РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
«Эта книга не придумана, она остро пережита…»
Поэзия
ОЛЕСЬ ДЯК ЗВУКИ НЕПОБЕДИМЫЕ
Публицистика
Красавица с восточными глазами? Это - Япония!
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
Презентация 41 номера журнала

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Звезда скульптора Лев Сегал

Публицистика Галина Подольская

К 80-летию со дня рождения Льва Сегала 

27 июля в Нетании в "Бейт-Сегал" открывается выставка старейшего израильского скульптора Льва Сегала.

Каждый, кто хоть раз бывал в Нетании, не мог не видеть его трехметровых скульптур, давно слившихся с архитектурным обликам Средиземноморской жемчужины. Редко кто из туристов и жителей Нетании не фотографировался со «Скрипачом», приплясывающими«Клезмерами»... Отлитые из бронзы скульптуры Льва Сегала, родившегося в патриархальном городке Белая Церковь на Украине,стали символом города Израиле. На фоне бездушного, непостижимого абстракта и вакуумных урапатриотических композиций скульптуры Льва Сегала выделяются как люди – со своими достоинствами, недостатками и непосредственностью.
Это "Скрипач", "Танцующий клезмер", "Играющий на контрабасе", "Барабанщик", "Играющий на трубе". Год назад сбылись мечта скульптора: был установлен созданный им памятник классику еврейской литературы – вдохновителю многих работ скульптора. Сам Шалом Алейхем – верхом на трогательной козочке, символизирующей изобилие жизненной силы.

Многие страницы книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями" ( Иерусалим, 2011) посвящены творческой мастерской Льва Сегала.

За 40 лет жизни в Израиле Львом Сегалом создано более 30 объемных самых разнообразных по тематике скульптур. Пройдемся по домашнему музею скульптора.
«Мать с малышом». Скульптор высветил эмоцию винтового движения обнаженной женщины: подернуто одно плечо, за ним – другое, они словно вибрируют. Ребенок же – безучастен, как кукла, подчеркивая контраст гибкости молодой матери.
И здесь же – трагическое «Материнство»: «застыла женщина, как каменная». Силуэт выдержан в прибалтийской традиции «Саласпилса». Подобного рода фигуры обычно интереснее выглядят в монументальной скульптуре. Пластичная нагрузка - на ребенке, обхватившем материнские ноги, компенсируя тем самым статичность женского силуэта.
Рельеф «Мать с письмом» посвящен матерям, дети которых «остались в письмах». Продумывая композицию этой работы, по воспоминаниям скульптора он "крутил" «А идише мама» столько, что пластинка начала дребезжать
И все-таки главные герои творчества Сегала – это персонажи еврейского классика. Парень с кружкой пива у столика, мальчик Мотл, герои Бердичева и Новой Касриловки – мир местечка и его маленьких людей. Ритм штетла, заложенный в формах, казалось бы, традиционной скульптуры, и сегодня родственен самим основам национальной мелодии.
Однако Сегал - современный израильский скульптур. И его мудрость в искусстве мягче житейского бытия старого еврея. Человек, по мироощущению Сегала, и в горести не перестает верить и надеяться в добро, - без оглядки в сторону, откуда доносится плач Иеремии, и пусть где-то там, за тонким «дощатым простенком», затаилась неуверенность в завтрашнем дне. Особенность дарования скульптора – свет, душевность и небронзовое тепло, которые - независимо от злосчастного соседства за «дощатым простенком» - каждый из нас получит-таки, как «Выиграшный билет». «Будь я Ротшильдом» из Белой Церкви! Примечательно, что в той самой Белой Церкви, где родился Л.Сегал, какое-то время работал и Шалом Алейхем. Судьба? Пожалуй…

