РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Евгений Мухорлян

Пространство, равное жизни и мастерству

Художник – тот, кто видит вещи <...>
такими, каков он сам.

Эрнст Неизвестный

Этот путь к себе в своем творчестве не был для художника Евгения Мухорляна простым, поскольку каждая грань бытия современной ему эпохи становилась собственной. Но графика и живопись всегда были рядом, помогая черпать себя в искусстве.

Просто жизнь

Евгений Мухорлян родился в 1935 году. И началась просто жизнь, поначалу похожая на жизнь многих в его поколении. Своих родителей не помнит. Его детство прошло в годы войны в эвакуации в детских домах Средней Азии. На письма, посланные Евгением уже в период службы в армии во Всесоюзный розыск, ответа так и не поступило. Пропали и вложенные в них детские фотографии...

Но всепоглощающая тяга к рисованию, казалось, родилась в нем с первым карандашом, который попал к нему в руки. Мальчишкой он начал заниматься рисунком у преподавателя Токмакского детского дома. На конкурсе юных художников в честь 25-летия советской Киргизии получил первую премию – поездку на горный курорт Иссык-Ата – место поразительной красоты, расположившееся среди множества горячих источников, словно вырывающихся на поверхность земли у подножия гор Киргизского Алатоо в окрестностях Бишкека. И по сей день не иссяк поразивший сознание мальчика священный источник Иссык-Ата – тот самый, что упоминается еще в рукописях средневековых историков и путешественников по Великому Шелковому Пути. А на скале, вблизи животворного источника и ныне внемлет миру древнее изображение Будды целителя...
Не там ли исцелилась и душа подростка? И случилось нечто очень важное – то, что станет будущей судьбой?

– Я выходил смотреть на всю эту красоту, которая сверкала на солнце. И это был живой мир, который сиял так, что хотелось схватить все его изменяющиеся отсветы... Там у источника я впервые увидел одного настоящего художника. Он стоял и писал с натуры – настоящими масляными красками, которые даже пахли не так, как акварельные... Потом – художественное училище во Фрунзе; Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной, изучение и копирование подлинников старых мастеров: Микеланджело, Боттичелли, Тьеполо, Рембрандта, выдающихся русских художников – Егорова, Шебуева, Варнека, Бруни; работа дизайнером по судам на подводных крыльях в Нижнем Новгороде, на заводе Полиграфмаш в Ленинграде...

За дизайнерскую разработку строкоотливных машин в полиграфической промышленности Евгений Мухорлян, член Союза дизайнеров СССР, был удостоен Золотой медали ВДНХ. Предложенный им и внедренный в производство типажный ряд строкоотливных машин «Россия» экспонировался от Советского Союза на международных выставках в Австрии, Венгрии, Англии, Бельгии,
Болгарии, Германии, Италии, югославии, Чехословакии.

Но параллельно «строкоотливному» дизайну «отливалась» и другая грань эстетического дарования Е. Мухорляна – вобравшая лирическую грань его творчества. Именно в этот период художник много работает над городским пейзажем. Рождаются в цвете сказочный Таллинн, Великий Новгород, старый Суздаль, Псков, Подол – тот, что над Днепром, музей под открытым небом.

Автобиографичность как принцип творчества

Творчество Евгения Мухорляна обладает одним качеством: каждая из его работ по сути автобиографична. «Автобиография» диктует «биографию» задуманной работы, которая, в свою очередь, обретает этическое звучание и эстетическую неповторимость личной принадлежности. Таков цикл рисунков к «Божественной комедии» Данте и грандиозное полотно маслом «Чистилище» (два с половиной на полтора метра) – в колорите старых мастеров.

И все-таки наиболее показательна в этой связи графика Е. Мухорляна, стремительность которой подобна естественному продолжению судьбы самого художника.

Обратимся к его работе «Наш век», воплощающей реакцию художника на события современности. Работа монументальна. Тематически драматична. Графическое пространство листа композиционно завершено, рисунок лаконичен, ничего лишнего. Художник вступает в напряженный диалог со зрителем, эмоциональный, захватывающий, взрывоопасный. Работа построена на деформации изображенных фигур, подчеркивающей безумный полет в раскаленное пространство цивилизации натужного человеческого бытия. Но в этой художественной бездне – экспрессия памяти, в которой художник растворяется до самоотречения, читаемого в самом изломе линий как самоощущений. Эта сильнейшая романтикоэкспрессионистическая волна ощущений спрятана в эстетически строгой форме, живущей в «воздухе белого листа» (В. Фаворский).

