, обосновался Музей Танаха. Именно в этом здании в декабре 2008 года и проходила выставка Объединения профессиональных художников Израиля, посвященная 60-летию образования государства Израиль. Выставка была замечательной, с гостями из министерств и культурных центров Израиля, но о Дизенгофе не вспоминали...

Я вышла из здания музея, и вдруг передо мной возник, словно из тех самых времен, легендарный мэр на своей любимой лошади по кличке Быстрая, верной спутнице и помощнице. Вот уж и впрямь конская «доля» – носить на себе человека-эпоху с импульсивностью неистового сиониста и закалкой солдата русской армии – и поспевать в гущу всех событий городской жизни. Иначе Быстрой не быть быстрой.

Памятник Меиру Дизенгофу работы Давида Зунделовича был открыт к столетию Тель-Авива. Я не была на его открытии, видела только на фото в Интернете. Памятник казался мне гораздо больше. А может, сыграло свою роль подсознательное сравнение с конными монументами русским венценосцам?

В Израиле всё меньше, провинциальнее, лишено помпезности. Фигура Меира Дизенгофа не парит вселенски над тобой. Отлитая из бронзы лошадь по кличке Быстрая, неся своего седока в плаще и шляпе, «вышагивает» по бульвару Ротшильда. Низенький пьедестал – без порфирного мрамора. Никаких горельефов с событиями эпохи-современницы. Никаких фигур-аллегорий, хотя Мудрость и Правосудие отличали самоотверженный труд первого мэра поселения, стремительно обретающего облик функциональной столицы будущего еврейского государства. Не искали в Израиле и глыбы цельного гранита для постамента, как, скажем, для Медного всадника. Нынче не XVIII век, не Россия, да и памятник, о котором идет речь, не российскому самодержцу, а израильскому мэру, демократу, любимцу народа.

Автор памятника Давид Зунделович (родился 28 октября 1950 в Вильнюсе, Литва) создает скульптуры, стилизованные под археологические древности. Бронзовые скульптуры-знаки представляют Историю в ее духовных и материальных смыслах. Таков и памятник Дизенгофу, и памятник знаменитому Юрию Визбору из большой глыбы черного гранита, обтесанной и уменьшенной скульптором, с надписью: «Не верь разлукам, старина» (вошел в каталог лучших надгробий). Таков и проект памятника Исааку Бабелю в Одессе, за который Давид Зунделович получил третью премию на международном конкурсе.

В начале 1990-х годов Д. Зунделович организовал в Нетании школу скульптуры «Басис», задача которой – привить учащимся плодотворный «симбиоз» таких качеств, как эмоциональность и умение анализировать, творческая самокритичность, а также высокие практические навыки работы с различными материалами и применением различных техник. Преподают в школе главным образом русскоязычные художники и скульпторы. Причем со временем школа расширила свой профиль, введя преподавание живописи и фотографии. Давид Зунделович ввел также обучение методу БР (быстрый рисунок) в качестве обязательного для всех учащихся школы предмета изучения.

Не случайно здесь же, в Нетании, находится крупнейший по меркам Израиля литейный цех, где отливают трех-, четырех-, пятиметровые скульптуры. Для государства, не имевшего вековых традиций литья, – это всё равно что героическая история с Гром-камнем для Медного всадника.

А для Тель-Авива, наполненного скульптурами, но в целом тяготеющего к скульптуре абстрактной, работа Давида Зунделовича уникальна не только как образец отечественного литейного дела, но и как эмоционально содержательное воссоздание реалистического облика Меира Дизенгофа – таким, каким он остался в памяти своего поколения, каким его запомнил Эрец-Исраэль.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.