«Русское эхо» №20
В.И.Вернадский. Путь к ноосфере
12 марта 2008 года исполнилось 145 лет со дня рождения В.И.Вернадского. Год его 125-летнего юбилея (1988) был объявлен ЮНЕСКО годом его имени.
В энциклопедическом словаре читаем:
Вернадский В.И. (1863-1945), основатель геохимии, биохимии, радиологии. Академик Петербургской АН с 1912г., профессор Московского университета с 1898г. Один из организаторов и председателей КЕПС (Комиссии по изучению естественных производительных сил России) в период с 1915 по 1930 годы. Организатор и директор Радиевого института (1922-1939).Создатель биохимической лаборатории (1929). Первый президент АН Украины (1919).
Впечатляющий перечень!
К тому же Вернадский владел 14-ю языками.
Крупнейший учёный и мыслитель ХХ века, он и сегодня, в начале ХХ! века, воспринимается как человек, чьи достижения в науке не только не утратили своей значимости, но, более того, приобрели особую актуальность, что связано прежде всего с идеей ноосферы и теми выводами, которые из неё следуют.
В Вернадском, во всей его научной и общественной деятельности нашла своё живое воплощение мысль Маркса о неизбежном слиянии в будущем наук естественных и гуманитарных в единую науку о человеке. Вернадский принадлежал к тому типу учёных, которому наука помогала разобраться в характере явлений общественной жизни. Именно научный подход к оценке происходящего в стране и в мире помогал ему за сиюминутным, преходящим, порой отталкивающе негативным видеть суть явлений и их значение для будущего России, всего человечества.
Воспитанный на идеях декабристов, Вернадский был знаком с лучшими людьми разночинной революционной интеллигенции. В университетские годы (1881-1885) участвовал в деятельности Научно-литературного общества, секретарём которого с 1884г. был Александр Ульянов.
В 1887г. выдержал магистерские экзамены сразу по трём дисциплинам: минералогии, геологии и аналитической химии.
Посвятив себя науке, не отгораживался от общественной деятельности.
1892г. Из дневника: «Много времени отдал организации борьбы с голодом в Тамбовской губернии, для чего удалось получить денежную помощь из Франции. Занимался и земской деятельностью».
В1911г., будучи профессором Петербургского университета, ушёл в отставку в знак протеста против притеснений студенчества.
В эти годы быстрое экономическое и культурное продвижение страны он считал возможным на путях беспрепятственного буржуазного развития. Это обусловило его политическую позицию на левом фланге партии кадетов.
Кадеты (конституционные демократы) – партия народной свободы, основана в октябре 1905г. Была ведущей буржуазно-монархической буржуазной партией в России. Кадеты были сторонниками конституционной парламентской монархии, буржуазных свобод, частичного отчуждения помещичьих земель. В марте 1917г. выступили за республиканский строй. После февральской революции входили в состав Временного правительства. Партия состояла из представителей буржуазной интеллигенции и либеральных помещиков.
Революция, гражданская война поставили перед учёным непростые вопросы. Он боялся революционных потрясений. Но критерием оценки политических сил для него была их способность обеспечить возможность успешного развития страны. Это определяло его политическую позицию.
1
В ноябре1917г. Вернадский делает запись в дневнике: «Несомненно, в большевистском движении очень много глубокого, народного».
В ноябре 1919г., будучи на территории, занятой Деникиным, он пишет из Ростова: «Мне представляется сейчас огромной опасностью то, что Добровольческая армия стремится неуклонно к реставрации. Стоит ли тогда её поддерживать? Не легче ли и не проще ли идти через большевизм, добившись для него мира?
В Добровольческой армии, по моему мнению, нет идейного содержания, кроме восстановления старого. Все другие части её программы – несерьёзные приманки… Будущее становится всё более грозным и безнадёжным».
Снова дневник – декабрь 1919г.: «Мне кажется, что все правые течения потерпели окончательное фиаско».
Запись, сделанная уже в 1920г.: «Реставраторы политического строя старой России и идеологи старых задач интеллигенции… явно не имеют будущего».
С этим временем связана легенда о том, что из Англии за ним был прислан специальный корабль, чтобы увезти в Лондон. Но Владимир Иванович отказался покинуть Россию.
Факт не документирован, но легенды не возникают на пустом месте. Что-то в этом есть.
5 января 1921г., уже после бегства Врангеля из Крыма (14 ноября 1920г.), Вернадский получил удостоверение на право проезда вместе с семьёй первым санитарным поездом, отходящим из Симферополя в Москву. Переезд продолжался около месяца. 8 апреля Вернадский приезжает на свою прежнюю квартиру в академическом доме на Васильевском острове в Петрограде. По приезде он единогласно избирается директором Геологического и Минералогического музея АН. Одновременно руководит Минералогической лабораторией, Радиевой лабораторией, которая вскоре преобразуется в институт. Его директором назначается Вернадский.
