РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
«Эта книга не придумана, она остро пережита…»
Поэзия
ГРИГОРИЙ КОЧУР И ЕГО «ИНТИНСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Публицистика
МАЛЕНЬКАЯ И… БОЛЬШАЯ СТРАНА
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
"Земля Израиля и В.В.Верещагин"(ч.1)

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Небо – в чашечке цветка

Конкурсы, творческие вечера, встречи Галина Подольская

Надежда Мартыненко

1 мая в 19.00 в Бат-Яме в Украинском культурном центре ( ул. Ницана, 15 а) открывается выставка живописи Надежды Мартыненко.

Художник силен своей индивидуальностью, способностью воспринимать и умением воссоздавать окружающий его мир. Творить образ бытия или собственной фантазии. Здесь все важно в совокупности: цвет, линия, композициционные решения, визуальная фактурность. Чего-то больше, чего-то меньше. Каждый раз по разному – в зависимости от того, что нужно для воссоздания конкретного художественного образа в произведении.

Истоки

Надежда Мартыненко родом из былинной Черниговщины.
С детства будущую художницу пленяли краски природы. Высокое небо, яркое солнце, холмы, леса, луга... Фольклорные сказания этих мест сохранили дух преданий старины глубокой, в котором переплелись история и домысел, воплотились передаваемые из уст в уста реальные события и эпические мечты о том, что должно быть именно так, а не иначе. И все это вместе сложилось в дорогой сердцу образ края, дополненный впечатлениями от Гуцульщины, Буковины, Волыни, Полесья, – образ прекрасный, проникновенный, романтический и очень личный, поскольку в этой цепочке тепла есть еще одно звено - бабушка-травница.
Римейк из детства, однажды явившийся во сне как благословение того, что должно быть запечатлено на холсте. Ее бабушка с травами в сумке из холстины держит кувшин с водою... Этот образ зримо или незримо живет в картинах художницы – фигуративным решением или яркостью красок - сильных, как настой из собранных трав мольфарки-целительницы...
Живопись Надежды Мартыненко как изобразительное искусство подкупает образностью и зрительными эффектами. Устремленность к прекрасному, как неведомая организующая сила, подсознательно работает в художнице, помогая на разных этапах творчества быть интересной в разных темах и стилях.
16 работ, выполненные художницей специально для выставки в Израиле, - подтверждение тому. Представленные в экспозиции работы выполненны в потмодернистской декоративной стилистике. В определенном смысле их можно рассматривать как образцы современной интерьерной живописи, с опорой на классические композиции из европейского изобразительного искусства, обновленные введением предметов декоративно-прикладных промыслов малой родины.

Натюрморт во славу женщины

Натюрморты Надежды Мартыненко – это ощущение дома как пространства, творимого женщиной.
Многие их работ прямо на холсте обрамляют "ложные" прорисованные рамы, имитирующие орнаменты текстиля, "метлахской" плитки, кирпича. Так в натюрморте подчеркивается интерьерная сочетаемость элементов декора в доме. Перед нами керамическая посуда, кувшины для цветов, вазы для фруктов, украшенные смальтовыми мозаичными вкраплениями и врезками из цветного стекла, предметы народных промыслов, расписанные украинскими умельцами.
Это вязаные и вышитые салфетки, домотканые скатерти, лоскутные коврики - стилизованный пэчворк. Это предметы быта, любимые в культурах многих стран мира – Европе, Азии, Америке. Предметы женского досуга. Вещи, созданные руками женщины. Рукоделье – тепло в доме. Даже букеты в подбукетниках и те, словно вывязаны украинской рукодельницей. Это – наше, женское. Такова эстетическая позиция художницы – запечатлеть на полотне то, что создано женскими руками, то, в чем каждая женщина проявляется как хранительница очага и собственной индивидуальности. Женские Руки – часть искусства созидания дома – мирного, теплого, доброго, уникального - своего, не навязанного глянцевым журналом. То, что женщина создает своими руками, сохраняя энергетику созидающей женской любви.


Изобразительный эффект от натюрмортов Надежды Мартыненко таков, что живописные работы на холсте маслом зрительно напоминают картины-вышивки, ковровые панно, "текстильные картины" с букетами маков, васильков, ромашек. Вопрос в том, что любая тема, воссозданная в другом материале и изобразительным языком другого вида искусства, визуально выглядит иначе.
Живопись Надежды Мартыненко интересна с точки зрения современных исканий декоративной организации пространства и включения в него украинских орнаменатальных мотивов.
Некоторые из работ перекликаются с композиционными находками Матисса – мастера использования текстильных мотивов в натюрмортах.

