Леонид Окунь
Дерево продолжает жить
Еврейское искусство развивалось таким образом, что мотив штетла всегда занимал в нем значительное место. Не случайно тема местечка стала органичной частью национального мышления М. Шагала, Ш. юдовина, И. Будко. С новой самоутверждающейся силой феномен возрождения и поэтизации местечка вспыхнул после событий Второй мировой войны, что, безусловно, связано с национальным осознанием штетла как истока бытия всех евреев.
Не удивительно, что в современном изобразительном искусстве Израиля эта тема по-прежнему остается питательным корнем образнопоэтического мышления для многих представителей еврейского искусства, в том числе для скульптора Леонида Окуня. «Дерево продолжает жизнь» – так назвал он персональную выставку скульптур из дерева, которая проходила в начале 2008 года в Иерусалиме, в музее Объединения профессиональных художников «Тальпиот». В экспозиции представлены скульптуры от 50 см до 1,5 м и эскизы работ в полный размер в графике.
Заметим, что сам Леонид Окунь в местечке никогда не жил, но воспринял этот образ благодаря гению Шолом-Алейхема. «Через художественную литературу представление о местечке было эстетически пережито мной как свое. Герои ШоломАлейхема дали толчок к собственным жанровым картинкам в дереве», – признается скульптор.
В Израиле деревянная архитектура со скульптурными элементами ограничивается перголой и хупой. Работы Леонида Окуня сродни многообразию русской резьбы – с ее скульптурой, картинами из дерева, панно, домашней утварью. Перенесение приемов русской резьбы на еврейскую тему, несомненно, обогатило израильское искусство, не имеющее таких традиций в основе. Таково прозрачное по технике исполнения панно с пляшущими евреями. Л. Окунь не стремится к персонификации. В визуальном языке скульптора танцующие евреи даже похожи в подчеркнутой обобщенности, легкости и свободе. Главное – настроение и ритм фигуративного сюжета. В работах «Клезмеры», «Танец хасидов», «Сильная и молодая» скульптору чудесным образом удалось уйти от своих же стереотипов. В них нет вертикали в обычном понимании этого слова. Винтовое движение передает единое пластичное настроение, один образ становится частью или точкой отсчета другого. Продумано соотношение фигур, предметов, ритмических повторов в очертаниях силуэтов. Это мир жанрово достоверный и осязаемый, по-человечески теплый и доброжелательный, со странными, чудаковатыми стариками, козами, символизирующими изобилие жизненной силы, а еще – курами, лошадьми, священными книгами и певучими скрипками... Персонажей в фантазийном пространстве скульптора так много, что, учитывая долгий путь Л. Окуня в искусстве, их, наверное, хватило бы на фигуративный «штетл», дерево которого согрето непосредственностью, исходящей от самого художника. И пусть это не поворачивает историю вспять, но эстетически напоминает о родословной еврейской оливы.
Леонид Окунь родился в Белоруссии, в Бобруйске, где вырос, учился и начал работать по дереву. Окончил отделение керамики Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной, а отслужив в армии, вернулся в Бобруйск.
Преподавательская работа в художественном училище была главной сферой его деятельности. Преподавал он скульптуру, лепку, рисунок и композицию, параллельно окончив художественнографический факультет Витебского пединститута.
В Израиле с 1989 года, живет в Гедере. Все эти годы, так же, как и в Белоруссии, продолжает преподавать те же предметы на отделении искусства, открытом благодаря его же инициативе в школе «Миква-Израиль» в Холоне.
В Израиле Леонид Окунь участвовал в ряде выставок, в том числе персональных: дважды в Холоне, в Бат-Яме, Лоде, Петах-Тикве, Раанане, музее Гедеры. Дважды участвовал в международных выставках по иудаизму в «Беньяней ха-Ума» в Иерусалиме.