РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Миллион роз в сердце

Конкурсы, творческие вечера, встречи Галина Подольская


Вениамин Клецель

8 мая в выставочном зале Иерусалимской городской русской библиотеки откроется выставка живописи Вениамина Клецеля, названная художником "Работы последних лет".

В Иерусалиме трудно найти художника, в творчестве которого столь неподдельно сосуществуют природа, отношения между людьми, их привычки, характеры, нравы и живой бестиарий местечка. И словно сами собою сияют краски.
Известен феномен Нико Пиросмани - сына земли и солнца Грузии, чья не знавшая канонов академического искусства живопись оказалась настолько настоящей, что с вывесок начала перекочевывать в дома его современников и освещать пропитанными солнцем и воздухом красками тусклые, холодные стены внутренних помещений. Она дарила очарование сама по себе, не зная о моде.


Прошло время. И работы Пиросмани прилюдно объявили шедеврами, поместили в музеи, а перипетии судьбы художника перешли в легенды и песни. Сегодня говорят, что великий Нико опередил время. А случается ли в реальной жизни попасть в свое время и стать всенародно любимым?
Бывает: Вениамин Клецель - один из самых популярных художников на русской улице Израиля, лауреат премии «Олива Иерусалима».

Д-р Алек Д.Эпштейн, обошел многие частные коллекции израильтян и выяснил, чьи работы наших современников реально имеются в домашних собраниях. Статистика – вещь упрямая. С гигантским отрывом от других лидировал Вениамин Клецель. Не включая повторы и вариации на темы собственных работ, исследователь зафиксировал около трехсот работ художника, находящихся в домашних коллекциях. На предложение "расстаться" с ними ( продать, заменить на работы другого художника) не согласился никто. Некоторые попросту недоумевали: "Чудной человек! Не для того висят в доме! Брали то, что нравится!" Замечу, что у почитателей Клецеля редко висит одна его картина, как правило, несколько.


Вот такая реальная жизнь, в которой имена одних художников - по аукционами светятся, а работы других – как свет в доме. Исследование феномена популярности Клецеля еще не завершено, продолжается в США, Канаде, странах восточно-европейской диаспоры, в музеях городов, с которыми была связана жизнь художника – Самарском художественном музее, Одесском Доме-музее имени Н.Рериха.

Вениамин Клецель родился в 1932 году в Одесской области в поселке Первомайский. Война. Эвакуация в Узбекистан. «Помню Ташкент тех лет, - вспоминает художник. - Несмотря на тяжелые военные годы, все воспринималось как праздник: ослики, верблюды, идущие по городу, женщины в паранджах, глиняные заборы, запах плова...». И хотелось все это нарисовать... Изостудия Дворца пионеров, художественное училище, живописное отделение Театрально-художественного института. Учитель Александр Волков, чья «Гранатовая чайхана» стала метафорой Востока не одного поколения зрителей. В кругу его ташкентских художников были Юрий Талдыкин, Владимир Бурмакин, Евгений Мельников, Руза Чарыев, популярный в Израиле - Гарик Зильберман. Затем – армия - с карандашом в руках. После переезда в Самару начал преподавать в художественной школе и на архитектурном отделении Строительного института. Был принят в Союз художников СССР. Но это были пути правильного рисунка – не себя обретенного в новом качестве здесь.


С 1990 года Вениамин Клецель проживает в Иерусалиме, иллюстрирует прозу Григория Кановича, стихи Зинаиды Палвановой, тесно сотрудничает с «Иерусалимским журналом», Иерусалимским театром "Тарантас". В книге «Иерусалимские картинки» художник вспоминает: «Еще до войны в маленьком украинском городке, где я рос, часто бывали пожары. Они приводили меня в восторг. Потом мне стало понятно, что это была бессознательная тяга к цвету, к живописи». Так оно и есть: Клецелю присущи театральная декоративность, фовистская яркость тонов, ощущение восточного многоцветья в Иерусалиме, в котором очертания домов и деревьев, порой, словно освобождаются от контурных ограничений и цвет, словно переливается с края облака – на холм - крышу дома - случайную фигуру и вновь возвращается к облаку. «В великом Иерусалиме рисую камни, холмы, евреев. Восторг переполняет меня!» – говорит художник. Это эмоциональная и тематическая сторона творчества Клецеля в Израиле, главное, как показывает уровень востребованности художника, она попадает в свое время – независимо от гипотетических размышлений теоретиков о том, каким должен быть современный художник.


Для тех, кому импонирует живопись Вениамина Клецеля, она узнаваема и без его подписи, – по стилю, выразительности эффектов, экспрессионистическому звучания цвета. Клецель работает ежедневно, пишет быстро, убежден, что "вдохновение приходит во время работы". Работаешь, и вдруг картина начинает светиться. И тогда яблоки – уже не просто яблоки – "наливные яблочки": желтые и зеленые, а есть с розово-красным румянцем по бокам. Солнечные зайчики, пригревшись на грушах, не желают с них спрыгивать. И любовно скользит взгляд художника по поверхности холста с натюрмортом: просто, чисто, без лукавства, и словно сам собою укладывается в композиционное равновесие всех деталей на столе с цветами в подбукетнике.


Значительное место в творчестве Клецеля занимают собирательные образы, запечатленные в портретах-типах и портретах-состояниях, как сосредоточенно-серьезных, так и решенных с юмором. К примеру, «Читающий Тору». Не в этот ли миг ты наедине с Всевышним? А где мысленно можно остаться наедине с собою? «В парикмахерской»: смотри на себя и не пеняй на зеркало. Или: возлюби себя самого... где, когда? В той же парикмахерской во время бритья ("Бреющийся")! Художник обозначает внешний событийный пласт, характер образа, художественный ритм: статичность, размеренность, само "сердцебиение", порыв.
Полны юмора и читаемых еврейских поговорок жанровых работы Клецеля. Решил костюм заказать – посмотри в каком портной ходит. Как работаешь – так и заработаешь. А вот и излюбленные застолья: любая рыба хороша – лишь бы гефилте фиш, вино вошло – тайное вышло... За жизнь! Лехаим! Здесь тебе и музыканты и танцующие. Воспринятый из литературных источников штетл Клецеля вечен в живописном долгоденствии художника. Впрочем, персонажи клецелевского штетла, может, и готовы умереть, но не от страха – от смеха. За жизнь! Лехаим!


А еще в Клецеле жив романтизм шестидесятника, прорывающийся бесстрашием римейков. Символичен "Портрет жены художника" – оперной певицы, Заслуженной артистки РСФСР Славы Бондаренко, в прошлом солистки Самарского театра оперы и балета. На голубом фоне, в белой широкополой шляпе и красном в моросящую полоску жилете и... библейские агатовые глаза... В самом ее облике читается нечто, идущее от достоинства грузинских цариц, точнее, - певиц...


И вновь вспоминаю о Пиросмани. Легендарный чекмень, он загадал недоступное трезвому человеку желание – «удивительное желание осторожно дотронуться до дрожащего горла Маргариты, когда она поет» (К. Паустовский).
Легок груз лет золота свадьбы за плечами иерусалимского Пиросмани. 50 лет Вениамин Клецель по жизни рядом с певуньей Славой и дарит миру, словно ей одной, свои ощущения красками, равными миллиону алых роз в сердце.


Выставка открыта до 8 июня.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.