В 1922г. он принимает приглашение ректора Сорбонны П.Аппеля прочесть курс лекций в качестве приглашённого профессора. Академия наук даёт согласие на командировку, и Вернадский выезжает за границу с женой и дочерью.
В 1923г. он обращается в АН с просьбой о продлении командировки для завершения проводимой научной работы. Командировку продлили. Однако в августе 1924г. от имени Конференции АН Вернадскому было предложено вернуться к 1-ому сентября текущего года. Но ещё до этого, 5 июня 1924г. ему за границей была выделена из фонда Розенталя максимальная дотация в 40 тысяч франков для завершения работы по вопросу о биологической энергии. И Вернадский обращается в АН с письмом, в котором, в частности, пишет:
«Вся научная работа по самой сути своей связана с свободным суждением свободной человеческой личности, и, как мы знаем из истории знания, она творит только потому, что учёный в своих исканиях идёт по избранному им пути, не считая равноценными своему суждению ничьи суждения или оценки. Вся история науки доказывает на каждом шагу, что в конце концов постоянно бывает прав одинокий учёный, видящий то, что другие своевременно осознать и оценить не были в состоянии. Примат личности и её свободного ни с чем не считающегося решения представляется мне необходимым в условиях жизни, где ценность отдельной человеческой личности не сознаётся в сколько-нибудь достаточной степени.
Я вижу в этом возвышении отдельной личности и в построении деятельности только согласно её сознанию основное условие возрождения нашей Родины».
В письме выражена мысль, имеющая принципиальное значение для определения характера взаимоотношений научной интеллигенции и власти.
2
Возможно, именно пренебрежение этим положением со стороны властей в конечном итоге отрицательно сказалось на определении путей преодоления возникших кризисных явлений в экономике Советского Союза и способствовало развитию диссидентских настроений в среде интеллигенции.
К письму Вернадского АН отнеслась с пониманием, хотя и не сразу. 1-го октября 1925г. Владимир Иванович вновь был включён в список сотрудников Академии, получающих штатное содержание. Вернулся с семьёй он в марте 1926г, уже в Советский Союз.
В дальнейшем Вернадский неоднократно выезжал за границу и для научной работы, и для лечения. Он выезжал в Германию, Францию, Голландию, Чехословакию. Последний раз он вернулся из Праги в ноябре 1936г.
Годы возвращения были для учёного годами напряжённой работы и больших научных достижений. Но известно, какими непростыми и неоднозначными были 20-30 годы в стране. Отзвуки событий этого времени встречаем в дневниковых записях 1941г., опубликованных в 1988г. И в центре – снова о свободе мысли.
13 июня 1941г.: «Вчера у меня ясно сложилось представление о свободной мысли как основной геологической силе. Развить в ноосфере».
16 июня 1941г.: «Невольно мысль направляется к необходимости свободы мысли, как основной направляющей, равноценной основной структуре социального строя, в котором личность не является распорядителем орудий производства Равенство всех без этого невозможно (т.е. без общественной собственности). Но оно и невозможно без свободы мысли.
Наш строй это ярко показывает, когда миллионы людей превращены – «на время» – в заключённых: своего рода рабство. В конце концов великие идеи, выросшие в науке, искажаются. Надо пересмотреть с этой точки зрения Маркса: он ясно видел, что мысль человека создаёт производительную силу.
Ещё больше и глубже это проявляется в ноосфере. Но для этого необходимое условие – свобода мысли».
Но не всё так однозначно.
Запись от 21 июня 1941г.: «Любопытны последствия широкого развития – хотя и без свободы мысли – национального духовного творчества – музыки, искусства, литературы всех народов, заселяющих Союз».
Да, успехи были, и успехи несомненные. Но, исходя из опыта последующих десятилетий, можно с уверенностью утверждать, что отсутствие свободной мысли в конце концов не могло не сказаться, породив лицемеров и конъюнктурщиков.
А вот дневниковая запись от 29 июля 1941г. – о бюрократизме: централизация, которая требует утверждения каждой мелочи центральной властью, «порождает фактически власть секретарей /технических/ и аппарата…»
«Власть секретарей и аппарата…» – не всегда достаточно компетентных, но часто беспринципных и амбициозных.
Особый интерес представляют записи, сделанные после начала Великой Отечественной войны.