Времена года

Если в натюрмортах художница предпочитает давать фронтальный ракурс, приближенный план, плоскостное изображение, то в пейзажах даются другие углы зрения, чтобы дизайнерски подчеркнуть ландшафтные особенности открывающегося пространства. Присмотримся поближе. Какие они в разные времена года?
Ранняя весна. Оттепель. Ледяное поле реки пробудилось и словно движется на тебя. Обломки ледяного покрова уже взламываются течением разливающейся реки. Эту природную силу воды подчеркивает экспрессивность цветовой амплитуды – от черного до желтого.
Весна идет! Весна идет! Мар расцветает. Деревья на округлых холмах – розово-белые. Голубое небо. Выбранный ракурс таков, будто ты стоишь на холме и перед тобой открываются дали и шири – река, луга и вновь бело-розовый сад, аромат которого словно исходит от полотна.
Лето. Знойный день. Вид сверху, словно от солнца в зените. Открытое пространство, напоминающее скатерть с пейзажем. От яркости света река – фиолетовая. Палатки, как розовая пастила, разбросаны по равнинной поверхности летней скатерти, в которой все оттенки зелени трав. И горчица, и пшеница, и словно "колосятся" переплетенные нити в текстуре холста.
Осень - спелая осень. Щедры ее дары – яблоки, груши, гроздья красной рябины. Они уже на праздничном столе и запечатлены в натюрмортах.


А вот зимушка-зима. Снеговой ковер. И березы в снегу, словно в шелковых коконах. И вновь ракурс – ландшафтный дизайн: деревья на пригорке, с которого смотришь на дорогу – и она тиха, как снежинка на вышивке.
Из биографии художницы известно, что впечатления от Черниговщины и других окрестностей, нашли эмоциональный отклик в пейзажах этих мест. Но то, что было источником вдохновения, в декоративной стилистике обрело изобразительную условность, чудесным образом сохранив эмоциональность натурного восприятия.


Несмотря обощенность в пейзажах и пристальное внимание к детали в натюрмортах, насмотря на разность ракурсов – фронтальную проекцию в натюрмортах и вид сверху в пейзажах, их объединяет – геометричность в распределении цветового фона. При этом ощущение лиричности мозка остается. Не потому ли, что кисть художницы пропитана любовью к всему, что становится объектом творчества? Не потому ли, что ее бытийные образы рождаются не ради обжигающего зрительного эффекта, а как ощущение мира в себе, доме, детской книжке?..

А у меня перед глазами – одна из ее работ. Лето. Ракурс сверху. Сочная зелень. Синее озеро – овальное, как яичко. А в центре на воде, как спасительная звезда мира, лежит ребенок на надувном круге. Широко раскинув руки и ноги, он смотрит в небо, а небо – в его глаза...

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
(Вильям Блейк)

"Небо – в чашечке цветка" – для меня это та метафора, которая отражает художественное мироощущение Надежды Мартыненко, - мировосприятие, проникнутое стремлением увидеть мгновение бытия, как вечность, и запечатлеть волнующее мгновение земной красоты.

Для справки

Надежда Мартыненко - современная украинская художница, член Национального Союза художников Украины ( Чернигов), училась в изостудии Киевского дворца «Октябрьский» (преподаватели М.Родин, Г.Гуляев, В.Забашта). Она - выпускница Симферопольского художественного училища имени Самокиша.


Сегодня Надежды Мартыненко участница международных, всеукраинских, региональных выставок, лауреат Премии имени М.Коцюбинского в номинации "декоративное изобразительное искусство", награждена грамотой от Управления культуры Чернигоской администрации, медалью "За многолетний плодотворный труд в области культуры " от Министерства. Ее работы имеются в музеях, галереях и частных собраниях Украины, России, Беларуси, Голландии, Франции, Израиля, США, Бразилии.
Работы Надежды Мартыненко, вошедшие в израильскую экспозицию, выставляются впервые, созданы художницей в течение 2013-2014 гг. специально для выставки в Израиле.


В день открытия выставки состоится и презентация альбома живописи Надежды Мартыненко, отражающего творческий путь художницы в изобразительном искусстве.
Настоящая выставка организована в рамках проекта "Одесский Дом-музей имени Н.Рериха в Израиле". Куратор - директор Одесского Дома-музея имени Н.Рериха Елена Петренко.

Выставка открывается
1 мая в Бат-Яме в Украинском культурном центре ( ул. Ницана, 15 а), в помещении которого будет находиться до 1 июня.
Затем выставка "переедет" в помещение в Иерусалимской городской русской библиотеки ( ул Агриппас, 88).
В Иерусалиме открытие экспозиции состоится в июне ( дата в процессе обсуждения) – в день презентации нового выпуска журнала "Лига Культуры" ( Израиль-Украина, издание Одесского Дома-музея имени Н.Рериха).
Работа выставки в библиотеке продлится до 1 июля.

 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.