РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
«Эта книга не придумана, она остро пережита…»
Поэзия
ГРИГОРИЙ КОЧУР И ЕГО «ИНТИНСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Публицистика
МАЛЕНЬКАЯ И… БОЛЬШАЯ СТРАНА
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
"Земля Израиля и В.В.Верещагин"(ч.1)

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

ВПЕЧАТЛЕНИЯ В ЦВЕТЕ: АРКАДИЙ ЛИВШИЦ

Галина Подольская

15 июля в 19.00 в Иерусалиме в Центре искусств "Дом Качества" ( Дерех Хеврон, 12) откроется выставка "Впечатления в цвете" Аркадия Лившица – к 75-летию со Дня рождения художника.

Более четырех десятков лет краски Аркадия Лившица томились под израильским солнцем, чтобы однажды вылиться в цветовпечатлениях от музыки Арнольда Шенберга в цикле работ, представлявшихся на выставке в Центральном Доме Художника, - говорю в ЦДХ, поскольку в апреле и мае этого года настоящая экспозиция экспонировалась в проекте "Израильские художники с русскими корнями" Объединения профессиональных художников Израиля и Международного художественного фонда (Московское отделение).


Д-р Алек Д. Эпштейн, отозвавшийся об этих работах в монографии о творчестве художника ( серия "Мастера искусства русского зарубежья"), заметил, что "уже на первом полотне ("Предчувствие") звуки заполняют все пространство холста, и привычные нам предметы окружающего мира растворяются в ней, теряют формы, сливаются друг с другом — художник пишет почти абстрактнрый образ, рождающийся из сплава ярко-красных, глубоких синих, резко желтых и ослепительно белых силуэтов. Здесь уже ничто неузнаваемо, кроме всепорождающей музыки — она врывается в воображение своими рваными искрами, своими слепящими вспышками — и летучие ноты, срывающиеся с высоты, отлетающие друг от друга, пронизывающие воздух, перечеркивают, обрызгивают и жалят фиолетовые, коричневые, голубые пятна, сливающиеся друг с другом".


Таковы впечатления в цвете от "Пяти пьес для оркестра" (1909 г.) Арнольда Шенберга — экспрессиониста конца 19-20 столетий, вылившиеся в полиптих израильского художника: "Предчувствия" — "Воспоминания" — "Краски" — "Перипетии" — "Речитатив". К ним примыкают "цветоассоциации" израильского художника еще от трех пьес для рояля с оркестром, созданных додекафонистом века.
Как известно, в основе традиционных жанров изобразительного искусства лежит визуальное представление о предмете — зрительное восприятие окружающего мира. В данном случае речь идет о цветовом ощущении додекафонии. И в этой связи, без сомнения, у Аркадия Лившица нет предшественников в воплощении этой темы, разве что собственный "опыт сын ошибок трудных и гений парадоксов друг" (А.Пушкин).


Полиптих Лившица интересен энергией взаимных помех, трением и сопротивлением, словно не подходящих друг к другу обрывков. Однако в избранной художником цветоинтонации — бесцеремонной, дерзкой, самоподстегивающей, в коллажной смеси изъянов и несовершенств — вдруг из всего этого вырисовывается абстрактная обобщенность, фиксирующая ускользающее целое… Так появляется жанр, в котором художник может позволить себе все, что угодно. Это и есть тот самый эксперимент, в котором не стоит искать дружбы между логикой и эстетическим воплощением, поскольку кажущаяся определенность может погасить блуждающую звезду.


Поза? Нет, отсутствие снобизма у художника, за плечами которого пейзажи Са-Нура, с осторожными тональными переходами, вкус которых был сразу отмечен ценителями искусства, автора занятных персидских мотивов, исканий "Нуво-арт-нуво", монументального цикла "Двенадцать колен Израилевых", художника, чьи работы находятся в собраниях государственных музеев — "Музее природы" в Иерусалиме, Астраханской государственной картинной галерее имени П. Догадина, в Одесском Доме-музее имени Н.К. Рериха, Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина, в Могилевском областном художественном музее имени П.В. Масленникова, в выставочном зале "Галереи А3″ (Москва), в Российском историческом и архитектурном музее "Новый Иерусалим" и в частных коллекциях многих ценителей искусства стран Европы и Америки.


Среди выставок последних лет (2010–2012 гг.) наиболее значительны персональные московские – в муниципальной «Галерее А 3» (что в легендарном Староконюшенном переулке), в Доме русского зарубежья имени А. И. Солженицына, Музее М. Цветаевой, Еврейском культурном центре «Марьина роща», Центральный Дом Художника... Едва ли не каждое из названных мест – знаковое, как воздух, – для творческого человека, чья юность прошла в Москве 1960-х.
Аркадий Лившиц родился в 1939 году в Киеве. С 1974 года он в Иерусалиме, стоял у истоков создания Объединения профессиональных художников Израиля, член правления с 2003 года.


Вызывает неподдельное уважение общественная деятельность Аркадия Лившица, направленная на продвижение творчества русскоязычных художников в Израиле. В 1987 году он был в ряду первых основателей деревни художников Са-Нур, затем выступил составителем выставки санурян в Кнессете (2006 г.). С 2003 года Аркадий Лившиц – член правления Объединения профессиональных художников Израиля, словом и делом поддерживал претворение в жизнь различных проектов организации. Выступил настоящим подвижником в осуществлении проекта «По следам Шагала» в Израиле, а кроме того, внес посильную лепту при сборе средств для установления мемориальной доски Шагалу в Санкт-Петербурге.


А еще... Аркадий Лившиц – человек, который реально – по автомобильным трассам и всяческим дорогам (которым в 1970-е было далеко до трасс) – объездил все «наделы» колен Израилевых. Четверть века он работал в Еврейском национальном фонде («Керен каемет леисраэль»), принимал участие в создании проектов Ботанического сада, парков Рамат-Рахель, Рамот, Гило, Парка Независимости, парков М. Бегина, И. Рабина, в честь 200-летия Америки, Канады, Иерусалимского леса и других искусственных лесов в округе Иерусалима.


Есть жизнь в искусстве. А есть просто жизнь, в которую вплетаются годы, отданные творческому воссозданию конкретной земли, по которой ступаешь ногой и не хочешь думать о «наделах», потому что мыслишь ее Израилем и мечтаешь, что каждая пядь этой земли – твоя...
Благословения и пророчества порой и в жизни сбываются: отчество Аркадия Лившица – Израилевич – сын отца Израиля.

Выставка живописи Аркадия Лившица "Впечатления в цвете" проходит под эгидой Объединения профессиональных художников Израиля, будет открыта до 30 июля.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.