В Иерусалимском архиве и музее театра имени Исраэля Гура (Еврейский университет, Хар а-Цофим) среди портретов выдающихся евреев висит и «Портрет Михоэлса» работы Сегала. Однако он не сразу стал достоянием архива и музея.
1973 год. Торжественный день открытия Музея театра на языке идиш (Иерусалим, улица Месилат Яшарим, 13). «Портрет Михоэлса» представлен рядом с такими экспонатами, как гримерный ящик Михоэлса и костюм короля Лира. По предложению министра культуры и туризма М.Кола этот портрет в латуни приобретается для музея.
Интересна история этого «Портрета Михоэлса» в жизни самого скульптора.
Когда в 1970-е годы семья Сегалов приняла решение покинуть Киев и связать судьбу с Израилем, им нужно было разрешение от комиссии Русского музея в Киеве на вывоз произведений искусства из страны. Скульптор получает отказ. Он вновь подает просьбу, но уже в Третьяковскую галерею, подписывая фотографию с портретом Михоэлса: «Голова старика». Портрет великого еврейского актера – единственная работа Сегала, на которую было получено разрешение к вывозу из Советского Союза. Все остальное осталось там – все, кроме таланта и – портрета Михоэлса, который хранил!
Под подкладкой шубки в то время годовалой дочки (ныне майора Израильской армии) был подшит список евреев, желающих выехать из Советского Союза в страну Сиона.
Уже здесь, в Израиле, Давид Маркиш представил Сегала дочерям Михоэлса – Нине и Наталье. Им, «кровинкам» великого еврея, Сегал и показал портрет их отца. Позже Нина и Наталья пригласили скульптора на открытие музея в Иерусалим.
Всего Сегалом выполнено более 30 работ в жанре портретных рельефов по меди и латуни. Среди портретных рельефов - наиболее значительные –исторический портрет Михоэлса, портреты Жаботинского, поэта Давида Гофштейна, Переца Маркиша, Ивана Котляровского, представителей мировой классики - Шота Руставели, Леси Украинки, Людвига ван Бетховена, Николо Паганини. По стилистике исполнения чем-то они перекликаются с грузинской и молдавской чеканкой 1960-годов.
Однако, по сравнению с тем, что есть в Израиле, портретные рельефы Л.Сегала, выполненные на красной меди и золотистой латуни, они по-своему даже новы для израильского искусства. Они словно вырубленные. Каждая деталь укрупнена и работает, как в монументальном стиле. Не случайно в «Портрете Паганини»ритмические раскладки волос напоминают работы Коненкова и типичные скульптурные приемы: одна рука - сверху, снизу – скрипка. Совершенно очевидно, что если бы не было скрипки, то эта рука - по законам жанра - оказалась бы внизу. Но в данном случае такое решение продиктовано художественным представлением об образе музыканта в параллельном виде искусства.
А вот рельефы другого рода – барельефы, то есть рельефы визуально более объемные. Однако, несмотря на такую технику исполнения, - это не гиперболы, не пародии и не шаржи, но типажи, в которых растворилась примиряющая, доверительная нота юмора и свет надежды ( барельефы «Ле-хаим», «Размышления», «Рыбный базар», «Местечко», «Зажигание субботних свечей», «Дождь», «Сплетницы», «Оркестр», «Хасиды», «Молитва», «Ле хаим»). Работ такое множество – более 40 – так что остановиться на всех просто не представляется возможным. И тем не менее, о каких-то жемчужинах невозможно не сказать.
Хочу обратить внимание на то, что сама манера, в которой работает Сегал, была привезена из России в 1970-е годы. Так работали в Советском Союзе в скульптуре без привязки к еврейской теме. Однако - в отличие от живописи – тема штетла нехарактерна для современной израильской скульптуры. В этом и видится своеобразие творческого вклада Сегала в современную израильскую скульптуру.
А вот в нашей Касриловке, так и судачат о том, кто и что «привез». Если нет традиций, нет таланта, то и идея, и стиль в искусстве в результате оказываются исчерпанными.
В незаконченном автобиографическом романе «С ярмарки», давая описание отцовского дома, двора, своего детства, отрочества Шалом Алейхем писал: «Я вложил в него самое ценное, что у меня есть, - сердце свое. Читайте время от времени эту книгу. Быть может, она… научит, как любить наш народ и ценить сокровища его духа».
Скульптуры Сегаля сродни персонажам «Блуждающих звезд» Шалом Алейхема, но они уже не блуждают. Отлитые в бронзе, они определяют стилистический облик современного израильского города и к ним тянутся люди, как к сокровищам национального духа.

 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.