В зрительно чарующем, но застывшем каменном мире графической работы «Демон» заключено Зло. Могучий, но бессильный в замкнутом пространстве, полный страсти, но бесчувственный ко всему, он сдавлен скалами и не может расправить крыл.

Это ощущение амбивалентности бытия переходит на новый эмоциональный виток в работе художника, посвященной памяти В. Высоцкого:

Вдоль обрыва, по-над пропастью,
по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю...
Что-то воздуху мне мало – ветер пью,
туман глотаю...
Чую с гибельным восторгом: пропадаю!
пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые, –
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

«Кони привередливые» Мухорляна летят над пропастью, символизируя ураганным полетом неотвратимую близость конца человеческого пути. Трагическая безысходность судьбы – в самой закольцованности композиции, пластике схваченных движений коней, чующих неминуемую беду и содрогающихся от «злых голосов ангелов». И неожиданные ракурсы – с переливами от насыщенных тональных пятен, весомо-невесомых линий, сталкивающихся в прогибе гитары с порванными струнами. В этом энергетическом максимализме – всё по В.Высоцкому:

Хоть немного еще постою на краю...

Но этот «край пропасти» в Израиле неожиданно приобретает художественную неисчерпаемость в воплощенном им древнем Иерусалиме. Здесь привычное цепляется за непривычное, а кажущееся вовсе не кажется. И бесконечен Иерусалим, согретый дыханием художника. В эстетическом восприятии Е. Мухорляна герои священного града живут своей поэтико-эпической жизнью, дарованной как жизнь в веках. Не потому ли скрипка, лежащая на плече старика-еврея, так и выводит свой мотив? А шофар, обращенный к небу, не перестает звучать? Не потому ли созданные Е. Мухорляном типажи хоть и незнакомы, но кажутся такими, что жили всегда? Таков его Иерусалим – с улочками, ведущими к Храму трех религий сквозь арабские выкрики, словно вырывающиеся из-за развешанных между рядами полихромных восточных тканей и пестроты прочего товара, разложенного по лестницам заносчивости. И всё это мелькает на пути к Стене Всепрощения, способной вобрать в себя человеческие слабости...

Неприкасаемая

Евгений Мухорлян работает в разных художественных жанрах и техниках. Полны гармонии его пейзажи Святой земли. В них всегда много цвета и света. И все-таки ведущая роль в творчестве Евгения Мухорляна принадлежит пастельному портрету. Это «Портрет девушки», «Созерцатель», «Утро» (портрет девушки), «Автопортрет». Их запоминаешь сразу по особому свечению золотисто-розовых призрачно мерцающих тоновполутонов – точных, подобранных с тем интуитивным чутьем по отношению к цвету, который, раз избрав, изменить нельзя. Цветовые обертоны пастели не сливаются, не заглушают друг друга, но словно повисают в воздухе, как мельчайшие песчинки. Они просвечивают сквозь пространство, погружая в бархатистую глубину, которая, притягивая, уже не отпускает. Наверное, такая «невозможная» чистота гаммы мыслима лишь при первозданном нанесении цвета, за которым просвечивает Дух.

В этой связи уместно напомнить о забытой в Израиле технике пастели – одной из любимых техник Леонардо, хотя нынче любители парадного блеска и называют ее «падчерицей графики и живописи». Для Е. Мухорляна, получившего школу в России, пастель по-прежнему остается среди «детей любимых», унаследовавших лучшие качества от своих «именитых родителей». Кстати, миф о хрупкости и недолговечности пастельных работ давно опровергнут самой историей живописи. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Получается, что не подвержена тлену времени, поскольку представляет собой природный пигмент. Основных цветов 5–7, а всех изменений этих цветов, наверное, и не сосчитать. Единственный «каприз» – облетает, как одуванчик. В пигменте нет растворителя! И тогда можно потерять чудо. Пастель не терпит прикосновений, но, неприкасаемая, она продолжает жить, не застывая на холсте или бумаге. Вот почему пастельные работы нужно обязательно помещать под стекло. Впрочем, жертва незначительная, если ты уже
полюбил «одуванчик»...

В России первый пастельный портрет появляется в годы царствования Елизаветы Петровны. Художники-романтики ценили легкое, свободное исполнение, импровизацию, острые, метко схваченные образы, поэтому пастель с ее россыпью выразительных средств полюбилась многим портретистам первой четверти XIX века. В Государственной Третьяковской галерее собрание графики XVIII – начала XX века насчитывает около

800 пастелей, первые из которых были приобретены еще П. М. Третьяковым. Кстати, последнее десятилетие знаменует взлет интереса к пастели, отмеченный выставками пастелистов в СанктПетербурге, Москве и других городах России.

