РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
«Эта книга не придумана, она остро пережита…»
Поэзия
ГРИГОРИЙ КОЧУР И ЕГО «ИНТИНСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Публицистика
МАЛЕНЬКАЯ И… БОЛЬШАЯ СТРАНА
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
"Земля Израиля и В.В.Верещагин"(ч.1)

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Одесса как «мемуар в цвете»

Галина Подольская

 

Одесса как «мемуар в цвете»
Михаил Матусевич

26 октября в Хайфе в галерее «Гордон Колледж» (ул. Черниховского, 73, французский Кармель) откроется ретроспективная выставка Михаила Матусевича (1927 – 2007 гг.) – тонкого пейзажиста и портретиста, восемь лет назад ушедшего из жизни. Это вторая выставка после кончины художника, организованная по инициативе доктора Риммы Кравиц.


Михаил Матусевич родился в Одессе, где получил профессиональное художественное образование и сложился как человек сионистских убеждений. В 1974 году он приехал в Израиль – государство, в котором видел логическое продолжение смысла своей жизни.


Михаил Матусевич был по большому счету счастливым человеком, поскольку на этой земле помимо воплотившихся убеждений и представления о том, какой должна быть его жизнь в искусстве, он познакомился с женщиной своей судьбы. Состоялась встреча двух зрелых людей, ставших друг для друга ощущением новой жизни в новой стране. Римма горячо поддерживала все творческие начинания мужа, видя, как раскрываются новые грани личности ее супруга.


Михаил Матусевич был не только художником-живописцем, он обладал учительским даром и успешно преподавал в Народном Университете. Опыт этой работы позволил ему понять, что в стране строящейся культуры для того, чтобы стать ее частью, выходцам из СССР необходима стартовая площадка. Понимание внутренних процессов и особенностей культуры в Израиле со временем переросло в убежденность открыть собственную Галерею искусств. Большую чуткость в начинании этого непростого по тем временам дела проявила супруга художника. Так в центре Тель-Авива на улице Бен-Иегуды открылась галерея «Матусевич-Кравиц» - первая «русская» галерея, которая благодаря организаторским способностям и личностным качествам Михаила Матусевича очень скоро оказалась в центре внимания культурной общественности Тель-Авива.


Михаил Матусевич любил мир и людей, созидающих этот мир. Одним из его ближайших друзей стал доктор искусствоведения Григорий Островский, поддерживавший в прессе выставки, проводимые в галерее «Матусевич-Кравиц». Для многих художников-выходцев из СССР и постсоветского пространства маленькая галерея в центре Тель-Авива стала первым «выставочным залом» в Израиле, позволив профессионально обрести себя. Этому помогала творческая атмосфера в галерее, общение с людьми, близкими по духу и ощущению культурного пространства, наконец, сам город у моря, побуждавший к совместным пленэрам. Не случайно, несмотря на владение по сути всеми жанрами изобразительного искусства, пейзаж для Михаила Матусевича оставался жанром, в котором жила его душа. В некотором смысле работы художника аполитичны и представляют чистое созерцательное искусство - без привязки к политике и сионистским воззрениям. Вот почему в пейзажах Тель-Авива – по ощущению - есть нечто роднящее Тель-Авив и Одессу. Город с средиземноморскими акациями у Матусевича - словно «цвететущий в акациях город у Черного моря». Его Тель-Авив подобен «мемуару в цвете» из детства, отрочества, юности. Одесса – город, не уходивший из художественной памяти Михаила Матусевича, - город шестидесятника, вдохнувшего глоток свободы. Но этого «глотка» там оказалось недостаточно. И Тель-Авив эмоционально продолжил его.

Ревекка Вайс-Блок, куратор выставки в галерее «Гордон Колледж», замечает по этому поводу: «До последних дней Михаил Матусевич «носил» в себе Одессу – не ее величественные особняки, а узкие улицы и дворики, где жили евреи. Когда художник бывал в Иерусалиме, его также привлекали узкие улочки Меа Шеарим. Даже городские пейзажи, пронизанные любовью к Тель-Авиву - городу с многоцветными рынками, - зрительно перекликаются с городом, в котором он сложился как живописец.


Стиль Михаила Матусевича описательный, с соблюдением точности в деталях и богатой цветовой гаммой. Излюбленный композиционный – «принцип открытой двери», когда дорога и все вокруг приближается к зрителю «по нарастающей». Дорога из дальнего плана становится ближним, останавливая внимание зрителя на домах и людях. Один и тот же кораблик может быть увиден как с морского побережья, так и с возвышенности, часто используется пастозный прием.
Акварели Матусевича отличаются виртуозностью владения водяными красками, когда прозрачное пятно задает характер будущей работе.


К давней традиции живописцев восходит работа «Автопортрет в берете». Художник изображает себя на фоне книжного ряда, подчеркивая тем самым роль книжной культуры в атмосфере, взрастившей его как художника. Книги по изобразительному искусству были его страстью и со временем сложились во впечатляющую коллекцию, которая помогала ему и коллегам его круга совершенствоваться в области истории искусства».
Кроме того, на выставке представлены работы Михаила Матусевича одесского периода, израильские работы - ранние пейзажи, многие из которых посвящены городам, увиденным художником во время путешествий за границу, портреты. Большая часть работ выполнена на холсте маслом.

Работы художника находятся в коллекциях ценителей искусства многих стран. В 2003 году работа маслом «Весенний мотив» была подарена Михаилом Матусевичем Музею природы в Иерусалиме, и ныне находится в постоянной экспозиции «Пейзаж Израиля» - в ряду работ Объединения профессиональных художников Израиля. Одна из акварелей 1970-х гг. находится в Одесском Доме-музее имени Николая Рериха.

Выставка работ Михаила Матусевича инициирована вдовой – доктором Риммой Кравиц, куратор - Ревекка Вайс-Блок.
Открытие выставки – 26 октября в 19.30 («Гордон Колледж», ул. Черниховского, 73, Хайфа). Выставка открыта для посетителей: воскресенье – четверг: 10.00 – 17.30; пятница: 10.00 – 12.00.

 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.