Давид Зунделович
Конный памятник первому мэру Тель-Авива
Этот дом был открыт для всех и всегда, и закономерно, что свой дом на ул. Ротшильда, 16 Меир Дизенгоф – еврейский общественный и политический деятель, активный участник сионистского движения, основатель и легендарный первый мэр Тель-Авива – завещал первому на этой земле музею изобразительных искусств. Со временем для художественного музея было построено новое здание, а здесь, на бульваре Ротшильда, 16, обосновался Музей Танаха. Именно в этом здании в декабре 2008 года и проходила выставка Объединения профессиональных художников Израиля, посвященная 60-летию образования государства Израиль. Выставка была замечательной, с гостями из министерств и культурных центров Израиля, но о Дизенгофе не вспоминали...
Я вышла из здания музея, и вдруг передо мной возник, словно из тех самых времен, легендарный мэр на своей любимой лошади по кличке Быстрая, верной спутнице и помощнице. Вот уж и впрямь конская «доля» – носить на себе человека-эпоху с импульсивностью неистового сиониста и закалкой солдата русской армии – и поспевать в гущу всех событий городской жизни. Иначе Быстрой не быть быстрой.
Памятник Меиру Дизенгофу работы Давида Зунделовича был открыт к столетию Тель-Авива. Я не была на его открытии, видела только на фото в Интернете. Памятник казался мне гораздо больше. А может, сыграло свою роль подсознательное сравнение с конными монументами русским венценосцам?
В Израиле всё меньше, провинциальнее, лишено помпезности. Фигура Меира Дизенгофа не парит вселенски над тобой. Отлитая из бронзы лошадь по кличке Быстрая, неся своего седока в плаще и шляпе, «вышагивает» по бульвару Ротшильда. Низенький пьедестал – без порфирного мрамора. Никаких горельефов с событиями эпохи-современницы. Никаких фигур-аллегорий, хотя Мудрость и Правосудие отличали самоотверженный труд первого мэра поселения, стремительно обретающего облик функциональной столицы будущего еврейского государства. Не искали в Израиле и глыбы цельного гранита для постамента, как, скажем, для Медного всадника. Нынче не XVIII век, не Россия, да и памятник, о котором идет речь, не российскому самодержцу, а израильскому мэру, демократу, любимцу народа.
Автор памятника Давид Зунделович (родился 28 октября 1950 в Вильнюсе, Литва) создает скульптуры, стилизованные под археологические древности. Бронзовые скульптуры-знаки представляют Историю в ее духовных и материальных смыслах. Таков и памятник Дизенгофу, и памятник знаменитому Юрию Визбору из большой глыбы черного гранита, обтесанной и уменьшенной скульптором, с надписью: «Не верь разлукам, старина» (вошел в каталог лучших надгробий). Таков и проект памятника Исааку Бабелю в Одессе, за который Давид Зунделович получил третью премию на международном конкурсе.
В начале 1990-х годов Д. Зунделович организовал в Нетании школу скульптуры «Басис», задача которой – привить учащимся плодотворный «симбиоз» таких качеств, как эмоциональность и умение анализировать, творческая самокритичность, а также высокие практические навыки работы с различными материалами и применением различных техник. Преподают в школе главным образом русскоязычные художники и скульпторы. Причем со временем школа расширила свой профиль, введя преподавание живописи и фотографии. Давид Зунделович ввел также обучение методу БР (быстрый рисунок) в качестве обязательного для всех учащихся школы предмета изучения.
Не случайно здесь же, в Нетании, находится крупнейший по меркам Израиля литейный цех, где отливают трех-, четырех-, пятиметровые скульптуры. Для государства, не имевшего вековых традиций литья, – это всё равно что героическая история с Гром-камнем для Медного всадника.
А для Тель-Авива, наполненного скульптурами, но в целом тяготеющего к скульптуре абстрактной, работа Давида Зунделовича уникальна не только как образец отечественного литейного дела, но и как эмоционально содержательное воссоздание реалистического облика Меира Дизенгофа – таким, каким он остался в памяти своего поколения, каким его запомнил Эрец-Исраэль.