30 июля1941г.: «Принципы большевизма здоровые; трутни и полиция – язвы, которые вызывают гниение, – но здоровые основы, мне кажется, несомненно преобладают».
5 августа 1941г.: «Сейчас исторически ясно, что, несмотря на многие грехи и ненужные – их разлагающие – жестокости, в среднем они (большевики) вывели Россию на новый путь».
3
16 ноября 1941г.: «Три-четыре факта бросаются в глаза, резко противоречащие словам и идеям коммунизма:
…истребление ГПУ и партией своей интеллигенции – людей, которые делали революцию, превратив её в своеобразное восстановление государственной мощи русского народа, – с огромным положительным результатом. Партия «обезлюдилась», и многое в её составе – загадка для будущего… При этих условиях смерть Сталина может ввергнуть страну в неизвестное».
28 ноября 1941г.: «…реальные условия жизни вызывают колоссальный приток всех воров, которые продолжают лезть в партию…» Это результат «уничтожения цвета людей своей партии».
Партия «обезлюдилась» – провидческие слова учёного. Поэтому-то те люди, которые оказались после смерти Сталина у руля страны, смогли лишь попытаться сохранить то, что получили в наследство. Но они не были способны адекватно отвечать на вызов времени, пойти по пути реформ и развития, приведя в конце концов страну к развалу. Таковы отдалённые последствия сталинских репрессий.
В мае 1926г. в Ленинграде вышла работа Вернадского «Биосфера». Книга, по его собственным словам, имела большой успех.
Публикация этой работы знаменовала появление новой науки – учения о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения.
Сам термин «биосфера» был введён Э.Зюссом ещё в 1875г. Но учение о биосфере было создано В.И.Вернадским.
Вся живая оболочка нашей планеты, весь животный, растительный, бактериальный мир, и ещё больше – вся среда жизни: суша, реки, озёра, океаны – всё это биосфера.
В работе Вернадского говорится, что биосфера – единственная область земной коры, занятая жизнью. Жизнь может проявляться в определённой среде, в определённых физических и химических условиях. Этим условиям отвечает биосфера, которая составляет верхнюю оболочку, или геосферу, нашей планеты.
Существование организмов невозможно без источника, откуда они берут нужные для питания и дыхания вещества. В связи с этим можно определить верхний и нижний пределы поля жизни. Жизнь не может зайти за пределы стратосферы, кроме человека в космосе. Именно озоновый экран, поглощающий космические коротковолновые излучения, является границей возможной жизни. Фактически организмы распространяются ниже его границы.
До 5км, в редких случаях до 10км, с потоками воздуха, с пылью могут подниматься в атмосферу мельчайшие споры и микроорганизмы. Из птиц только кондор поднимается до 7км. В горах на высоте 8 км наблюдались тли; бабочки встречались ниже, на высоте 6 км; цветковые растения поднимались до 6,5.
Лишь тонкий слой атмосферы, исчисляемый десятками метров, переполнен жизнью.
Нижняя граница определяется температурными условиями Земли. Температурная граница не превышает 100 С. В среднем можно считать, что глубже 3км от земной поверхности живые существа в их современном виде существовать не могут.
В океане возможна жизнь (плавающих животных и бактерий) до глубины в 7км. В почвах граница жизни определяется глубиной, на которую проникает свободный кислород, – несколько глубже10м (на болотах только 30см).
4
Учение о биосфере стало основой, фундаментом для совершенно новой идеи – идеи о ноосфере.
Понятие «ноосфера» ввели в 1927г. французский математик и философ Е.Ле-Руа и его друг Тельяром де Шарден, геолог и палеонтолог, на основе положения Вернадского о биогеохимической основе биосферы. Но они понимали ноосферу только как ступень развития сознания, не учитывая всей мощи активной преобразующей силы деятельности человека.
Создав на основании изучения геологии, минералогии, кристаллографии, геохимии, биогеохимии учение о биосфере, Вернадский приходит к осознанию геологической роли человеческой деятельности на планете.
«Впервые, пишет Вернадский, человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты – в общем, всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты».
Сфера Земли, охваченная деятельностью человека, – это и есть ноосфера, сфера разума. Осознание этого меняет характер требований к деятельности человека, к его образовательному и культурному уровню, что предполагает повышение чувства ответственности за возможные результаты его практической деятельности, за судьбу всей планеты.