В Израиле – ситуация иная, поэтому очень важно, что пастельные работы Е. Мухорляна начинают свой «выход» в пока еще ориентированный на парадное масло израильский «свет». Но «выход» этот столь изыскан, что покоряет самый искушенный вкус.

Пастельные портреты Е. Мухорляна чем-то перекликаются с работами мастеров Серебряного века, соединяя в себе их живописные и графические возможности: легкость, импровизационность, беглость рисунка, богатый колорит, привлекая интимностью внутреннего мира. Особенно в этом смысле показательна работа «Утро», ассоциирующаяся у художника с юностью в образе обаятельной девушки в широком пеньюаре с голубой оборкой, русым ливнем волос. «Рыжая» – этакая синеглазая толстуха, фамильярно заломившая руку за копну волос. Благороднобезупречные типажи, словно сошедшие с фресок великих флорентийцев, – «Созерцатель». Но разные по характеру, пастельные портреты Е. Мухорляна камерны. Эта камерность пока непривычна для Израиля. На фоне израильского изобразительного искусства она, как тайна другой ментальности, постигаема не столько разумом, сколько чувством.

Король умер. Да здравствует король!

В 1995 году Евгений Мухорлян разработал проект шахмат на историческую тему. В 1997 году шахматы были выполнены в фарфоре.

Известно, что в шахматы играют по-разному. Стефан Цвейг в своей «Шахматной новелле» вывел ситуации собственной жизни как игры с судьбой, совсем как в персидском «шах» и «мат». Но шахматы еще и часть культуры и предмет искусства человечества. Шахматы вырезали из слоновой кости, разных цветов мрамора и пород дерева, отливали из бронзы и олова. Существуют эксклюзивные варианты из уральских камней (оникса, яшмы, змеевика), наконец, из фаянса и фарфора. Потом их просто выпускали на поточной линии из пластмассы. И сохранились проволочные шахматы Гулага... Однако особое направление в создании коллекционных шедевров представляют историко-тематические шахматы, к примеру, холмогорские, запечатлевшие битву римских легионеров с турками, «Жизнь Петра», «Бородино».

Фарфоровые шахматы Евгения Мухорляна тоже на историческую тему – «Соломон и Сулейман». Шахматы оригинальны по форме. Каждая фигурка несет в себе характерный, броский, художественно запоминающийся, оригинальный образ. Величественный иудейский «король» – царь Соломон. Томно-грациозны фигурки его жен – соломоновские «пешки». Белым фарфоровым иудеям противопоставлено «мусульманское войско» во главе с самонадеянным Сулейманом, сопровождаемым изящными темнокожими «пешками»-наложницами, словно застывшими в сладострастном танце. Белая иудейская «ладья» – это синагога с изображением скрижалей с четырех сторон. А мусульманская «ладья» – мечеть с золотым полумесяцем. Самобытны и фигурки «коней», поскольку они лишь по клеточному полю ходят как «кони», а на самом деле это верблюды с восседающими на них всадниками. «Кониверблюды» сверху покрыты праздничными попонками с золотым орнаментом. А рядом – преданные «офицеры-слоны».

Вот такие они, белые и черные, точнее, – из белого и коричневого фарфора с введением золотых и платиновых элементов, выделяющих короны, скрижали, купола и тонкость золотящегося орнамента, украшающего фигурки. При этом каждую из них можно рассматривать как самостоятельную законченную миниатюрную скульптурку.

По-персидски «шах – мат» дословно означает «властитель умер». Как предмет искусства, созданный для гениальной игры, они продолжают жизнь в веках в мировой культуре, включая и современное израильское искусство, а потому – «да здравствует король»!

Исцеление

Е. Мухорлян репатриировался в Израиль с семьей в 1990 году. Проживает в Кирьят-Шмоне. Он член Союза художников Израиля, член Объединения профессиональных художников Израиля. Его работы находятся в частных коллекциях Израиля, Франции, США и России.

Евгений Мухорлян вносит в израильское изобразительное искусство ту яркость своей индивидуальности, которая отличает искусство по большому счету – независимо от шахматных игр и привередливых ходов времени. Это просто поющие струны, которых не порвать, когда всё успеть – и дожить, и допеть, пусть у пропасти на краю...

И сияют написанные им портреты, которые, увидев однажды, не забыть по свечению призрачно мерцающих оттенков, повисающих в воздухе как мельчайшие песчинки, как солнечные отсветы священного источника Иссык-Ата. Они просвечивают сквозь пространство, равное жизни и мастерству художника, которое, притягивая, не отпускает... и исцеляет...
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.