РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Анна Манзон

Живописный пэчворк

В ноябре 2010 года открылся фестиваль искусств «Яффо открывает свои секреты». В Яффском музее была представлена живопись художников разных поколений. Во-первых, это работы тех, чьи имена в сознании многих русскоязычных любителей живописи уже связываются с современной классикой: М. Вчерушанский, И. Капелян, Б. Караванов, Э. Левин, А. Лившиц, Г. Фирер. Работы ярких дарований зрелого поколения – живопись А. Ганелина, А. Жудро, А. Зарницкой, С. Москалева, А. Острицкого, Л. Степаняна. Это работы художников, принимающих участие в многочисленных выставках и хорошо знакомых зрителю – Б. Геймана, А. Канчика, М. Левин и др. Скульптура А. Гринберг, ю. Мацкина, А. Горохова, куклы В. Рейдман. На протяжении всего вечера звучала джазовая музыка в исполнении трио (клавишные, саксофон, ударник) под управлением С. Фришмана. Современное искусство внесло свой неожиданный колорит в экспозицию ориентальных древностей Яффского музея. Боди-арт Вячеслава Иванющенко «оживил» фигуры легендарной египетской царицы и ее служанки. Они были как живое воплощение связи времен на сцене бытия, подобно реинкарнации души, может быть, того, кто был в зале...

Итак, «Яффа открывает свои секреты». Одним из таких открытий стало для меня творчество молодой художницы Анны Манзон. Это работы, выполненные в декоративном стиле. По виду – ни дать ни взять лоскутное шитье. Припоминаю: и где только не был популярен пэчворк – в Азии, Африке, Европе, а в Америке и вовсе был возведен в статус декоративно-прикладного искусства. Но у Анны Манзон – нечто иное. Это когда вместо ткани – краски, а вместо иголки с ниткой трудится кисть. «Пэчворк» Анны Манзон – живописный, выполненный в смешанной технике.

Работы из серии «Мечты о Яффо» – в полном смысле яффские. Анна Манзон работает в мастерской своего отца в Старом Яффо. Ощущение древности самого старого в Эрец-Исраэль порта, его стен, гулкой брусчатки, зодиакального моста желаний... Как передать это изобразительно? Избранная художницей примитивистская манера здесь весьма уместна. Анна Манзон обращается к известным мифологическим и историческим сюжетам, так или иначе связанным с художественным ощущением места. Миф об Андромеде и Персее. Предание об окаменевшем гигантском чудище, молчаливые очертания которого грозным гребнем и гигантским хвостом и по сей день напоминают о легенде.

Удивительное яффское дерево, растущее вопреки всем законам естественной природы
в подвесной кадке на цепях, словно распятое между едва не сросшимися домами. Оно живет в реальной жизни как в легенде о бессмертии... Изобразительно это видение метафорическое.

В искусстве есть темы, не созвучные определенным материалам и техникам. Скажем, в малой скульптуре неестественны вселенские мотивы и т. п. В данном же случае мифологические сюжеты в декоративной живописи Анны Манзон обретают неповторимое ощущение домашнего очага. Визуальный эффект лоскутного одеяла подчеркивает человечность атмосферы бытия в изобразительном восприятии художницы.

Анна Манзон – участница разнообразных художественных проектов, в организации которых нередко принимала непосредственное участие: «Доброе утро, Тель-Авив», «Яффо открывает свои секреты» (2009, 2010), «22 художника» (Иерусалим, 2010), «Вне материи» (Университет «БарИлан», Тель-Авив, 2010), «Студенты возвращаются
домой» (Бат-Ям, 2011).

Из монолога «О себе»

– Я родилась в Москве в семье художника, всё детство спала на подрамниках. Маленькой любила говорить: «Меня окружают самые простые люди – художники и писатели». С пяти лет пошла в Школу эстетического развития, что за Театром кукол Сергея Образцова, затем училась в частной студии у одной замечательной потомственной художницы и прикладницы. Мы все вместе посещали самые заметные московские выставки в Доме художника на Крымской набережной, в Новой Третьяковке, Музее имени Пушкина, ходили в гости к художникам в мастерские, пробовали себя в различных материалах и техниках: травили офорты, резали гравюры, лепили, рисовали по стеклу – и, конечно, много беседовали о художниках и искусстве.

В 1991 году я переехала вместе с семьей в Израиль и почти сразу же продолжила занятия в частных школах: в Яффском центре искусств на улице Эфет; в Яффо же у художницы Далии Мешулам в ее старинном арабском доме; в студии реставрации в Тель-Авиве у преподавателя Андрея Войневича, где попала в совершенно новую для себя творческую израильскую среду. Училась параллельно в Иерусалимском и Тель-Авивском университетах на факультетах истории и французской литературы. Жила несколько лет в Европе, где сначала продолжила языковое обучение, а затем и преподавала в лицее города Нанси во Франции. Это дало мне возможность объездить многие европейские музеи и вплотную познакомиться с их художественными коллекциями. По возвращении в Израиль начала заниматься живописью уже профессионально, в студии своего отца, вместе с ним организовывая выставки и публикуя художественные каталоги и альбомы.
Я всё еще нахожусь в художественном поиске и пробую себя в разных техниках и стилях. Результатом таких внутренних путешествий и явилась серия «Мечты о Яффо», выполненная в новой для меня смешанной технике и представленная на экспозиции в Яффском музее в ноябре 2010 года.

* * *
Несколько лет назад мне пришлось быть на выставке графики одного юного дарования, сына весьма авторитетного в Израиле художника. Виртуозность работ юноши тогда меня поразила. А потом долго не было его выставок, но я терпеливо ждала в предощущении будущих виражей. И вот новая выставка. Работы маслом – один в один с находками отца: та же техника рисунка, цветовые предпочтения... Как же было грустно ощутить потухшую индивидуальность.

Анна Манзон – дочь замечательного художника Александра Ганелина. Но она в непрерывном поиске собственной индивидуальности. Ее эмоциональная потребность самоутвердиться порой обескураживает, но это всегда – итог «внутренних путешествий» в себя и изобразительная интуиция этих ощущений. Таков и живописный пэчворк в ее «Мечтах о Яффо».

Город мечты... Здесь на пирсе стою осторожно.
Светлый мой Яффо – как парус
за хрупкой спиной.
Улочки жмутся – не тесно ль влюбленным
на ложе?
Яффский причал – он как пристань
мечты неземной.

Яффская чайка парит или снова мне снится?
Вон – от луны до луны – аметистом горит...
Яффская чайка – а может быть, синяя птица –
В теплых ладонях моих, безмятежная, спит?

(«Яффская чайка»)
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.