12.12.1930г. Вернадский делает доклад в обществе естествоиспытателей в Ленинграде, в котором, в частности, было сказано: «Лишь со временем выступления в биосфере цивилизованного человечества один организм оказался способным одновременно вызывать разнообразные химические процессы, но он достигает этого разумом и техникой, а не физиологической работой своего организма». В этом суть ноосферы. Поэтому так важно «знать закономерности жизненных процессов, взаимосвязанных с планетарными круговоротами веществ, взаимоотношения человечества и окружающей его природы – воздуха, воды, растительного и животного мира и биосферы в целом, чтобы противостоять последствиям гипертрофии техники, урбанизации, перенаселённости».
В 1936г. Вернадский пишет работу «Научная мысль как планетное явление (не опубликована). В ней говорится: «Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого в ней по мощности и общности. Он научно установлен на протяжении 20-30 тысяч лет, но ясно проявляется со всё ускоряющимся темпом в последнее тысячелетие».
Само появление человека на Земле – это новый этап в развитии жизни планеты. Вначале человек только пользуется готовыми дарами земли. В процессе своего развития человек уже стремится не только завладеть ими, но и овладеть силами природы (вода, ветер). Чем дальше, тем активнее человек вмешивается в окружающую природу (распашка земель, вырубка деревьев, осушение болот и т.д.), стремясь изменить её в соответствии со своими нуждами. Решая свои сиюминутные проблемы, человек далеко не всегда задумывается об отдалённых последствиях своего вмешательства в природу. И в результате сегодня человечество столкнулось с проблемами сохранения экологического баланса биосферы (см. приложение «Некоторые современные проблемы сохранения экологического баланса биосферы и её крупных регионов»).
Ещё в 1921г. Вернадский писал: «Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию… Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которая неизбежно должна ему наука? 5
Учёные не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного процесса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества».
Какой же должна быть эта «лучшая организация всего человечества»?
В октябре 1944г. в журнале «Успехи биологии» была напечатана последняя работа В.И.Вернадского. Это была статья «Несколько слов о ноосфере».
В декабре 1943г., ещё, видимо, работая над статьёй, Вернадский делает запись в дневнике: «Я весь под напором мыслей – над направлением исторического процесса».
Статья явилась как бы итогом его трудов и размышлений о «лучшей организации всего человечества», о перспективах развития сферы разума – ноосферы.
Некоторые положения статьи «Несколько слов о ноосфере».
1.Традиционное понимание геологии должно быть дополнено её геохимическим и биогеохимическим пониманием, охватывающим как косную, так и живую природу.
2.В науке надо, оставляя в стороне всякие философские искания, опираться «только на точно установленные научные и эмпирические факты и обобщения».
Исходя из такого подхода, Вернадский вместо понятия «жизнь» вводит в качестве научного, эмпирического обобщения всех бесспорных фактов понятие «живое вещество» как «совокупность живых организмов».
3.Все живые организмы «неразрывно и непрерывно связаны – прежде питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой. Вне её в природных условиях они существовать не могут». Об этой своей неразрывной связи с биосферой планеты современный человек не должен забывать.
4.В ходе геологического времени живое вещество эволюционирует, т.е. изменяется морфологически, что проявилось в эволюции видов – растений и животных, в том числе и человека.
5.Ещё в середине Х!Х в. последователи Ч.Дарвина пришли к выводу, что «эволюция живого вещества идёт в определённом направлении».
Дана (1813-1895), младший современник Дарвина, писал, что в ходе геологического времени (приблизительно 2 млрд лет) наблюдается (скачками) усовершенствование – рост центральной нервной системы (мозга) и уже «достигнутый уровень мозга в достигнутой эволюции не идёт вспять, только вперёд». Наступает, как сказал геолог А.П.Павлов (1854-1929), антропогенная эра, т.е. человек становится могучей геологической силой.
6. В ХХ в. человек впервые узнал и охватил всю биосферу, расселился по всей поверхности Земли. «Человечество своей жизнью стало единым целым».
«Человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом трудом… В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймёт это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление» (Вернадский).
7. «Биологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей… Нельзя, пишет Вернадский, безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы…В историческом состязании… побеждает тот, кто этому закону следует».
6
Далее в статье говорится, что исторический процесс коренным образом меняется. Интересы народных масс и свободной мысли личности впервые в
истории человечества становятся мерилом его представлений о справедливости. Перед человечеством, «перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».
Это новое состояние биосферы, к которому человечество приближается, и есть «ноосфера». «Историк и государственный деятель только подходят к охвату явлений природы с этой точки зрения», – утверждает учёный.
Из чего же конкретно должен исходить историк и государственный деятель в условиях становления ноосферы? Постараемся осмыслить сказанное Вернадским.
1.Всё в природе взаимосвязано.
2.Эволюционный процесс необратим, т.к. обусловлен совершенствованием центральной нервной системы.
3. Войны должны быть исключены из жизни человечества, иначе самоуничтожение – неизбежно.
4.Идеи единства и равенства людей не выдумка гуманистов. Это – закон природы.
5. Человечество, став мощной геологической силой, породило вопрос о необходимости перестройки биосферы в интересах всего мыслящего человечества, что на практике предполагает планирование мирового хозяйства.
Этот вывод Вернадского созвучен мысли Маркса, что условия жизни в конечном итоге будут подчинены контролю всеобщего интеллекта и преобразованы в соответствии с ним» (М., Энг. Соч. т.46, ч.2, с.215).
Международный договор о нераспространении ядерного оружия, Соглашение по экологии в Киото – первые шаги в нужном направлении. Вынужденность их принятия свидетельствует о неизбежности развития этого процесса.
6.Равенство всех возможно лишь при условии, если «личность не является распорядителем орудий производства» (т.е. при отсутствии частной собственности).
Уничтожение частной собственности для Маркса – это, прежде всего, избавление человека от эксплуатации.
Для Вернадского избавление от частной собственности – путь к спасению планеты.
Вектор движения мысли у обоих учёных совпадает. И это знаменательно. Оправдывается высказанная когда-то Лениным мысль, что естествоиспытатель приходит к идеям социализма через данные своей науки. Отрицание частной собственности – движение к социализму.
Дневниковые записи Вернадского, уже приводимые ранее, помогают более конкретно понять пути грядущей перестройки биосферы.
Частная собственность – эффективный инструмент развития экономики. Но частная собственность исключает равенство. Равенство возможно лишь при отсутствии частной собственности. Но этого недостаточно. Нужна ещё и свобода мысли. При отсутствии частной собственности её роль и значение в обществе возрастает. Отсутствие свободы мысли ведёт к бюрократизации жизни общества, «окостенению» государственной системы, утраты способности к развитию. Свобода мысли содержит в себе «антивирус» бюрократизма, создаёт гибкую систему мотиваций, способную к обновлению и развитию, направляя общественную энергию на созидание. Кроме того, свобода мысли помогает отслеживать и анализировать процессы, происходящие в общественном сознании. И делать выводы. 7
Свобода мысли создаёт наиболее благоприятные условия для развития науки – основной силы строительства ноосферы.
О значимости науки, в широком смысле – культуры Вернадский писал в разные годы своей жизни.
1884г., дневник: «Сама жизнь начинает требовать научных знаний, более широкого кругозора и больше поступков бескорыстия».
1914г., из статьи «Письма о высшем образовании в России»: необходимо «распространение единой культуры или во всяком случае доступность единой культуры для всех стран и для всех народов, для всего человечества».
1893г., из письма жене: «Есть единственная возможность сделать культуру прочною – это возвысить массы, сделать для них культуру необходимостью. Для меня один выход для достижения и развития высших форм сознания – это устройство общества в демократию».
Т.е. развитие высших форм сознания – основной силы строительства ноосферы, возможно лишь через демократию. Но путь в демократию лежит через культуру (в узком смысле – через образование). Демократия и культура взаимообусловлены.
Демократия не торжество индивидуализма. Демократия – утверждение приоритета общих интересов на основе общественного согласия. Это этап развития общества. До него надо дорасти. Пытаться «навязать» демократию, тем более силой, – кровавый абсурд.
Демократию нельзя отождествлять с правами человека, которые являются лишь её составляющей. А составляющая прав человека – свобода, говоря о которой стоит помнить строки из американской конституции ещё 1791г.: «Свобода есть право делать всё то, что не вредит другому».
В августе 1944г. Вернадский пишет своему сыну Георгию: «Я очень рад, что очень ярко и просто выразил мою мысль о ноосфере, как синтез природного и исторического процессов…».
Долгое время естественные и общественно-исторические науки развивались как бы независимо друг от друга. Вернадский, познавая мир как естествоиспытатель, увидел в них нерасторжимую связь. Он убеждён: «Процессы, подготовлявшиеся много миллиардов лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдёт в ноосферу, т.е. в жизни народов, её населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие».
В статье «Размышления натуралиста» Владимир Иванович пишет: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте».
Таков путь крупнейшего учёного и мыслителя к ноосфере.
ЛИТЕРАТУРА
1.В.И.Вернадский. Несколько слов о ноосфере. Интернет.
2.Основы концепции ноосферы В.И.Вернадского. Интернет.
3.Прометей 15. «В.И.Вернадский. Материалы к биографии». Москва. 1988.
4.Общая география. Учебник. 1999.
5.Советская пресса, 1988.
8